Сначала скажем о том, зачем вообще может понадобиться образование. С одной стороны, сейчас образование занимает значительную часть жизни, а некоторые учатся и всю жизнь. С другой стороны, у нас очень сильно развит утилитарный подход к образованию: нужно изучать только то, что может пригодиться в жизни. Представителей такой точки зрения можно встретить на школьных родительских собраниях, на уроках, даже, к сожалению, среди духовенства.Если применить этот подход, то школьное образование можно будет свести к одному году – научиться читать, писать, причем не обязательно грамотно – мы же понимаем тексты, написанные с ошибками, выучить четыре действия арифметики. Семинарское образование, коль скоро мы говорим о будущих священниках, можно наполнить изучением практической стороны совершения богослужений и заучиванием шаблонов для составления проповедей. Конечно, предложенный вариант «реформы образования» в пользу повышения его эффективности выглядит абсурдно, и в таком виде с ним никто не согласится, но именно к такому результату ведёт стремление изучать только то, что может пригодиться в повседневной жизни. Образование, не только высшее, но и среднее, призвано в первую очередь служить духовному развитию человека, расширять круг его потребностей, который вполне может быть ограничен базовыми «животными» нуждами. То есть, по моему глубокому убеждению, образование учит человека правильно выстраивать иерархию ценностей – не знания по потребностям, а потребности, формируемые новыми знаниями. Школьник или студент, приступая к изучению того или иного предмета, чаще всего не представляет, как он на него повиляет и чем будет ему полезен, именно поэтому возможность выбирать, что учить, появляется только в старших классах школы, а в вузах – на уровне магистратуры. Для того, чтобы по-настоящему узнать себя, открыть в себе таланты, заложенные Господом, нужно, несмотря на возможное непонимание и сомнения, которые, к слову, являются признаком интеллектуального развития, понудить себя к знакомству со всеми областями знаний.
Зачем же образование священнику и почему оно должно быть гуманитарным? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно не только уметь рассуждать о нуждах современных христиан, но и знать латинский язык, который, кстати, является неотъемлемой частью гуманитарного образования. «Гуманитарный» происходит от латинского humanus, то есть человеческий. В центре гуманитарного образования находится человек с его сложным и прекрасным миром. Для нас, христиан, очевидно и то, что служение священника, ученика и друга Христа, тоже должно быть направлено на человека: вспомним притчу о потерянной овце, слова Господа о том, что Он «пришел взыскать и спасти погибшее» (Лк 19:10). Невозможно спорить с тем, что священник должен быть частью своей паствы, жить с ней одной жизнью, но и согласиться с аргументом «моя паства – люди простые, и им не нужны умные разговоры» тоже никак нельзя. Во времена, когда кандидатов на пресвитерское служение избирала община, пастырями становились наиболее выдающиеся и образованные ее члены, могущие не «топтаться на месте», а повести всех за собой вперёд и вверх к Богу.
В истории нашей страны это тоже легко прослеживается – первым высшим учебным заведением стала Славяно-греко-латинская академия (предшественница нынешней Московской духовной академии), а главным хранителем и распространителем образования очень долго оставалось духовенство. Например, во времена наполеоновского нашествия многие священники в Москве успешно общались с оккупантами на латыни (Земцов В. Москва при Наполеоне: опыт кросскультурного диалога // Quaestio Rossica. Т.4 2016. №4 С. 229). Митрополит Антоний Сурожский говорил, что священник должен быть или образованным, или святым, как прп. Серафим Саровский. Поскольку оправдывать отсутствие образования собственной святостью вряд ли кто дерзнёт, нужно признать, что до того момента, как священник сможет говорить от своего опыта, а это наступает очень нескоро, он должен приложить все усилия, чтобы сделаться вместилищем опыта, накопленного до него. При этом очень важно не отбрасывать всё, что напрямую не связано с Церковью – эта опасность подстерегает всех, кто осознанно встал на путь подготовки к священству, особенно в школе. Об этом хорошо писал свт. Григорий Богослов, вспоминая, что он и его друг, будущий свт. Василий Великий, знали «две дороги: одна, первая и превосходнейшая, вела к… священным храмам и к тамошним учителям, другая…- к наставникам во внешних науках» (свт. Григорий Богослов, Слово 43).
Путь к священству у каждого свой, но в большинстве случаев человек после школы оканчивает семинарию и принимает сан. Тот, кто выбирает семинарию для продолжения образования после школы, очевидно, уже принял решение о священстве, еще будучи школьником. Я бы хотел поделиться опытом построения системы профильного гуманитарного и одновременно церковного образования в старших классах школы на примере Варницкой гимназии. То, о чём я буду писать ниже, относится не только к будущим семинаристам, но и к тем, кто собирается получать гуманитарное образование в светских вузах. Благодаря введению по всей стране федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования школы получили большую свободу в формировании учебных программ и учебных планов, то есть теперь учащиеся десятых и одиннадцатых классов могу выбрать профиль обучения: естественно-научный, гуманитарный, социально-экономический, технологический или универсальный.
Мы, как уже говорилось выше, предлагаем нашим ученикам гуманитарный профиль. На практике это означает, что на профильном, то есть углублённом уровне, у нас изучаются литература, история и английский язык. С теми, кто плохо изучал английский или учил другой язык, мы начинаем с начала, чтобы в результате выйти на базовый уровень. Увеличение времени на изучение этих и богословских предметов, о которых речь пойдёт ниже, достигается за счёт того, что предметы естественно-научного цикла представлены только математикой и астрономией, поскольку остальные дисциплины на базовом уровне уже изучены к девятому классу. Ещё одним важным нововведением становится подготовка каждым учащимся индивидуального проекта. Это приближает школьное образование к высшему, потому что индивидуальный проект – это аналог выпускной квалификационной работы в вузах, только с более мягкими требованиями. Из регулярного общения с преподавателями и выпускниками семинарий и вузов я узнаю, что выпускникам школ очень не хватает умения работать с источниками и литературой, конспектировать и обобщать информацию. надеюсь, что в этом им будет помогать работа над индивидуальными проектами под руководством опытных наставников.
Одной из главных проблем последних классов школы, конечно, является «натаскивание» на ЕГЭ, которое «съедает» время, не оставляя возможности что-то по-настоящему спокойно и вдумчиво изучить. Этот перекос тоже устраняется перераспределением времени между предметами, так что при изучении профильных дисциплин остаётся время и на подготовку к ЕГЭ, и на вдумчивое и спокойное изучение. Теперь скажем отдельно о богословских предметах. Благодаря всё тому же федеральному образовательному стандарту, помимо обязательных общеобразовательных предметов школа может реализовывать свой компонент образования, в нашем случае это: Основы Православной веры (Ветхий Завет и Четвероевангелие), История Церкви, Литургика, Древнегреческий и Латинский языки. Все эти предметы изучаются не на углублённом, это будет уже в семинариях, а на ознакомительном уровне, чтобы дать базу, необходимую для дальнейшей работы на следующей ступени образования.
Как всё это связано с подготовкой к священству? Семинарские образовательные программы рассчитаны на «идеального выпускника школы», у которого есть твёрдые базовые знания по истории, литературе и другим предметам. На практике же оказывается, что этих знаний сильно не хватает, как и возможности восполнять их одновременно с учёбой в семинарии. Мы пытаемся решить эту проблему, работая с выпускниками девятых классов, многие из которых, к сожалению, имеют серьёзные пробелы, и далеко не всегда из-за собственной лени. Чем раньше юноша начинает готовиться к священству, тем лучше и для него самого и для тех, кто его готовит. Священник, справившийся с собственным образованием, превозмогший все трудности, найдёт, что сказать тем, у кого не хватает мотивации в духовной жизни, кто потерял интерес ко всему или у кого руки опускаются от проблем и трудностей.