135 лет назад, 15 апреля 1884 года родилась подвижница благочестия, талантливый иконописец, духовное чадо преподобного Варсонофия Оптинского и преподобноисповедника Севастиана Карагандинского (Фомина) старица Агния, в миру Александра Васильевна Стародубцева.
Девочка родилась слепой, и благочестивые родители с верой и упованием повезли ее к мощам святителя Митрофана Воронежского, где она и получила исцеление. Рано оставшись сиротой, Сашенька упросила своих родных отвезти ее в Знаменский Сухотинский женский монастырь, который славился в то время своей иконописной школой. Юная подвижница всем сердцем хотела научиться писать иконы.
В Знаменском Сухотинском монастыре послушница Александра после искуса была пострижена в рясофор с именем Агния и подвизалась в обители 21 год (до самого ее закрытия в 1919 году), обучаясь иконописному искусству и проходя различные послушания.
Ежегодно посещая Оптину пустынь, приезжая для исповеди и духовного совета к своему духовному отцу старцу Варсонофию (Плиханкову), Александра впервые встретилась там и познакомилась с будущим старцем Севастианом, в то время еще послушником Стефаном, келейником оптинского старца Иосифа (Литовкина).
В ноябре 1919 года Знаменно-Сухотинской монастырь был преобразован в трудовую общину, которая просуществовала десять лет. В 1929 году по благословению иеромонаха Севастиана, ставшего после кончины старца Варсонофия ее духовником, инокиня Агния с монахиней Надеждой, также бывшей насельницей обители, переехали в город Новохоперск Воронежской области. Как и монахини из других закрытых монастырей, Агния была вынуждена часто переезжать с места на место, чтобы не привлекать к себе внимание ОГПУ. В 1930 году она проживала в Среднем Карачане, в Алферовке и других селах, находящихся вблизи Новохоперска. Тяжело переживая разлуку с родной обителью, она записала в своем дневнике 18 февраля 1929 года: «Господи, помоги пережить все находящее, дай мне сил и терпения. Теперь мне нужна мудрость, чтобы самой решать серьезные вопросы, оставаясь одной на чужой стороне».
В 1945 году, когда в Новохоперске возобновились службы в Воскресенском храме, инокиня Агния стала исполнять там послушание алтарницы. В дальнейшем, помимо алтарного послушания, она занималась реставрацией отдельных икон.
Ее трудами была восстановлена почитаемая икона Пресвятой Богородицы «Скоропослушница». Кроме того она принимала участие в реставрации настенных росписей Воскресенского храма, а после открытия Покровского кафедрального собора Воронежа – и в реставрации его росписей, в составе группы иконописцев. По воспоминаниям новохоперцев, мать Агния была очень молчалива, но ко всем обращающимся к ней за советом и помощью – приветлива и радушна.
В начале 1950 года монахиня Надежда скончалась, и в 1952 году инокиню Агнию вызвал к себе ее духовный отец архимандрит Севастиан. 4 января 1952 года мать Агния приехала на свое новое послушание в город Караганду. Первое время ей было очень тяжело находиться в Караганде, и она имела мысли вернуться назад в Новохоперск, однако, преодолев все внутренние и внешние искушения, идя путем монашеского послушания, она осталась, и впоследствии ею были написаны иконы для храмов Алма-Атинской епархии, находящихся в Караганде, Щучинске, селе Боровом, Оскаровке и многих других городах и поселках, а также иконы для митрополита Алма-Атинского Иосифа (Чернова).
Старцу Севастиану не разрешали служить, и вначале богослужения совершались тайно. Только в 1955 году была зарегистрирована церковная община в Большой Михайловке, где под храм был переоборудован жилой дом, освященный в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
Для этого храма инокиня Агния написала под руководством старца Севастиана несколько икон. Первыми, написанными ею для Михайловской церкви, были образ «Господь Вседержитель» для иконостаса и икона Божией Матери «Скоропослушница», а затем и многие другие; среди них: Воскресение Христово, Пресвятая Троица, Вознесение Господне.
Через три года после своего приезда в Караганду мать Агния по благословению Святейшего Патриарха Алексия I была пострижена в мантию.
Своим чадам старец Севастиан говорил о монахине Агнии: «Сколько она сделала для Церкви нашей! Никто столько не сделал, как она. И вообще, сколько прекрасного она сделала за всю свою жизнь…»
19 апреля 1966 года скончался старец Севастиан, и, согласно его последней воле, монахиня Агния (Стародубцева) приняла попечение над духовной паствой почившего. К ней за духовным советом и утешением приезжало множество людей, которых она принимала с присущими ей скромностью, радушием, гостеприимством. Она старалась скрыть от них дар рассудительности и прозорливости, отвечала на заданные вопросы просто и порой иносказательно. Часто говорила вопрошающим: «Ну, что я – старый человек? Я ничего не знаю, сижу за печкой, нигде не бываю». Митрополиту Иосифу, приезжавшему в Караганду, Агния предсказала, что ему будет предложено Патриаршество, и, действительно, кандидатура митрополита Иосифа на Патриарший Престол выдвигалась во время подготовки Поместного Собора РПЦ 1971 года. Предвидя близкую смерть, предсказала, что на ее похоронах будет два гроба – так и произошло: одна из сестер, пришедших ее облачать после кончины, монахиня Фекла, скоропостижно скончалась.
Среди духовных чад матери Агнии были и монашествующие, и те, кто позднее изберут этот путь. Им она передавала опыт монашеской жизни, который приобрела сама, и знания, преподанные ей духовными отцами и старцами.
Перед своей кончиной, после нескольких лет тяжелой болезни, мать Агния была пострижена в великую схиму. Она и тогда не оставляла своего послушания и с терпением и любовью принимала всех, обращающихся к ней.
17 марта 1976 года, после Причастия Святых Тайн схимонахиня Агния мирно предала свою душу Господу. Похоронена она была на Михайловском кладбище недалеко от своего духовного отца и наставника, преподобного схиархимандрита Севастиана (Фомина).