Фото: Пелагия Замятина, «Вечерняя Москва»
В храме перед Распятием горько плакала женщина. На вопрос священника: «Что с тобой случилось, какое у тебя горе?» — она ответила: «Христос давно не посещает Своей милостью. У меня совсем нет скорбей, испытаний. Видно, Господь забыл обо мне». Как потом рассказывал священник, в этих словах ему открылась потрясающая духовная мудрость.
Сегодня большинство людей уверены, что испытаний и неприятностей в их жизни и так слишком много, а принимать их с готовностью и даже охотно — это нечто невероятное. Что может обрадовать человека? Один будет рад найти тысячу рублей, другой — достать билет в Большой театр, третий — провести выходные вместе с детьми. Человеческая радость — понятие растяжимое. Одного радует то, что на другого не производит никакого впечатления.
И у христиан радость совсем иная, чем у людей, далеких от Христа. Христиане знают Бога Живого, который всегда рядом, если только сам человек не отходит от Него. По этой причине апостол Павел наставляет: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите» (1 Фес. 5, 16—18).
Христианская радость о том, что человеческое пребывание на Земле не бессмысленно, что человек — не игрушка фатума, что, несмотря на все страдания и беды, человеку уготована вечная радость со своим Творцом и Спасителем. Ради этого Бог вочеловечился, жил среди людей, пострадал и умер на кресте, и воскрес, и в Нем человеческая природа обрела вечное бытие с Источником жизни.
Жить под благодатным покровом Церкви Христовой в мире с совестью, руководствуясь евангельскими законами любви к Богу и Его творению, с благодарностью к благому Промыслу Божию — все это источник радости для христианина. Почему же христиане, в большей своей части, не ходят с просветленными лицами, а нередко бывают и скорбны, расстроены, угнетены? Это проблема не христианства, а каждого из нас. Когда в нашей жизни память о Боге вытесняется сиюминутными интересами, когда нас больше волнуют земные проблемы, когда мы потворствуем своим страстям, мы сами омрачаем нашу христианскую радость.
Вот утром человек воодушевленно читает молитву: «Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день, дай всецело предаться воле Твоей Святой!» Но днем посетит его неожиданная скорбь, и человек уже подавлен, разбит, печален. Ему будет не по себе, пока он не осознает, что это искушение произошло с ним не без Промысла Божия, а значит, преследует благую духовную цель.
Это не значит, что наши лица всегда должны сиять улыбками, что бы ни случилось. Правильное душевное расположение христианина святые отцы характеризовали словом «радостопечалие». Эти два чувства могут и должны сосуществовать в душе христианина: печаль о собственных грехах и радость о Боге, который победил власть греха и помогает нам избавиться от наших страстей и греховных зависимостей.
Человек заблуждается, когда думает: «Чтобы Бог меня помиловал, я обязан должным образом молиться, поститься, творить добро, читать Евангелие, святых отцов». При этом он видит, что на практике ничего не успевает: толком не молится, не постится, любое душеполезное занятие идет у него «через пень-колоду». Например, Великим постом он «срывается» на скоромную пищу, хочет пойти на великопостную службу или дома прочитать канон, кафизму Псалтири, а на деле не может отказаться от любимых сериалов. Видя себя таким, человек скорбит: «Нет мне спасения!» — и готов все бросить.
Нельзя думать, что Бог спасает нас за праведные дела. Люди, даже святые, не могут совершить ничего, достойного спасения. Иначе ветхозаветные праведники и пророки не ожидали бы пришествие Спасителя в аду, и Христу не надо было выводить их оттуда после своей смерти.
Даже у человека, который искренно решил поститься, молиться, ограничить себя в привязанности к удовольствиям, многое может не получаться. Но это не повод опускать руки. Когда ребенок начинает рисовать, его родители любуются наивными рисунками и хранят их не потому, что это произведения искусства. Они дороги им тем, что нарисованы сыном или дочерью. Так же и Бог ценит нас не за то, что мы прочитываем в день определенное количество молитв с земными поклонами и почти ничего не едим в пост. Христос просто нас любит как Своих детей, как Свое творение.
Мы, в свою очередь, стремимся ответить на Его любовь так, как это веками делали до нас люди святой, богоугодной жизни. Мы стараемся ограничить себя в телесных удовольствиях, избегать развлечений, больше времени уделять богообщению, молитве, чтению Священного Писания и другим душеполезным занятиям. Пусть в аскетическом делании мы подобны малым детям — такие же неумелые и слабые несмышленыши. Но ведь глупо предполагать, что папа или мама будут любить ребенка только в том случае, если у него получится шедевр. Также не стоит думать, что Бог отвернется от человека, который прилагает усилия, но еще далек от совершенства в духовной жизни.
Апостол Павел говорит: «Царство Божие есть радость во Святом Духе» (Рим. 14, 17). В святых людях, достигших христианского совершенства, таких как преподобный Серафим Саровский, радость о Святом Духе была непоколебима никакими скорбями. Всех приходящих он встречал словами: «Радость моя, Христос Воскресе!» — напоминая, что не стоит унывать даже в стесненных обстоятельствах, ведь все наши земные скорби мимолетны перед вечностью Царства Божия, которое открыл нам Христос.
Дух Святой — источник подлинной христианской радости. Он дается каждому христианину в таинстве Крещения. Мы не видим в себе столь явного Его проявления, потому что не даем Ему свободу действовать в нас и руководить нашей жизнью. Но пока мы остаемся причастными жизни Церкви, Дух Святой подает нам радость богообщения в церковных таинствах. Эта радость становится все более ощутимой по мере очищения нашего сердца и удаления от всего, что делает нас чуждыми Господа.
По мере возрастания в Святом Духе христианин становится способен глубже осмысливать претерпеваемые скорби. У него появляются силы выдержать искушение, не впасть в панику, отчаяние, в уныние или гнев, но проявить благодушие и самоукорение. Христианин уже не только внимает словам молитвы Оптинских старцев, а применяет их на практике, с благодарностью Богу переносит временные страдания, понимая их необходимость для очищения сердца и спасения своей вечной души. Со временем он понимает ту женщину, которая плакала в храме у Распятия, сожалея, что в ее жизни давно не было испытаний и преодолений.
Апостол Павел приводит слова Господа о том, что сила Божия совершается в немощи человеческой (2 Кор. 12, 9). Когда человек видит не одни только неразрешимые проблемы, но и то, как Господь из них выводит, это служит великим утешением. Раз за разом христианин убеждается, что Христос близко, что Он не отдал нас в руки слепому случаю, а Сам ведет ко спасению. Каждая скорбь, проблема, искушение будут человеку поводом снова увидеть действие Божие в своей жизни. Такое не может не радовать, даже если приходится переживать очень неприятное.
Как золото очищается огнем и становится более чистым и ценным, так происходит и с человеческой душой. В искушениях и скорбях у нас всегда есть шанс проявить верность евангельскому пути и стать ближе к Христу. Так что Господь попускает нам испытания ради нашей же пользы: чтобы, перенося скорби, мы становились сильнее, научались через это тому, что пригодится нам в вечности.