2 мая 2019 года, в четверг Светлой седмицы, день памяти блаженной Матроны Московской, 67-ю годовщину преставления и 20-ю годовщину канонизации блаженной старицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию в Покровском ставропигиальном женском монастыре в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим со словом.
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимая матушка игумения! Дорогие отцы, братья и сестры!
Всех вас сердечно приветствую с 20-летием канонизации святой праведной Матроны Московской! Очень хорошо сказала о ее жизни игумения Феофания, — все так и было. Блаженная жила в стороне от общего потока жизни, она была мало известна широкой публике, но люди церковные знали Матрону не просто как страдалицу, но как человека огромной веры, несокрушимой духовной силы, которую чувствовали сердцем, и шли к ней — к болящей, к обездвиженной, ничего не видевшей от рождения. Шли, чтобы испросить совета, почерпнуть мудрости, источником которой была мудрость Божественная, получить силу, которая, конечно, была не силой человеческой.
Так Господь пребывает в праведниках Своих — вне зависимости от того, сильный праведник или слабый, известный или неизвестный, могущественный или совершенно лишенный всякой власти. Бог действует в Своих праведниках, среди которых были и цари, и князья, и полководцы, и монахи, и простые люди, и такие убогие, как святая праведная Матрона Московская. Благодать Божия воздействует на человека вне зависимости от его положения, его образования, наличия у него средств. Господь дает нам благодать не за то, что мы заработали, а за то, что мы стяжали Духом Святым в ответ на молитву и смирение.
Удивительно, но к блаженной Матроне обращались разные люди, в том числе далекие от Церкви. И ведь это происходило, когда не было никаких предпосылок к такому развитию событий, которое привело бы в обезбоженной, атеистической стране к возрождению церковной жизни. Что же означало тогда прижизненное паломничество к Матроне? А оно означало, что люди верили и сердцем чувствовали, что Господь не оставит народ Свой, что Господь вновь откроет храмы и дарует возможность свободно и нестесненно призывать Его имя, святое и преславное.
Когда мы относимся так к истории, это означает, что мы верим в победу Бога над диаволом, в победу добра над злом. А зла совершалось и совершается немало. Сегодня мы вспоминаем трагические события в Одессе. Пять лет назад перед лицом Европы и всего мира людей побивали булыжниками, в то время как они оставались в своих палатках и не представляли никакой опасности для окружающих. Они лишь отстаивали свое право жить так, как хотят, не подчиняться иным, чуждым порядкам, они не хотели принять тот миропорядок, который им навязывался силой. Но преступникам было мало забросать булыжниками палатки. Когда люди выскочили из них и побежали в Дом профсоюзов — его название сегодня известно всему миру, — преступники, преследовавшие их, заперли это здание и подожгли его. Тогда 48 человек сгорели заживо перед лицом Европы и всего мира. Конечно, кто-то пытается объяснить случившееся особенностями тогдашней политической борьбы, но зверство, совершенное над людьми, нельзя объяснить ничем иным, как только действием силы диавольской. Все те, кто сжигал заживо людей, были под властью диавола, и была великая опасность, что эти обуреваемые темной силой преступники возьмут власть над украинским народом. Но мечта, которой жили бесновавшиеся у Дома профсоюзов, по милости Божией не осуществилась. И хотя сегодня остается много вопросов относительно того, что происходит на Украине, мы можем свидетельствовать, что радикальные силы зла, злоба диавольская, воплощенная в человеческих образах, не захватила тотально всю власть над украинской землей.
Сегодня, вспоминая это страшное событие, мы молимся о наших братьях и сестрах на Украине. Мы возносим заупокойную молитву о 48 мучениках, заживо сожженных в Одессе. Мы молимся, чтобы Господь благословил жизнь братской Украины. Мы связываем также нашу молитву с надеждой на то, что новое руководство, которое пришло по итогам выборов к власти на Украине, будет в полной мере учитывать великую 1000-летнюю православную традицию Украины, Святой Руси, Киевской Руси и будет в полной мере уважать законный выбор в пользу единственной канонической Украинской Православной Церкви, в которой реально присутствует Божественный дух и которая молитвенно предстоит Богу, вознося молитву за страну и за народ.
Многие события соединились в сегодняшнем дне. Такова жизнь. Мы вспоминали чудо самого факта существования блаженной Матроны Московской в безбожное советское время. Для нас это знак Божией силы и Божиего присутствия в человеческой жизни, в человеческой истории. И, отталкиваясь от этого видимого знака, мы уповаем на то, что Господь не оставит Церковь нашу, где бы она ни была — в России, Украине, Белоруссии, Молдове, других странах, ближних и дальних, что в ответ на молитвы, на мученичество и страдания наших верующих, благочестивых пресвитеров и архиереев, Господь будет даровать нам силу Своей благодати, помогая укреплять веру в нашем народе, творить дела милосердия и правды.
Вспоминая блаженную Матрону Московскую, слепую обездвиженную женщину, мученицу, страдалицу, исполненную тем не менее такого величественного спокойствия, мы возносим к ней сегодня особые молитвы, чтобы она не забывала своим духовным попечением сию святую обитель, град Москву и всех тех, кто с верой и упованием обращается к ее святой памяти. Ее молитвами да хранит Господь всех нас. Аминь.