Может ли сомнение быть добродетельным?

Ответы пастырей

Минувшая Неделя была посвящена памяти апостола Фомы, который усомнился в Воскресении Христа. Его сомнение послужило славе Божией. Мы решили спросить наших пастырей, в каких случаях сомнение или скепсис может явиться добродетелью, а в каких нет?

Не стоит спешить считать себя достойным чуда

Священник Валерий Духанин:

Без сомнений и скепсиса принимай видение своей греховности, своих ошибок и слабостей

– Отвечу кратко. У святых отцов есть духовное правило: если ты встретил непонятное тебе чудо или знамение, то не принимай и не отвергай, сохрани себя в стороне. За бдительность тебя только похвалят. Иначе, поспешив с принятием чуда, можешь оказаться в сетях обольстителя. Это не то чтобы скепсис, а это – духовная осторожность, осмотрительность. В этом смысле не стоит спешить считать себя достойным чуда, специально искать в своей жизни знамений свыше – такое от Бога подается, но редко.

Так что относись скептически к тому, что тебя могло бы как-то выделить среди других людей, подчеркнуть твою «особенность»: такое выделение себя – путь самообольщения. А вот без всяких сомнений и скепсиса принимай видение своей греховности, своих ошибок, слабостей, преткновений.

Священник Валерий Духанин Священник Валерий Духанин

Такое видение однозначно является правдивым, так что сомневаться в своем недостоинстве и своих ошибках не стоит. Путь видения своих грехов и, конечно, раскаяние в них ведут к смирению, а посредством смирения – к единению с Господом.

Смиренная и самоотверженная вера приобщает нас Божественной Истине

Священник Димитрий Шишкин:

– Строго говоря, с точки зрения церковной, сомнения, скепсис уместны во всём, что явно противно церковному учению о нашем спасении, противно полноте и чистоте православной веры. Здесь даже не то что скепсис необходим, а бдительная и твердая решимость в отвержении всех учений, мнений и суждений, какими бы «правдоподобными» они ни казались, если они противоречат учению Церкви.

Но для этого надо знать и понимать церковное учение, отделять то, что исповедует вся полнота Православия, от того, что является выражением частных суждений людей, пусть даже и просвещенных (то есть церковных), но могущих ошибаться, как всякий человек. И уж тем более, повторюсь, надо осторожно относиться к суждениям людей нецерковных. А ведь таких людей очень много, и людей порой образованных и умных, даже считающих себя православными и способных связно излагать свои мысли. Но вот именно беда в том, что эти люди, при всех их достоинствах и талантах, не хотят осознать важность простейшего, но обязательного условия для жизни во Христе – смирения. Таким людям трудно принять в простоте то, что открывает Господь о Себе и о нас в лоне Святой Православной Церкви. Эти люди, что-то принимая из общего церковного учения, в чем-то сомневаются и начинают «интерпретировать» по-своему то, что объяснено уже давно святыми мужами и принято всей полнотой Церкви.

Священник Димитрий Шишкин Священник Димитрий Шишкин

Вот в смысле трезвенного и критического отношения ко всевозможным нецерковным мнениям, а также к мнениям, высказываемым внутри Церкви, но не разделяемым всей ее полнотой, скепсис и сомнение могут быть добродетелью. А в том, что относится к благословенной полноте Православия, от нас требуется всецелая самоотверженная и деятельная вера, плоды которой сами по себе будут свидетельствовать об истине. Потому что именно такая – смиренная и самоотверженная – вера приобщает нас высшей Божественной Истине.

Скептицизм должен иметь предел

Священник Александр Дьяченко:

Кто бы что тебе ни посоветовал, прежде чем принимать, сравни со словом Божиим, с учением отцов Церкви

– Читаем: «Скепсис есть критически-недоверчивое отношение к чему-либо».

Немедленно приходит на ум начало Евангелия от Иоанна. Будущий апостол Нафанаил не верит заявлению Филиппа и желает собственными глазами посмотреть на Того, Кого называют Христом. Иисус видит идущего к Нему Нафанаила и говорит о нем: «Вот подлинный израильтянин, в котором нет лукавства». Нафанаил испытывает Христа: почему так говоришь, откуда Ты меня знаешь? И лишь убедившись в правоте Филиппа, безоговорочно становится учеником Христовым.

Или тот же Фома. Он видит радующихся товарищей. Те в один голос заявляют: только что приходил воскресший Господь, – а он сомневается. «Такого не может быть, – говорит Фома, – и пока собственными руками не дотронусь до Его ран, не проверю их подлинности, буду оставаться в сомнениях». И Господь позволяет Фоме убедиться в том, что это действительно Он.

Священник Александр Дьяченко Священник Александр Дьяченко

Для христианина быть скептиком – не самое плохое качество. Почему бы и нет? Любой из нас должен уметь «включать голову» и жить собственным умом. Для христиан существуют абсолютные авторитеты: Священное Писание и духовное наследие отцов, чей опыт подтвержден временем и признан всей полнотой церковной. Это своего рода камертон, позволяющий наладить собственную духовную жизнь. Кто бы что тебе ни посоветовал, прежде чем принимать, сравни со словом Божиим. Поинтересуйся, что на эту тему говорили отцы. Если совет лежит в логике православного учения, выполняй. Если нет, то хорошенько задумайся. Иначе можно легко угодить в беду.

С другой стороны, скептицизм должен иметь предел и не распространятся на Личность Самого Спасителя, Божией Матери, учителей Церкви. В противном случае появится искушение поставить под сомнение авторитет опыта святых подвижников, и в итоге – риск сбиться с правильного духовного пути. Отвергая авторитет Божией Матери, Ее роль в деле спасения человечества, сам не заметишь, как окажешься вне спасительной церковной ограды. И покатишься дальше, пока однажды не заявишь и Самому Христу: «А Ты кто такой?!»

Подготовил Юрий Пущаев

8 мая 2019 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Сомнение и вера апостола Фомы Сомнение и вера апостола Фомы
Иером. Ириней (Пиковский)
Сомнение и вера апостола Фомы Сомнение и вера апостола Фомы
Слово в Неделю Антипасхи
Иеромонах Ириней (Пиковский)
Неверие Фомы не было упрямым нежеланием признать свидетельства очевидцев. Это была жажда веры, которая искала подкрепления в видимых доказательствах. (MP3 файл. Продолжительность 12:05 мин. Размер 11.1 Mb)
О богословии канона Фоминой недели О богословии канона Фоминой недели
Диакон Владимир Василик
О богословии канона Фоминой недели О богословии канона Фоминой недели
Диакон Владимир Василик
Неверие Фомы связано не с превозношением и злобным упрямством, но соединено с исканием, ибо Фома хочет поверить и преодолеть свое неверие, он ищет встречи с Господом.
Жизнь определяется нашим духовным состоянием Жизнь определяется нашим духовным состоянием
Проф. А.И. Осипов
Жизнь определяется нашим духовным состоянием Жизнь определяется нашим духовным состоянием
Профессор А.И. Осипов отвечает на вопросы читателей
Что делать, когда приходят сомнения в вере? Как научиться узнавать волю Божию? Как православные христиане должны подавать милостыню? Почему люди терпят лишения? И вообще есть ли справедливость на земле?
Комментарии
Катерина 8 мая 2019, 16:42
Огромное спасибо за эту статью. Помогло разобраться в одной повторяющейся ситуации и расставить акценты на будущее.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×