Минувшая Неделя была посвящена памяти апостола Фомы, который усомнился в Воскресении Христа. Его сомнение послужило славе Божией. Мы решили спросить наших пастырей, в каких случаях сомнение или скепсис может явиться добродетелью, а в каких нет?
Не стоит спешить считать себя достойным чуда
Без сомнений и скепсиса принимай видение своей греховности, своих ошибок и слабостей
– Отвечу кратко. У святых отцов есть духовное правило: если ты встретил непонятное тебе чудо или знамение, то не принимай и не отвергай, сохрани себя в стороне. За бдительность тебя только похвалят. Иначе, поспешив с принятием чуда, можешь оказаться в сетях обольстителя. Это не то чтобы скепсис, а это – духовная осторожность, осмотрительность. В этом смысле не стоит спешить считать себя достойным чуда, специально искать в своей жизни знамений свыше – такое от Бога подается, но редко.
Так что относись скептически к тому, что тебя могло бы как-то выделить среди других людей, подчеркнуть твою «особенность»: такое выделение себя – путь самообольщения. А вот без всяких сомнений и скепсиса принимай видение своей греховности, своих ошибок, слабостей, преткновений.
Такое видение однозначно является правдивым, так что сомневаться в своем недостоинстве и своих ошибках не стоит. Путь видения своих грехов и, конечно, раскаяние в них ведут к смирению, а посредством смирения – к единению с Господом.
Смиренная и самоотверженная вера приобщает нас Божественной Истине
– Строго говоря, с точки зрения церковной, сомнения, скепсис уместны во всём, что явно противно церковному учению о нашем спасении, противно полноте и чистоте православной веры. Здесь даже не то что скепсис необходим, а бдительная и твердая решимость в отвержении всех учений, мнений и суждений, какими бы «правдоподобными» они ни казались, если они противоречат учению Церкви.
Но для этого надо знать и понимать церковное учение, отделять то, что исповедует вся полнота Православия, от того, что является выражением частных суждений людей, пусть даже и просвещенных (то есть церковных), но могущих ошибаться, как всякий человек. И уж тем более, повторюсь, надо осторожно относиться к суждениям людей нецерковных. А ведь таких людей очень много, и людей порой образованных и умных, даже считающих себя православными и способных связно излагать свои мысли. Но вот именно беда в том, что эти люди, при всех их достоинствах и талантах, не хотят осознать важность простейшего, но обязательного условия для жизни во Христе – смирения. Таким людям трудно принять в простоте то, что открывает Господь о Себе и о нас в лоне Святой Православной Церкви. Эти люди, что-то принимая из общего церковного учения, в чем-то сомневаются и начинают «интерпретировать» по-своему то, что объяснено уже давно святыми мужами и принято всей полнотой Церкви.
Вот в смысле трезвенного и критического отношения ко всевозможным нецерковным мнениям, а также к мнениям, высказываемым внутри Церкви, но не разделяемым всей ее полнотой, скепсис и сомнение могут быть добродетелью. А в том, что относится к благословенной полноте Православия, от нас требуется всецелая самоотверженная и деятельная вера, плоды которой сами по себе будут свидетельствовать об истине. Потому что именно такая – смиренная и самоотверженная – вера приобщает нас высшей Божественной Истине.
Скептицизм должен иметь предел
Кто бы что тебе ни посоветовал, прежде чем принимать, сравни со словом Божиим, с учением отцов Церкви
– Читаем: «Скепсис есть критически-недоверчивое отношение к чему-либо».
Немедленно приходит на ум начало Евангелия от Иоанна. Будущий апостол Нафанаил не верит заявлению Филиппа и желает собственными глазами посмотреть на Того, Кого называют Христом. Иисус видит идущего к Нему Нафанаила и говорит о нем: «Вот подлинный израильтянин, в котором нет лукавства». Нафанаил испытывает Христа: почему так говоришь, откуда Ты меня знаешь? И лишь убедившись в правоте Филиппа, безоговорочно становится учеником Христовым.
Или тот же Фома. Он видит радующихся товарищей. Те в один голос заявляют: только что приходил воскресший Господь, – а он сомневается. «Такого не может быть, – говорит Фома, – и пока собственными руками не дотронусь до Его ран, не проверю их подлинности, буду оставаться в сомнениях». И Господь позволяет Фоме убедиться в том, что это действительно Он.
Для христианина быть скептиком – не самое плохое качество. Почему бы и нет? Любой из нас должен уметь «включать голову» и жить собственным умом. Для христиан существуют абсолютные авторитеты: Священное Писание и духовное наследие отцов, чей опыт подтвержден временем и признан всей полнотой церковной. Это своего рода камертон, позволяющий наладить собственную духовную жизнь. Кто бы что тебе ни посоветовал, прежде чем принимать, сравни со словом Божиим. Поинтересуйся, что на эту тему говорили отцы. Если совет лежит в логике православного учения, выполняй. Если нет, то хорошенько задумайся. Иначе можно легко угодить в беду.
С другой стороны, скептицизм должен иметь предел и не распространятся на Личность Самого Спасителя, Божией Матери, учителей Церкви. В противном случае появится искушение поставить под сомнение авторитет опыта святых подвижников, и в итоге – риск сбиться с правильного духовного пути. Отвергая авторитет Божией Матери, Ее роль в деле спасения человечества, сам не заметишь, как окажешься вне спасительной церковной ограды. И покатишься дальше, пока однажды не заявишь и Самому Христу: «А Ты кто такой?!»