Его просветили Царственные мученики

Памяти историка Александра Боханова

14 ​мая 2019 г скончался Александр Николаевич Боханов, советский и российский историк и историограф, специалист по истории России XIX — начала XX веков. Доктор исторических наук, автор школьных учебников по истории, более 30 монографий и около 200 статей.

Александр Боханов Александр Боханов

Этот разговор перед телекамерой с Александром Николаевичем Бохановым я запомнила навсегда. Без него не состоялся бы мой документальный фильм «Государь Император Николай II: Возвращение». Для меня было сенсацией всё то, что я услышала от Боханова. Он опрокинул исторические представления, вложенные в мою голову советской школой и Московским университетом.

Шел 1999 год. По храмам Москвы возили «странную» тогда для всех икону: Царь Николай II в одеянии русских царей, со скипетром и державой. Она мироточила, благоухала. А моя группа из программы «Русский дом» снимала это чудо, к которому мы никак не могли привыкнуть. От иконы происходили исцеления, и люди перед нашей камерой свидетельствовали об этом. Мне казалось, что этот особый, свежий благоуханный запах от иконы меня сопровождает везде, даже когда я далеко от нее и нахожусь дома или в останкинской аппаратной, где нет окон, а только стены и холодный металл телеаппаратуры. Однажды, когда мы монтировали сюжет о новой мироточивой иконе Царя, этот запах ясно почувствовали и другие люди. Мне оставалось только рассказывать обо всем этом своему духовнику, иеросхимонаху Иоанну (Казанцеву), так как я, начитавшись святых отцов, остерегалась чудес и боялась впасть в прелесть. А он, перебирая четки, лишь улыбался в свою белую бороду. Однажды икона замироточила прямо в момент съемки, на наших глазах… И здесь было больше вопросов, чем ответов. Почему она мироточит? Почему на ней изображен последний Царь? Неужели он и вправду свят? Тот самый, о котором нам все говорили, что он «Кровавый»?! И что Небо хотело сказать этим «явлением» образа, привезенного к нам в виде литографической копии из-за границы?

Конечно, мы снимали московских священников – тех, кто решился принять икону в свой храм (протоиереи Александр Шаргунов, Владислав Свешников, Артемий Владимиров, Василий Голованов). Они нам многое обьясняли с духовной точки зрения. Но было ясно и другое: эта мироточивая икона, этот образ Царя с ясным светлым взглядом словно умолял нас повернуться к родной истории, к трагическим годам революции, к этому рубежу, где не зарубцован кровавый шрам разрыва между исторической Россией и страной Советов… И мы стали искать ответы на вопросы, которых рождалось все больше и больше. Именно от образа шел этот посыл – искать ответы. Словно Царь обращался к нам: «Да, да, русские люди, я свят, не верьте тому, что обо мне написано и что обо мне говорят, не верьте также, что о моем царствовании говорят, ищите правду обо мне и России, о ее пути, это важно, от этого зависит ваше будущее! И ничего не бойтесь, я с вами, с любимой Родиной, мы теперь тоже – ваши заступники!»

Но где же ее было найти, эту историческую правду? Не было книг, монографий, Царь не был прославлен, шли только разговоры об этом. И мы стали стучаться в двери «исторической науки».

Кадр из фильма «Государь Император Николай II: Возвращение» Кадр из фильма «Государь Император Николай II: Возвращение»

Но где же ее было найти, эту историческую правду?

И решающая встреча произошла. Тогда еще кандидат наук, научный сотрудник Института истории РАН Александр Боханов уже несколько лет работал в открывшихся архивах. Он начинал свой путь советского историка со статьи «Сумерки монархии», но, окунувшись с головой в архивный материал, с которого был снят гриф «секретно», перебирая и вглядываясь в фотографии Царской семьи, которые тоже были еще недавно засекречены, он медленно и верно двигался в направлении той самой исторической правды. Он с удивлением открывал, работая с новым документальным материалом, что «все было не так», как нам говорили, как нас учили, иногда «совсем не так, когда идешь к самому материалу!» Он так и сказал мне об этом, этими словами. Он стал неравнодушным исследователем этой темы, он горел и жил ею! Это было видно. Он, безусловно, полюбил Государя, он считал его последним христианским правителем в истории, полюбил Царскую семью… Возможно, он первый из нас (граждан новейшей истории) понял смысл их жертвы, увидел их венцы, не имея пред собой святых образов с их ликами. Но прежде – он уверовал. Он, советский человек, советский историк (не знаю – был ли он в партии или нет), стал глубоко верующим человеком, православным христианином. Его просветили Царственные мученики, через них он был приобщен ко Христу и духовному христианскому миру. Именно это историческое исследование, связанное с личностью Николая II, его семьей и его эпохой, привело его к православной вере и Церкви. Он так и скажет: «К вере меня привёл Государь». Конечно, это его признание осталось за кадром, ведь фильм мы снимали не о нем… А в фильм мы взяли его потрясающие открытия, связанные с личностью Царя Николая и его временем. Если вы посмотрите фильм, то увидите, как ёмко и просто, как ярко он сказал о сложнейших вещах, которые требовали разъяснения: Распутин, Ходынка, Кровавое Воскресенье, Первая мировая война и, наконец, отречение…

Прошло 20 лет, но разговор об этих «узлах» истории так же актуален, как и тогда. Но сейчас есть новые авторы, написано много книг и песен на эту тему, сняты фильмы – художественные и документальные. А вот тогда еще ничего не было, ничего! даже книги, написанные белыми эмигрантами, можно было достать с большим трудом! Боханов был первым. Из историков, из советских историков.

Прошло 20 лет, но разговор об этих «узлах» истории так же актуален, как и тогда

Помню, мы говорили о том, как необходима историческая реставрация образа Царя Николая, как он оболган, как терпеливо нужно снимать слой за слоем ту клевету, коросту и грязь, что возникли на портрете Царя еще при его жизни и были усилены в советский период!

Все мы знаем выражение: «роль личности в истории». Но чтобы ее определить, эту роль, нужно изучить саму личность. Только так можно понять, почему исторически значимый человек действовал, поступал, принимал решения в той или иной ситуации именно так, а не иначе. Вот именно это сделал Александр Боханов. Все о личности православного Царя Николая II – это его вклад в российскую историю. Благодаря трудам Боханова больше нет этого «белого пятна» в исторической науке, и поэтому все сложнее и сложнее придумывать новую клевету об убиенном Царе и его семье или повторять старую. Потому что есть книги и монографии Боханова с неопровержимой доказательной базой. Помню, как на мой вопрос: «Верно ли, что многие действия Царя Николая может понять только православный, верующий человек?» – он ответил, что да, безусловно, «или хотя бы находящийся в этой системе координат».

Помню, какой бум произвел выход нашего фильма (увы, только на видеокассетах, показать его в телевизионном эфире тогда не представлялось возможным). Уверена, что произошло это во многом благодаря участию в нем Александра Боханова. В фильме духовная линия – явление святого мироточащего образа Царя Николая в современной России – переплелась с исторической линией, которую «держал» в фильме Александр Боханов. Для многих моих зрителей, так же как и для меня, тогда стало сенсацией многое из того, что поведал Боханов. И все его суждения были строго основаны на фактах и документах. Появление такого ученого-историка было просто необходимо: шла острая дискуссия в Церкви о том, а достоин ли Царь прославления (будто бы от этой дискуссии что-то зависело)? Уверена, что первые монографии и статьи историка Боханова на царскую тему, его участие в фильме были как нельзя кстати. Неслучайно перед прославлением Царской Семьи в лике святых прошла серия исторических конференций, организованных РПЦ, и на них активно выступал Боханов.

Потом Боханов понесет свое новое знание о Царе дальше, напишет потрясающие книги, открывшись нам еще и как человек с литературным дарованием! Многие современные историки считают его книгу «Николай II» лучшей книгой о последнем нашем Царе.

Покаяние – это изменение ума. И Боханов участвовал в этом процессе. Его исследование личности Николая II и его эпохи переворачивало в корне сознание о происшедшем – как у отдельного человека, так и у общества в целом. Что может быть важнее? Своими работами и книгами он двигал этот важнейший процесс – покаяние за содеянное в 1917–18 годах прошлого века на уровне общественного сознания.

Многое из того, что открыл Боханов, еще не нашло места в школьных учебниках

Мне очень жаль, что имя Боханова (а оно стало мировым, за границей его знали и к нему обращались как к специалисту по русским Царям) так и не узнала широкая общественность в нашей стране. Именно он, Боханов, должен был блистать вместо Радзинского в прямых эфирах, не «уходить» с экранов телевизоров, писать сценарии для фильмов… Но видно, время еще не пришло. Многое из того, что открыл Боханов, еще не вошло в разряд общеизвестных истин, не нашло места в школьных учебниках. Стало очевидно, что предстоит сражение, Куликово поле XXI века. И видится мне Пересвет от истории (как собирательный образ), готовый сразиться, чтобы сбросить ненавистное иго, – это Александр Боханов и все те исследователи, которым он своими трудами указал направление. Они есть и продолжают его дело. Наверное, он сам счел бы такое сравнение слишком высокопарным и незаслуженным. Но что делать: каждому из нас выпадает свой жребий от Бога, и нам, грешным людям, приходится соответствовать и подчиняться этому Промыслу Божию о каждом из нас.

Да, он прошёл путь от советского человека до православного, от советского историка до ученого – как представителя русской православной цивилизации. И это самое главное. Думаю, что примерно такой же путь должна проделать и вся страна. Для этого он нам оставил свои труды и книги. И только тогда мы можем ещё на что-то рассчитывать.

Помолимся о нем, братья и сестры! Святые Царственные мученики, помолитесь Там, на Небе, о рабе Божьем Александре, примите его под свой молитвенный покров, да простит Господь все его согрешения – вольные и невольные – и упокоит его душу в селениях праведных!

Елена Козенкова

Елена Козенкова

20 мая 2019 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Прикосновение к святыне святых Прикосновение к святыне святых
О книге К.Г. Капкова «Духовный мир Императора Николая II и его семьи»
Прикосновение к святыне святых Прикосновение к святыне святых
О книге К.Г. Капкова «Духовный мир Императора Николая II и его семьи»
Андрей Мановцев
Для человека воцерковленного в книге речь идет о столь дорогих вещах, что и «сухие» факты для него – ничуть не сухие.
«Какие прекрасные лица...» «Какие прекрасные лица...»
Редкие фото Царской Семьи из семейных альбомов
«Какие прекрасные лица...» «Какие прекрасные лица...»
Редкие фото Царской Семьи из семейных альбомов
Мы представляем редкие фотографии Царской Семьи 1907–1915 гг. из 6 семейных альбомов, вывезенных фрейлиной Императрицы Анной Вырубовой за границу.
Александр III: Император и человек Александр III: Император и человек
Александр Боханов
Александр III: Император и человек Александр III: Император и человек
Александр Боханов
Досье – забытый государь – в быту – на службе Отечеству – вера – первый экзамен – завещание отца – о пользе подлинной и мнимой – с новой властью шутки плохи – миф о реакционном режиме – культура и цензура – при нем страна развивалась.
Комментарии
Наталья30 сентября 2019, 18:29
Аминь, Царствие Небесное рабу Божьему Александру
Ирина23 мая 2019, 20:03
У мироточивого образа Царя Николая-интересная иконография:он писан не как Мученик(о Мученике-только надпись на иконе),а как Государь-с державой и скипетром.На Государе надет большой Крест,но так изображали Царей ранее.В серии"Российские князья,цари и императоры"(Ашетт Коллекция),например,том 6,2012-"Михаил Романов".Так там такие портреты на с.3-неизвестного художника XVIIIв,с.4-хромолитография 1913г,с.6-книжная миниатюра 1913г.А на с.47-литография 1883г с двумя Царями-Михаилом Федоровичем и Алексеем Михайловичем.И все с большими наперсными крестами.Это принадлежность Царского одеяния,как бармы и шапка Мономаха.
22 мая 2019, 01:54
Вы можете о мироточивой иконе узнать больше, посмотрев мой фильм ЧУДОТВОРНЫЙ ОБРАЗ РОССИИ. ФИЛЬМ ПЕРВЫЙ. ФИЛЬМ ВТОРОЙ. ВОТ ССЫЛКИ https://youtu.be/OJsffnguTd4, https://youtu.be/-6EOrBUhwZ0
вОТ ТАКЖЕ ССЫЛКА НА ФИЛЬМ "ВОЗВРАЩЕНИЕ" - https://youtu.be/OmON9J38E54 С уважением, автор статьи Елена
Козенкова
Елена21 мая 2019, 09:56
Удивительно,что начиная с Рязани,откуда был привезен,и Сретенского монастыря,куда был принесен впервые по обнаруж мироточения,мироточивый образ Государя соединил воедино разные епархии и храмы,куда она была принесена-в России,Украине и Белоруссии.Это,наверное,первое чудо от иконы Св.Царя Николая.Есть в нашем храме икона с одного из Крестных ходов с ней-копия мироточивой.Был в Крестном ходу в Кострому один старец-монах.Так в Костроме целую пачку таких икон он прикладывал к мироточивому образу Государя и Феодоровской иконе Божией Матери.Чудесно пришла к нам одна из его икон.Долгое время именно перед ней читали еженедельный акафист,пока не был написан большой образ Св.Царя Страстотерпца.
раба Божия Тамара20 мая 2019, 19:32
Упокой, Господи, душу раба Твоего новопреставленного Александра в селениях праведных,идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, а жизнь бесконечная… И прости,Господи, ему все согрешения вольные и невольные! Аминь!
инок Иоанн20 мая 2019, 19:30
Примите мою искреннюю благодарность за вашу добрую статью о прекрасном христианине Александре Николаевиче Боханове. Господи, упокой душа раба Твоего Александра в селениях праведных! Вспоминаю 1999 г, когда к нам в Новосибирск прибыла, а лучше сказать явилась эта чудотворная икона Царя Николая II. Смотрю на фотографию, которая запечатлела этот дивный момент: храм во им благоверного Князя Александра Невского, ночь и нас 11 человек, включая фотографа у этой чудотворной иконы последнего нашего Императора Николая II. Дай вам Бог здравия душевного и телесного на многая и благая лета!
Ирина20 мая 2019, 16:53
Но Ивановская область-это советский новодел из частей Костромской,Владимирской,Нижегородской губерний.А монастырь,откуда 12 июля 1999г.вышел в Кострому тот последний перед прославлением Царской Семьи Крестный ход,до 1917 года был Костромской губернии-Луховская Тихонова пустынь(Илинский П.
Луховская Тихонова пустынь Костромской губернии.Исторический очерк.–Кострома:Типо-литография С.П. Федотова, 1898-http://bibl-kostroma.ru/книги-сборники-альманахи/и/илинский-п-луховская-тихонова-пустын/
Ирина20 мая 2019, 16:20
Понравился фильм,на который дана ссылка.Достойный рассказ о нашем Царе историка-новопрест раба Божия Александра.Место,откуда пришла мироточивая икона-Рязань.Самая глубинка России!Даже в богоборческие времена Рязанская область оставалась одной из самых богомольных.
Путь мироточивой иконы Святого Царя Страстотерпца в 1999г.в фильме заканчивается 29 мая на Троицу и 11-16 июня Крестным ходом над Россией.Но чуть позже был ещё один пятидневн Крестный ход с тем же образом,17 июля пришедший в Кострому из монастыря в Ивановск области с невиданным ранее мироточением в Костроме(очерк"Хранитель"в книге В.Григоряна,Е.Муравлева"Умереть и воскреснуть.О прославлении Императора Николая II",М,2018,с.111,112)
Андрей Владимирович20 мая 2019, 15:50
Упокой Господи душу раба Твоего! Александр Николаевич с первой книги, прочитанной мною, открыл совсем другой взгляд на Нашу историю, "такую какую нам её Бог дал", как говорил А.С. Пушкин, спасибо ему за это, большая потеря для России!
Евгений20 мая 2019, 14:04
Царство Небесное!История во многих случаях своими удивительными параллелями свидетельствует о существовании Бога. Так династия Романовых началась с Ипатьевского монастыря и закончилась в Ипатьевском доме.Началась с казни младенца Иоанна и закончилось казнью цесаревича Алексия. У Николая Второго рождались только дочери и он очень переживал что Бог не дает ему наследника. Но все таки был вымолен еще один святой, а не наследник.Евреи после того как распяли Иисуса лишились своего Израиля вплоть до 1947-го года и были унижаемы всеми другими народами. Русский народ после того как стал богоборцем испытал слишком много боли-голод,ВОВ,лидирующие позиции по самоубийствам, депрессии,озлобленность и т.д
Марина20 мая 2019, 10:27
Упокой, Господи, душу раба Твоего новопреставленного Александра, прости ему все согрешения вольные и невольные, даруй ему Царствие Небесное! Святые Царственные страстотерпцы, молите Бога о нас!
р.Б.Ольга20 мая 2019, 09:02
Вечная память р.Б.Александру
Спаси, Господи, Елена
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×