Православный календарьПравославный календарь
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.

По слову Твоему

Фото: Ирина Хлебникова, «Вечерняя Москва» Фото: Ирина Хлебникова, «Вечерняя Москва»     

В одном из репортажей о монастырской жизни упоминалось следующее правило. Если кто-либо из монахинь начинает избирательно проявлять доброжелательность (предпочитает общаться с одной из сестер, хочет выполнять с нею одни послушания), то игуменья пресекает эту избирательность. Ведь в монастыре человек учится одинаково любить всех людей по примеру Христа Спасителя.

У иноков не должно быть пристрастия, равно как и безразличия или формальной вежливости по отношению к окружающим. Монахи отреклись от мира, чтобы приобрести апостольскую любовь, которая «не превозносится, не гордится, …не ищет своего» (1 Кор. 13, 4–5), а плачет с плачущими и радуется с радующимися (см. Рим. 12, 15). Но разве такая цель только у монахов? Нет. К этому призваны все, в том числе и живущие в миру христиане, обремененные множеством забот дома и на работе.

Жизнь в семье — это школа возрастания в самоотверженной любви. Сначала можно научиться без эгоизма относиться к самым близким: жене или мужу, детям, родителям, братьям и сестрам, потом — к более дальним родственникам, соседям, друзьям и, наконец, к тем, кто нас третирует и даже откровенно досаждает нам. Распространяя свою любовь на весь мир, христианин постепенно приобретает милующее сердце. Он не делит мир на своих и чужих, на добрых и злых, на достойных и не достойных благосклонности.

В любом случае заповеданная Христом любовь никому не должна наносить ущерб. Ведь добром является только то, что не нарушает заповедей Божиих. Подлинная христианская любовь, которая передается греческим словом «агапи», бесстрастна. Кому-то бесстрастие может показаться чем-то безжизненным, мумифицированным, неким «отсутствием чувств». Это не так. Бесстрастие — это отсутствие не чувств, а страстей, которые принуждают поступать против любви к Богу.

Человек может быть рабом любой страсти: лени, лжи, чревоугодия, сребролюбия, а чаще — целого букета из них. Как же достичь свободы от страстей — бесстрастия, особенно в такой тонкой сфере, как человеческие отношения? Святитель Григорий Двоеслов писал, что друзей следует любить во Христе, а врагов — ради Христа. Такая любовь будет истинной.

Ведь любить в Боге означает бескорыстно, а не ради себя и своего удовольствия. Про эгоистичную любовь сказано, что от нее до ненависти всего лишь один шаг. Тот человек, без кого еще вчера невозможно было жить, сегодня стал чужим, презираемым и даже ненавистным. Надо учиться любить ближнего, не испытывая к нему пристрастия, а желая ему блага, и действовать исходя из этого желания.

Любовь к врагам ради Бога требует от христианина принимать их ради исполнения заповеди Христовой (см. Мф. 5, 44–45). Некогда апостол Петр сказал: «Наставник, по слову Твоему сделаю так, как Ты повелеваешь — закину сеть», — несмотря на то, что это действие после ночи безрезультатных усилий представлялось ему абсурдным, да и физическая усталость была велика. Но он и другие апостолы поступили по слову Господа и увидели великое добро: «сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась» (Лк. 5, 6). Так Господь показывает, какое это благо — следовать Его словам, запечатленным в Евангелии, согласно Его заповедям выстраивать свою «линию жизни».

С чего же следует начинать путь возрастания в христианской любви? Первая ступень — избегать любого осуждения. Даже если необходимо поправить человека, надо научиться делать это без внутреннего раздражения, кротко и сочувственно. Иначе, как говорит святитель Игнатий Брянчанинов, гордыня одного натолкнется на гордыню другого. В таком случае неизбежен конфликт, противостояние, а не духовная польза. Господь говорит: «Вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (Мф. 7, 5). Пока бревно осуждения присутствует в нашем восприятии ближних, бессмысленно пытаться исправлять их.

Можно внешне не выдать своего осуждения, но внутри оно будет гнездиться и осквернять душу. Что же делать? Надо читать святых отцов, вникать в их опыт, потому что они всю жизнь учились не судить никого. Святой Иоанн Кронштадтский в преклонном возрасте написал в дневнике, что наконец-то научился не осуждать, когда понял, что если бы оказался на месте другого человека, то согрешил бы еще сильнее. Просто Господь уберег от обстоятельств, которые могли бы привести к греху.

Но лишь прочитав эти слова праведного Иоанна Кронштадтского, мы не станем сразу такими же духовно мудрыми, как он. Теоретически и святой всегда знал, что осуждать нельзя, но практически понял это благодаря многолетнему подвигу борьбы с этой страстью. И мы сможем измениться, если сами будем прилагать усилия.

Пустынники несли великие подвиги, и то не сразу очищались от осуждения. В Патерике повествуется о старце, всю жизнь прожившем в подвигах. Однажды, услышав о грехе другого монаха, он вздохнул с осуждением. В тот же момент он почувствовал, что благодать Божия отошла от него. Семь лет он скитался по пустыне, стенал и плакал и не вкушал хлеба, пока не почувствовал, что прощен Господом. За один вздох осуждения он потерял единство с Богом, потому что осуждение чуждо Господу.

У преподобного Исаака Сирина есть удивительные слова про святых, которые по многу раз ежедневно готовы терпеть страшные пытки, чтобы только ни у одной твари не пролилась ни одна слеза, никто не страдал, не терпел бы ущерба. Столь велика любовь святых ко всему Божию творению! А обрести ее может тот, кто пребывает во Христе.

И нам надо стремиться быть ближе к Богу, желая обрести евангельскую любовь к людям. Пусть мы не можем подобно древним подвижникам годами скитаться в пустыни без хлеба, оплакивая свое удаление от Господа. Но в наших силах усердная молитва, участие в церковных таинствах, чтение Священного Писания, святоотеческих поучений и применение их на практике.

Надо быть готовыми к препятствиям на этом пути, если даже великие подвижники претыкались на нем. Только не стоит отчаиваться и опускать руки. Ведь Господь, как говорит святитель Иоанн Златоуст, «принимает и последнего, как и первого, упокоевает пришедшего в одиннадцатый час так же, как и работавшего с первого часа, и дела принимает, и намерения целует».

Рейтинг: 10 Голосов: 119 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Ольга20 мая 2019, 09:12
Спасибо большое!
рБ Маарина19 мая 2019, 22:56
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!!!ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ!!!СПАСИ ГОСПОДИ ВЛАДЫКА ЗА НАСТАВЛЕНИЕ ПОМОЩИ БОЖИЕЙ ВАМ В СЛУЖЕНИИ И В ТРУДАХ!!!ПРОСТИ УКРЕПИ ВРАЗУМИ ГОСПОДИ нас грешных!!!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×