Православный календарьПравославный календарь
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.

На кого ты работаешь?

Фото: Пелагия Замятина, «Вечерняя Москва» Фото: Пелагия Замятина, «Вечерняя Москва»     

Человек с виду может быть очень хорошим. Много работать, причем, не только ради собственного блага. Помогать нуждающимся — родным, друзьям, незнакомым людям. А была ли евангельская самарянка, которую Христос встретил у колодца Иакова «хорошим человеком»?

Человека, расположенного помогать людям, мы не назовем жадным, скаредным. Напротив, видя, что он открыт, готов отдать последнее, почувствуем к нему расположение, желание общаться, быть в орбите его жизни. Но нередко случается так, что этот добрый и хороший человек в храм — ни ногой. Он не будет отрицать Бога, не будет воевать с Ним, потому что он вообще не настроен с кем-либо воевать. Но подумать о вере, помолиться он тоже не захочет. И человек православный всегда озадачивается общением с такими людьми: вот он и без веры во Христа добр, отзывчив на чужую беду, зачем такому храм, зачем ему спасаться так, как спасаемся мы, немощные духом. Может быть, у него свой путь спасения, «внеевангельский»?

Нет, такого не бывает! Господь же сказал: «без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15, 5). И святые отцы поясняют нам, что добродетель, творимая не ради Христа, не во Христе, не является добродетелью. Потому что человеку может нравиться так жить, доставляет удовольствие помогать другим, быть в центре внимания, нужным, востребованным, чувствовать, что многие рассчитывают на его помощь.

С точки зрения окружающих людей такое жизненное устроение смотрится хорошо, а с точки зрения отцов — не очень, как ни парадоксально это звучит. Если человек не любит помогать ближним, но ради Христа заставляет себя сделать в этом направлении хоть что-то — это принесет ему больше пользы, чем тому, кто любит помогать ближним, постоянно это делает, но просто по личной склонности, а не ради исполнения заповеди Господней.

Поэтому Христос и говорит, что нужно отвергнуться себя, взять крест свой и последовать за Ним. А сам себе человек может нравиться в разных вариантах. Кому-то нравится скапливать богатства, кому-то нравится быть щедрым, благотворить — человек получает от этого удовольствие. Он не совершает над собой усилие, ему легко и приятно дарить другим какие-то вещи, причем, делает это тому, кто ему нравится или от кого услышит похвалу в свой адрес. В таком случае этот человек работает на себя, а не на Христа.

Понятно, что о каждом из нас у Господа Свой план, Свой способ вытащить из греха, спасти для вечности. Но в любом случае нельзя сказать, что вот, мол, человек добрый и благотворительный, но не верует в Бога, не ходит на службы, не молится, потому что ему достаточно его природной доброты. Нет, не достаточно. Более того, это может затруднить ему путь к Христу, потому что он видит себя хорошим. Он не видит себя больным, не видит нужды в Спасителе, в Христе, он думает, что у него и так все хорошо: ближнему зла не делаю, всем помогаю, что еще надо?

Тут, возможно, кроется еще одна причина существования людских страданий: они держат человека в напряжении, не дают ему расслабиться и беззаботно «плыть» по жизни, подобно щепочке, которую неведомо куда несет ручей.

Приведи своего мужа, говорит Господь самарянке (см. Ин. 4, 16). Этим вопросом Христос задевает ее за живое: так хорошо шел разговор, и вдруг — такой поворот к личной теме. Поначалу она даже пытается скрыть свою ситуацию, предстать в более выгодном свете, отвечает: у меня нет мужа. Видимо, для нее это больная тема: она страдает от того, что рядом с ней нет единственного и неповторимого спутника жизни, а менять мужей как в чехарде — кому понравится. Кроме того, возможно, ее задевает осуждение и насмешки окружающих из-за ее образа жизни.

Святитель Игнатия (Брянчанинов) писал, что именно в страдании обнаруживается, чем наполнена душа человека: «чаша скорбей обнаруживает внутренний залог человека: Давид, скорбя, идет в пустыню, а Саул идет к волшебнице».

Когда у человека все в порядке, то ему самому особо непонятно, чем его душа наполнена, чем он сам живет. А вот скорбь обнаруживает, куда он метнется, где будет решать свои проблемы и искать утешения. Давид, преследуемый Саулом, убегал далеко в пустыню и там молился и плакал перед Богом, изливая состояние своего сердца в дивных псалмах. Царь Саул, в своей сложной ситуации — перед тяжелой войной, грозившей ему разгромом и смертью, побежал не к Богу, а к человеку, связанному с темной силой и с помощью магии хочет решить свои проблемы.

И когда Господь открыл самарянке, что Он видит всю ее жизнь, а значит, может подать любую помощь, она обращается к Нему с самым сокровенным желанием: она хочет понять, как ей спастись. Не говорит: исправь мою ситуацию, дай мне нормального мужчину в мужья, как сказала бы любая нормальная, с житейской точки зрения, женщина. Самарянка же понимает, что нельзя просить многого, надо сосредоточиться на чем-то самом важном, пока Христос тут, пока Он не ушел, пока не закончилась беседа. И она задает Христу богословский вопрос! Здесь и обнаруживается «внутренний залог человека». Значит ей важнее спастись, чем разбираться с мужьями.

Более того, она не только сама безоговорочно верит Господу, не требует как Его совопросники-иудеи бесчисленных доказательств Его правоты, но становится еще и проповедницей, приносит многократно умноженный духовный плод. Она тут же идет в город и проповедует Христа, привлекая к вере во Христа своих соотечественников.

Этот один из удивительнейших евангельских эпизодов должен остаться с нами дольше, чем на одно воскресное чтение. Беседа Христа с самарянкой поможет нам честно ответить себе на вопрос: насколько для нас важна вера, молитва, правильные отношения с Богом. Или наши отношения с Христом ограничиваются просьбами: Господи, дай, Господи, помоги, Господи, не допусти, Господи, исцели. Или, как и жена самарянка, мы стараемся искать самого главного — той воды живой, о которой говорит Христос, то есть стяжания Духа Святого.

Даже если мы уже пришли к вере, ходим в храм, молимся утром, днем и вечером — не будем обольщаться, что этого достаточно. Потому что главное, что человек должен искать в православии — Духа Святого. Ощущать эту жажду воды живой, стремиться к этой воде, пока ее не найдет, пока не будет обладать Духом Святым в такой мере, чтобы эта вода всегда его наполняла.

Когда Господь говорит самарянке, а следовательно и каждому из нас: если ты получишь эту воду, вовеки не будешь жаждать, Он говорит об обожении. Когда Дух Святой будет внутри человека постоянно, ему уже нечего будет искать. Если в молитве к Святому Духу мы просим: «Царю Небесный, прииди и вселися в ны», то когда Он придет и вселится, будет иное состояние. И преподобный Серафим Саровский говорил Мотовилову: мы молимся: «прииди и вселися в ны», а зачем так молиться, если Он уже пришел и вселился. Тогда уже надо искать другие слова — благодарения, славословия Бога, восхваления Его святого Имени.

В этой жизни обожения достигают единицы. Большинство верующих, если идет таким же путем, полагает начало этому состоянию, а продолжится и разовьется оно уже после смерти, в вечности. Ведь там будет развиваться та тенденция, которую человек закладывает в основание своей жизни ныне, на земле.

Итак, еще раз смотрим на себя и определяем: готовы ли мы все силы тратить на материальное благосостояние, потому что новые и новые потребности будут возникать, манить, одолевать нас, требовать к себе внимания. И тогда может случиться, что у нас по факту не останется времени на Бога. Разве что крестик на шее будет висеть по обычаю.

Или мы решаем, что прежде всего нам нужен Бог. Тогда, обеспечивая себя, семью, тех, кому нужна наша помощь и поддержка, мы найдем время и силы для духовного движения. Как видим, это всегда выбор ценностей: что для человека важнее, то он и будет полагать в основу своего существования, краеугольным камнем своей жизни.

Рейтинг: 10 Голосов: 219 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
рБ Марина26 мая 2019, 21:12
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ! СПАСИ ГОСПОДИ ВЛАДЫКА КЛИМЕНТ ЗА ВАШИ НАСТАВЛЕНИЯ!!!ПОМОЩИ БОЖИЕЙ ВАМ В СЛУЖЕНИИ И В ТРУДАХ!!!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×