Портал Православие.Ru представляет новую еженедельную аналитическую рубрику, в которой будут представлены наиболее значимые события, произошедшие в мировом Православии за предыдущую седмицу.
Новости всемирного Православия
К Украине сейчас приковано внимание всего Православного мира. Так называемый «украинский вопрос» стал предметом обсуждения на самом высоком церковном уровне.
Сразу несколько важных визитов осуществил Предстоятель Кипрской Православной Церкви архиепископ Хризостом. Все они были сосредоточены на обсуждении ситуации, которая сложилась на Украине и в мировом Православии после предоставления томоса об автокефалии раскольническим структурам – «УАПЦ» и «УПЦ КП» (под видом «ПЦУ»).
Напомним, в ответ на односторонние действия Константинополя Русская Православная Церковь разорвала с ним евхаристическое общение, а ряд Поместных Церквей осудили действия Патриарха Варфоломея, заявив о своем непризнании «ПЦУ» и ее руководителя Епифания (Думенко). Православие оказалось на грани раскола. В этой ситуации архиепископ Кипрский Хризостом предложил свои посреднические услуги для урегулирования конфликта.
Православие оказалось на грани раскола
На прошлой неделе он встречался с Предстоятелем Сербской Церкви. На этой – посетил Патриарха Болгарской Церкви Неофита (20 мая), а также встретился с Предстоятелем Элладской (Греческой) Церкви Иеронимом (21 мая).
Информации о результатах этих визитов крайне мало, однако две цитаты проливают свет на характер переговоров:
«Мы должны быть осторожны, чтобы не совершить ошибку для Церкви, потому что это грех перед Богом! Вот почему руководствующим принципом наших действий должно быть тщательное соблюдение интересов Церкви», – подчеркнул Архиепископ Хризостом.
Предстоятель Элладской Православной Церкви согласился с его опасениями и рассуждениями:
«Нам всем нужно смотреть на проблему серьезно и ответственно», – отметил Архиепископ Иероним.
Он призвал не поддерживать личные интересы, а соблюдать интересы Церкви и заботиться о ее единстве.
«Мы люди и совершаем ошибки, но по милости Божьей мы должны их преодолеть».
В интервью греческому изданию Ромфея глава Кипрской Церкви уточнил мотивы своей миротворческой миссии, заявив, что принятие точки зрения одной из сторон конфликта с «математической точностью» означало бы раскол Православия. Именно поэтому греческие Церкви: Албанская, Александрийская, Иерусалимская, Антиохийская и Кипрская – не стали по отдельности осуждать или поддерживать Патриарха Варфоломея, а сделали ставку на всеправославное коллективное обсуждение ситуации:
«Одностороннее решение не будет полезным. И результатом будет то, чего я боялся. Я мог бы также принять решение в пользу того или другого, но я нахожу это неправильным. Вот почему мы этого не делали».
На следующий день, 23 мая, в Афины прибыл Патриарх Константинопольский Варфоломей. Тот самый, который предоставил томос об автокефалии «ПЦУ». Вечером он встретился с главой Греческой (Элладской) Церкви Иеронимом, с которым также обсудил «украинскую проблему». В свою очередь, греческий Первоиерарх рассказал ему о переговорах с главой Кипрской Церкви.
После этого Варфоломей встретился с послом США в Греции Джеффри Пайеттом, который заявил о поддержке украинской автокефалии со стороны США:
«Выражаю решительную поддержку Соединенных Штатов в усилиях по обеспечению свободы вероисповедания, украинской автокефалии и нового архиепископа Америки».
Отметим, что Греческая Церковь не делала никаких официальных заявлений о признании или непризнании «ПЦУ». Однако накануне визита Варфоломея в Грецию стало известно о том, что один из священнослужителей Элладской Церкви станет епископом «Православной церкви Украины». Им оказался архимандрит Епифаний (Димитриу).
архимандрит Епифаний (Димитриу)
24 мая на Синоде «ПЦУ» было объявлено о его назначении викарием (то есть епископом-помощником) главы «ПЦУ» с титулом Ольвийский (Ольвия – так называлась древнегреческая колония на территории современной Николаевской области Украины). Как объяснили в «ПЦУ», этот человек будет опекать «грекоязычную общину» этой организации.
Один из священнослужителей Элладской Церкви станет епископом «Православной церкви Украины»
По мнению экспертов, данный шаг свидетельствует о желании Константинополя хоть как-то придать видимость каноничности «ПЦУ», которую с момента создания в декабре прошлого года не признала ни одна Поместная Православная Церковь.
Со стороны же Элладской Церкви это может быть определенной уступкой Константинополю, сделанной под давлением внешних сил. Напомним, две недели назад в Грецию приезжал представитель Госдепа США Сэмюэль Браунбек, который ранее заявлял о заинтересованности США в продвижении украинского автокефального проекта.
Впрочем, остается открытым вопрос – было ли согласие греческого церковного руководства на то, чтобы отпустить своего клирика на Украину, или же это было частной инициативой отдельного локального иерарха.
В любом случае такой ход осложнит миротворческую миссию Кипрской Церкви и сузит поле для возможного компромисса между Православными Церквями, которые неоднократно заявляли о неканоничности духовенства «ПЦУ» и о невозможности его признания «задним числом».
Новости Украины
Отметим, что «Православная церковь Украины» переживает не только кризис внешнего признания. В последние дни ее сотрясает острый внутренний конфликт, возникший после ряда заявлений «почетного патриарха» Филарета.
Ранее он заявил о том, что «Киевский патриархат» продолжает существовать, а между ним и Епифанием существовала договоренность, согласно которой Филарет должен управлять «ПЦУ», а Епифаний – всего лишь представлять ее в «межцерковных» отношениях. Однако последний не сдержал свое слово, что и вызвало контршаги со стороны «почетного патриарха».
Необходимо подчеркнуть, что Министерство юстиции Украины подтвердило слова Филарета о том, что «Киевский патриархат», а также и «Украинская автокефальная православная церковь» продолжают свое существование в качестве юридических лиц. Документы на их ликвидацию не подавались.
Подтвердил этот факт и глава «УАПЦ» Макарий Малетич, который заявил, что не будет подавать документы на ликвидацию своей религиозной структуры до тех пор, пока это не сделает Филарет:
«Неправду говорили некоторые государственные чиновники, публично заявляя, что Киевский патриархат ликвидирован. Дело в том, что почетный патриарх Филарет предоставил только копии, а не оригиналы документов, которые необходимы для ликвидации. Когда меня попросили сдать документы для ликвидации, я ответил, что пока не увижу оригиналов с другой стороны, не отдам свои».
Что касается упомянутых договоренностей между Филаретом и Епифанием, их существование подтвердил один из непосредственных участников объединительного собора – «митрополит Волынский» Михаил Зинкевич:
«Нам было это озвучено. На Архиерейском Соборе вот такая позиция была озвучена. И заявлено о том, что они договорились. Это правда».
«Порядочный человек, сказав слово, должен его придерживаться. Поэтому он называется порядочный человек», – объяснил он свое отношение к договоренностям и конфликту между Филаретом и Епифанием.
После того, как конфликт в «ПЦУ» вошел в «горячую фазу», 22 мая с Филаретом встретился представитель Константинопольской Церкви Митрополит Галльский Эммануил.
5 месяцев Константинополь закрывал глаза на высказывания Филарета и почти никак их не комментировал
Он, напомним, возглавлял так называемый Объединительный собор в декабре 2018 года.
По нашему мнению, этот визит – вынужденная реакция Фанара на конфликтную ситуацию внутри ПЦУ, поставившую ее на грань раскола. До этого около 5 месяцев Константинополь закрывал глаза на высказывания Филарета и почти никак их не комментировал. Однако после того, как Филарет заявил о восстановлении Киевского патриархата, это стало угрожать всему автокефальному проекту и, как следствие, поставило под удар Константинополь и его авторитет в православном мире. Судя по всему, представитель Константинополя Митрополит Эммануил (Адамакис) пытался убедить Филарета изменить свою позицию. По результатам встречи Филарет передал слова благодарности Патриарху Варфоломею за томос, однако подчеркнул, что будет всегда отстаивать интересы независимой «Украинской православной церкви».
И хотя в пресс-релизе Константинополя заявили, что встреча прошла «в теплой и дружеской атмосфере», фотографии этой встречи свидетельствовали о противоположном. А самое главное, буквально на следующий день после этой встречи, Филарет заявил, что «ПЦУ» не должна выполнять требования томоса, который, по его мнению, содержит пункты, ставящие эту организацию в зависимость от Стамбула.
«Мы на Соборе не знали его содержание. Узнали уже после объединения. Если бы мы знали содержание этого Томоса, то мы не согласились бы на такой Томос».
Таким образом, визит Эммануила не повлиял на позицию Филарета.
О чем это свидетельствует? Филарет не боится возможного наказания, потому что знает, что его отстранение повлечет за собой фактический раскол «ПЦУ». Ведь он по-прежнему контролирует самую крупную епархию «Киевского патриархата» – город Киев, – которая также является и самой доходной в плане финансов. А раскол «ПЦУ» поставит окончательный крест на возможном признании этой структуры со стороны хотя бы нескольких Православных Церквей.
Не нашли средств убеждения Филарета и участники пятничного Синода «ПЦУ». Филарет повторил свои тезисы, обвинил окружение Епифания в «промосковской позиции» и заявил, что будет защищать «Киевский патриархат» «до смерти», отказавшись подписывать решения Синода о соблюдении устава «ПЦУ»:
«Увидите! Увидите, что я буду делать! Но я буду защищать Киевский патриархат до конца, до смерти».
Таким образом, можно прогнозировать продолжение конфликта в «ПЦУ». Уже через месяц мы увидим, выполнит ли Филарет решение Синода о регистрации его епархии в «ПЦУ» или же оформит окончательный раскол подконтрольной Фанару структуры.
Резюме
1) Дипломатия Предстоятеля Кипрской Церкви направлена на организацию Всеправославного собора и достижение компромисса по «украинскому вопросу». Именно поэтому главы греческих Церквей пока не спешат выражать свою позицию по соответствующему вопросу. По словам Хризостома, иной подход привел бы к расколу Православной Церкви с «математической точностью».
На сегодняшний день можно смело констатировать, что ключевой в данном плане станет встреча архиепископа Хризостома с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. На ней и станет окончательно понятно, какой вариант компромисса предлагает «коалиция единства» во главе с Предстоятелем Кипрской Церкви.
При этом стоит отметить, что, судя по последним действиям Константинополя, надеяться на реальный компромисс между Фанаром и Москвой не приходится.
В связи с этим осмелимся сделать следующий прогноз.
Существующий раскол в украинском Православии будет законсервирован на десятилетия. При этом «ПЦУ» не получит того признания, на которое рассчитывает.
Возможно, Поместные Церкви даже соберутся в рамках Всеправославного совещания, однако реального низложения Варфоломея не последует. Скорее всего, все ограничатся «нотой протеста» относительно действий Константинополя и объявлением о непризнании ПЦУ (или выдвижением определенных условий для такого признания).
К сожалению, такое половинчатое решение повлечет за собой формальное закрепление раскола и в православном мире. РПЦ и Константинополь окажутся в состоянии «холодной войны» на долгие годы. РПЦ продолжит формировать свои структуры в Европе, Америке и Азии. Фанар же будет укреплять свои связи с США и пользоваться возможностями американцев для противодействия Русской Церкви и убеждения Поместных Церквей поменять свою точку зрения.
Внутри же Украины «ПЦУ» продолжит свою агрессию против УПЦ. Волна захватов храмов при новой власти приостановится, однако неизвестно, что будет через 5 или 10 лет, когда политическая конъюнктура может измениться. Фанар готов играть в долгую игру. И 5–10–20 лет для него – это не срок по сравнению с достижением конечного результата своих усилий на «русском фронте».
2) Очевидно, что с помощью насыщения «ПЦУ» формально «каноническими» клириками и демонстрации совместного с «ПЦУ» рукоположения «епископа» Фанар пытается хоть как-то легализировать подконтрольную ему украинскую структуру в глазах Поместных Церквей. Помимо этого, такой шаг имеет своей целью психологически реанимировать автокефальный проект в глазах верующих «ПЦУ», которые так и не дождались ее признания со стороны Поместных Церквей.
В свою очередь, появление нового «епископа» в рядах «ПЦУ» может быть уступкой Элладской Православной Церкви Патриарху Варфоломею, которая была сделана под внешним давлением со стороны США. Ведь всего три недели назад в Грецию приезжал представитель Госдепа Сэмюэль Браунбек с задачей всесторонне обсудить «украинский вопрос».
Возможно, именно это событие имел в виду глава «ПЦУ» Епифаний, когда говорил о возможном «признании» своей организации со стороны ЭПЦ. Поскольку соответствующее рукоположение ее клирика не могло произойти без согласия руководства Греческой Церкви. Впрочем, это нельзя считать официальным признанием «ПЦУ». Ведь никакого решения руководящих органов Элладской Церкви по данному поводу не было и нет.
Что интересно – о новом «епископе» «ПЦУ» известно то, что он активно сотрудничает с Фанаром. В частности, он был награжден Патриархом Варфоломеем за активное участие в деле возрождения Халкинской богословской школы. Это свидетельствует о том, что Димитриу является «человеком Фанара» и будет выполнять роль блюстителя интересов Константинополя на Украине, а также информатора обо всем том, что происходит внутри «ПЦУ».
Димитриу является «человеком Фанара» и будет выполнять роль блюстителя интересов Константинополя на Украине
При этом нужно понимать, что соответствующий шаг был сделан после того, как ряд Поместных Церквей подвергли критике принятие Константинополем клириков «Киевского патриархата» и «УАПЦ» в сущем сане. Если бы Варфоломей рассматривал вариант повторного рукоположения «епископов» «ПЦУ», которые пришли из «Киевского патриархата» и «УАПЦ» (как это предлагает «мирный план» архиепископа Хризостома), он бы не пошел на назначение Димитриу. А это значит, что перспективы урегулирования проблемы, раскалывающей весь Православный мир, весьма туманны, и планы главы Кипрской Церкви по купированию угрозы развала всеправославного единства могут так и остаться всего лишь планами.
3) За последние дни Филарет сделал очень много громких заявлений и выдвинул ряд претензий в адрес Епифания. Однако в то же время следует подчеркнуть, что он не выходит за определенные рамки. А именно – «почетный патриарх» не отказывается от поминания Епифания за «литургией». Даже 14 мая, во Владимирском соборе, куда он пригласил епископат «ПЦУ», Филарет не нарушил «богослужебный порядок». На встрече с Эммануилом он был без своего традиционного патриаршего куколя. Наконец, 25 мая, на следующий день после синода, он принял участие в совместном «богослужении» с Епифанием, также без патриаршего куколя. Все это указывает на то, что Филарет хотя и ведет войну против Епифания, но он не Дон Кихот, который бросается на ветряные мельницы. Лакмусовой бумагой, которая покажет, на что еще способен «почетный патриарх», является окончание месячного срока на перерегистрацию его епархии в составе «ПЦУ». Если Филарет сделает это, то есть зарегистрирует киевские приходы в «ПЦУ», то тем самым покажет, что у него нет ресурсов для продолжения противостояния с Епифанием, и все, что у него осталось – это длинный язык и словесная критика, которая хотя и нанесет Епифанию определенный имиджевый урон, однако не превратится в реальную угрозу для его власти в «ПЦУ».
и все.
Реплика Раисы - выглядит, как идеологический штамп.
Нет, компромиссы здесь невозможны! Только осуждение Фанара и всех, кто его поддержит!
Невозможно было ожидать удара в спину от греков. Отпали от Бога, присоединились экономическо-политическому деланию - потеряли Византию. Теперь разрушают и нас.
Многострадальная наша земля!
Неужели не стыдно быть марионеткой сильных мира, ненавидящих Православие и Христа?!