Ситуация в Украине совсем не похожа на то, что представляют Патриарху Варфоломею и что он декларирует внешнему миру

Протоиерей Николай Данилевич

Источник: Патриархия.ru

    

В одном из своих интервью Патриарх Константинопольский Варфоломей заявил, что его противоречащее церковным установлениям вторжение на Украину имело следствием «восстановление каноничности» многомиллионного украинского народа, а также высказал суждение, что присутствие в этой стране находящейся в каноническом единстве с Московским Патриархатом Украинской Православной Церкви вредит интересам украинской нации.

На эти заявления в эфире интернет-канала «Перший Козацький» ответил заместитель главы Отдела внешних церковных связей Украинской Православной Церкви протоиерей Николай Данилевич:

— Хотелось бы поделиться несколькими мыслями в связи с этим заявлением Патриарха Варфоломея. Мне кажется, что это заявление слишком политично. Логика заявления именно политическая, и это логика уходящей власти, которая ее и породила. Понятно, что это произошло не без оснований: существует конфликт между Украиной и Россией. Но мне кажется, что проблемы с Константинопольским Патриархатом начались у нас с того времени, когда этот Патриархат воспринял почему-то логику наших раскольников — так называемого «Киевского патриархата», а также логику уходящей политической власти. И тот факт, что граждане нашей страны, не только верующие, проголосовали в таком огромном количестве (более 73 процентов) за нового президента, свидетельствует: люди не воспринимают этой идеологии. Они были не столько за нового президента Зеленского, сколько против предыдущего главы государства и той идеологии. Понятно, что не бывает сто процентов «за» или «против». Но сам народ свидетельствует, что он не согласен с такой трактовкой истории и с таким подходом.

Логика церковного иерарха должна быть другой. В истории Константинопольского Патриархата тоже были случаи, когда его присутствие на украинских землях было нежелательным. Давайте вспомним о Брестской унии, которая была заключена в 1596 году. После нее представителей Константинопольского Патриархата в Украину не пускали, так как польско-литовские власти считали их турецкими шпионами. Но церковная Украина находилась в составе Константинопольского Патриархата.

Мы знаем и дальнейшую историю, знаем, как в 1600-е годы католическая власть давила на православных. Фактически Западная Украина аж до Днепра, как и Правобережная Украина, была униатской. И неизвестно, были бы мы сегодня православными, если б Украина не воссоединилась с Россией в 1654 году, а потом и не перешла бы в 1686 году в юрисдикцию Московского Патриархата. Думаю, благодаря этим фактам Украина осталась православной.

Каждая ситуация, каждое событие в истории играет свою роль. И Господь использует те или иные обстоятельства для того, чтобы сохранять Свою Церковь. Мне кажется, что единство с Московским Патриархатом сыграло положительную роль для нашей Церкви.

Понятно, что все события мы можем оценивать уже после того, как они произойдут. Приведу еще пример: Польша, 1924 год. Константинопольский Патриархат дал автокефалию Польской Церкви, но после этого польское государство воздвигло гонение на Польскую Православную Церковь, и в период с 1924 года по 1939 год было разрушено 156 ее храмов вместе с величественным собором святого Александра Невского в Варшаве. И Константинопольский Патриархат, который называл себя Церковью-Матерью, ничего не сделал в связи с происходившим в то время. Я скажу больше: мы об этом говорили представителям Константинополя, когда мы были там. Они нам ответили: «Ну, такие были времена». Да, такие были времена. У нас сейчас тоже определенные времена, и я думаю, что нельзя говорить о том, что присутствие того или иного Патриархата в той либо иной стране вредит или не вредит — историей управляет Господь. Господь дает, что какая-то часть страны находится в рамках той или иной Церкви; потом она может быть автокефальной, потом может потерять автокефалию. Это вопросы промысла Божия. И мы как люди Церкви должны руководствоваться не аргументацией политической власти, которая приходит и уходит, а интересами Церкви. Поэтому превалировать у нас должны интересы Церкви и церковная логика, церковная аргументация.

Патриарх Варфоломей также сказал, что своим деянием якобы восстановил единство православных в Украине. Он заявил, что вернул к каноничности весь украинский народ. На самом деле это неправда, поскольку подавляющее большинство православных верующих и так находилось и находится в канонической Церкви и никуда из нее не уходило. К сожалению, налицо определенные манипуляции, передергивания и создание некой параллельной реальности. Здесь, в Украине, совершенно другая ситуация, чем то, что представляют Патриарху Варфоломею и что он декларирует внешнему миру.

Мы видим, сколько проблем возникло сейчас в Украине именно из-за присутствия Константинопольского Патриархата. Пока он не вмешался, мы жили спокойно. Вмешательство Константинополя навредило именно Православию, навредило Церкви, потому что людей выгоняют из храмов. Слава Богу, это процесс заканчивается, как нам кажется.

К сожалению, Константинополь больше проблем создал, чем решил. Это относится и к последним событиям — хиротонии архимандрита греческого происхождения (во «епископа» ПЦУ — прим.), в которой принимали участие два иерарха Константинопольского Патриархата, митрополит Галльский Эммануил и митрополит Адрианопольский Амфилохий. Я знаю, что в связи с этим некоторые Поместные Церкви уже выразили свой протест Константинополю, потому что возникает вопрос: а можно ли им служить потом с этими иерархами? Ведь, согласно 10-му и 45-му апостольским правилам и др., тот, кто сослужил с раскольниками, сам лишается сана. Это вопрос канонический. Таким образом, мы видим, что из-за вмешательства Константинополя возникает больше проблем, чем решений.

Хотелось бы пожелать, чтобы политическая логика и политическая аргументация не имели места в церковной жизни. Это вредит Церкви, потому что политика постоянно меняется. Мы должны смотреть на верующих, а не сидеть в своих кабинетах и делать так, чтобы бумажки сошлись в кучу. К сожалению, у архиереев Константинопольского Патриархата, особенно тех, которые находятся в Турции, нет реальной паствы. Это «кабинетные» митрополиты: они носят титулы, но паствы у них нет. Поэтому они не чувствуют Церкви, и те решения, которые они принимают, те заявления, которые они делают, не соответствуют церковной действительности. Почему подобные заявления не делают другие Церкви? Потому что у них есть реальная паства — больше или меньше числом; они являются пастырями, а не просто политиками в рясах.

Поэтому хотелось бы пожелать, чтобы все мы, в том числе и представители Константинопольского Патриархата, делая такие заявления, думали о людях, думали о реальной Церкви, а не о политиках. Думали, как вернуть из раскола тех, кто в нем находится, но церковным путем, а не путем политическим.

Протоиерей Николай Данилевич

Источник: Патриархия.ru

8 июня 2019 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Епископ Бачский Ириней: Большинство Поместных Православных Церквей продолжают признавать каноническим митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия, игнорируя гражданина Сергея Думенко Епископ Бачский Ириней: Большинство Поместных Православных Церквей продолжают признавать каноническим митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия, игнорируя гражданина Сергея Думенко Епископ Бачский Ириней: Большинство Поместных Православных Церквей продолжают признавать каноническим митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия, игнорируя гражданина Сергея Думенко Епископ Бачский Ириней: Преследование канонической Церкви вызвано углублением раскола на Украине
На официальном сайте Сербской Православной Церкви размещено рождественское интервью епископа Бачского Иринея изданию «Печат» (Сербия) от 30 декабря 2022 года, в котором, в частности, затрагивается тема положения Украинской Православной Церкви, переживающей новую волну гонений.
Митрополит Волоколамский Иларион: Архиепископ Кипрский Хризостом искренне хотел помочь, когда украинский раскол еще назревал Митрополит Волоколамский Иларион: Архиепископ Кипрский Хризостом искренне хотел помочь, когда украинский раскол еще назревал Митрополит Волоколамский Иларион: Архиепископ Кипрский Хризостом искренне хотел помочь, когда украинский раскол еще назревал Митрополит Волоколамский Иларион: Архиепископ Кипрский Хризостом искренне хотел помочь, когда украинский раскол еще назревал
12 мая 2022 года в столице Кипра Никосии состоялась встреча председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона с Блаженнейшим Архиепископом Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостомом.
Раскольники создали свою «Киево-Печерская лавру» и хотят у Кабмина получить лаврский храм Раскольники создали свою «Киево-Печерская лавру» и хотят у Кабмина получить лаврский храм Раскольники создали свою «Киево-Печерская лавру» и хотят у Кабмина получить лаврский храм Раскольники создали свою «Киево-Печерская лавру» и хотят у Кабмина получить лаврский храм
23 мая 2022 года «Синод» раскольнической структуры «ПЦУ» под руководством Епифания Думенко заявил о создании религиозной организации с названием «Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра (мужской монастырь) Украинской Православной Церкви (Православной церкви Украины)», для которой хочет заполучить один из храмов Верхней части Лавры.
Об усилиях Святейшего Патриарха Кирилла по сохранению единства Православия рассказал митрополит Иларион на конференции в Санкт-Петербургской духовной академии Об усилиях Святейшего Патриарха Кирилла по сохранению единства Православия рассказал митрополит Иларион на конференции в Санкт-Петербургской духовной академии Об усилиях Святейшего Патриарха Кирилла по сохранению единства Православия рассказал митрополит Иларион на конференции в Санкт-Петербургской духовной академии Об усилиях Святейшего Патриарха Кирилла по сохранению единства Православия рассказал митрополит Иларион на конференции в Санкт-Петербургской духовной академии
Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион принял участие в работе Всероссийской научно-богословской конференции «Епископ в жизни Церкви: богословие, история, право».
В Пирейской митрополии Элладской Церкви призвали осудить «легализацию» украинских раскольников В Пирейской митрополии Элладской Церкви призвали осудить «легализацию» украинских раскольников В Пирейской митрополии Элладской Церкви призвали осудить «легализацию» украинских раскольников В Пирейской митрополии Элладской Церкви призвали осудить «легализацию» украинских раскольников
Отдел по ересям и культам Пирейской митрополии Элладской Православной Церкви опубликовал в греческом издании «Вима Ортодоксия» статью «Что означает для Православия разрушение Христианства на Западе?».
Вышла книга протоиерея Андрея Новикова, посвященная проблеме церковного раскола на Украине Вышла книга протоиерея Андрея Новикова, посвященная проблеме церковного раскола на Украине Вышла книга протоиерея Андрея Новикова, посвященная проблеме церковного раскола на Украине Вышла книга протоиерея Андрея Новикова, посвященная проблеме церковного раскола на Украине
Вышла в свет книга члена Синодальной библейско-богословской комиссии протоиерея Андрея Новикова «Русская Церковь на страже Православия в XXI веке».
Патриарх Сербский Порфирий: Мы продолжим оказывать поддержку митрополиту Онуфрию и его Церкви Патриарх Сербский Порфирий: Мы продолжим оказывать поддержку митрополиту Онуфрию и его Церкви Патриарх Сербский Порфирий: Мы продолжим оказывать поддержку митрополиту Онуфрию и его Церкви Патриарх Сербский Порфирий: Мы продолжим оказывать поддержку митрополиту Онуфрию и его Церкви
Коснувшись в интервью журналу «Международная жизнь» церковной ситуации на Украине, Святейший Патриарх Сербский Порфирий подчеркнул: «Мы не изменим нашу позицию. Оказываем и продолжим оказывать значительную поддержку митрополиту Онуфрию и его Церкви».
Вышел русский перевод книги «Украинский церковный вопрос» иерарха Элладской Православной Церкви Вышел русский перевод книги «Украинский церковный вопрос» иерарха Элладской Православной Церкви Вышел русский перевод книги «Украинский церковный вопрос» иерарха Элладской Православной Церкви Вышел русский перевод книги «Украинский церковный вопрос» иерарха Элладской Православной Церкви
Вышла в свет книга «Украинский церковный вопрос», продолжающая серию книг, посвященных теме украинского раскола. Ее автор — митрополит Пирейский Серафим — один из наиболее авторитетных иерархов Элладской Православной Церкви, пламенный защитник интересов Церкви, ее чистоты исповедания и целостности ее канонического строя.
Издан текст письма «За единство Церкви» митрополита Видинского Даниила на четырех языках Издан текст письма «За единство Церкви» митрополита Видинского Даниила на четырех языках Издан текст письма «За единство Церкви» митрополита Видинского Даниила на четырех языках Издан текст письма «За единство Церкви» митрополита Видинского Даниила на четырех языках
По своему жанру письмо представляет собой краткое историко-каноническое исследование, в котором деятельность Фанара всесторонне анализируется на основании документов о передаче Киевской митрополии Московскому Патриархату в 1686 г., канонических правил и томосов Константинопольского Патриархата.
Комментарии
Георгий12 июня 2019, 12:09
По моему личному мнению, нахальное вторжение Фанара в Украину, самым негативным образом отразится на судьбах украинского православия, а значит и на судьбах украинского народа. Не все украинцы, из числа заблудших и неопытных, до конца представляют и осознают, - кого они впускают в свой дом. Потом будет поздно !
Я эту проблему знаю не по наслышке, а на своём личном, почти 50 -ти летнем опыте общения с этой публикой.
.


Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×