Я насельник столичного монастыря и привык отождествлять службу с пышностью большого храма, звучными голосами дьяконов, несколькими священниками и пономарями. Но в тот раз не было ничего, что напоминало бы привычное мне богослужение…
Пару лет назад я, недавно рукоположенный священник, отправился в миссионерскую поездку в далекую, сибирскую, часть России — республику Тыву. В регионе есть целые селения, в которых проповедь Евангелия, может, мельком и проносилась когда-то в воздухе, но отзвуки ее давно затерялись в густом таежном лесу.
Шесть часов — по совершенно разбитой дороге под своеобразные напевы тувинских попсовых хитов — мы ехали к пункту нашего назначения.
Тоора-Хем — деревня, где из примерно из двух тысяч населения только 10-15 человек — православные христиане. Ни храма, ни даже маленькой часовни здесь нет — только огромный деревянный крест, сколоченный из четырех досок и прибитый к забору, который отделяет селение от берега Енисея. Возле этого креста и решено было совершать литургию.
Рано утром, когда я только начал приготовления к службе, туман окутал все вокруг: на расстоянии трех метров уже ничего нельзя было различить. Высокогорье. Ощущение, что находишься в огромном облаке. В сердце этого облака я и разместил престол — обычный старенький деревянный столик. Воздух разрежен, а потому ужасно хочется спать. Но если тело предательски указывало на человеческую физическую слабость, то душа бодрствовала: она замирала в предвкушении богослужения на берегу реки Енисей.
К началу Божественной литургии подошли местные жители. Те, у кого дома были иконы, принесли их в наш «храм» и расставили вдоль забора. Началась служба.
Стола для жертвенника, конечно же, негде было взять, поэтому проскомидию я совершаю на нескольких досках, которые лежат рядом, постелив кусочек чистой материи, чтобы ничего не запачкать. «Прихожане» поют, как могут. Так как я забыл взять Евангелие на церковнославянском, кладу на престол обычную Библию и читаю положенный отрывок из Евангелия на русском языке. И вдруг… Туман рассеивается, облако, внутри которого начиналась служба, испаряется, и воды Енисея открываются нашему взору. Все присутствующие причащаются…
Потом мне нужно было причастить двух бабушек, которые жили в поселке, но сами не могли дойти до места богослужения. Так как специальной дароносицы у меня не было, пришлось взять Чашу со Святыми Дарами и в полном облачении идти к ним через весь поселок, чтобы и они смогли приобщиться Святых Таин. Слава Богу, все прошло хорошо, но я могу представить, как необычно мой поход выглядел в глазах местных жителей.
Служба в тувинской глубинке навсегда осталась в моей памяти как удивительный опыт. В ней чувствовалось нечто, если можно так сказать, первохристианское. Обстановка, созданная человеческими руками, сведена к минимуму. Ты просто стоишь, молишься и чувствуешь неописуемую радость от живого общения с Господом на лоне природы — Его прекрасного творения.
Фото инокини Иоанны (Голик)