9 июля Русская Православная Церковь отмечает праздник в честь Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы, престольный праздник Тихвинского Богородичного Успенского мужского монастыря.
В 2019 году исполняется 15 лет, как чудотворный образ, который 60 лет пребывал на чужбине, вернулся в Россию.
Тихвинская икона Божией Матери – одна из величайших святынь русского народа. По церковному преданию, сей образ – один из нескольких, что написал еще при земной жизни Богородицы святой апостол Лука.
В V веке этот образ был перенесен из Иерусалима в Константинополь, где во имя него воздвигли храм, известный под именем Влахернского. Во времена иконоборцев образ долгое время скрывали в обители Пантократора, прежде чем снова вернуть во Влахернский храм.
За несколько десятков лет до падения Константинополя и начала турецкого ига чудотворный образ вдруг куда-то исчез.
* * *
Чудесное явление в 1382 году, через два года после Куликовской битвы, в северных пределах Руси Влахернской иконы Божией Матери наши благочестивые предки расценили как Промысл Божий.
Как говорится в «Сказании о явлении и чудесах иконы Тихвинской», она явилась в лучезарном сиянии, образ парил в воздухе над водами Ладожского озера. Простые русские рыбаки со страхом и почтением взирали на это чудо. Потом икона удалилась от них и явилась уже в другом месте неподалеку от озера. Неоднократно появлялась она то тут, то там, даруя исцеление страждущим, пока не остановилась неподалеку от будущего города Тихвина на реке Тихвинка. Икона опустилась на землю.
Об этом чуде узнал и святой благоверный князь Димитрий Донской, который повелел поставить здесь церковь. Из Москвы отправилось несколько священников и диаконов, чтобы служить при явленном образе Божией Матери.
Обретя себе новое место пребывания в наших северных палестинах, Влахернская икона с течением времени стала именоваться Тихвинской.
С этим прекраснейшим образом, от которого исходило небесное благоухание, связано огромное количество чудесных явлений. От него во множестве прозревали ослепшие и исцелялись болящие другими недугами.
Однажды во время пожара, дотла спалившего деревянную церковь, икона осталась невредимой. А во время строительства каменного храма кладка оказалась непрочной и камнями завалило рабочих, которые после того, как завалы расчистили, все оказались невредимыми. Храм был построен и более не разрушался.
* * *
Весьма почитал Тихвинскую икону Божией Матери, как и его отец Василий III, Иван Грозный. По его повелению был основан Тихвинский мужской монастырь, главным собором которого стал Успенский, в коем хранился чудесный образ.
В Смутное время Тихвинская икона Божией Матери стала одной из особо почитаемых икон пресвятой Богородицы на Руси, небесной Покровительницей защитников Отечества.
Когда началось изгнание из пределов Руси польских и шведских оккупантов, шведский военачальник, француз по происхождению, Жак Делагарди, который слышал о чудесном заступничестве Тихвинской иконы, пришел в ярость. Он отправил из Новгорода на Тихвин военный отряд, приказав ему разрушить до основания монастырь, а икону доставить ему.
Во время осады Тихвина шведами к одной благочестивой женщине во сне явилась Богоматерь и сказала, что, если монахи с Тихвинским образом в руках обойдут вокруг монастыря, враг отступит. Так и получилось. После того, как крестный ход состоялся, шведы, объятые непонятным ужасом, сняли осаду и позорно бежали.
10 февраля 1617 года в деревне Столбове между Россией и Швецией был заключен мир, вошедший в историю под названием Столбовского. По этому договору России возвращались Великий Новгород, Старая Русса, Ладога и другие северные города.
Именно после заключения Столбовского мира Тихвинская икона становится общерусской святыней. Заключение мира со Швецией было первым крупным дипломатическим успехом только что восшедшего на престол юного царя Михаила Феодоровича, основателя династии Романовых.
26 июня (по Григорианскому календарю 9 июля), в день окончательной победы над шведами, был установлен праздник в честь чудотворного образа, оберегавшего наше храброе воинство.
* * *
Тихвинскую икону Божией Матери почитали все российские императоры и императрицы.
По их повелению с образа снимали списки. В 1812 году с иконы был сделан великолепный список, который называется Тихвинская Ополченная. С этим списком чудотворного образа русские воины шли в битву и одолевали французов.
Тихвинская Ополченная икона находилась в русской армии и во время Крымской войны в 1855–1856 годах.
26 июня (9 июля) 1855 года, в праздник Тихвинской Богородицы, великий полководец Павел Степанович Нахимов за два дня до того, как получил смертельное ранение на Малаховом кургане, исповедался и причастился перед этим образом и прошел с ним крестным ходом вокруг Владимирского собора в Севастополе.
* * *
Прославилась Тихвинская икона и во время Великой Отечественной войны. До ноября 1941 года на Волховском фронте, несмотря на отчаянное сопротивление советских войск, продвижение фашистов продолжалось.
Ленинград попал в блокаду. Лишь узкая полоска земли разделяла немецкие армии и финские. Если бы они соединились, замкнули кольцо, тогда Ленинград был бы обречен. Но именно здесь, под Тихвином, противник был остановлен.
Денно и нощно монахи и прихожане молились пред святым образом Богородицы. Сердца наших воинов переполнялись решимостью сломить вражью волю.
В ходе Тихвинской оборонительной операции наши войска нанесли ощутимый урон соединениям группы армий «Север» и не допустили соединения немецких и финских войск на реке Свирь.
10 ноября 1941 года именно от Тихвина, который стал последним пунктом на пути продвижения немцев в сторону Вологды, началось самое первое в Великой Отечественной войне наступление наших войск – Тихвинская наступательная операция.
В ходе этой операции Советская Армия смогла продвинуться вперед на 100–120 километров и отбросить противника за Волхов. Опасность того, что немецкая армия соединится с финской, миновала. План врага полностью изолировать Ленинград от всей страны оказался сорванным.
* * *
Оккупировав в ноябре 1941 года Тихвин, гитлеровцы похитили и вывезли с территории монастыря все старинные иконы, среди которых была и Тихвинская Богоматерь. В начале 1942 года они привезли икону в Псков в распоряжение военной комендатуры и поместили в хорошо охраняемую оружейную комнату.
В начале 1944 года, перед тем как бежать из Пскова, фашисты вывезли все имевшиеся там культурные ценности, включая чудотворную икону Тихвинской Божией Матери, в Ригу.
Здесь икона была передана на попечение епископу Рижскому Иоанну (Гарклавсу). В конце войны владыка покинул Родину и увез русскую святыню за рубеж.
* * *
Вспоминаются июньские дни 2004 года, когда святой образ наконец-то вернулся в Россию.
...Над Храмом Христа Спасителя летала стая белых голубей, символизирующих благую весть. Облака уплывали далеко за горизонт. И небесная синь над столицей напоминала Покров Пресвятой Богородицы...
Тысячи верующих собрались возле Храма Христа Спасителя. И, наверное, все мы не раз потом будем рассказывать своим детям и внукам о встрече с чудотворной Тихвинской иконой Божией Матери.
Незаметно пролетели четыре дня, в течение которых и днем, и ночью в Храм Христа Спасителя верующие шли поклониться иконе. Многие из них приехали в Москву из других городов. Пожилые приносили с собой складные стульчики – ведь ждать в очереди приходилось по нескольку часов. Молодые, беря пример со старших, чинно молчали или читали молитвы.
Особый свет надежды озарял лица инвалидов, которые выделялись в огромной очереди, опоясавшей храм. За исцелением к Чудотворной они добирались на колясках сами или в сопровождении близких.
Начинается вечерняя служба. Благодаря радиотрансляции всё, что происходит внутри храма, можно слышать далеко окрест. И площадь перед храмом, заполненная священнослужителями приходов столицы и мирянами, то благоговейно замолкает, то подхватывает слова молитв.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Блаженнейший митрополит всея Америки и Канады Герман совершают молебен с чтением акафиста перед Тихвинской иконой Божией Матери.
Но вот молебен закончен. Чудотворный образ торжественно выносят из Храма Христа Спасителя.
Начинается крестный ход. Его возглавляют Святейший Патриарх Алексий и митрополит Герман. Святыню в бронированной капсуле несут представители духовенства в голубых облачениях, традиционных для Богородичных праздников. Благолепие празднику придают несколько мужских и женских хоров.
Сначала крестный ход направляется вокруг Храма Христа Спасителя. Затем идет по Кремлевской набережной к Красной площади. Параллельно с Москвой-рекой возникает и движется еще один живой стремительный поток.
И вот окончание нашего пути у Казанского собора на Красной площади.
Святейший Патриарх Алексий и митрополит Герман совершают еще один молебен. Предстоятель Русской Православной Церкви осенил чудотворным образом первопрестольный град Москву, молясь, чтобы «Царица Небесная сохранила Отечество наше от бед, скорбей и испытаний».
У Иверской часовни икону поместили в специальный автомобиль, и святыня отбыла из Москвы в Санкт-Петербург. Так чудотворный образ вернулся в возрожденный Тихвинский монастырь, где 9 июля 2004 года, в праздник в честь Тихвинской иконы Божией Матери, торжества возглавил приснопоминаемый Святейший Патриарх Алексий II.
* * *
Вспоминается и еще одна история, связанная с чудотворным образом.
В 2011 году в Центральном выставочном зале «Манеж» проходила юбилейная, десятая, выставка «Православная Русь – к Дню народного единства». Церемонию открытия выставки 4 ноября возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Обращаясь к собравшимся, Его Святейшество отметил, что с тех пор, как началось возрождение нашей Церкви, «за эти 20 лет на просторах Святой Руси произошло то, что не происходило за всю историю рода человеческого».
Так сложилось, что поехал я на выставку только 7 ноября, в день 94-й годовщины октябрьской революции, ныне обычный рабочий день, уже ближе к вечеру.
Выхожу из метро на Театральной, направляюсь к Манежу. Хмуро, зябко, центр почти безлюден. Долго искал вход на выставку.
В результате обошел Манеж, словно крестным ходом храм, по часовой стрелке. Слова «крестный ход», «храм» здесь, впрочем, вполне уместны. Центральный зал выставки, как потом увидел, действительно, напоминал храм.
В праздники вокруг храмов совершаются крестные ходы. Вот и я совершил свой. Совершил его, получается, во имя великой святыни – Тихвинской иконы Божией Матери, которая была доставлена в Москву в Центральный Манеж из Тихвинского Успенского монастыря под Санкт-Петербургом. Каждый день до начала работы выставки перед святыней, которой без малого двадцать веков, совершался молебен.
В Манеже после серого московского дня сразу же ощущаю атмосферу праздника.
Издали вижу чудотворный Тихвинский образ, к которому уже у самого входа выстраивалась очередь.
«Благодарю Тебя, Матерь Божия!»
С первых шагов выставка поражала и своим ярким неординарным дизайном и впервые за годы ее проведения широко применяемыми в экспозиции мультимедийными средствами. Даже если бы я простоял до самого закрытия в очереди, чтобы поклониться святыне, средоточию, сердцу юбилейной выставки, одна ее панорама дала бы представление о тех грандиозных духовных преобразованиях, которые произошли в жизни страны и Русской Православной Церкви за минувшее двадцатилетие.
Вот эта очередь к иконе Тихвинской Божией Матери, поклониться которой пришли тысячи людей, для многих, безусловно, стало главным событием выставки.
Мне очень хочется поклониться Тихвинской иконе, приложиться к святыне. Завершив осмотр выставки, я вновь оказался всего в нескольких шагах от иконы.
Люди всё идут и идут к ней. Ищу, где начало очереди. Кто-то вдруг пропускает меня к иконе. И вот уже, приложившись к святыне, я тоже получаю маленькую бумажную иконочку на молитвенную память с благословением Святейшего Патриарха Кирилла.
Уже отойдя чуть в сторону, мысленно благодарю Божию Матерь за Ее милость ко мне.
Одеваюсь, иду к выходу. И вновь – уже третий раз за сегодня! – милость Божией Матери ко мне.
Вижу, что священники вынули из временного киота специальную капсулу с Тихвинской и на руках понесли икону к выходу из Манежа. Как и все, молитвенно опускаюсь на колени, а потом, поднявшись, оказываюсь в первых рядах, провожающих святыню крестным ходом к автобусу.
Каждый, конечно, молится и думает о своем, сокровенном. И о нашей Отчизне тоже.
Что же будет с нами завтра? Хочется верить, что, коль скоро у нас есть такие святыни, как Тихвинская, выстоим.
Фотограф: Владимир Ходаков