В Тебе, Боже, упраздняется всякая безысходность, ибо Ты хранишь в Себе пути для всякого путника. Ты и есть Надежда для всякого безнадежного. Но как обратится к Тебе тот, кто еще не знает Тебя?
Вот какая история случилась в наши дни.
Аня, еще совсем юная девочка, жила с мамой вдвоем в Петербурге. То было время, когда верили больше в какие-то летающие тарелки, а храмы просто не замечали. Да, собственно, рядом, в том районе, никаких храмов и не было. Кроме того, мама, по национальности еврейка, была настроена против какой-либо религии. Особенно же не любила христианство, видя в нем причину бед еврейского народа. Имя Иисуса Христа если и упоминалось, то только негативно: «Это Он виноват в злоключениях нашего народа».
Время было сложное, ломалась эпоха, и в 1990-м году Анина мама решила выехать вместе с дочкой в Израиль, попытать там счастья, на что, казалось, имела полное право в связи с происхождением. Чуть позже она поняла, что счастье зависит не от места, тем более – не от происхождения. Подлинное счастье подается лишь Подателем счастья, и созидается оно в сердце чистом, или по крайней мере очищающемся.
В Израиле – это казалось чудом – удалось поселиться, получить гражданство и устроиться на какую-то простую работу. Секрет на самом деле прост: напиши в графе религиозной принадлежности, что ты по вероисповеданию иудей, в крайнем случае атеист – и двери «Земли Обетованной» отворяются, словно по мановению волшебной палочки.
Аня, по собственному признанию, еврейкой себя не чувствовала никогда. Но дело вовсе не в этом. Пред Богом нет лучших и худших наций. И всякий рожденный на земле уже призван к бессмертной жизни. Вся суть в одном: обратится ли рожденный на земле к «Единому имеющему бессмертие» (1 Тим. 6, 16).
В душе оставалось пусто, на синагогу сердце так и не откликнулось. Бога там Аня не обрела
Душа человеческая всегда ищет чего-то высшего. В Израиле глазам новоприбывших открылись, прежде всего, синагоги. Аня решила пойти, попоститься положенный день в связи с каким-то религиозным событием. Но в душе оставалось пусто, на синагогу сердце так и не откликнулось. Бога там Аня не обрела.
Так прошло три года. За это время нашим репатриантам открылись новые реалии. Оказалось, что и своими они здесь так и не стали, и жизненной стабильности не обрели. Они уезжали из России, думая уйти от материально-экономического кризиса, но в Израиле пришли к кризису не только экономическому, но и душевному. Средств к проживанию практически не было, поддержки от кого-либо в этой стране не чувствовалось. Для всех они оставались чужими, в душе царили покинутость и одиночество.
Когда мамина душа истощила последние силы терпеть, с мамой случился нервный срыв. Ситуация казалась критической. Наболевшие эмоции выплескивались наружу фонтаном отчаяния и боли. А дочь в немом ужасе наблюдала за надрывом самого близкого ей человека. Отчаяние и беспомощность холодили душу, подводя к какому-то обрыву, за которым – бездна и пустота.
Не зная, что делать, чувствуя себя потерянной, Аня выбежала на улицу. Она думала, что не доживет до утра. Это был самый трудный момент в ее жизни, словно сердце проваливалось в пропасть, настолько отчаяние захлестнуло его.
Когда нам до нестерпимости плохо, а помощи ждать просто неоткуда, то даже неверующая душа невольно обращает взор к Небу. Душа вопиет к Тому, Кто над всем нашим погрязшим в безобразии миром. И в этом гласе отчаявшегося сердца выражается поиск Бога неведомого. Того Самого, без Которого сердце тоскует, но Которого еще не знает.
На пике страданий душа обращается к Нему, Который только и может исцелить наши раны
На пике страданий окровавленная душа обращается именно к Нему, Который только и может исцелить наши раны. Она вопиет, и чаще это плач при безмолвии уст, а иногда глас сердца прорывается сквозь наши уста. А еще изливается сквозь источники слез.
И в эти моменты Ты, Боже, Сам приходишь на помощь.
То, что произошло с Аней в этот момент, трудно передать словами. Нам хочется слышать про сверхъестественные явления, чтобы они были чувственными, понятными грубому веществу. Но Бог открывает Себя прежде всего нашему сердцу, душе. Это всегда сокровенно-личное откровение, как встреча Любящего с любимым, как таинственное воскрешение души, и потому оно неописуемо. Но невозможно спутать, воссияло Солнце или какой-то уличный фонарь дает тебе искусственный свет. Так и Божие прикосновение возвышается над нашим воображением, мыслями, чувствами.
Душа Ани в тот момент пробудилась, ей дано было ясно прозреть, что есть над нами Бог, и Он очень близко, что наш Бог – Господь Иисус Христос. Это кажется поразительным, но само имя Христово ей было явлено как имя Божие. Имя Христово словно было начертано в небесах, а еще в небе справа она увидела удивительную, сияющую звезду, дерзнем сказать, по подобию той, что древних волхвов привела ко Христу. В этот момент Аня уже ясно знала, что Господь Иисус Христос – наш Спаситель, Он – опора для всех безнадежных и страждущих. В душе воцарился покой: Бог, Господь Иисус Христос, Он с нами, значит, в жизни есть смысл, а все эти страдания и надрывы – лишь временное испытание, как пена морской волны, которая пришла и ушла. С нами Тот, Кому и море жизни, и ветры наших проблем повинуются. Посредством страданий, одиночества, кажущейся безысходности Господь воспитывает нашу душу, помогает ей возрастать.
В Израиле тени в прямом смысле исчезают в полдень, а в нашей жизни дух неверия уходит в момент личной зрелости. Тени неверия рассеиваются от света зрелости. Зрелость не всегда сообразна прожитым годам. Иногда она им обратно пропорциональна, и на рубеже вечности душа состарившегося атеиста демонстрирует верх безумия, говоря: «Бога нет, а мне незачем, да и не в чем каяться». Так бывает иногда. Но иногда мудрость «не числом лет измеряется» (Прем. 4, 8). Эта мудрость пробуждается в поисках сердца, алчущего правды, жаждущего смысла. Счастлив юный человек, имеющий сердце ищущее. Страдания дают поиску глубину. Но откликом на поиск всегда является милосердие Божие.
Кризис с мамой миновал. Всё постепенно выравнивалось. Теперь Аня знала, что наш Бог – Иисус Христос, Бог, к нам, грешным людям, пришедший, сострадающий, любящий нас. Но что делать дальше?
Волхвы шли вслед за звездой, наглядно созерцаемой в небе, и пришли к Самому Богомладенцу Христу. А куда идти современному человеку с рожденной в сердце верой? К какой церкви податься? Где, в каком ответвлении христианства почивает подлинный дух Христов?
Где, в каком ответвлении христианства почивает подлинный дух Христов?
Как много неофитов успокоилось тем, что нашло сразу у себя под рукой первую попавшуюся общину. Прийти к вере – еще не значит обрести Церковь, но Христос на земле основал именно Церковь, и Его благодатные дары обретаются только в Церкви.
Аня тем временем навестила отца, он жил в Германии. Всё это время ее не покидала мысль: где же истинная Церковь? Страна, где некогда западно-христианский мир разделился на католиков и протестантов, предлагала на выбор свои вариации религиозных конфессий. Сначала Аня пошла к католикам. Католицизм казался чем-то фундаментальным, исторически устойчивым. Но посреди величественных сводов костёла, при всем добродушии служителей и чинном богослужении, сердце чувствовало холод и пустоту.
Тогда она пошла к протестантам. Ей встретились баптисты, любвеобильные, общительные христиане, и поначалу Ане там понравилось, благодаря им она выучила «Отче наш». Плохого не могла она сказать об этих христианах, но душе всё равно чего-то не хватало, как будто христианство этой формы доходит до определенного предела, и всё, дальше путь закончен, стоит стена. Душа искала чего-то более глубокого.
Тем временем и мама задумалась о принятии веры. До этого все религии ей казались одинаковыми. Хоть и была она еврейской крови, но особого расположения к иудаизму уже не испытывала. Кто-то предлагал ей принять ислам. Но, приехав в Петербург на небольшое время, мама по необъяснимым причинам, а точнее, по причинам вполне понятным – зов сердца, – крестилась в православном храме. Мама ходила и к протестантам, и к иеговистам, но покой души обрела в Православии.
Раньше же всех крестилась бабушка. Она жила в Петербурге, болела раком. Веру во Христа приняла сразу, всем сердцем, и после Крещения чудесным образом исцелилась. Так каждого Господь призывает в свой подходящий час, каждому подает свое утешение.
Из Германии Аня приехала тоже в Россию, тоже во град Петра, как оказалось, наполненный своими почитаемыми святыми и святынями. Теперь она замечала храмы, которых раньше как будто и не было. Встретились с мамой (предстояло вместе возвращаться в Израиль) и поехали в Царское Село. Здесь впервые Аня зашла в храм Знамения Божией Матери, и без чьих-то слов и проповедей сердце откликнулось, словно кто-то внутри сказал, что вот здесь-то и пребывает Бог. Как сама она говорит, душа почувствовала: «Вот она, Истина. Здесь присутствие Божие». В тот же день она и крестилась.
Душа почувствовала: «Вот она, Истина. Здесь присутствие Божие». В тот же день она и крестилась
Крещение в каком-то смысле тоже только начало пути. Это как вовремя вскочить на палубу корабля у причала. Дальше кораблю предстоит плыть, проходить сквозь штормы и бури, чтобы в будущем достигнуть спасительной пристани. На этом корабле никто не должен бездействовать. Собственно воцерковление у Ани началось на витке новых скорбей, в 2006-м году, когда вновь рушились, обращались в прах все земные построения. И становится тогда душе как-то само собой ясно: надо идти только к Богу, только у Него избавление, в Нем весь смысл жизни, от Него и благополучие наше. Может, для того нам и попускаются земные крушения, чтобы мы поняли самое главное?
В храм Апостолов Петра и Павла и праведной Тавифы в Тель-Авиве Аня приехала утром. Тихо мерцали лампады, тихо возносились молитвы. А в сердце переживание, как будто Небо на земле, в храме ты дышишь благодатью Божией. С этого времени храм и стал сердцем жизни.
Господь подал Ане хорошего мужа. И вот у Ани уже родился пятый ребенок. С мужем Александром они продолжают жить в Израиле и хранить верность Православию. Они и есть те, кому Обетованная земля принадлежит по праву благодатного призвания. Ибо не те суть наследники обетования, кто по крови происходит от Авраама, но кто по духу верны обетованию, кто искренним сердцем принял Христа.
В израильской школе их детям непросто. Крестик на шее старшего сына был как красная тряпка, к ребенку приставали, обижали. Родителей вызывали в школу под тем предлогом, что дети не знают иврит. Веру во Христа родители засвидетельствовали открыто, а также предупредили, что на организуемые школой иудейские праздники не будут ходить. Когда в школе ввели занятия йогой, то приняли решение воздержаться и от этих занятий. Одноклассники сына по этому поводу говорили: «У нас только гой не делает йогу». Христиане для них уже не евреи, даже если по крови родные. Но постепенно как-то все поняли, что православные твердо стоят на своем, и приставать к ребенку перестали.
Преподаваемую в школе Тору, Закон Моисеев, Аня объясняет детям только в связи с Новым Заветом, ибо учение Моисея – только приготовление к принятию учения Христа.
Что же мы извлечем из этой истории?
Ане открылся Господь Иисус Христос как истинный Бог. Открылся через непосредственное откровение, ради искренности ее сердечного поиска. Она сроду не думала о том, чтобы встретить что-либо сверхъестественное. Господь дал ей то, чего она и ожидать не могла.
Главный же вывод, наверное, следующий. Когда тебе плохо до самых глубин души, когда подступает отчаяние, а сердце ищет истину, жаждет Бога, то Господь тебе непременно явит Себя. Потому что Он всегда рядом. Намного ближе, чем мы думаем. Только имей сердце открытое, чистое, жаждущее. Всем сердцем и обращайся к Нему.
Я полагаю такие явления согласно православному канону надо "не утверждать,но и не отрицать"
"Не утверждать" чтобы не впасть в прелесть, "не отрицать" - дабы не совершить хулы Св.Дух
ИМХО
Дай Бог Анне терпения и благодати - она молодец, но её духовный опыт это только её духовный опыт и подходить к нему надо с трезвлением.