Митрополит Аргентинский и Южноамериканский Игнатий
В интервью Аналитическому центру свт. Василия Великого митрополит Аргентинский и Южноамериканский Игнатий рассказал о своём архипастырском служении в далёкой Америке. Как Господь устрояет пути человеческие? Как использовать интернет для церковных дел? Почему латиноамериканцы интересуются Православием? Как греческая диаспора относится к действиям патриарха Варфоломея? Что мы можем сделать для поддержки Православия в Южной Америке? Об этом и не только с Высокопреосвященнейшим Игнатием беседовал Евгений Иванов.
«Всё предыдущее – подготовка к последующему»
— Здравствуйте, Ваше Высокопреосвященство, владыка Игнатий! Вы уже более двух лет служите в Южной Америке. Для вас как архипастыря, как православного человека какими открытиями в духовном и житейском плане ознаменован этот период? Какие главные трудности, приобретения и, быть может, потери?
— Когда мы говорим об открытиях и потерях подразумевается что-то неожиданное. Вот не ожидал, не ожидал – и вдруг на тебе; готовился к хорошему – а тут плохое; ожидал плохого – а тут хорошее.
У меня ничего такого не было. Южная Америка – очередной этап моей монашеской, пастырской, архиерейской, в общем, православной жизни. К каждому из которых меня готовил Господь. И Церковь.
Поясню. В миру я занимался музыкой, спортом, литературой, живописью, психологией, философией. Работал долгое время в одном НИИ, на ЭВМ (тогда это так называлось). Так вот, все эти светские увлечения, с Церковью вроде бы и не связанные, тем не менее, готовили меня к жизни церковной. Допустим, психология. Всегда интересовался вопросами – кто я такой? для чего существую? чем должен заниматься? что должен делать? где могу найти свое применение? Конечно, все они духовные, церковные. Но тогда в миру я не знал ни Бога, ни Церкви, и через психологию пытался найти путь к их решению. И нашел.
Или философия. Она дисциплинирует и развивает мышление. В монастыре это помогло правильно, грамотно сформулировать проблемы внутренней жизни. Святоотеческая литература необозрима, необходимо четко их понимать. Не читать святых отцов вообще, а искать то, что касается тебя лично. В миру у меня уже был опыт самоисследования, самонаблюдения, самоподготовки. Я знал, какие имею недостатки. Это и помогло найти эти самые конкретные ответы.
Занятия музыкой помогли быстро освоить знаменный распев. В монастыре, с братьями, организовали хор знаменного пения. Пели от души!
Затем следующий этап – архиерейское служение на Камчатке. И к этому Господь меня готовил. Занятия спортом, к примеру. Казалось бы, как они могли помочь мне в этом послушании? А вот, помогли, да еще как! Я познакомился с двумя ассоциациями, одна – рукопашного боя, другая – сетокан-карате. Не занимался единоборствами никогда, но что значит быть спортсменом знал. Потому быстро нашел с ними контакт. Их очень заинтересовало Православие, духовная подготовка. Так возникла большая – в 500 человек – организация, «Дружина», где в каждой секции был свой духовный наставник, священник. Все участники исповедовались, причащались, молились, изучали основы своей, православной веры. Через год совместной работы мы выбрали пятерых ребят и отправили их в Сергиев Посад, на Всероссийские соревнования. Из пятерых человек четверо заняли первые места в своих возрастных категориях.
И потом, спорт – это здоровье, выносливость, что для миссионера просто необходимо. Камчатка – огромный регион, где почти отсутствуют дороги и транспорт. Потому приходилось много путешествовать и на кораблях, и на вертолетах, и пешком, и на оленях, и на собаках.
— Помните, как писал апостол Павел: «в пустынях скитающеся и в горах и в вертепах и в пропастех земных» (Евр. 11:38)…
— И это было тоже. В пропасти, к счастью, не падал, но «пешешествовал» много и постоянно. А для этого тоже необходимо здоровье. И занятия спортом оказали мне в этом неоценимую услугу.
Опять же о музыке. В монастыре пели знаменным распевом, и здесь я занялся тем же самым: в Аргентине организовал хор знаменного пения. Поют аргентинцы, на испанском языке. Каждую субботнюю литургию транслируем через фейсбук на всю Южную Америку.
Прихол храм Св. ап. Иоанна Богослова в г. Кампина-Дас-Мисойс (Бразилия)
Опыт монастырской жизни помог создать два монастыря на Камчатке. И здесь мы организуем два монастыря: в Бразилии мужской (уже есть благотворители, которые готовы помочь) и в Аргентине женский.
Уже не говорю об иконографии, о занятиях литературой. Пользуясь этой мирской базой, организовывал много различных мероприятий. В Петропавловске-Камчатском, скажем, читал в Университете лекции по духовным основам русской литературы. Зная аскетическою традицию, раскрывал студентам и преподавателям православные аспекты русской словесности. Было очень интересно и мне, и слушателям. То же самое делаю здесь. Встречаюсь со студентами местных университетов, с преподавателями и всегда стараюсь показать им духовное богатство русской иконописи, русской литературы. Огромный интерес вызывает.
В миру работал на ЭВМ, теперь вот, широко миссионерствуем в интернете. Общаюсь с огромной аудиторией – это целый континент, 12 стран. И Центральная Америка входит в состав нашей епархии. На своей странице в фейсбуке имею более полутора тысяч активных участников, постоянно контактируем. Интернет для нас – единственная возможность личных встреч, бесед, инициирования и координации многих проектов.
Так что, повторю, ничего неожиданного не было. Ни восторга, ни разочарования. Все предыдущее – очередной этап, подготовка к последующему. Сейчас это – Южная Америка.
Жизнь – это решение проблем
— Я почему-то после ваших слов ощутил такой покой на сердце и вспомнил слова святителя Иоанна Златоуста: «Слава Богу за всё!» Наверное, так христианину и надлежит жить: что бы ни происходило, где бы, куда бы Господь не посылал – слава Богу за всё!
Владыка, мы знаем, и исповедаем в Символе веры, что наша Церковь святая, соборная, апостольская, она обладает свойством кафоличности: она одна и та же и в Москве, и в Буэнос-Айресе, в Токио, в Тиране. И вместе с тем в каждой стране, у каждого народа, который приобщается к роднику Православия, возникают свои особые традиции. Можно ли сказать, что у православных приходов в Южной Америке формируется или есть какой-то свой особый дух, какие-то особенности православной культуры именно Латинской Америки? В чём это проявляется?
— Можно, конечно. Начнем с того факта, что в Южной Америке живёт очень много этнически православных россиян. Они приехали из России в разные годы. Каждый со своей болью. Многие покидали Родину и приезжали в совершенно другую страну, с чуждыми нравами, на пустое место. И наша епархия Московского Патриархата возникла здесь далеко не сразу. Потому долгое время россияне были лишены возможности пребывать в ней. Многое было упущено. Подавляющее большинство детей наших иммигрантов уже не говорит на русском языке. Теперь их родной язык – испанский и португальский. Поэтому первая особенность в том, что большую часть богослужений совершаем на этих языках. Бывает, на двух: местном и церковнославянском, чтобы все могли участвовать.
Во время онлайн-собрания духовенства обширной епархии
Вторая особенность связана с особым видом миссии, переводами. Мы с вами имеем церковнославянский язык, который создавался десятилетиями, великими Кириллом и Мефодием. Он богодухновенен, каждое его слово несёт дух, жизнь. Он уже сам по себе учит, просвещает, возвышает. А вот как это осуществить на современном испанском и португальском? Кто будет переводить? Проблема. Так что, не имея церковнославянского аналога русского богослужения, пользуемся тем языком, на котором говорят здесь и сейчас. Современным, светским, обмирщенным.
Далее: нужно знать и учитывать местный менталитет. Скажем, отсутствие пунктуальности. Если, к примеру, латиноамериканец скажет «в 9 часов я приду на богослужение» – это вовсе не значит, что он так и сделает. Пастырю нужно быть готовым к тому, что он придёт, к завершению литургии, или вообще не придет. При этом очень важно понять одну вещь: такая манера поведения вовсе не забывчивость или способ выразить пренебрежение. Просто у латиноамериканцев не принято отказывать, они предпочтут сказать «да», и не сделать, чем сказать «нет».
Также: русский классический православный храм – это храмовая архитектура, иконостас, росписи. Здесь создавать храмы, как в России, возможно далеко не всегда. Особенно, когда только начинаем организовывать общины. Тогда служим, проповедуем, беседуем в бытовых или служебных помещениях, в патио (внутренний дворик). Без алтаря, иконостаса, паникадил и больших икон в напольных кивотах.
А когда появляется храм, появляются и вопросы (или, скорее, проблемы): как, скажем, возводить иконостас, если прихожане-латиноамериканцы уже привыкли молиться, видя священника, когда ничто не разделяет храм и алтарь? Когда они уже ощущают себя в некоем единстве с тем, что происходит у престола, участвуют в этом единстве.
Так что есть особенности, связанные с местным колоритом. Не всегда русский человек, который приезжает в гости, в туристическую поездку, заходя в храм может увидеть храм и богослужение в полном, в российском понимании этого слова.
— Думаю, что есть храмы и с иконостасами, правильно?
— Да, безусловно, такие храмы есть. Они построены нашими эмигрантами, а один, в Мар дель Плата (Аргентина), по благословению и при участии Святейшего Патриарха Кирилла. Там все канонично, как в России.
Однако, их немного. И, поскольку мы занимаемся миссионерской деятельностью, очень часто в поездках по всему континенту организуем новые общины. На пустом месте. И вот тогда уже возникают озвученные выше вопросы. Но это нормально, они – признак роста, развития церковной жизни; слава Богу, что они есть. Жизнь – это решение проблем. Нет вопросов – нет и жизни.
Храм в Мар дель Плата (Аргентина) выполнен в псковских традициях церковного зодчества
«Мы делимся своим опытом переживания Православия»
— Владыка, в прошлом году в России прошёл чемпионат мира по футболу, и огромное количество латиноамериканцев посетили нашу страну, естественно, Москву. И я сам много времени проводил в центре Москвы, в том числе дежуря в одном из храмов. Довелось общаться с иностранцами, в том числе аргентинцами, колумбийцами, костариканцами. И вот что интересно: многие заходили в храм и с огромным интересом спрашивали, узнавали – что такое Православие, чем оно отличается от римо-католицизма. Мне показалось из общения с теми людьми, что у них как бы сердце неким образом приготовлено. Как вы считаете – существуют ли предпосылки для того, чтобы Православие в Латинской Америке стало, так скажем, более массовым? Мы уже имеем примеры в Африке, в Кении, в некоторых других странах, когда уже там сотни тысяч людей стали православными. Мы имеем примеры уже в некоторых странах Азии, на Филиппинах, ещё где-то, где десятки общин возникают. В Южной Америке пока ещё очень мало православных общин, можно легко сосчитать. Как вы считаете: есть ли предпосылки, чтобы православная вера, православные общины росли в этом регионе?
— Никогда не ставил себе цель увеличить Церковь. Как можно большим количеством людей заполнить приход. Моя цель другая: делать все, чтобы слово Божие, весть о православной Церкви, знание о Православии, внутреннее соприкосновение с Православием дошло до людей. А дальше – выбирай сам. И неси ответственность за свой выбор.
А предпосылки для того, чтобы обращали внимание на Православие, в Южной Америке, конечно, есть. Скажем, засилье неопротестантских сект, которые являются ничем иным, как маркетинговыми системами по выкачиванию денег. Когда люди осознают их мелкую, коммерческую суть и уходят туда, они продолжают свои духовные поиски. У меня на «Фейсбуке» более полутора тысяч постоянных посетителей. Большинство из них ищут в Православии ответы на свои вопросы, потерянную истину. А мы свидетельствуем. Делимся своим опытом переживания Православия. Так, как Христос поступал: говорил, рассказывал, объяснял, ну а дальше полагал человека на его волю.
Православные верующие Колумбии
— Мне вспомнились при Ваших словах мысли первого нашего миссионера в Корее епископа Хрисанфа (Щетковского): «корейцы принимают веру по разным мирским, практическим соображениям и не для спасения своей души, а для обогащения и спасения своего тела (…). Нам таких христиан не нужно, и если бы мы стремились побольше накрестить, то за три года своего существования в Корее мы могли бы накрестить десятки тысяч (…). Лучше не иметь ни одного христианина, чем иметь много и вести их к погибели».
Владыка, один из ваших предшественников – приснопоминаемый епископ Буэнос-Айресский и Южноамериканский Александр (Милеант) –был одним из пионеров в использовании интернета в деле миссии. И до сих пор мы пользуемся наследием владыки Александра. Понятно, что ничто не заменит непосредственного живого общения, но в то же время в наш век невозможно игнорировать эти электронные технологии. Как, на Ваш взгляд, следует развивать православную миссию, православное присутствие в интернете? Какие методы использовать? И есть ли какие-то полезные наработки у вас в Латинской Америке, которые могли бы быть апробированы в других регионах?
— Нельзя игнорировать возможности интернета. Мы обязаны их использовать, особенно в России. Территории у нас большие, во многих епархиях приходы разделены огромными расстояниями. Архиерей и священники не часто, могут их посещать. Здесь та же ситуация, и интернет может стать верным и эффективным союзником. Для наших зрителей, к примеру, нет большой разницы, откуда я с ними говорю: из Южной Америки или Москвы. Главное, что они меня видят и слышат.
Хотел бы назвать несколько приёмов, методов, которые используем.
Во-первых, каждую субботу собираемся со всеми священниками и активными членами приходов на «скайп»-конференцию. Подводим итоги предыдущей недели, обсуждаем проблемы, рассматриваем документы Патриархии, планируем деятельность на следующую неделю. Спорим, доказываем, ищем правильные решения. Вот такая форма взаимодействия, общение между архиереем и священниками. Попробуйте предложить другую, столь же действенную.
Почти еженедельно, беседую с каждым священником. О его личных и приходских проблемах. Опять же, по интернету.
Во-вторых. Необходимо познакомить с Православием тех, у кого возник интерес. А как? Не можем же мы ходить, как иеговисты, по домам, звонить, навязываться… И вот наши клирики и некоторые прихожане открыли свои страницы в фейсбуке. Только на моем ресурсе уже более полутора тысяч «друзей». Активных. Каждый день, где-то с 12 до 2 часов ночи общаюсь с теми, кто хочет лично побеседовать. Спектр вопросов самый разнообразный: от мировых проблем, до исповеди.
Владыка Игнатий с православными Бразилии
Так вот, постоянных собеседников уже настолько много, что мы решили организовали богословский регулярный интернет-курс из четырех предметов: Священное Писание, история церкви, катехизис и основы духовной жизни. На испанском языке. Четыре раза в неделю, по часу проводим он-лайн занятия. Наши студены приходят с работы, учебы; покушали, помылись, разместились возле экранов своих компьютеров, и началась беседа. Именно беседа: каждое занятие – не только передача знаний, но, прежде всего, общение. Опытного священника-преподавателя, наставника с учеником, который ищет истину. Так прошел год. Набралась ещё одна группа, а та, которая завершила курс, попросила продолжить его – так им было интересно. Через год, возникла ещё одна – уже португалоязычных, бразильцев. Теперь у нас три группы, каждая, в среднем, по 20 человек. И чем дальше, тем больше. Как снежный ком. Это в-третьих.
В-четвертых (и не в-последних). Потребовалось создать базу данных, где была бы собрана вся литература о Православии на испанском, португальском языке. Её много. Епископ Александр (Милеант) (Царство ему Небесное!) в своё время огромное количество переводов сделал. Сейчас и мы пытаемся переводить что-то новое. Так вот, разрабатываем большущий портал, где собрали всю литературу в электронном формате о Православии. Испанская часть уже готова.
— Как называется портал?
— «Ортодоксия» (http://ortodoxia.pravorg.ru/). Там есть хорошо рубрифицированная библиотека, большое подспорье для студентов нашего теологического курса. Но зайти и пользоваться может каждый. Создали свой «Youtube»-канал. Каждый приход, периодически помещает там ролики о своих наиболее интересных событиях. Ещё есть рубрика «Задай вопрос батюшке» на испанском языке.
На самом деле, современные средства предоставляют огромные возможности. В частности, для проповеди.
— Да, и мы их очень мало в масштабах Церкви используем.
— Почти не используем.
Христос – главная наша радость
— Владыка, могли бы Вы поделиться каким-то интересным примером прихода латиноамериканца к Православию? Может быть, даже связанным с каким-то чудом.
— Я бы не стал говорить о чудесах. Конечно, они есть. Но не на них должна строиться вера, а на Христе. Он – самое главное наше чудо, самая главная наша радость. А вот об обращении в Православие расскажу. Таких случаев у нас много. Есть даже священники латиноамериканцы. Есть монахи. Есть кто готовится к монашеству и священству.
Итак. Где-то год назад у меня на «Фейсбуке» появился один подписчик – молодой парень, из неопротестантской семьи. Мама – активный член своей организации. И он уже учился в протестантской семинарии, готовился стать пастором. И стал бы им, наверное, если б Господь не посетил его Своею скорбью (личный вопрос, говорить не буду). Он часто спрашивал себя: почему такое произошло? Именно со мной? И не мог найти ответ. Но как-то случайно (конечно, не случайно, а по воле Божией) прочел небольшую выдержку из книги святого Иоанна Кронштадтского «Моя жизнь во Христе» на португальском языке (он бразилец). Это так его поразило, что он начал искать другую информацию об этом нашем святом, нашел мою страницу. Познакомились.
Рукоположение одного из бразильских православных во диакона
Потом начали общаться по интернету. Беседовали еженедельно. Через некоторое время я предложил ему поступить на наши курсы, а через полгода он попросил крестить его. Выразил желание стать священником. Очень настоятельно. Пришлось объяснить, что нужно будет ехать в Москву, а для этого серьезно готовиться – ответил, что на всё готов. Уже полгода самостоятельно изучает русский язык.
Недавно я был в Бразилии, в его городе, и совершил крещение. По его просьбе, по-бразильски темпераментной, нарек имя Иоанн (в честь Иоанна Кронштадтского. При крещении присутствовали оба его родителя – и мама, и отец. Я спрашивал их: «Вы не против?» Ответили: «Нет, пусть крестится». «Знаете, что он собирается священником православным стать. Согласны?» – «Согласны». Там же присутствовали 10-15 человек его друзей, некоторые уже тоже хотят креститься.
Другой пример: тоже с бразильцем (мама – католичка, папа – не практикующий католик). Где-то нашел статью о молитве Иисусовой (таких переводов на португальский крайне мало). Прочитал. Заинтересовало. Нашёл меня и давай дознаваться: что это за молитва, как ей заниматься? И с ним мы начали, беседовать по вечерам. Сейчас он углубленно изучает святых отцов.
По мере того, как собирались мои подписчики, возникала необходимость совместной молитвы. Теперь каждую неделю, по средам, в девять часов по Буэнос-Айресу встречаемся по скайпу и совершаем совместные богослужения. Служим молебны, панихиды, молимся за каждого, за их родственников и знакомых. Транслируем через фейсбук. Так что, вся Южная и Центральная Америка могут участвовать.
— Да, это и есть настоящие чудеса. Владыка, у нас приближается замечательная годовщина в Русской Церкви — 150-летие основания Православного миссионерского общества. В конце 1869 года государь-император Александр Второй утвердил обновленный устав Общества, в начале 1870 года прошло первое собрание, торжественное богослужение. И вот благодаря святителю Иннокентию (Вениаминову) пошла эта серьёзная работа. За последние десятилетия у нас и благодаря Святейшему Патриарху, и благодаря отдельным подвижникам, таким как отец Даниил Сысоев, дело миссии продвигается. В то же время, на мой субъективный взгляд, у нас пока ещё низкое осознание значения этой миссии и того, что Церковь призвана нести евангельскую весть в другие страны, к другим народам. На Ваш взгляд, что можно было бы сделать в нашей общецерковной работе, чтобы развивать благое дело православной миссии?
— Не стал бы давать каких-то конкретных советов. Каждый регион имеет свои специфические особенности, и то, что у нас невозможно, в другом регионе нормально. Скажем, по интернету можно миссионерствовать там, где он есть. В Африке, к примеру, в центральной её части, как будешь проповедовать?..
— …там только на «Ленд Ровере».
— Или на вездеходе…
Всё просто: нужно идти и нести слово Божие. Это самая последняя, а, значит, самая важная заповедь Христа нам, христианам. «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:19-20).
И как только начинаешь это делать – тут же Господь рядом становится. Помогает, вразумляет, даёт всё, что необходимо.
Сейчас у нас служат несколько молодых священников из России. В Бразилии, Панаме Аргентине, Перу… Будучи ещё в своих епархиях, через интернет познакомились со мной, узнали о нашей деятельности. А затем приехали сюда и начали свою миссию. И, по-моему, нашли своё призвание. Надо идти, положась на волю Божию, и ничего не бояться, и делать то, что ты можешь, а дальше Господь направит, наставит, укрепит и поможет. А кое-что за тебя сделает.
Миссионерам нужно, необходимо общаться. У нас есть много возможностей для этого. Наши Международные Московские Рождественские чтения, например. В прошлом году мы провели замечательную секцию в Храме Христа Спасителя. Собрались миссионеры из разных уголков нашей планеты – Китая, Японии, Сербии, Южной Америки. Говорили, слушали, делились опытом. Миссионер из Сербии предложил замечательную идею, которую сам и осуществил: испаноязычная апологетическая страница на платформе «Андроид», очень удобно.
Так что, идти и трудиться. Ничего нового. Как апостолы. Ну и связь держать между собой. Ведь у нас интернет, можем взаимодействовать не только духовно, но и информационно.
Митрополит Игнатий на конференции соотечественников Латиноамериканского и Тихоокеанского регионов «Будущее русского зарубежья»
«Нужна поддержка нашей миссии»
— Владыка, не могу не задать вопрос «на злобу дня», связанный с Фанаром, Константинополем. У Вас там в американском «далёко» как-то сказывается вся эта ситуация?
— Заявления и поступки, которые совершает этот человек, называющий себя вселенским патриархом, лживые и политически ангажированные. А их основа – желание быть «папой Востока», иными словами, властолюбие. Не думаю, что он настолько наивен (если не сказать точнее), чтобы не понимать, какой удар по Православию наносит, какой раскол Православной Церкви учиняет. Понимает прекрасно. И, тем не менее, осознанно идет на тягчайшее преступление: каноническое, архипастырское, моральное. Отсюда вопрос, который, думаю, не требует ответа, в силу очевидности последнего: может ли этот человек далее исполнять роль координатора вселенского Православия? Далеко не все священники-латиноамериканцы константинопольского патриархата, с которыми я знаком, разделяют позицию своего патриарха. Понимают её антиканоничность и преступность.
— Думаю, если всё так будет продолжаться, рано или поздно, исходя даже из действия совести, может появиться какое-то желание выбора. Вполне возможно, что и диаспора греческая к Элладской Церкви перейдёт, кто знает…
— Если человек будет следовать своей совести, то рано или поздно Господь ему покажет, где ему быть и с кем.
— Спасибо за Ваше мнение. Последнее самое моё вопрошание: могли бы Вы напоследок дать духовное наставление, духовный совет нашим зрителям и читателям.
— Духовных наставлений давать не стану. Наши православные имеют своих архиереев, под омофором которых они находятся и которые могут дать духовный совет не хуже, чем я. Они имеют своих духовников, исповедников. Духовные наставления, думаю, лучше всего испрашивать у своих духовных наставников.
Так что, духовных наставлений давать не стану, но с просьбой обращусь. Нужна поддержка нашей миссии. Не столько материальная, сколько организационная, в том числе, по работе в интернете, в социальных сетях. Нужны поддержка и участие хороших администраторов, модераторов, разработчиков. Нужны переводчики на испанский и португальский языки, а также молодые ребята и девушки, которые могли бы на наших ресурсах общаться со своими сверстниками-латиноамериканцами. И не только молодые. Ждем содействия и участия тех, кто трудился и трудится в Латинской Америке, хорошо знает ее и ее жителей. Давайте будем знакомиться, искать и осуществлять совместные проекты. Добро пожаловать, Южноамериканский континент открыт. Здесь живут очень интересные люди, которые могут быть хорошими друзьями. Нам только нужно не остаться в стороне.
— Да, как всегда – жатвы много, а делателей мало. Спасибо Вам, владыка, за содержательную беседу. Желаем Вам помощи Божией в архипастырских трудах. Думаю, даже эта связь за многие тысячи километров тоже подчёркивает кафоличность нашей Церкви. В меру наших скромных сил постараемся поддержать Ваш призыв.
— Божией помощи, Ангела-Хранителя. И отсюда, из Южной Америки, передаю Вам своё архипастырское благословение: во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь!