24-25 июля 2019 года в Воскресенском Новодевичьем монастыре Санкт-Петербурга по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла прошел круглый стол «Богослужение и молитва как средоточие жизни монашеского братства», в котором приняли участие монашествующие епархий Северо-Западного федерального округа Российской Федерации.
На вопросы портала «Монастырский вестник» о прошедшем форуме ответил митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, председатель Комиссии Межсоборного присутствия по организации жизни монастырей и монашества.
Ваше Высокопреосвященство, на этот раз принять участие в круглом столе собрались представители епархиальных монастырей Северо-Западного федерального округа Российской Федерации. Чем было обусловлено решение священноначалия, связанное с расширением географии монашеских собраний? Предполагает ли такой формат какие-либо изменения в выборе тем для обсуждения?
Проводить монашеские собрания по федеральным округам благословил нас Предстоятель Русской Православной Церкви, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. На канонической территории Русской Православной Церкви находится 972 монастыря. Обсуждать вопросы монашеской жизни имеет смысл не только с руководителями этих больших и малых обителей, но и с их насельниками и насельницами. Собраться в одном месте большому количеству людей из разных регионов бывает не так просто, в связи с чем, и возникла необходимостьпроводить наши мероприятия по округам. Такой формат позволяет охватить большее количество монашествующих, которые хотели бы принять участие в конференции или круглом столе. Что же касается выбора тем для собраний, то обычно он бывает обусловлен двумя обстоятельствами. С одной стороны, в течение определенного периода времени в Синодальном отделе по монастырям и монашеству собирается вся необходимая информация о том, какие вопросы необходимо поднимать на монашеских форумах, а с другой, мы должны соборно обсуждать проекты документов, которые разрабатывает комиссия Межсоборного присутствия по организации жизни монастырей и монашества. Чем больше комментариев мы получим от монашествующих, тем лучше будет качество этих текстов, тем больше возможностей появится у членов рабочих групп Комиссии наполнить наши документы глубоким содержанием.
Второй день работы круглого стола был посвящен дискуссии по теме проекта документа «Священнослужение монахов на приходах». Помогло ли обсуждение увидеть что-то, что можно было бы улучшить или изменить в тексте?
Высказанные в ходе обсуждения комментарии лишь подтвердили, что такой документ очень нужен Церкви. Священноинокам, которые служат на приходах, бывает очень трудно, а иногда и невозможно войти в монашескую общину. Конечно, это не должно служить поводом для осуждения кого бы то ни было, но для нас очевидно, что со временем практика служения монахов на приходах будетсведена к минимуму.
Известно, что в дореволюционное время военное духовенство в основном формировали из числаиеромонахов. Что в XX веке, когда в богоборческий период истории нашей страны стали закрываться монастыри, такие известные пастыри как архимандрит Иоанн (Крестьянкин), старец Павел (Грузев), игумен Никон (Воробьев), достойно несли свое служение на приходах. Но все же, мы считаем, что лучше не вырывать иноков из монашеских общин. Риск обмирщения монашества резко повышается, когда братия не живут в монастыре, а для Церкви важно, чтобы наше монашество было молитвенно крепким, духовно здоровым.В ситуации, когда нет другого выхода, необходимо со всем вниманием отнестись к тому, что душа монаха, несущего послушание в миру, не должна погибнуть. В этой же связи не менее важно, чтобы постриги не совершались вне монастырей.
Получая благословение нести служение вне монастыря, инок должен быть приписан к какой-то обители и не терять с нею общения – бывать время от времени в своем монастыре, получать духовные наставления, молиться и исполнять вместе с братией общие послушания. В этом случае игумен и другие насельники воспринимают его как члена своей монашеской семьи, молятся за него.
В помощь архиереям и игуменам монастырей был разработан ряд положений о том, как надлежит заботиться об иноках, которые несут свое служение вне стен обителей.
На круглом столе в Санкт-Петербурге мы имели возможность убедиться в том, что все перечисленные выше тезисы документа монашеской комиссии Межсоборного присутствия нашли глубокий отклик у насельников монастырей. Теперь будем ждать общецерковного обсуждения проекта нашего документа.
Над какими еще документами работает комиссия Межсоборного присутствия по организации жизни монастырей и монашества, и где пройдут конференции, на которых они будут обсуждаться?
В настоящее время комиссия Межсоборного присутствия по организации жизни монастырей и монашества работает над проектами документов по следующим, утвержденным Святейшим Патриархом темам: «Келейное правило монашествующего», «Практические аспекты принятия в монастырь и духовного окормления молодых послушников», «Взаимоотношение насельников монастырей с внешним миром в свете монашеских обетов». Планируется также продолжить обсуждение документа «Священнослужение монахов на приходах» в рамках мероприятий, организуемых Синодальным отделом по монастырям и монашеству в ноябре 2019 г. на круглом столе «Богослужение и молитва как средоточие жизни монашеского братства» (с. Дивеево, г. Саров) и в декабре 2019 г. на собрании с ответственными за епархиальные монастыри, проводимом в рамках регионального этапа Рождественских Чтений (г. Москва).
Владыка, Вы бы хотели что-нибудь пожелатьнасельникам монастырей? Мы не раз слышали от игуменов и игумений, что интервью портала «Монастырский вестник» руководители монастырей читают вместе с братией и сестрами.
Дорогие братия и сестры! Замечательно, что соборное обсуждение важных вопросов монашеской жизни происходит теперь во многих уголках нашей страны – и в центре, и в регионах. Такой формат дискуссии, предложенный Святейшим Патриархом Кириллом, уже приносит благословенные добрые плоды. Я желаю нам всем, в том числе и через эти труды и встречи, чтобырусское монашество было крепким, праведным и служилодля всей Русской Земли той самой солью веры Христовой, о которой говорит Спаситель в Святом Евангелии.