Православный календарьПравославный календарь
«Мама, ты что, Николе молилась?»
Чудеса свт. Николая в рязанской глубинке. Ч. 1. Тума и Сынтул
Ну что, сынок, не едет? А ты перекрестись. Садись. Заводи свою машину. И трогай потихонечку.
«Как мне Николу не почитать? Он мне жизнь спас»
Чудеса свт. Николая в рязанской глубинке. Ч. 2. Касимов
Он стал кричать: «Никола, помоги!» ‒ И вдруг увидал фигуру стоящего на берегу человека, который громко сказал: «Василий Иванович, не бойся, я сейчас приду».
«Как по маслу»: семейная мануфактура, в которой любят свое дело и Русский Север
Станислав и Марина Ивановы
Занимайся тем, что тебе нравится, просто делай это для других хорошо – как для себя. Вот и весь секрет.
«Вот святые – это православные. А мы?»
Наталия Сухинина
Я стараюсь ничего не декларировать. У меня есть книги, где ни разу не упоминается слово «православный». Это нечто сокровенное, что должно быть внутри.
Как «Хроники Нарнии» учат покаянию
Мария Минаева
Не ругая, не наставляя, Аслан подводит героев к ответу на свои вопросы. Они отвечают – и содрогаются от своих поступков. Голос Аслана – это голос совести.
О Пасхе в заключении
Архим. Иустин (Пырву)
Жизнь, которую я вел в эти годы, была, может, самой плодородной и прекрасной, потому что все эти 16 лет я переходил от смерти к жизни и от жизни к смерти.
«Он проявлял благочестие и большую любовь к богослужению»
Еп. Иероним (Шо) о Митр. Иларионе (Капрале)
Брат Игорь всегда вел себя в большей степени как послушник, чем как семинарист.
Три великопостные идеи: как не испортить подготовку к Пасхе
Анна Сапрыкина
Мы лишаем свой дом приобщения к Пасхе, когда всё делаем или стараемся сделать «как положено», а по дороге… забываем, куда идем и куда пытаемся привести своих детей.
Такая служба. Новосоловецкая Вселугская пустынь, остров Божье дело
Архим. Аркадий (Губанов)
Самое главное – это понимание того, что ты находишься в единении с Богом, и то понимание Царства Божьего, которое пребывает везде и всюду.
Владыке Илариону часто звонили бабушки, и он их поддерживал»
Диак. Давид Дутканич
Если честно, я до сих пор не чувствую, что владыки Илариона больше нет с нами, – он всегда рядом.

«Вопли Видоплясова»,
или Несколько слов о наших «ненастоящих» проблемах

Иллюстрация: Юрий Гершкович Иллюстрация: Юрий Гершкович     

– Да вот видишь, друг мой, не нравится ему своя собственная фамилия, переменить просит. Каково тебе это покажется?

– Фамилия?..

– Неосновательная фамилия-с! – отозвался Видоплясов.

Ф.М. Достоевский. «Село Степанчиково и его обитатели»

Познакомьтесь с Григорием Видоплясовым, он того стоит. Лакей, весь пропитанный «деликатностью, субтильностью и необыкновенным чувством собственного достоинства», – герой повести Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели». Его «Вопли Видоплясова» – петиция, обращенная к главному герою повести, с мольбой о помощи в разрешении мучившей его проблемы – неподходящей для него фамилии, которую ему непременно надо сменить. При этом справедливости ради стоит отметить: фамилию для него уже меняли, и не один раз. Но и это не помешало ему видеть свою проблему все там же… Вот о такого рода навязчивых проблемах мы и поговорим сегодня.

Федор Михайлович, как многие отмечали, умел мастерски изобразить недостатки человеческой души в образе конкретного героя, сделать героя – как правило, не главного – как бы воплощением того или иного качества. И в этом отношении лакей Видоплясов – имя нарицательное. В его образе писатель сочными красками изобразил натуру, чрезвычайно озабоченную надуманными, ненастоящими проблемами. Поглощенная подобными проблемами натура не видит проблем реальных. Она живет в мире придуманных проблем, а потому не способна ставить перед собой по-настоящему важные задачи и достигать по-настоящему необходимых целей. Такая натура всю жизнь может воевать с «ветряными мельницами», но понять и осмыслить это она нередко просто неспособна. Для человека, имеющего подобный искаженный взгляд на реальность, очень вероятен риск до конца своих дней так и не «погрузиться» в свою реальную жизнь, а касаться всегда лишь ее поверхности. И это очень незавидная участь, не правда ли?

Тема «ненастоящих» проблем в жизни человека стала занимать меня после одного давнего разговора, который состоялся у меня с соседкой по квартире, человеком совсем нецерковным. Узнав о том, что я несу послушание псаломщика в храме, она очень живо заговорила со мной о возможности посетить наш храм и, возможно, даже исповедаться. Расспросив подробно о священнике, который у нас служил, она очень взволнованно стала говорить мне о своей озабоченности. «Знаете, – сказала она, – только мне очень важно, чтобы меня там хорошо приняли. Вы расскажите священнику обо мне, скажите, что я вдовая пенсионерка, чтобы он внимательно ко мне отнесся». Ее взволнованность и тон, которым она говорила, подсказывали мне, что, обладая «необыкновенным чувством собственного достоинства», моя соседка была обеспокоена по большому счету лишь этим моментом, и, возможно, именно неуверенность этого рода препятствовала ей прийти в храм раньше. Помню, как осенила меня тогда мысль: человек, возможно, уже давно хочет прийти в храм, но останавливает его надуманная проблема! Была бы осознана проблема реальная – необходимость покаяться перед Богом – давно бы уже был человек в Церкви. Так нет, все та же борьба с «ветряными мельницами» отвлекает человека от спасительной сути.

Да, «ненастоящие» проблемы играют с человеком злую шутку, «водят его за нос». Характерной чертой человека, попавшего в «плен» таких проблем, я бы назвал неумеренную говорливость. Они любят много и подолгу говорить о своих проблемах.

Попавшие в плен «ненастоящих» проблем любят много и подолгу говорить о них, не слыша и не слушая советов

При этом нередко оказываются неспособными слушать и слышать своего собеседника. Помню, попросила меня о встрече супруга одного военнослужащего. Мы встретились в храме, и я стал внимательно ее слушать. Она рассказывала мне о муже и в основном описывала, какие у нее с ним проблемы. Именно у нее проблемы с ним. Рассказывала долго, нахраписто и нудно. А я сижу и очень скоро начинаю понимать, что имею дело с подменой. В понимании этой жены все семейные неурядицы у них исходили от мужа, которого она, «пытаясь спасти семью», постоянно «пилит», устраивает скандалы, а ему не дает и слово вставить. Этот последний момент я ощутил, когда попытался вставить слово сам. Только попытавшись произнести аргумент в оправдание ее несчастного мужа, я немедленно услышал: «Да вы ничего так и не поняли. Как же вы меня слушаете?» После сего свою задачу я видел лишь в том, чтобы позволить ей выговориться. Ну, право, не говорить же мне ей о том, что проблемы ее надуманны и ей просто не хватает чуткости и внимания к своему мужу?

Да, непросто жить человеку, еще не «открывшему» Евангелие. Лишь оно может помочь ему иначе взглянуть на его жизненные проблемы. Открывая человеку истину о нем самом и об окружающем его мире, Евангелие помогает ему преодолеть искушение ненастоящими проблемами, помогает увидеть проблемы истинные и направляет его к решению этих проблем.

Господь не решает проблем – Он выправляет искаженный взгляд на ситуацию

Сам Господь, как свидетельствует Евангелие, неоднократно выправлял искаженный взгляд на ситуацию в глазах тех, кто находился рядом с Ним. Вот, к примеру, два брата обращаются к Нему с просьбой помочь им в разделе имущества. Он не делит имущество, но выправляет их взгляд на ситуацию. Он говорит, что проблема их не в том, как справедливо все разделить, а в том, что ими движет любостяжание, которое и есть само в себе и по своим последствиям настоящая проблема. Или вспомним, как апостолы Иаков и Иоанн подошли к Спасителю с наивной просьбой посадить их по правую и по левую сторону от Себя в Царстве Небесном. Христос не решает эту «проблему», но указывает им на проблему настоящую – отсутствие в них смирения, без которого они вообще могут не войти в это Царство. Подобных ситуаций в Евангелии немало, и все они пусть и «между строк», но приучают нас избегать подобных подмен в своей жизни.

Однако «ненастоящие» проблемы – отнюдь не только удел лишь тех, кто еще не познал Истину. Сознательный христианин, в силу духовной немощи уклоняющийся от нравственных христианских истин, также может потерять контроль над ситуацией, и тогда он начинает видеть все вокруг себя в искаженном свете. Происходит это в том случае, когда в его жизни эгоистические мотивы начинают преобладать над любовью и чистотой отношений с ближним. В моей памяти очень ярко сохранился случай с одним моим товарищем. Он был очень ревностным христианином, любил читать Священное Писание, особенно непростые послания апостола Павла. Он зачитывался толкованиями святителя Феофана и мечтал поступить в духовную семинарию. Женился он рано, и очень скоро вскрылась одна его духовная проблема. Самолюбивое сердце стало очень болезненно реагировать на любые проявления своей воли со стороны молодой супруги. Выяснилось, что он слишком буквально и категорично понимал слова апостола о том, что жена должна повиноваться своему мужу во всем, забывая при этом, что муж должен возлюбить свою жену, как Христос возлюбил Церковь. Постепенно, несмотря на увещания любящего его духовника, он превратился в настоящего тирана, который последовательно «ломал через колено» свою несчастную супругу. Супруга не смогла долго это терпеть, и их брак распался…

В чем же корень этого зла? Почему мы нередко склонны видеть свои проблемы вовсе не там, где они действительно есть? В поисках ответов обратимся к святоотеческой мудрости. Преподобный Марк Подвижник писал: «Истинный разум заключается в терпении скорбей и в том, чтоб в бедствиях своих не обвинять ближнего».

Причину всякой болезненной ситуации следует искать не во вне, не в ком-то или чем-то, а в себе самом

То есть человек разумный причину всякой болезненной ситуации будет искать не во вне, не в ком-то или чем-то, а внутри самого себя. Он увидит прежде всего свою ответственность в происходящем и, таким образом, поймет, в чем заключается настоящая, а не выдуманная проблема. Поняв проблему, он сумеет нащупать и решение в исправлении самого себя, а не ближнего. И, таким образом, окажется на правильном пути. Конечно, на пути у него встанут враги: самолюбие, самомнение и самооправдание. Но на то они и враги, чтобы их обнаруживать и потом побеждать. И беда, если обнаружить мы их не сумеем.

    

Попытаемся осмыслить это на примере. Внутрисемейные конфликты сегодня, увы, почти повседневная реальность многих семей. И это проблема настоящая. Но вырастает она, питаясь «ненастоящими» проблемами, поскольку конфликты происходят, как правило, из-за мелочей. «Сколько раз просил я ее, – рассуждает возмущенный супруг, – не вешать свои кофточки на лестничных перилах? Почему она меня не слышит?» «А потому, что мне неудобно всякий раз надевать кофту на плечики», – вдогонку рассуждает супруга, не понимающая мелочного возмущения своего мужа. Вот так и натыкается «коса на камень»: каждый прав в своем роде, и оба не правы по существу, ибо не пристало «косе» рубить «камень», а «камню» гнуть «косу»! Разве в том здесь проблема, что супруг слишком мелочен, а супруга перестала его уважать? Разве в этом их настоящая проблема? Конечно же, нет. Она в том и только в том, что не хватает у обоих снисхождения к половинке, не хватает любви, чтобы с лаской обо всем договориться.

Конечно же, наши проблемы многогранны и разнообразны и порой столь запутанны, что очень непросто зреть в корень и отличить проблему основную от производных от нее. Однако если Евангелие у нас на столе, то Бог нам в помощь!

Лакей Видоплясов, этот несчастный обитатель села Степанчикова, так и не распознавший своих реальных проблем, окончил свою жизнь в «желтом доме». Нам, надеюсь, не стоит опасаться «желтого дома», но все же пусть его несчастная судьба послужит нам в назидание.

Рейтинг: 9.9 Голосов: 1325 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Антоний15 августа 2019, 11:10
Тоже скажу пару слов по поводу разводов. В времена моей юности я помыслить не мог о добрачном блуде и прелюбодеянии во браке, о разводах и прочем ныне реальном. Развод? Немыслимо, невообразимо! Также немыслимо, как не заплатить налог с любой копейки, как уйти с работы до конца рабочего дня, как выбросить мусор не в урну, как не оплатить проезд в автобусе, как не жертвовать на благотворительность. Просто немыслимо, невозможно представить! Почему? Потому что совесть была Советская, со знаком качества. И сколько бы не хулили мою Священную Советскую Родину, в ноги Ей кланяюсь, - за то что воспитала меня человеком Труда и Чести.
13 августа 2019, 23:52
Марии Р.
В дореволюционной России ( кстати, я ее отнюдь не идеализирую) жили не только бедные мещанки и крестьянки, которым, в случае развода,не куда было деваться, но и вполне состоятельные дамы из благородного, купеческого и иных сословий. Но и среди них ведь тоже, разводы было уникальной редкостью. Дело не в бытовых условиях. Просто понимали что за разрушение семьи придется отвечать и перед людьми и перед Богом. А сейчас пьет-развожусь, ударил- развожусь, мало работает и зарабатывает-развожусь, много работает (дома не видать)- развожусь, зануда- развожусь, полюбила другого- развожусь и т.п. С легкостью предают свою первую любовь, рушат семьи. Народ сейчас становится народом прелюбодеев...
Мария Р13 августа 2019, 08:41
В целом мне статья понравилась, а вот любителям приводить в пример прошлые времена наших бабушек и дедушек (мне 44 года), когда не было разводов, я бы ответила следующее. не разводились, потому что некуда было пойти с 6-ю детьми. "К маме" не пойдешь, мама сама живет в семье сына с 5-ю или 7-ю детьми с невесткой. Ни жилья, ни образования тогда у крестьянских женщин или мещанок не было. Не было работы, которая позволила бы содержать этих детей. Мй дед пил и дрался. У бабушки было пятеро. какой же тут может быть развод? Все держалось на элементарной бытовой невозможности этого процесса.
Людмила13 августа 2019, 00:53
Спаси Господи! Очень актуальная статья! И позволю себе поспорить с Натальей - на новичков приходящих в храм, враг всегда нападает. Что характерно, на каждого тем способом, который будет самым проблемным для человека. У меня было целых две разновидности (не шиканье, индивидуальные, т. сказать))) Но, именно это и позволяет отделить настоящие проблемы - фундаментальные, связанные со спасением души от мирской шелухи - самоцена, фобий и пр. по сути бессмысленых вещей. П. что это начало выхода за рамки себя ветхого - если человеку действительно нужен Бог, ищутся пути преодоления через Евангелие. И прийти в Церковь не значит попасть сразу в рай! Христиане - воины Христовы. Дай кровь и примешь Дух!
Ирина12 августа 2019, 23:51
Юлия,в Церковь мы идём к Богу,а не к священникам.Конечно,всем хочется доброго,внимательного,а не обличающего нас)А как же исправляться тогда?И о Гатчине: не судите по новостям,Вы же там не были,дождёмся,когда разберутся. А статья хорошая и нужная,спасибо!
Max Min12 августа 2019, 23:06
Статья в самую точку!
Наталья12 августа 2019, 18:46
То, что женщина переживала, что с ней невнимательно обойдутся в храме - не надуманная поблема. Многие, придя впервые в храм, испытали шок от "налетавших" на них бабушек или осуждающих взглядов. вообше всякая "нереальная" проблема реальна для человека, пока есть страх перед ней. А страх снимается не нравоучением, а участием, любовью, деятельной верой. Увы, но в этой статье мне многое показалось неверным.
Екатерина 12 августа 2019, 14:34
Спаси Господи! Прекрасная статья! Да, зацикленность на мнимых проблемах настоящий бич, потому что у каждого свой эгоизм, а мой эгоизм мне дороже, чем эгоизм ближнего. По причине роста беззаконий оскудела любовь?
Сергей12 августа 2019, 12:33
У меня в жизни всё так, как описано автором. Жизненная статья.
р.Б. Сергий12 августа 2019, 11:57
CпасиБо, о.Димитрий. Дай нам Бог научиться отделять мнимые проблемы от настоящих и уметь слушать и слушать ближнего будь это сварливая жена или, по мнению такой жены, "неправильный" муж.Иначе,мы будем уподобляться карикатуре на поведение апостолов Иакова и Иоанна,пытавшихся выяснить, кто из них более достойный.
Елена12 августа 2019, 08:07
Спасибо автору за статью, я сейчас в плену "ненастоящих" проблем. Господи, научи нас молиться Тебе и смиряться. "Сердце сокрушенно и смиренно Господь не уничижит". Очень своевременная статья. Спасибо!!!
12 августа 2019, 01:39
Спрошу не как тактичный
и осуждаемый здесь Видоплясов,но, как прямодушный христианин: уважаемый автор, скажите, а заповедь для Церкви повиноваться Христу тоже не стоит понимать "слишком буквально и категорично"? Или "непростые" послания Павла следует перетолковывать в соответствии с духом века сего? Когда наступает война, или в мирной жизни враг нападает на семью- 90 процентов мужчин (если не 99) и сейчас готовы положить (и пологают) свои жизни за свои семьи:жен и детей. Любви у нас не меньше чем было в 19 веке. Откуда же тотальные разводы? От отсутствия патриархальной иерархии. Вам бы призывать женщин к послушанию, но из боязни потерять современную паству учите иному. И пожинаете разводы...
Юлия12 августа 2019, 01:02
Конечно удивляет посыл Церкви, что человек во всем сам виноват. Для человека, который идет в Церковь действительно очень важно, как его встретит священник, люди в Церкви. Это вполне нормально. Не надо постоянно снимать со священников ответственность и надевать людям "розовые" очки. Новость дня, в Гатчине скандал со священником, чуть ли младенцу башку об купель не разбил.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×