– Да вот видишь, друг мой, не нравится ему своя собственная фамилия, переменить просит. Каково тебе это покажется?
– Фамилия?..
– Неосновательная фамилия-с! – отозвался Видоплясов.
Ф.М. Достоевский. «Село Степанчиково и его обитатели»
Познакомьтесь с Григорием Видоплясовым, он того стоит. Лакей, весь пропитанный «деликатностью, субтильностью и необыкновенным чувством собственного достоинства», – герой повести Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели». Его «Вопли Видоплясова» – петиция, обращенная к главному герою повести, с мольбой о помощи в разрешении мучившей его проблемы – неподходящей для него фамилии, которую ему непременно надо сменить. При этом справедливости ради стоит отметить: фамилию для него уже меняли, и не один раз. Но и это не помешало ему видеть свою проблему все там же… Вот о такого рода навязчивых проблемах мы и поговорим сегодня.
Федор Михайлович, как многие отмечали, умел мастерски изобразить недостатки человеческой души в образе конкретного героя, сделать героя – как правило, не главного – как бы воплощением того или иного качества. И в этом отношении лакей Видоплясов – имя нарицательное. В его образе писатель сочными красками изобразил натуру, чрезвычайно озабоченную надуманными, ненастоящими проблемами. Поглощенная подобными проблемами натура не видит проблем реальных. Она живет в мире придуманных проблем, а потому не способна ставить перед собой по-настоящему важные задачи и достигать по-настоящему необходимых целей. Такая натура всю жизнь может воевать с «ветряными мельницами», но понять и осмыслить это она нередко просто неспособна. Для человека, имеющего подобный искаженный взгляд на реальность, очень вероятен риск до конца своих дней так и не «погрузиться» в свою реальную жизнь, а касаться всегда лишь ее поверхности. И это очень незавидная участь, не правда ли?
Тема «ненастоящих» проблем в жизни человека стала занимать меня после одного давнего разговора, который состоялся у меня с соседкой по квартире, человеком совсем нецерковным. Узнав о том, что я несу послушание псаломщика в храме, она очень живо заговорила со мной о возможности посетить наш храм и, возможно, даже исповедаться. Расспросив подробно о священнике, который у нас служил, она очень взволнованно стала говорить мне о своей озабоченности. «Знаете, – сказала она, – только мне очень важно, чтобы меня там хорошо приняли. Вы расскажите священнику обо мне, скажите, что я вдовая пенсионерка, чтобы он внимательно ко мне отнесся». Ее взволнованность и тон, которым она говорила, подсказывали мне, что, обладая «необыкновенным чувством собственного достоинства», моя соседка была обеспокоена по большому счету лишь этим моментом, и, возможно, именно неуверенность этого рода препятствовала ей прийти в храм раньше. Помню, как осенила меня тогда мысль: человек, возможно, уже давно хочет прийти в храм, но останавливает его надуманная проблема! Была бы осознана проблема реальная – необходимость покаяться перед Богом – давно бы уже был человек в Церкви. Так нет, все та же борьба с «ветряными мельницами» отвлекает человека от спасительной сути.
Да, «ненастоящие» проблемы играют с человеком злую шутку, «водят его за нос». Характерной чертой человека, попавшего в «плен» таких проблем, я бы назвал неумеренную говорливость. Они любят много и подолгу говорить о своих проблемах.
Попавшие в плен «ненастоящих» проблем любят много и подолгу говорить о них, не слыша и не слушая советов
При этом нередко оказываются неспособными слушать и слышать своего собеседника. Помню, попросила меня о встрече супруга одного военнослужащего. Мы встретились в храме, и я стал внимательно ее слушать. Она рассказывала мне о муже и в основном описывала, какие у нее с ним проблемы. Именно у нее проблемы с ним. Рассказывала долго, нахраписто и нудно. А я сижу и очень скоро начинаю понимать, что имею дело с подменой. В понимании этой жены все семейные неурядицы у них исходили от мужа, которого она, «пытаясь спасти семью», постоянно «пилит», устраивает скандалы, а ему не дает и слово вставить. Этот последний момент я ощутил, когда попытался вставить слово сам. Только попытавшись произнести аргумент в оправдание ее несчастного мужа, я немедленно услышал: «Да вы ничего так и не поняли. Как же вы меня слушаете?» После сего свою задачу я видел лишь в том, чтобы позволить ей выговориться. Ну, право, не говорить же мне ей о том, что проблемы ее надуманны и ей просто не хватает чуткости и внимания к своему мужу?
Да, непросто жить человеку, еще не «открывшему» Евангелие. Лишь оно может помочь ему иначе взглянуть на его жизненные проблемы. Открывая человеку истину о нем самом и об окружающем его мире, Евангелие помогает ему преодолеть искушение ненастоящими проблемами, помогает увидеть проблемы истинные и направляет его к решению этих проблем.
Господь не решает проблем – Он выправляет искаженный взгляд на ситуацию
Сам Господь, как свидетельствует Евангелие, неоднократно выправлял искаженный взгляд на ситуацию в глазах тех, кто находился рядом с Ним. Вот, к примеру, два брата обращаются к Нему с просьбой помочь им в разделе имущества. Он не делит имущество, но выправляет их взгляд на ситуацию. Он говорит, что проблема их не в том, как справедливо все разделить, а в том, что ими движет любостяжание, которое и есть само в себе и по своим последствиям настоящая проблема. Или вспомним, как апостолы Иаков и Иоанн подошли к Спасителю с наивной просьбой посадить их по правую и по левую сторону от Себя в Царстве Небесном. Христос не решает эту «проблему», но указывает им на проблему настоящую – отсутствие в них смирения, без которого они вообще могут не войти в это Царство. Подобных ситуаций в Евангелии немало, и все они пусть и «между строк», но приучают нас избегать подобных подмен в своей жизни.
Однако «ненастоящие» проблемы – отнюдь не только удел лишь тех, кто еще не познал Истину. Сознательный христианин, в силу духовной немощи уклоняющийся от нравственных христианских истин, также может потерять контроль над ситуацией, и тогда он начинает видеть все вокруг себя в искаженном свете. Происходит это в том случае, когда в его жизни эгоистические мотивы начинают преобладать над любовью и чистотой отношений с ближним. В моей памяти очень ярко сохранился случай с одним моим товарищем. Он был очень ревностным христианином, любил читать Священное Писание, особенно непростые послания апостола Павла. Он зачитывался толкованиями святителя Феофана и мечтал поступить в духовную семинарию. Женился он рано, и очень скоро вскрылась одна его духовная проблема. Самолюбивое сердце стало очень болезненно реагировать на любые проявления своей воли со стороны молодой супруги. Выяснилось, что он слишком буквально и категорично понимал слова апостола о том, что жена должна повиноваться своему мужу во всем, забывая при этом, что муж должен возлюбить свою жену, как Христос возлюбил Церковь. Постепенно, несмотря на увещания любящего его духовника, он превратился в настоящего тирана, который последовательно «ломал через колено» свою несчастную супругу. Супруга не смогла долго это терпеть, и их брак распался…
В чем же корень этого зла? Почему мы нередко склонны видеть свои проблемы вовсе не там, где они действительно есть? В поисках ответов обратимся к святоотеческой мудрости. Преподобный Марк Подвижник писал: «Истинный разум заключается в терпении скорбей и в том, чтоб в бедствиях своих не обвинять ближнего».
Причину всякой болезненной ситуации следует искать не во вне, не в ком-то или чем-то, а в себе самом
То есть человек разумный причину всякой болезненной ситуации будет искать не во вне, не в ком-то или чем-то, а внутри самого себя. Он увидит прежде всего свою ответственность в происходящем и, таким образом, поймет, в чем заключается настоящая, а не выдуманная проблема. Поняв проблему, он сумеет нащупать и решение в исправлении самого себя, а не ближнего. И, таким образом, окажется на правильном пути. Конечно, на пути у него встанут враги: самолюбие, самомнение и самооправдание. Но на то они и враги, чтобы их обнаруживать и потом побеждать. И беда, если обнаружить мы их не сумеем.
Попытаемся осмыслить это на примере. Внутрисемейные конфликты сегодня, увы, почти повседневная реальность многих семей. И это проблема настоящая. Но вырастает она, питаясь «ненастоящими» проблемами, поскольку конфликты происходят, как правило, из-за мелочей. «Сколько раз просил я ее, – рассуждает возмущенный супруг, – не вешать свои кофточки на лестничных перилах? Почему она меня не слышит?» «А потому, что мне неудобно всякий раз надевать кофту на плечики», – вдогонку рассуждает супруга, не понимающая мелочного возмущения своего мужа. Вот так и натыкается «коса на камень»: каждый прав в своем роде, и оба не правы по существу, ибо не пристало «косе» рубить «камень», а «камню» гнуть «косу»! Разве в том здесь проблема, что супруг слишком мелочен, а супруга перестала его уважать? Разве в этом их настоящая проблема? Конечно же, нет. Она в том и только в том, что не хватает у обоих снисхождения к половинке, не хватает любви, чтобы с лаской обо всем договориться.
Конечно же, наши проблемы многогранны и разнообразны и порой столь запутанны, что очень непросто зреть в корень и отличить проблему основную от производных от нее. Однако если Евангелие у нас на столе, то Бог нам в помощь!
Лакей Видоплясов, этот несчастный обитатель села Степанчикова, так и не распознавший своих реальных проблем, окончил свою жизнь в «желтом доме». Нам, надеюсь, не стоит опасаться «желтого дома», но все же пусть его несчастная судьба послужит нам в назидание.
В дореволюционной России ( кстати, я ее отнюдь не идеализирую) жили не только бедные мещанки и крестьянки, которым, в случае развода,не куда было деваться, но и вполне состоятельные дамы из благородного, купеческого и иных сословий. Но и среди них ведь тоже, разводы было уникальной редкостью. Дело не в бытовых условиях. Просто понимали что за разрушение семьи придется отвечать и перед людьми и перед Богом. А сейчас пьет-развожусь, ударил- развожусь, мало работает и зарабатывает-развожусь, много работает (дома не видать)- развожусь, зануда- развожусь, полюбила другого- развожусь и т.п. С легкостью предают свою первую любовь, рушат семьи. Народ сейчас становится народом прелюбодеев...
и осуждаемый здесь Видоплясов,но, как прямодушный христианин: уважаемый автор, скажите, а заповедь для Церкви повиноваться Христу тоже не стоит понимать "слишком буквально и категорично"? Или "непростые" послания Павла следует перетолковывать в соответствии с духом века сего? Когда наступает война, или в мирной жизни враг нападает на семью- 90 процентов мужчин (если не 99) и сейчас готовы положить (и пологают) свои жизни за свои семьи:жен и детей. Любви у нас не меньше чем было в 19 веке. Откуда же тотальные разводы? От отсутствия патриархальной иерархии. Вам бы призывать женщин к послушанию, но из боязни потерять современную паству учите иному. И пожинаете разводы...