О работе с молодежью по изучению подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской рассказывает игумен Лука (Степанов).
– Отец Лука, сегодня у детей игрушки – сплошные роботы, – так состраданию не научишься. Это же расчеловечивание какое-то, трансгуманизм… А молодежь натаскивают на гедонизм, по¬требительство. Как им рассказать про новомучеников, которые готовы были страдать, на смерть шли за Христа?
– Молодежь действительно отделяют от ценностей, явленных в опыте наших светлых христовых новомучеников и исповедников, именно доминирующие сегодня гедонизм и самость. Настроенность на жизнь ради получения различных удовольствий, а не на несение своего жизненного креста вслед за Христом – да, это причина отчуждения поколения новомучеников и наших юных современников.
– Что может помочь?
– Воинская служба и даже серьезные занятия спортом или искусством имеют полезное воспитательное влияние на молодежь. К тому же волонтерство, не говоря уже о трудовом паломничестве в монастырях, – это прямой путь к преодолению пагубного самолюбия.
Тот, кто из молодежи сегодня усердно изучает, например, православное богословие в ситуации, когда вряд ли после получения диплома тебя ждет высокая зарплата и общее признание, являет силу и последовательность почтенного даром истинной веры. Вместо пустых, а часто и губительных развлечений мобилизующий себя на жертвенное служение нуждающимся вызывает изумление и радость, как облагодатствованный слуга Христов. Но это счастливые исключения.
В большинстве же своем нынешняя молодежь не готова к усвоению всякой духовной правды. Со школьниками, студентами надо вдумчиво, внимательно и много работать – слушать то, что они говорят, проговаривать, интеллектуально разжевывать в ответ какие-то твердые для них смыслы. Без этого никак.
– То есть почву восприятия необходимо заранее готовить?
– Конечно. В чем заключается подвиг новомучеников? Надеяться на то, что эта тема, столь важная для Церкви и глубоко понимаемая духовенством, монашествующими, будет ими сама по себе воспринята, не приходится. Требуется творческий подход, чтобы сориентировать их на явленные в этом подвиге ценности.
Важно помнить: что-то передать можно только тому, кто готов принять. Нельзя убедить того, кто не хочет быть убежденным. Но пример может вдохновить кого-то. Это то, что действует без слов.
Тут все так же, как с богослужениями: когда ребята видят у нас искреннюю тягу к литургии, они и сами располагаются смелее ходить в храм, почаще бывать на службе, готовиться к ней. Если перед глазами нет такого примера – все сложнее…
Тогда усердное почитание миссионером близких ему новомучеников помогает приблизить их и к той молодежной аудитории, о которой он заботится. Частые богослужения новомученикам – первое свидетельство личного пастырского усердия в их почитании. Тогда и сама благодатная помощь небожителей в просвещении молодежи не медлит там, где с умилением сердечным ее призывают.
Все, что молодежи сегодня навязывается, – это внешнее, наносное. А душа-то – христианка! Ее будить надо.
– Как?
– «Чтобы другие почувствовали, надо самому очень сильно чувствовать», – говорил венгерский композитор-педагог Ференц Лист. Донести что-то можно только и прежде всего через личное почитание новомучеников и исповедников самим пастырем, педагогом – тем, кто уже смог впитать все ценное из их опыта и является уже сам как бы «живой иконой».
В идеале таким же «домашним живым иконостасом» должно быть и старшее поколение представителей семьи – малой церкви: прежде всего отцы, матери, а также бабушки, дедушки… Являются ли старшие такими, чтобы спрашивать по данному эталону с детей? Жалко, что сейчас молодые не живут со стариками, но и бабушки-дедушки, прошедшие советские времена, могут ли являться тем самым духовным тылом?.. Вопрос. Чего мы тогда хотим от детей?
Сильное впечатление на молодежь, которая привыкла не столько слушать новости, сколько видеть посвященные им видеорепортажи, может оказать посещение мест, связанных с подвигом новомучеников, или хотя бы яркие документальные кадры с образами из тех суровых времен. Имена новомучеников могут входить и в названия полезных организаций и проектов, им посвященных.
– Сегодня в местах служения, кончины новомучеников (а это же вся страна!) стараются создавать музеи, экспозиции в их память, причем иногда руками самих ребят. Так, в поисках материалов, многие из них впервые узнают о своих пострадавших сродниках…
– Да, музеи – средство, доступное даже приходу, но по силе воздействия могущественное. Например, в одной из аудиторий филологического факультета Рязанского государственного университета, где находится наша кафедра теологии, развернут постоянно действующий Музей новомучеников и исповедников Рязанских. При нем в государственном вузе действует Лаборатория по изучению их наследия и житий. Ребята пишут курсовые и дипломы, участвуют в конференциях, создают собственные проекты памяти новомучеников.
В Спасо-Преображенском Пронском мужском монастыре мы на братском правиле по вторникам читаем Акафист священномученику Филарету – некогда насельнику нашей обители до ее закрытия богоборческой властью. Организуем детские летние лагеря, знакомим подростков с наследием новомучеников. Это благотворно на них влияет, они серьезнее начинают относиться к жизни.
Молодежи свойственно стремиться к познанию сути, а смысл жизни наиболее отчетливо проявляется именно в жестких испытаниях. Отсюда интерес молодых к экстремальным видам спорта, захватывающим триллерам и даже ужастикам. Но ужас власти христоненавистников не сравнить с фантазией Хичкока.
Как ведет себя почти наш современник в критической ситуации, при смертельной опасности и муке?! Что может оказать более сильное влияние на жизненный выбор молодого человека или девушки, если они еще не потеряли чувство различения добра и зла?..
– У пророка Исаии сказано: «Горе тем, которые зло называют добром и добро – злом, тьму почитают светом и свет – тьмою, горькое почитают сладким и сладкое – горьким!» (Ис. 5:20). Разве не это сейчас происходит в обществе?
– Проблема большинства наших молодых современников не в том, является ли для них «гражданский» брак блудом (их вовсе не пугает такое нелестное определение), а в том, что у его безблагодатной сладости для них нет альтернативы. Им ее надо помочь найти.
Если бы удалось с детства приучить их с благоговением относиться к своему будущему законному нерасторжимому венчанному супружеству и почитать за членовредительство пустые и мимолетные романы, то счастливых полных и многодетных семей стало бы у нас гораздо больше. Верующей молодежи при всей этой разлитой в обществе атмосфере вседозволенности тоже приходится претерпевать от плоти, стремящейся к тому, что разоряет дух и вредит душе. Те юноша или девушка, которые хранят целомудрие, противостоя прилогам беса блуда, – истинные исповедники. И в этом, возможно, их мера наследования своим ныне уже прославленным предтечам.
– Какие-то издевки от сверстников терпеть приходится.
– Даже среди детей случается – и всегда это было – всякого рода травля кого-либо из сверстников. Но, думаю, не стоит в дворовых распрях сразу видеть битву света и тьмы, где все – слуги тьмы и только я хороший! Это, конечно, неверная установка. Наши новомученики и исповедники думали о себе совсем не так. «Согрешихом со отцы нашими, беззаконновахом, неправдовахом» (Пс. 105:6), – песнь отроков в печи Вавилонской – один из лейт-мотивов их обращений, посланий, проповедей; этот покаянный посыл в основе их выстаивания в истине.
«Се, блажим терпящии» (Иак. 5:11). Терпение истинных христиан ХХ века, наших предшественников, соединенное с самоукорением, непрестанной молитвой и даже с благодарением («Я полюбил страдания» – так называется книга святителя Луки (Войно-Ясенецкого) – вот образ уподобления, явленный для всех уже времен и народов.