«Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам» (1 Кор. 15:1). Этими словами начинается сегодняшнее апостольское чтение. Очевидно, апостол Павел желает кратко, в нескольких фразах, обозначить суть того учения, которое он проповедовал тысячам людей на протяжении всей своей жизни. Он желает напомнить Евангелие своей пастве.
Нам особенно должно быть интересно услышать это, так как мы имеем заповедь от апостола Петра: «Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Пет. 3:15). В любой момент у нас могут спросить: «Ты, кажется, верующий? А во что ты веришь?» А если мы ответим: «Я верую во Христа» или: «Я верую в Евангелие», то у нас вновь могут спросить: «А что такого в твоем Христе или в этом твоем Евангелии, что ты считаешь эту веру такой важной для себя?» И мы должны уметь кратко, в нескольких словах, «дать ответ с кротостью и благоговением» – несколькими фразами очертить глубину и радость евангельского благовестия.
Итак, со вниманием и интересом послушаем, как же апостол Павел объясняет все Евангелие в одном абзаце текста.
А Павел говорит, «что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию, и что явился Кифе, потом двенадцати...» (далее следует перечень всех тех, кому Христос являлся). И в конце прибавляет: «А после всех явился и мне» (см. 1 Кор. 15:3–8). Что же, можно спросить, это и все? Разве в этом все Евангелие? Да, братья и сестры, все Евангелие вместилось в эти слова.
Изложим речь апостола более понятным нам образом. Бог, Творец всего существующего, воплотился и стал Человеком, Которого уверовавшие в Него называли «Христос», что значит «Помазанник». Он добровольно пошел на смерть, которая есть не просто насильственная смерть, но смерть за грехи наши, т. е. Его смерть имеет таинственный искупительный смысл. Христа похоронили, но Он воскрес и явился множеству людей, а потом и Савлу (будущему апостолу Павлу). Все это было заранее предсказано в древних Писаниях.
Действительно, Павел изложил здесь все. Его проповедь имеет два основания: а) объективное: Христос воскрес; б) субъективное: явился мне. Если одно из этих оснований убрать, все рассыплется. «Если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна» (1 Кор. 15:17). А если не произойдет встречи человека с Богом, то и веры никакой не может быть.
Например, кто творил безбожную революцию 1917 года? Крещеные люди, а некоторые из них даже бывшие семинаристы. Кто из них не слышал благовестия о том, что Христос воскрес? Все слышали. Но по каким-то причинам Христос не «явился» им, они не видели Его глазами души – и знание центрального догмата христианства стало для них бесполезным.
Павел же говорит: Христос явился тому и тому... «а после всех явился и мне». И мы можем сказать вместе с апостолом: все те люди, которым Христос являлся до меня, – это Церковь. Но Он явился и мне – и я в эту Церковь вошел.
Но что значит: явился мне? Неужели для каждого из нас необходимы явления Христа Воскресшего, подобно тому, какое было в жизни Павла – небесный свет, таинственный голос и прочее? Конечно же, нет. Случай Павла особый, так как и Павел был человек особый, избранный сосуд Божий. Нам даже нужно опасаться таких явлений, помня о том, что «сам сатана принимает вид Ангела света» (2 Кор. 11:14). Жития святых полны рассказов о том, как нечистые духи приходили к ним под образом Христа. Даже у великих подвижников не всегда хватало духовной чуткости, чтобы безошибочно определить, какое явление от Господа, а какое нет.
Но какие же явления Христа могут быть в нашей жизни?
Братья и сестры, мы бы не стояли с вами здесь, в храме, если бы Христос уже не явился нам. Вспоминается случай с известным ученым, Блезом Паскалем. Паскаль усердно просил Бога, чтобы Он ему открылся. И однажды услышал в ответ: «Ты не искал бы Меня, если бы уже не нашел».
Если внутренний голос зовет нас на покаяние, значит, Христос посетил нас. Если сердце тянет в храм – Христос зовет нас. Если на молитве сердце встрепенулось, ожило, а совесть заболела, значит, Христос говорит с нами. Если ради Христа я готов серьезно менять свою жизнь, значит, я видел Его. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8), – говорит Евангелие, показывая нам то, что органом зрения Бога является не глаз, но человеческое сердце.
Хотя, нужно сказать, в необходимых случаях Христос является лично и в наше время так же, как и явился некогда Павлу. Например, несколько лет назад в один из киевских храмов пришел перс, парень из Ирана. Он утверждал, что ему явился Христос, и, более ничего не рассказывая, просил крещения. Его крестили, и он впоследствии уехал к себе на родину, будучи уже христианином.
Но мы с вами не персы, а русские православные люди, и нам нужно сердцем знать Христа и не доходить до такого ожесточенного состояния, когда необходимы явления из другого мира. «Знамение не для верующих, а для неверующих» (1 Кор. 14:22), – писал апостол Павел. «Блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин. 20:29), – говорит Евангелие. Будем же верующими, а не неверующими.
Итак, сегодняшний апостол дарит нам, если хотите, символ веры апостола Павла: «Христос умер за грехи наши, был погребен и воскрес, явился множеству людей, а после всех и мне». Точно то же самое может повторить за апостолом всякий христианин.
«И мы видели Его», – можем прибавить мы, – «видели Его очами сердца». Вот что можно ответить всем, спрашивающим у нас отчета о нашем уповании. Такой ответ будет краткий, такой ответ будет библейский, и такой ответ будет правильный. Аминь!