В нынешнее воскресенье Церковь оканчивает богослужебное чтение одной из самых замечательных Книг Нового Завета – Первого Послания апостола Павла к Коринфянам. Эта книга читалась на Литургии почти два месяца. Хотя еще несколько отрывков из этого Послания будут прочитаны на следующей неделе, но основной объем текста уже пройден, и сегодня мы слышали заключительные слова из последней главы: «Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды. Все у вас да будет с любовью» (1 Кор. 16:13–14).
Рискну предположить, братья и сестры, что большая часть этой книги ускользнула от нашего внимания, прежде всего потому, что апостольские зачала читаются ежедневно, а по будням мы ходим в храм редко. Хорошо поступает тот, кто проходит все читаемое в Церкви дома, – но мало кто из нас делает это. Поэтому давайте поговорим сегодня об этой книге в общем, пунктиром обозначив ее главные темы.
Пожалуй, главная ценность Первого Послания к Коринфянам в том, что оно показывает жизнь во Христе как жизнь в Церкви и жизнь в Церкви как жизнь во Христе. Что имеется в виду?
Давайте мысленно напишем на воображаемой доске два красивых слова: «христианство» и «Церковь». Первое слово у большинства наших граждан вызывает, как правило, положительные эмоции: христианами себя считают почти все. Но со вторым словом ситуация гораздо более сложная. Значительное число людей, называющих себя христианами, в Церковь входить не хотят.
Так вот, все Послания апостола Павла, а в особенности же Первое Послание к Коринфянам, однозначно ставят знак равенства между этими двумя словами – «христианство» и «Церковь». Для Павла христианства вне Церкви не существует. Все его наставления обращены к христианским общинам – по сути, к поместным Церквам.
И нам твердо нужно помнить это, чтоб не соблазниться извечным жужжанием безбожного мира: «Бог должен быть в душе, и больше ничего не нужно». Неправда! Если уж Бог в душе, то нужно воспринять и те средства, которые Он дал для спасения души, а все эти средства находятся в Церкви. «Зачем мне посредник?» – спросит кто-то. Но Церковь не посредник. Это само спасение в действии.
Причем апостол Павел неоднократно подчеркивает в этом Послании необходимость единства как внутри общины, так и между общинами разных городов – единства в духе и в учении. Говоря об этом, Павел использует образ тела: «все мы одним Духом крестились в одно тело... и все напоены одним Духом.... членов много, а тело одно», – говорит он (1 Кор. 12:13; 20). В связи с этими словами мы можем вспомнить протестантскую идею о Церкви как о множестве не сообщающихся между собой общин или людей. Но апостол Павел говорит о Церкви как о едином организме.
Далее, что еще интересно: проповедник показывает жизнь древней Церкви не только как икону, а как отражение многих современных церковных проблем и болезней. Апостол обличает коринфян во множестве недостатков. К ним относятся: внутрицерковные разделения на различные партии, факты безобразнейшего блуда (некто из верующих жил с собственной мачехой как с женой), непонимание сути духовных дарований, неверие в воскресение мертвых, случаи вкушения идоложертвенного, бесчинства в церковных собраниях, движение эмансипации среди женщин, судебные процессы между членами одной общины и многие другие болезни церковной жизни.
Ситуация в Коринфской Церкви, скажем мягко, была печальная. Но, все эти нравственные проблемы не мешают Павлу называть общину Коринфа Церковью. И здесь мы должны понять важнейшую мысль о Церкви. Церковь – это не общество безгрешных людей, но больница. Здесь лечатся, а не блистают святостью. Да, святость есть наше призвание. Но путь к ней – долгий путь лечения горькими травами и прижиганиями.
Знаете, есть такие доктора, которые, прищурившись, спрашивают больного: быстро будем лечить или медленно? Если больной неопытный, он тут же выпалит: конечно, быстро! Если же умен и опытен, то смиренно ответит: будем лечиться, не торопясь. И такой ответ правильный, потому что приобретенное десятилетиями редко лечится за неделю. Нужно и помучиться, и пострадать, и проявить послушание медицине. И мы видим, что апостол Павел, как мудрейший врач, терпеливо лечит своих пасомых – где советом, а где и прижиганием (обличением и строгим предупреждением).
Что еще важного для нас в этом Послании? Интересно, что, рассуждая о внутрицерковных разделениях, Павел начинает говорить как будто бы о совсем другом и произносит свое знаменитое «Слово о Кресте». «Слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия», – говорит он (1 Кор. 1:18). «Мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие... Немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков» (1 Кор. 1:23, 25). Здесь апостол переносит разговор о проблемах общины совсем в другую плоскость.
Так поступал и Христос. Его, творящего чудеса и учащего людей, спрашивают фарисеи: «Какой властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал такую власть?» (Мф. 21:23). А Он на вопрос отвечает вопросом: «Крещение Иоанново откуда было: с небес или от человеков?» (Мф. 21:25). Его просят поговорить с эллинами, а Он отвечает вроде как совсем не по теме: «Пришел час прославиться Сыну Человеческому. Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Ин. 12:23, 24). И далее речь Его переходит во вдохновенную молитву Небесному Отцу, и про эллинов уже не упоминается. Фарисей Никодим приходит к Нему ночью и говорит: «Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог» (Ин. 3:2). А Христос вновь отвечает как бы не по смыслу: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия» (Ин. 3:3).
Подобные диалоги Нового Завета хорошо показывают нам, как встречаются человек и Бог, время и вечность, тленное и нетленное. Евангелие говорит человеку о небесном, а человек почти всегда думает о земном. Так бывает и в наших отношениях с Богом: мы говорим, Он отвечает, и мы ничего не понимаем, и жалуемся, что Бог нас не слышит. Между тем Он слышит все. Но Он говорит о небесном, а мы – о земном. Поэтому диалога часто не получается.
Конечно же, братья и сестры, нам сейчас недостанет времени, чтобы вспомнить все то важное, о чем говорит Павел в этом чудесном Послании. Нужно было бы сказать о замечательном Гимне Любви, воспетом Павлом в 13-й главе: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится» (1 Кор. 13:4); о том, как апостол говорит на тему брака в 7-й главе; о 6-й главе, где написано, что тело наше есть храм Божий; о 15-й главе, где доказывается догмат о телесном воскресении мертвых; о рассуждениях Павла в отношении еды («пища не приближает нас к Богу»); о Предании, о Евхаристии, о сути духовых дарований – в общем, почти о всех темах церковной жизни, которые описал Павел в этом удивительном письме о Церкви и жизни в ней.
Не будем пересказывать всего, а лучше придем домой и прочитаем Первое Послание к Коринфянам. Сделаем такой подарок для своей души в воскресный день; подарим делу нашего спасения еще одну внимательно прочитанную Книгу Священного Писания. Эти Книги всегда читаются по-новому и поднимают на один шаг ближе к Богу. Попробуем же подняться на одну ступенечку ближе ко Христу, опираясь на руку апостола Павла.