Кризис, вызванный предоставлением раскольничьим структурам на Украине статуса Поместной Церкви, обнаружил целый ряд проблем – как юрисдикционного, так и канонического характера, которые касаются всех Православных Церквей и Вселенского Православия в целом. Ситуация очень беспокоит верующих разных стран. Публикуемая статья прислана болгарским ученым-физиком Валентином Велчевым. Это своего рода «глас народа», к которому было бы важно прислушаться и мнение которого учесть.
В конце августа с.г. Священный Синод Греческой Церкви обнародовал свое решение о том, что признает за Константинопольским патриархом право предоставлять автокефалию, из чего следует, что будет рассматриваться и вопрос о признании автокефалии т.н. «Православной церкви Украины». Это решение будет вынесено на обсуждение собором иерархов Греческой Православной Церкви в октябре, на котором, как ожидается, будет принята и окончательная позиция по этому вопросу[1].
Константинопольский Патриархат претендует на то, что только он имеет право предоставлять автокефалию. Московский Патриархат настаивает, что в принципе это право есть у каждой Поместной Церкви, но канонически правильно, чтобы это делалось на Всеправославном Соборе. И действительно, в историческом плане автокефалию давали и Константинопольский (Болгарскому Патриархату, Элладской Архиепископии), и Московский (Чехословацкой Церкви, Православной Церкви в Америке) Патриархаты. Но в тех случаях, когда они действовали в одностороннем порядке, эти автокефалии не всегда признавались всеми Поместными Церквами.
Что же получится, если Московский Патриархат решит предоставить автокефалию Украинской Православной Церкви (УПЦ МП), которая притом является единственной, обладающей каноническим статусом, признаваемой всеми Православными Церквами и пребывающей в евхаристическом общении с ними? Разумеется, это не было бы решением вопроса; мы только указываем на этот вариант, чтобы обратить внимание на ту абсурдность и каноническую безвыходность, которая может возникнуть, если на територии Украины появятся две канонические автокефальные Церкви!
Вспомним, однако, и то, что до сих пор ни одна Поместная Церковь не признала новосозданную «Православную церковь Украины» (ПЦУ), не поздравила ее предстоятеля Епифания и не послала своих представителей на церемонию его интронизации. Более того, Священный Кинот Святой Горы Афон тоже решил отказать Константинопольскому патриарху Варфоломею в посылке делегации афонских монастырей на эту церемонию (хотя впоследствии, по его просьбе, туда все же отправились два игумена). Другими словами, даже афониты, хотя и находятся под омофором Константинопольского патриарха, категорически не приемлют каноничность новой украинской церковной структуры, созданной из двух раскольничьих группировок и под политическим дирижерством президента Порошенко.
Этими действиями мировая общность Поместных Православных Церквей дала ясно понять, что для нее абсолютно незаконно, чтобы патриарх Варфоломей решал в одностороннем порядке вопрос «автокефалии» Церкви на Украине, так как это не отвечает установленному каноническому порядку. Как сказал Бачский епископ Ириней: «Первый епископ у нас на Востоке не является первым в абсолютном смысле (отдельно от остальных), как в юрисдикции ветхого Рима; он первый на соборе (πρῶτος ἐν Συνόδῳ). Согласно всем известному 34-му Апостольскому правилу, собор без своего первого епископа (предстоятеля) не действителен, но и предстоятеля без собора не существует. Отсюда следует, что Константинопольский патриарх не имеет права обсуждать и тем более решать статус Украинской Церкви – и, аналогично, любой другой Церкви – сам, надсоборно, самовластно»[2].
В результате стремительного вторжения Константинопольского Патриархата на Украину – узаконивания раскольников и неканонического образования собственной структуры на чужой церковной територии, – Синод РПЦ принял решение прекратить евхаристическое общение с Константинополем. Это решение распространяется на всю каноническую територию Русской Православной Церкви. А в нее входят 16 стран: Россия, Украина, Белоруссия, Молдавия, Азербайджан, Казахстан, Киргизия, Латвия, Литва, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Эстония, Япония, Монголия и Китай, а также немалое количество верующих на Западе. По количеству храмов (более 36 000) и священства (более 40 000) Русская Православная Церковь является крупнейшей из 15 Поместных Православных Церквей. По словам Московского патриарха Кирилла, вся паства Московского Патриархата, «проживающая как в России, так и за ее пределами, составляет около 180 миллионов человек». Во всем мире православных около 260 миллионов, по данным исследовательского центра «Пью»[3].
Поэтому мы хотим обратить внимание Синода и иерархии Греческой Православной Церкви на то, что вообще не будет преувеличением сказать: если ситуация продолжит развиваться в том же направлении, то последствия для единства и соборности всей Православной Церкви будут катастрофическими!
Есть и пример разрешения кризиса: Всеправославный Собор, созванный в 1998 году по инициативе Болгарской Церкви
В связи с этим нужно отметить, что происходящее на Украине аналогично и повторяет в огромной степени раскол в Болгарской Православной Церкви в 90-е годы ХХ века, вдохновляемый и поддерживаемый тогдашней государственной властью в Болгарии. Как говорит один наш митрополит: «И у нас раскольники пытались ограбить идентичность Церкви, разворовать святыни, присвоить не принадлежащее им имущество, и самое печальное – таким образом они разрушали свой нравственный облик и убивали веру людей»[4]. Чтобы преодолеть раскол, по инициативе БПЦ в Софии в 1998 году был созван Всеправославный Собор. На этом Соборе патриарх Варфоломей действовал в качестве пособника болгарских властей, настаивая на отставке присномапятного патриарха Болгарского Максима, но болгарские архиереи выступили энергично и бескомпромиссно против него, благодаря чему представители Поместных Православных Церквей приняли решение о поддержке канонической БПЦ и ее законно выбранного предстоятеля!
Но на Украине ситуация значительно хуже и ведет к гораздо более трагическим последствиям! Еще летом 2015 года определенные политические круги и фашизированные группировки выдвинули требования автокефалии, переросшие очень скоро в поджоги храмов, насаждение национализма и призывы к ненависти, что привело к исключительно жестокой смерти священника и монахини[5]. За прошедшие годы у канонической УПЦ (МП) было насильственно отобрано около 3000 храмов и приходов, причем этот процесс не утихает и продолжается с новой силой: после учреждения т.н. «Православной церкви Украины» только за месяц было захвачено более 30 храмов и приходов, а священникам угрожают физической расправой, похищением и издевательством над их семьями и детьми! По отношению к украинскому расколу вопрос давно не в том, кого нужно поддерживать: Константинопольский или Московский Патриархат, а в том, как защитить православных верующих на Украине, которые превратились в истинных заложников политического кризиса в стране, выродившегося в беспощадную религиозную войну.
Другими словами, созыв Всеправославного Собора крайне необходим – как для преодоления раскола на Украине, так и для решения целого ряда значимых проблем, которые стоят перед православными верующими во всем мире!