Несмотря на трудности и испытания, мы стараемся жить, трудиться, молиться

Митрополит Луганский и Алчевский Митрофан

Источник: Информационно-просветительский отдел УПЦ

    

Интервью митрополита Луганского и Алчевского Митрофана ко дню празднования 75-летнего юбилея Луганской епархии Украинской Православной Церкви для Информационно-просветительского отдела УПЦ.

О значимых событиях в 75-летней истории Луганской епархии и о духовной жизни на Луганщины сегодня; о главных задачах пастыря в сложное военно-политическое время и о великих луганских подвижниках, показавших пример преданности Церкви и вере; как скорби и трудности, с которыми столкнулись жители Донбасса, отразились на служении духовенства и на вере мирян, и о том, возымела ли успех на Луганской земле «авантюра с томосом».

– Приближаются торжества, посвящённые юбилею Луганской епархии. Чем они знаменательны для жителей Луганской земли?

– Этот год для Луганской епархии – юбилейный. Мы отмечаем 75 лет со дня основания Луганской епархии, которое произошло в 1944-м году, сразу после освобождения города Луганска (Ворошиловграда) и области от немецко-фашистских захватчиков. В некотором смысле этот юбилей также перекликается с юбилеем Победы в Великой Отечественной войне. Конечно же, празднование любого юбилея – прежде всего, уникальная возможность возблагодарить Господа за Его благодеяния, которые Он являл, являет и будет являть нашей епархии и жителям Луганщины. Юбилей – повод подвести некоторые итоги, ещё раз вспомнить свою историю, определить, что сделано, что ещё предстоит сделать в епархии. В этом смысле празднование юбилея – это не только праздничные мероприятия и торжества, но и, прежде всего, анализ деятельности нашей епархии за прошедшие 75 лет.

– Семидесятипятилетний юбилей – дата и не столь большая, но и не малая. За этот период времени произошло много важных событий как в истории государства, так и в истории епархии. Какие моменты из истории епархии, на Ваш взгляд, наиболее значимы?

– За данный период Луганская епархия прошла достаточно сложный путь своего становления, жизни и деятельности.

Как известно из исторических источников, Православие начало более масштабно распространяться на землях Луганщины примерно с конца XVI – начала XVII века. Здесь были степи, земли не обжитые. Лишь с началом развития производства здесь начали образовываться поселения, в которых организовывались православные общины. Практически до XVII века приходы, которые находились на территории Луганщины, входили в так называемую Патриаршую область. В XVIII веке была образована Белгородская епархия, и эти приходы были причислены к ней. Частично приходы Луганщины входили и в состав Воронежской епархии. В предреволюционное время приходы Луганщины входили в состав Харьковской и Слобожанской епархии.

После октябрьского переворота 1917 года духовная жизнь здесь подверглась, как и во всей бывшей Российской империи, преследованию: закрывались и разрушались храмы, священники арестовывались, ссылались, многие закончили свою жизнь мученически. Для примера, до революции в Луганске было шесть храмов, а в 1920-х – 1930-х годах все храмы были уничтожены, остался лишь Петро-Павловский собор, который был превращён в кинотеатр с названием «Безбожник». Остался Вознесенский храм в ближайшем пригороде Луганска Александровске, который не закрывался и действовал на протяжении всего довоенного и послевоенного периода, и до наших дней.

1930 год. Перед открытием кинотеатра “Безбожник” 1930 год. Перед открытием кинотеатра “Безбожник”   

Петро-Павловский собор в наши дни Петро-Павловский собор в наши дни     

Тем не менее, духовная жизнь на Луганщине не угасла, она продолжалась, особенно, после освобождения Луганска от немецко-фашистских захватчиков. Начали восстанавливаться храмы, организовываться новые приходы. Можно сказать, открылась новая страница в истории Православия на Луганщине. В связи с этим, Священный Синод Русской Православной Церкви в 1944-м году принял решение об учреждении Ворошиловградской (ныне Луганской) епархии. Первым архиереем был назначен архиепископ Никон (Петин), который занялся устройством и упорядочением церковно-епархиальной жизни. Благодаря ему начала действовать и развиваться Луганская епархия. Таков в общих чертах период истории Православия на Луганщине до учреждения епархии.

После учреждения епархии духовная жизнь здесь была подвержена тем же испытаниям и искушениям, каким подвергалась тогда и во всём Советском Союзе. Были периоды закрытия храмов, репрессии священников, затем, уже после «перестройки» – открытие храмов, новых приходов. Нужно отметить, что до так называемой «перестройки» в Луганской области действовало около 65-ти православных приходов. Лишь после изменения законодательства в тогдашнем СССР и получении Церковью больших возможностей начала активно развиваться церковно-приходская жизнь. В то время Луганской епархией управляли Одесские архипастыри, что имело как позитивные, так и негативные стороны: архиереи посещали Луганскую епархию лишь три раза в году. Постоянных архиереев не было тогда, не могла соответственно и развиваться полноценным образом церковно-приходская жизнь.

Только начиная с 1991-го года, когда на Луганскую кафедру был назначен епископ Иоанникий (Кобзев), начала очень активно развиваться церковная и епархиальная жизнь. Открывались и храмы, и монастыри. Активное развитие епархии под руководством владыки Иоанникия продолжалось до 2012 года. С моим назначением епархия продолжает свою жизнь, в нынешних непростых условиях, связанных с военными действиями на Донбассе.

Что касается важных событий из жизни епархии, прежде всего, нужно отметить прославление Луганской иконы Божией Матери, состоявшееся в позапрошлом году. В 2017-м году было принято решение Синода, в 2018-м мы совершили прославление иконы. Каждую среду перед этим образом, находящимся в Петро-Павловском кафедральном соборе, совершается акафистное пение. Люди получают помощь и исцеления от иконы, поэтому на акафист приходит много людей. Эта икона – наша главная святыня.

Чествование Луганской иконы Богородицы Чествование Луганской иконы Богородицы     

В предвоенное время, в 2012 году, нашу епархию посещала Плащаница Божией Матери из Иерусалима, Гефсимании, большая святыня, собравшая огромное количество людей. В 2013 году нас посетила десница великомученика Димитрия Солунского. В том же году был открыт Духовно-просветительский Центр преподобного Нестора Летописца в Алчевске.

Кроме этого, нужно отметить, что нашу епархию в 2011-м году посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, на центральной площади Луганска им была совершена Литургия. Неоднократно посещал нашу епархию и (ныне покойный) Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир.

Конечно, мы ожидаем посещения нашей епархии Блаженнейшим Митрополитом Онуфрием. Надеемся, что наладится военно-политическая обстановка, и Блаженнейший сможет посетить нашу епархию, преподать нам благословение, утешить нас. Блаженнейший владыка всегда при встрече интересуется тем, как протекает жизнь, что происходит в епархии. Уповаем на Бога, что всё изменится к лучшему, и Предстоятель нашей Церкви сможет посетить нашу епархию.

– Каково состояние епархии на сегодняшний день?

– В настоящее время епархия, несмотря на трудности, живёт полноценной духовной жизнью. Один из существенных отрицательных моментов – то, что епархия сегодня разделена линией фронта на две части. Это доставляет определённые трудности в управлении епархией.

На сегодня епархия насчитывает 145 приходов, в которых несут служение 254 клирика: 232 священника и 22 диакона. В четырёх монастырях (два мужских и два женских) подвизается около 70-ти монашествующих. Такова статистика нашей епархии.

Несмотря на трудности, стараемся жить, трудиться, молиться.

Таково в общих чертах положение нашей епархии.

– Будучи управляющим епархией, что Вы ставите в основу своего служения?

– Основная задача пастыря, тем более епископа – забота о духовном и нравственном возрастании вверенной паствы. Всё это совершается через молитву, через совершение Таинств, через проповедь Евангелия, через социальную работу. Выделить что-то отдельно из данных обязанностей, сказать, что что-то приоритетно, а что-то второстепенно – я не могу. Всё это в совокупности составляет смысл служения епископа. Моя задача – правильно организовать процесс, проконтролировать ход процесса духовно-нравственного обновления нашего общества. На мой взгляд, это главная задача епископа.

Уповаем на Господа, что снова будет возможность соборно служить со всеми священнослужителями епархии и верующим народом. Мы молимся об этом!

– Наверное, не менее значимы для становления и развития любой епархии – правящие архиереи. Начиная с архиепископа Никона (Петина), все правящие архиереи Луганской епархии были людьми яркими, деятельными, много потрудившимися на благо Церкви. И периоды правления каждого тесно связаны с трудными и переломными событиями истории Церкви и государства. Вам также доводиться в очень непростое время возглавлять епархию. Насколько тяжело управление епархией в такие трудные исторические моменты?

– Управление епархией – вообще непростой труд. Он требует силы и духовной, и физической, определённого духовного опыта. По промыслу Божию мне приходится возглавлять Луганскую епархию в очень сложный период не только её истории, но и Луганщины в целом. Все знают о происходящих на Донбассе, в том числе и на Луганщине, событиях. Идёт война. Как я ранее уже отметил, епархия оказалась разделённой линией фронта на две части. Соответственно возникают свои трудности как в посещении приходов, так и в организации епархиальной жизни. Я очень благодарен духовенству епархии за то мужество, терпение, которое они проявляют, совершая служение на приходах. Потому что, если бы не было понимания, если бы духовенство ставило себе иные цели вместо духовного окормления паствы, было бы очень сложно что-то сделать, упорядочить церковную жизнь. Духовенство нашей епархии понимает всю ответственность своего служения, и этим помогают мне в управлении епархией.

Мы надеемся, что всё же ситуация изменится, будет возможность свободного общения и соборного служения со всеми священнослужителями епархии и верующим народом. За каждой Божественной литургией мы молимся об этом.

    

– Говоря об архиереях, невозможно обойти вниманием митрополита Иоанникия (Кобзева), находящегося ныне на покое. Знаем Ваше глубочайшее уважение к владыке, как к учителю, наставнику. Многие переживают и молятся о здравии владыки, а также интересуются его самочувствием.

– Я уже о нём упоминал, говоря о важных моментах истории епархии. Сейчас владыка, к сожалению, сильно болеет, прикован к постели, богослужения совершать не может. Мы навещаем владыку, поздравляем его, общаемся с ним.

Нужно сказать, что в своё время владыка приложил максимум усилий для становления Луганской епархии. Повторюсь, при нём было открыто большое количество приходов, монастырей, рукоположено достаточное количество священнослужителей, которые сегодня трудятся на приходах. Его заслуга в становлении и жизнедеятельности Луганской епархии просто неоценима.

Мы молимся о здоровье владыки Иоанникия, чтобы Господь дал ему сил, помог справиться с постигшим недугом. Он всегда в наших молитвах, мы никогда его не забываем.

– История Церкви невозможна без подвижников благочестия. Безусловно, были таковые и на земле Луганщины. Что в настоящее время сделано и делается для прославления подвижников Луганской земли?

– Луганская земля богата своими подвижниками веры и благочестия, которые в разное время, особенно в тяжелый для Церкви период, показали пример пастырского служения, преданности Церкви и вере. В настоящее время мы активно изучаем архивные материалы, связанные с этими выдающимися личностями Луганской земли, а также общаемся с теми, кто еще помнит этих подвижников, общался с ними, как с очевидцами.

В частности, мы собираем информацию о таких подвижниках, как игумен Рафаил (Рудь), – постриженик Святой Горы Афон, который был одним из основателей Свято-Троицкого монастыря в Каменном Броде. К сожалению, начатый им процесс созидания обители был прерван начавшейся Первой Мировой войной, внесшей в жизнь людей свои коррективы. Вскоре о.Рафаил был репрессирован, свою жизнь он закончил в лагерях.

Одними из замечательных подвижников нашего края, информацию о которых мы так же собираем, являются священник Диомид Винник, который был настоятелем Свято-Введенского храма в с. Церковном (ныне это с. Красное), где сейчас находится подворье нашего Ольгинского женского монастыря. А также личность архимандрита Феофана (Обмока), благодаря трудам которого у нас существует женский монастырь в с. Красный Деркул. Именно его заботами первоначально была организована монашеская женская община, которая затем преобразовалась в женский монастырь. Не менее замечательны и такие подвижники веры и благочестия Луганской земли, как иеромонах Антоний (Пузиков), который являлся духовным наставником о. Фотия, постриженика Святогорского монастыря, и диакон Филипп Горбенко, с именем которого связано явление Божией Матери в г. Луганске.

Как я сказал, в настоящее время ведется активная работа по поиску материалов для того, чтобы со временем можно было представить эти материалы на рассмотрение Синодальной комиссии по канонизации на возможное их прославление в лике святых. Как только будет собран достаточный объем информации об этих подвижниках Луганской земли, мы сразу же предоставим Блаженнейшему Митрополиту Онуфрию на рассмотрение. Уже немало собрано материалов и об архимандрите Феофане, и об иеромонахе Антонии, и о диаконе Филиппе. В настоящий момент процесс сбора материалов продолжается.

    

– Одно из ошибочных представлений о Церкви – представление её в виде некоей замкнутой структуры, оторванной от внешней жизни, находящейся как бы вне социума. Однако социальная открытость всегда была одним из церковных приоритетов. Какая социальная работа проводится духовенством и верующими нашей епархии в настоящее время?

– Церковь – это не закрытый институт, напротив, ее двери всегда и для каждого человека открыты, вне зависимости от его статуса или положения. Об этом свидетельствует и, скажем так, общечеловеческая история, когда в самые тяжелые моменты жизни большинство людей идет в Церковь в поисках помощи не только духовной, но и материальной. Особенно это проявляется в наши дни, когда Луганская епархия, жители Луганщины испытывают различные проблемы – как материальные, так и социальные, связанные с войной на Донбассе. Церковь в лице епархии не остается в стороне, чем может, тем и старается всячески помочь, – помочь самым необходимым: питанием, одеждой, но, прежде всего, оказывает духовную помощь. Например, в период активных боевых действий, наши приходы организовывали благотворительные обеды для нуждающихся. Когда не было ни воды, ни еды, наши священники, кто как мог, старался достать какие-то продукты и дать людям и еду, и воду. Некоторые приходы, получая гуманитарную помощь от разных епархий РПЦ и УПЦ, старались дифференцировано распределить ее между теми, кто в том или ином остро нуждался. Таким образом, собственно, наши приходы и помогли многим выжить в тот трудный период времени. Кстати, некоторые из приходов и сегодня продолжают кормить людей, а также оказывать посильную гуманитарную помощь.

Кроме того, епархия так же ведет социальную работу, осуществляя свое служение и в больницах. Например, в г. Луганске при большинстве больниц действуют храмы или часовни, и в местах лишения свободы, где также имеют место быть и храмы, и молитвенные комнаты, в которых священнослужители стараются оказать духовную поддержку людям, находящимся в заключении. То есть, по мере сил и возможностей мы стараемся всячески помогать людям и материально и, прежде всего, духовно.

    

– Как изменилась духовная жизнь епархии за последние пять лет?

– Сложно сказать, насколько изменилась духовная жизнь. Если об этом говорить с точки зрения количества людей, приходящих в храмы – то, например, в период боевых действий в Церковь стали обращаться люди, которые ранее и вовсе не переступали порог храма. Очевидно причина этого – в постигшей общей беде, может быть, в личной трагедии, которые, как правило, побуждают любого человека задуматься о главном в этой жизни, вспомнить о Боге. С другой стороны, и это важно отметить, несмотря на то, что в тот тяжелый для всех военный период Луганск находился под постоянным обстрелом, ни один храм епархии, при этом, не был закрыт, не был полностью разрушен. В целом вся, так сказать, наша церковная инфраструктура сохранилась. А духовные задачи, как таковые, одинаковы в любое время – и в военное, и в мирное… Безусловно, когда идет война, когда к человеку стучится горе, он чаще и больше обращается к Богу, к Церкви.

– Сфера образования тоже никогда не оставалась вне церковного внимания. Какова ситуация в эти непростое время, каким Вы видите дальнейшее развитие в этом направлении?

– Образовательный процесс занимает важное место в жизни нашей епархии, потому что сегодня нам нужны образованные священнослужители и одной из наших задач является духовное просвещение, нашего общества, чтобы люди знали о Боге, о Церкви. В связи с этим в настоящее время действует Луганский богословский университет, который готовит работников на ниве Христовой – не только священнослужителей, но и преподавателей Закона Божия, воскресных школ. К сожалению, с началом боевых действий масштабы работы университета уменьшились, поэтому сегодня, в основном, проводится или дистанционное обучение или заочное обучение, но так или иначе университет продолжает действовать, выпускать студентов.

Кроме того, мы активно сотрудничаем со светскими учебными заведениями. Также нужно отметить, что в г. Алчевске существует Учебно-Просветительский центр им. Преп. Нестора Летописца, в котором функционирует не только воскресная школа, но так же существует и духовная лечебница, где дети с физическими особенностями имеют возможность полноценно участвовать в жизни и чувствовать себя не покинутыми, не оставленными, а полноправными членами нашего общества. Кроме того, существует и литературное объединение «Свете тихий», которое объединяет православных писателей, поэтов и публицистов, которые пишут на духовные темы. Члены этого объединения сотрудничают с разными учебными заведениями, участвуют в семинарах, конференциях, проводят различные литературные мероприятия.

– Где жители Луганщины могут получить богословское образование?

– Луганчане могут получить духовное образование в нашем Луганском Богословском университете, и кроме того, представители Луганской епархии обучаются так же и в других духовных школах, например, в Киевской духовной академии и семинарии, в Московских духовных школах, в Санкт-Петербурге, в Донской духовной семинарии.

– А насколько сегодня в вверенной Вам епархии священники отвечают тем критериям и требованиям, которые Вы предъявляете? Что и кто достойны похвалы и на какие упущения и недочеты надо особо обратить внимание?

– Требование к священникам лишь одно – добросовестно выполнять свой пастырский долг, быть примером для своей паствы, как говорит ап. Павел «в словах, в жизни, любви, вере и чистоте» (1Тим. 4; 12). Исходя из этих критериев и оценивается священник. Немаловажно и то, как обстоят его дела на приходе, как к нему относится паства – это лучшее свидетельство того, насколько пастырь усердно или, напротив, нерадиво исполняет свои обязанности.

Конечно, если положить руку на сердце, не скажу, что все священнослужители абсолютно безупречны – есть разные, в силу человеческого фактора. При этом должен отметить, что в основном, за редким лишь исключением, наше духовенство служит честно и добросовестно. И нужно отдать должное священнослужителям нашей епархии, что в столь трудное время и одна, и другая части епархии, где они совершают свое служение – каждый из них проявил себя, как настоящий подвижник. Ведь оказавшись в неимоверно сложных обстоятельствах, тем не менее, они не покинули свою паству, старались и сохранить веру, и добросовестно исполнять свои пастырские обязанности – а это о многом свидетельствует. Кроме того, хотел бы отметить, что некоторые священники в это сложное время еще и строят храмы. В настоящее время в нашей епархии в стадии строительства находится 6 храмов.

Освящение куполов для строящегося храма Святого Духа в с. Алексеевка Освящение куполов для строящегося храма Святого Духа в с. Алексеевка     

– Повлияли ли на духовную жизнь епархии недавние события, связанные с действиями Константинопольского Патриархата, в частности с томосом?

– В целом эта история с томосом никак не повлияла на жизнь нашей епархии. Все, так сказать, волны этого беззакония не дошли до наших восточных пределов. Поэтому мы не почувствовали на себе каких-то последствий этой политической авантюры. Ни один храм, ни один священник нашей епархии не перешел на сторону так называемой «ПЦУ» – в этом отношении, к счастью, у нас ситуация спокойная. Нужно отметить, что Луганщина вообще всегда была верной канонической Церкви и сегодня она остается таковой и в отношении Блаженнейшего Митрополита Онуфрия, имя которого возносится за богослужениями во всех храмах Луганщины, и в отношении священноначалия. В общем, эта авантюра, связанная с томосом, не возымела успеха в нашем крае.

Митрополит Луганский и Алчевский Митрофан
Беседовали иерей Андрей Нестеров,
протодиакон Геннадий Пекарчук

Источник: Информационно-просветительский отдел УПЦ

14 сентября 2019 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×