Окончание. Начало см.: Радиация греха: взгляд из Великобритании
В России не так?
Знакомые все чаще жалуются, что не знают, как объяснить ребенку, что не так с нетрадиционными парами, «ведь они же любят друг друга!». В то же время несколько знакомых этим летом в России спокойно и довольно самоуверенно сказали мне, что эта реальность от них далека и их не касается, – но это они погорячились. Потому что на российских форумах уже не одна и не две мамы горестно вопрошают, что им делать с дочерьми, желающими сменить пол, а популярный сайт АДМЕ спокойно постит статьи, где в примерах фигурируют милые однополые пары, невзначай, как бы между прочим, не акцентируя внимания. Например, в безобидных с виду статьях типа «Как порадовать любимого», «13 доказательств, что это любовь» наряду с примерами трогательный заботы молодого человека о девушке будет обязательно пример заботы девушки о девушке, находящихся в недвусмысленных отношениях. В Москве я видела пары женщин, одна из которых в белой фате, другая – в розовой. А комментарии к материалу об учителе-мужчине с макияжем и маникюром изумили: огромный процент читателей был на стороне педагога.
Мой брат работал несколько лет в московских банках и был поражен либеральными и нетрадиционными взглядами молодых сотрудников. «Откуда они взялись? Их деды воевали!» – недоумевал он.
Окна Овертона давно открыты, а мы предоставили детей самим себе и не даем им нормального детства. Когда я разговариваю с либерально настроенными подростками и взрослыми в России, мне хочется сказать: «Россия находится, допустим, на уровне три. А Европа и Америка на уровне 25. Пока вы наивно рассуждаете о правах нетрадиционно настроенных людей, они уже ставят вопрос ребром о наших правах. Вы еще не знаете, что там, за поворотом. Проснитесь, пожалуйста».
Радиация распространяется по своим законам, и с пушкой или пистолетом на нее не пойдешь. Укрыться чисто географически тоже не удастся: она проникает сквозь запертые двери, распространяется на дальние расстояния.
Как появился Содом
Во-первых, взрослым и подросткам рекомендую ознакомиться с лекцией протоиерея Олега Стеняева о Содоме из цикла «Семейная жизнь ветхозаветных патриархов»: «Как не перепутать ад с раем». Она произвела на меня самое сильное впечатление из всего цикла.
Извращения являются логичным продолжением других грехов: немилосердия, жестокости, пресыщенности
Из нее следует, что половые извращения возникли и осуждаются не сами по себе, а являются логичным продолжением других грехов: немилосердия, жестокости, отказа от оказания милости. И они результат пресыщенности.
«“Жители же Содомские были злы и весьма грешны пред Господом” (Быт. 13: 13). Как можно понять эти слова: “весьма грешны”? Если кто-то подумает, что здесь имеется в виду только их гомосексуальная ориентация, он будет не совсем прав. Сказано: “Вот в чем было беззаконие Содомы, сестры твоей и дочерей ее: в гордости, пресыщении и праздности, и она руки бедного и нищего не поддерживала” (Иез. 16: 49)».
«И есть предание, что жители Содома и Гоморры, являясь закоренелыми эгоистами, имели закон: “Город Содом – это наш город. Гоморра – это наш город! Мы здесь живем, и никто не должен сюда приходить. Никаких нищих не принимать, никаких странников не принимать, никаких пришельцев не принимать!”».
Интересный факт: большой процент посетителей магазинов здоровой еды, а также дорогих фитнес-клубов – ...да-да, вы правильно догадались. Семеро по лавкам не плачут, а как себя не побаловать? И нет предела совершенству. Еда без добавок, органическая еда, органическая косметика, биоорганическая краска для волос… В школу никого не собирать, на памперсы не тратиться.
Но бывает, что такие «пары» усыновляют детей. Мне рассказывали, что это ничтожный процент особо идейных. Вся шумиха о легализации таких «браков» касается очень малого количества представителей этого лагеря. Почему они в особой зоне риска заражения СПИДом? Почему во многих странах им запрещено становиться донорами крови? Потому что подавляющее большинство этих людей имеет очень обширные и беспорядочные связи и только самые «идейные» регистрируют отношения и усыновляют детей.
Как сохранить детей
Что мы можем этому противопоставить? Акции протеста? Уход в лес? Круглосуточный надзор за детьми?
Как-то раз на воскресной службе приходской священник отец Джон преподал нам наглядный пример, как мы можем защищаться.
Он проиллюстрировал отрывок из послания апостола Павла:
«Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять. Итак, станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие» (Еф. 6: 11–17).
Поставив 12-летнего мальчика в храме, он одел его в игрушечные воинские доспехи, поясняя, для чего нужна каждая их деталь.
Без щита веры и шлема спасения, без призывания Бога в помощь, без живого участия в церковной жизни все наши попытки противостоять радиации будут жалки.
И вновь семья
А важное доказательство веры – это дружная семья. Что толку отцу семейства бежать разгонять радужный парад, если он детьми не занимается, не интересуется, если сидит на диване или вообще уходит из семьи.
Знакомая из Литвы рассказывала, как дочь ее родственницы стала лесбиянкой. Мать вторично вышла замуж, отчим был неплохой человек, но мать завела шашни за его спиной. Дочь увидела и с тех пор шантажировала мать, что расскажет отчиму про ее похождения, если она будет учить ее жизни. И мать ничего не сказала, когда дочь стала сожительствовать с одноклассницей, хоть сердце ее и обливалось кровью: она сама себя лишила родительского авторитета. Потом дочь все переосмыслила и нашла себе парня. Но мать ни тогда, ни сейчас ей не указ.
Если отец бросает семью, он оставляет своих детей один на один со злом
Если отец бросает семью, он выпускает своих детей в схватку с тигром без оружия, отправляет бежать марафон на одной ноге. И здесь власти и обстоятельства обвинять бесполезно, и пьяная брань в адрес «таких-то» останется беспомощной пьяной бранью.
И собирать подписи и организовывать акции тоже будет малополезно, если мы не являемся самыми близкими людьми своим детям.
Не так давно мы узнали о святом Ботольфе, который основал монастырь в Восточной Англии в VII веке. Раз в год мы ездим на место, где раньше был монастырь, и просим местного святого помочь нам и нашим детям. Эта земля была православной до Вильгельма Завоевателя, и как-то стихийно православные англичане и русские решили молиться древнему английскому святому – покровителю этих мест. И он не единственный местный покровитель, есть еще святой Феликс, святой Кутберт, святой Албан.
О России и говорить нечего. Тысячи святых, древних и новомучеников, готовы встать на защиту верных. А верны ли мы? Желаем ли мы сами своим детям спасения или только карьеры и пятерок в дневнике?
На «Многодеток.ру» только и читаю: муж бросил с тремя детьми; жена забрала пятерых детей от безработного мужа и ищет новую любовь; муж пьет; бабушка не желает знать внуков; молодая мать в депрессии; немолодая мать желает романтики…
Многие знакомые «не против Церкви» и в душе очень даже за, но ведь регулярное хождение в храм тяжело. Дети приходят на исповедь редко и всегда к разным батюшкам. Тогда я спрашиваю, почему не ищут духовника, почему пренебрегают драгоценной возможностью особой дружбы ребенка с батюшкой, которому доверяешь, который может поддержать ребенка, особенно подростка, в трудный момент. Отвечают: «Некогда»; «Не задумывались»; «Не ставили задачу»… А я задаю вопрос: «Ты настолько сильна, что одна или с мужем можешь воспитать ребенка? Ты обладаешь сверхспособностями и можешь его уберечь? Ты владеешь его доверием, и он может все-все тебе рассказать?» Ответ, конечно, будет отрицательный, и тогда нужно попробовать найти священника, которому ребенок будет доверять и с которым в трудные минуты жизни может посоветоваться, чистосердечно ему исповедоваться.
Ребенку обязательно нужен духовник, к которому в трудные минуты жизни он может прийти посоветоваться
А вот пример влияния священника. Мы собирались в Россию. До автобуса в аэропорт было много времени, и я позвала 13-летнего сына с собой на службу. «Нет, – сказал он, – автобус, аэропорт, ночной рейс… – я устану. Я лучше дома посижу».
В храме отец Джон спросил меня, где сын. Потупив глаза, объяснила ситуацию.
– Передайте ему, – с улыбкой сказал он, – что отец Джон о нем спрашивал.
Войдя в дом, сразу сообщила сыну, что отец Джон о нем спрашивал.
– Я понял, я все понял! Я больше не буду пропускать службу без веских причин! – вскричал сын.
Когда я уговаривала парня пойти на службу, это было воспринято как кудахтанье курицы. Отец Джон – другое дело. Энергичный священник с военной выправкой, он собрал в храме множество мужчин – от брутальных до интеллигентных очкариков. Как много может сделать один пастырь! И как печально не пользоваться этой возможностью для своих детей.
Но, конечно, на батюшку переложить воспитание детей невозможно. Батюшка может помочь тем, кто сам серьезно относится к воспитанию не только своего ребенка, но прежде всего самого себя.
Задачи нашего поколения
Жизнь ставит задачи очень жестко. Проблема, которой посвящена эта статья, все актуальней и требует мудрых и жертвенных решений от родителей. Будем ли мы работать над своей душой и душой ребенка, призывая на помощь Бога и святых, пытаться защитить детей? Или так и продолжим зависать в интернете и считать лайки в Фейсбуке?
У каждого поколения своя задача. В годы Великой Отечественной войны голодные люди работали на заводах по 12 часов в день ради победы. А сейчас в борьбе за детские души сытые люди не готовы уступить друг другу, не готовы услышать ни жену, ни ребенка, поступиться амбициями и просто поговорить. Не готовы любить всю жизнь мать своих детей, а ищут новых впечатлений. Чтобы быть услышанным, сегодня порой проще в Фейсбук отправить сообщение и там найти сочувствие, чем в глазах сидящего рядом человека.
От нас не требуется голодать и отдать малышу последний кусок хлеба. От нас требуется внимание и молитва, работа над собой и сохранение семьи. Чтобы ребенку было куда укрыться от противоречий и давления мира, чтобы хотелось домой, чтобы вечером говорить с отцом, а не читать от него смс-ку, извещающую, что в эту субботу встреча отменяется. Чтобы дети видели не глаза вымотанной женщины, которая устала биться за кусок хлеба в одиночку и которой некогда говорить по душам, а глаза мамы, которая их любит, которой интересна их жизнь.