Как-то раз некий законник спросил Господа: «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» – вопрос, важный для каждого христианина, ведь мы все хотим стать достойными небесного звания. В ответ Господь спросил законника, каким он сам предполагает ответ на свой вопрос, ведь законник – это человек, знающий Писание и, соответственно, имеющий представление о том, что ожидает Бог от человека. Законник ответил Господу: «Возлюби Господа Бога твоего... и ближнего твоего, как самого себя». «Правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить», – ответил Господь. «А кто мой ближний?» – спросил тогда законник (см.: Лк. 10: 25–29).
Кто мой ближний?
Выходец из Средней Азии везет меня в другой район Москвы за 100 рублей. Что он купит на эти 100 рублей? Заработает ли он сегодня хотя бы 1000? Хватит ли ему этого для того, чтобы прокормить свою семью?
Кто мой ближний?
Женщина с нелегкой судьбой просит у меня 10 рублей на пороге храма. Каково ей просить, поправ чувство собственного достоинства и каждый день сталкиваясь с жестокостью и черствостью проходящих мимо людей?
Кто мой ближний?
Курьер поднял на 5-й этаж без лифта тяжелый пакет. Поблагодарить его, дав 50 рублей, или он зарабатывает достаточно, чтобы не нуждаться в этой благодарности?
Кто мой ближний?
Мужчина с экрана ТВ рассказывает, что потерял все во время пожара в Сибири. Он нуждается в моей помощи, хотя я не знаю его.
Кто мой ближний?
Современный человек отягощен сверх сил: это и работа, и дети, это склоки и проблемы, которые льются на нас с экранов ТВ и поселяют в нас злость и уныние. Под таким давлением иногда сложно сохранить в себе человечность, ласковое и снисходительное отношение к людям, даже самым близким. Давайте не будем позволять себе становиться источником раздражения для окружающих: нечего сказать хорошего – лучше промолчать.
Наши домашние – это первые люди, по отношению к которым мы обязаны исполнять заповедь о любви, и при этом они же – первые люди, которыми часто мы пренебрегаем, не исполняя этой заповеди. Вспомним, когда мы говорили своим близким что-нибудь доброе, хвалили, отмечали их достоинства, а не только недостатки.
Вспомним, когда мы говорили своим близким что-нибудь доброе, хвалили, отмечали их достоинства, а не только недостатки
Если наши домашние едва нас терпят, то причина этого часто бывает в нас самих. Очень полезно поставить себя на место другого человека и представить, что то отношение, которое мы ему демонстрируем, получаем мы сами. Понравилось бы нам, если бы к нам так относились, как относимся мы? Как бы мы реагировали на те слова, которые говорим сами, если бы их говорили нам? Терпение недостатков ближнего и снисхождение – это фундамент, на котором строится исполнение заповеди о любви: где-то не среагировать на колкое замечание и не сказать обидное слово, где-то сдержать себя и не сделать домашних заложниками своего плохого настроения.
Отношения в семье – как домашнее растение, требующее регулярного ухода в виде ласки и внимания. Если мы хотим, чтобы они были нам в радость, то мы сами должны стараться стать источником радости и поддержки, как сказал Господь: «во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7: 12).
Посмотрим на наших детей. Если они относятся к нам сухо и сдержанно, не желают делиться с нами событиями своей жизни, не рассказывают о своих отношениях с друзьями и сверстниками, то причина такого недоверия кроется, прежде всего, в том, как мы сами относимся к своим детям. Возможно, на каком-то этапе связь и доверие к нам были утеряны, и сейчас нужно потрудиться, проявить терпение и доброжелательность, сменить командный тон на доверительный и попытаться стать своим детям не только наставниками и надзирателями, но и друзьями, с которыми можно поделиться чем-то личным, не опасаясь получить в ответ упреки и нравоучения.
Придя с работы, скажем пару ласковых и одобрительных слов своим детям, найдем, за что похвалить их прежде, чем ругать за провинность, а если приходится ругать – то спокойно объясним, в чем они провинились, разговаривая с ребенком как со взрослым. Важно хвалить своего ребенка, даже за мелочи, отмечать его достижения, выстраивать дружеские, доверительные отношения, проявлять участие – тем самым мы будем исполнять заповедь о любви по отношению к своим детям, ведь любовь – это не только одеть, накормить и обуть, но и сказать доброе слово.
Многие из нас выросли в такой среде, где мы не представляем себе иного языка общения, кроме упреков и претензий, и говорим только о плохих событиях в жизни своей или окружающих. Попробуем говорить о хорошем и посмотрим, как изменится наша жизнь. Не будем позволять негативу вокруг нас или из экранов ТВ нас наполнять. Да, в мире много плохого, как сказал апостол Иоанн: «мир во зле лежит» (1 Ин. 5: 19), но именно мы, христиане, призваны сделать этот мир лучше, по слову Господа: «Вы – соль земли» (Мф. 5: 13), «созданы на добрые дела» (Еф. 2: 10).
Наше христианство, прежде всего, выражается в отношениях с окружающими. Если в этих отношениях полно зависти, осуждения и раздражения – то мы живем не по-христиански. В каких сильных выражениях говорит апостол Павел о любви к ближнему! «Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы (!) переставлять, а не имею любви, – то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение (!), а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1 Кор. 13: 2–3). Поэтому важно понимать, что если мы соблюдаем все посты и знаем наизусть Евангелие, но не имеем любви или хотя бы снисхождения к людям, то мало для нас в том пользы.
«Напоминай им, – говорит апостол Павел в Послании к Титу, – никого не злословить, быть не сварливыми, но тихими и оказывать всякую кротость ко всем человекам» (Тит 3: 1–2). «Ко всем», – это и к соседям, и к коллегам по работе, и к незнакомым людям в магазине и общественном транспорте, и к тем, которые проявляют зло по отношению к нам самим. Сказали нам обидное слово – промолчи, не скажи в ответ, по слову апостола Петра: «не воздавайте злом за зло и ругательством на ругательство» (1 Пет. 3: 9). Лучше, если найдем в себе силы ответить на зло добром, но это уже мера совершенных, которые понимают, что человек зол не потому, что захотел быть злым, а потому, что, возможно, у него дома невыносимая обстановка, или он столкнулся с несправедливостью в жизни, или у него проблемы со здоровьем, а возможно, он с детства рос в таких условиях, что врагу не пожелаешь, и знает только язык агрессии. Как говорил старец Паисий: нужно в таких случаях «включать добрый помысел», попытаться оправдать человека, причинившего нам неприятность.
Давайте «включим добрый помысел», по слову старца Паисия, и попытаемся оправдать человека, причинившего нам неприятность
Представим, что этот человек – кто-то из наших близких, и подумаем: как в таком случае мы бы реагировали на его поведение? Возможно, мы бы по-доброму сказали: «Не переживай, все будет хорошо, я помогу тебе, чем смогу» – или: «Давай поговорим. Возможно, я чем-то тебя обидел, что ты так ко мне относишься. Давай выясним это и будем жить в мире».
Это и отличает христианина от нехристианина – доброе, терпеливое отношение к людям и помощь тем, кто нуждается. Человек может и не просить, но нуждаться, и не обязательно в деньгах. Каждый из нас нуждается в добром слове, поддержке, ласке и внимании: водитель маршрутки, девушка на кассе, работник телефонной службы, дворник, курьер – все переживают свои тяготы жизни, и если мы смогли своим отношением сделать жизнь другого человека чуточку светлей, то мы уже исполнили заповедь Спасителя о любви, по слову апостола Павла: «Носите тяготы друг друга, и так исполните закон Христов» (Гал. 6: 2). Вот та проповедь христианства, которую может совершать каждый из нас, – проповедь не словом, а делом.