10 октября отмечается День психического здоровья. Психея — душа, это то, с чем в повседневной жизни работают священники и приходские консультанты, та субстанция, которая требует аккуратного комплексного подхода. Многие психические отклонения объясняются духовной поврежденностью, но всегда ли это так?
О том, где проходит граница между духовным и душевным, и чем Церковь может помочь людям с душевными болезнями и их родным, а также о пастырской работе со сложными прихожанами рассказывает протоиерей Игорь Фомин, председатель Комиссии по миссионерству и катехизации при Епархиальном совете города Москвы, настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского при Московском государственном институте международных отношений (университете) МИД России.
— По наблюдениям специалистов, в обществе присутствует массовая психиатрическая безграмотность. Людей с явными психическими отклонениями сограждане называют «странными» и опасливо проходят мимо, а потом эти люди поджигают квартиры, нападают на прохожих, а порой даже убивают. Или наносят вред себе, оказываясь с внутренними монстрами один на один. Вы в своей пастырской работе сталкивались с такими? Что Церковь со своей стороны может сделать, чтобы такие люди сами не оставались без помощи и не создавали угрозы окружающим?
— Мы, священники, соприкасаемся с проблемами психиатрии постоянно, но лишь по касательной. Мы не специалисты в этой области — мы должны прекрасно это понимать. Действительно, странные люди приходят в храмы, и нас даже часто обвиняют, мол, вон сколько у вас людей с нездорово блестящими глазами стоят, ненормальных. Но факт есть факт. Где они еще нужны? Их отовсюду гонят, а здесь, в храме, они получают какое-то успокоение.
Психиатрия — это лечение души, восстановление души. Психические болезни — это какой-то надлом души. Есть психиатрические заболевания, а есть духовные — это разные вещи. Опытный священник видит, где действительно нужна духовная помощь, а где врачебная. И он отправляет человека по тому или иному пути.
Действительно, мы часто прибегаем к помощи профессиональных психиатров. Почти у каждого священника есть один или несколько знакомых врачей, к которым он по необходимости перенаправляет людей. Определить признаки сразу довольно тяжело. Для этого необходимо какое-то время пообщаться с человеком, понять его, чтобы он прислушался.
Духовное заболевание — это не менее тяжкий груз, чем святость, но только в отрицательном ключе.
Чаще всего духовный недуг — это когда человек осознанно загоняет себя в бесообщение и делает негативный нравственный выбор. Если же человек болен психически и ему удается помочь, это безусловно благо. Таких людей порой надо долго уговаривать, беседовать, склонять. Иногда подвигнуть человека к посещению врача можно только после длительного общения. Когда он видит внимание к себе, то готов прислушаться и поступить так, как ему советуют. Обычно в таких случаях я использую простой аргумент: «Если с вами все в порядке, то чего вам тогда бояться».
— Сейчас пастырская психиатрия преподается лишь в немногих духовных учебных заведениях. Как Вы считаете, учебный объем по азам психиатрии достаточен для будущих пастырей? Мы ведь часто слышим истории, как после общения со священником больного человека или его родных вместо реальной помощи направляли лечиться духовными методами, и получалось либо потеря драгоценного времени, либо откровенный вред. Может быть, все-таки священникам стоит получать дополнительное образование или больше внимания уделять этому в рамках учебного курса семинарии?
— В мое время этого предмета вообще не было в семинарии, но были замечательные духовные наставники, которые многое рассказывали из своего опыта. Так что у нас было самообразование. Как это сейчас происходит — не могу сказать, но не было бы лишним, чтобы курс психиатрии был обязательным для всех будущих пастырей. Чтобы рассказали о психотипах и о симптомах заболеваний. От нашего поведения очень многое зависит — запугаем ли мы человека или расположим к Церкви и поможем ему.
— У людей с психическими недугами есть проблемы с социализацией и нигде, кроме Церкви, где милосердное и терпеливое отношение к ближним является нормой, их терпеть не хотят. Может, как раз христианское отношение к ближнему стать такой закваской, которая в сочетании с ликбезом поможет людям не оставаться со своими проблемами один на один?
— Возможности социализации на приходе — это, действительно, спасение для многих людей не только с проблемами характера, но и тех, кто страдает от психологических или даже психических недугов. Порой даже совсем молодые люди аккумулируются в приходах, потому что среди своих сверстников в миру они не находят полноценного общения, хотя бы потому что общаться с ними тяжело. Здесь они находят себя, ощущают собственную нужность и полезность через дела милосердия и любые другие формы внебогослужебной работы.
Мегаполис — это сообщество одиночек, здесь миллионы одиноких людей живут бок о бок, разделенные бетонными стенами. Плывем в толпе, как рыбки, и не видим, кто рядом с нами. А потом, сам ритм жизни в мегаполисе очень давит на психику. Церковь здесь является островком умиротворения и покоя, а главное —местом, где все должно делаться по любви к ближнему, пусть и не всегда это получается.
— А как можно организовать правильную работу с такими прихожанами, чтобы никого не обидеть и в то же время не делать вид, что проблемы нет?
— Даже самые благие намерения должны быть подкреплены знаниями, чтобы не навредить. Как проходят любые курсы на приходах? Появляется какой-то специалист и сам предлагает что-то. Приход, как семья, как организм, который сам определяет свои болевые точки и приоритетные направления. Это невозможно сделать искусственно. Мы вот говорим сейчас, и я задумался, а может, провести у нас на приходе такой ликбез в виде нескольких лекций?
— Да, может многие поймут, что рядом с ними живет кто-то «странный», кто нуждается в помощи или представляет угрозу.
— А может быть по-другому. На кого-то повесили клеймо, что он такой-сякой больной, а можем наоборот говорить, что ему нужна духовная или просто человеческая поддержка. У него в жизни так сложилось, что он ощетинился, и все его считают сумасшедшим. Палка о двух концах. Мы, скорее всего, говорим не о том, чтобы вешать ярлыки психбольных на людей, а наоборот снимать их. С советского времени имеет место стигматизация психически больных. Обратиться к психиатру считается неприличным, это вроде как потеря репутации. На самом деле, это не так. Забота о своем здоровье подразумевает и контроль этой сферы — ничего постыдного в этом нет.
— Тем более, что психические проблемы под влиянием острых жизненных обстоятельств могут возникнуть и у совершенно здорового человека. Например, суицидальные мысли от переживания большого горя.
— Да, так и есть.
— Есть такие расстройства личности, которые по международной классификации к психическим заболеваниями не относятся. Например, психопатия. Психопаты очень часто обладают такими поведенческими особенностями, которые мы бы назвали духовной болезнью. Это деструктивное поведение, намеренные оскорбления и унижения ближних, доведение до слез, тяга ко греху, часто аморальный образ жизни. Но при этом некоторые виды психопатии сродни эпилепсии по своей патофизиологии и лечатся медикаментозно.
— Психопаты чаще всего находятся в пограничном состоянии. А пограничное состояние характеризуется тем, что человек может как выбраться и побороть недуг, так и скатиться в полноценное заболевание. Мы можем поддержать его духовно, тем самым снизив градус ситуации, но это не каждый священник осилит. А вот приходское сообщество сможет вполне проявить жалость и не оттолкнуть человека.
— Но такие состояния не конечны, а цикличны. После улучшения потом снова происходит обострение.
— Вообще все люди с подобными проблемами со временем привыкают обращаться к врачу своевременно и заранее чувствуют приближение обострения. Важно не дать человеку дойти до самого дна этого приступа, но в то же время проявить силу и строгость, чтобы не позволять человеку пойти вразнос.