Существует ли сегодня Святая Русь?

Ответы пастырей

Что такое Святая Русь: это некое историко-географическое понятие, относящееся к ушедшим эпохам, или же это идеал, к которому надо стремиться? И существует ли сегодня Святая Русь? Мы обратились с этими вопросами к пастырям, попросив их также сказать, что лично они вкладывают в это понятие – Святая Русь.

Святая Русь. Художник: Михаил Нестеров Святая Русь. Художник: Михаил Нестеров

Если и дано Руси право быть, то только святой и никакой иначе

Священник Валерий Духанин:

Святость, жизнь по заповедям Христа, по уставам духоносных отцов – вот что всегда отличало чаяния русских людей

– Для меня Россия и сейчас Святая Русь. Не Русь гипермаркетов и полыхающих мощными огнями реклам, не Русь гордо вознесшихся ввысь небоскребов и развлекательных, опустошающих душу комплексов. Она – Русь величественных соборов и родных сердцу храмов, успокаивающих душу монастырей и чудотворных святынь, угодников Божиих и чистых молитв, Русь крестных ходов и молитвенных стояний, жертвенности к ближним и верности Православию. Для меня Россия только такая, и никакой другой для меня она не может быть. А если в какой-то период времени вспыхивает безбожие или потребительство, любовь к комфорту, как сейчас, то это просто временные болезни, которые приходят и уходят, а Русь Святая останется.

Священник Валерий Духанин Священник Валерий Духанин Собственно, главная идея, которую вынашивали наши предки, перед которой благоговели многие поколения русских людей, идея национальная – это святость. Не велеречивая ученость, не изысканная культура, не построение земного олимпа и феерическое ожидание экономических чудес, тем более не страсти и чувственность, а святость, жизнь по заповедям Христа, по уставам духоносных отцов, благоговение перед теми, кто образ Христов отразил в своей жизни – вот что всегда отличало чаяния русских людей.

И сейчас не будь в русских людях трепета перед святостью, не собиралось бы столько паломников по монастырям, не выстраивались бы очереди терпеливых просителей к преподобным Сергию Радонежскому и Серафиму Саровскому, блаженным Матроне Московской и Ксении Петербургской. Как и много веков назад наши предки, так ныне и мы теплим свечу перед образами, осознавая свою духовную нищету и вверяя свою жизнь в руки Спасителя и Матери Божией, Николы Угодника и Пантелеимона Целителя. И надо сказать, Господь откликается. Сколько чудес Бог являет людям на Руси, столько, может быть, по всему миру не соберется.

Русь Святая – есть в этом что-то сокровенное, священное, заветное. Этого не увидит тот, кто этим не живет. Это открывается по мере духовного опыта. Но мое личное убеждение: если и дано Руси право быть, то только святой и никакой иначе.

Русь Святая, храни веру православную, в ней же тебе утверждение!

Святая Русь в современном мире существует на правах Золушки

Протоиерей Андрей Ткачев:

Протоиерей Андрей Ткачев Протоиерей Андрей Ткачев – Святая Русь сегодня существует, но в виде Золушки, нелюбимой дочери. Современный мир – это некая мачеха, которая лелеет и пестует своих родных дочурок в виде гордости, сребролюбия, блуда. А драгоценная замарашка – это Церковь Божия, Святая Русь. Это то подлинное христианство, которое находится в миноритарном состоянии, в подавляющем меньшинстве. Причем это меньшинство не сконцентрированное, как в гетто, как соль в солонке, а рассыпанное по обществу, словно добавленное в пищу. Эта соль осоляет собой весь организм российской государственности и российского народа, но она большинством нашего народа или не замечается, или презирается, а некоторыми яростно изгоняется. То есть она поставлена на уровень врага, предназначенного к изгнанию. Церковь продолжает свое воинское шествие через историю, и в нашем народе эта подлинная святость никуда не исчезла, но ради выживания затаилась, оделась в простую одежду, смимикрировала, поскольку сегодня она очень нелюбима современным миром.

Святая Русь не укладывается в административно-территориальные границы или временные рамки

Священник Александр Дьяченко:

Священник Александр Дьяченко Священник Александр Дьяченко – Хотелось бы верить в то, что Святая Русь существует на самом деле. Понятно, что этот образ скорее метафора. Никогда Святая Русь не укладывалась в реальные административно-территориальные границы или во временные рамки. Святая Русь для меня существует вне времени, вне национальной принадлежности и вне конкретной привязке к местности. Для меня Русь Святая – это и мученик младенец Гавриил Белостокский, и праведный Иоанн Русский, и преподобный Иов Почаевский, и великая княгиня Елисавета Феодоровна, и великий князь Александр Невский, преподобные Силуан Афонский и Герман Аляскинский, святитель Иоанн Шанхайский и много-много других радостных моему сердцу имен. Я реально существую среди этих людей, каждый день начиная с молитвы к ним, и еще я живу в своем времени и в реальном поселке городского типа. И радуюсь тому факту, что среди его жителей есть еще те, кому необходимо прийти в храм и молиться во время всенощного бдения. Их мало, но они есть, и это тоже Святая Русь моего времени.

Каждый день в храмы православные приходят помолиться люди – и это Святая Русь нашего времени

В центре нашего поселка стоит скромный обелиск с именами тех, кто сложил свои головы за свободу своего народа и своей земли. Для меня эти имена тоже святые, как и имена тех, кто в разное время противостоял и хану Батыю, и императору Наполеону. Эти люди жили здесь же, на моей земле, и для них она была драгоценностью. Те, кто строил, приумножал ее богатства, растил детей, берег и защищал с именем Божиим на устах – для меня все они и есть граждане Святой Руси.

Святая Русь – это мир, который продолжает жить

Священник Димитрий Шишкин:

Священник Димитрий Шишкин Священник Димитрий Шишкин – Несомненно, существует Святая Русь! Это, прежде всего, сонм православных людей, так или иначе живших или соприкоснувшихся с нашей, русской землей, ткавших ее историю, язык, традиции и культуру. Сонм людей, в меру своих сил и возможностей, с усердием и самоотдачей послуживших Богу в земной жизни, претерпевших до конца и ныне пребывающих душами с Богом. Люди эти, что называется, «по крови» могли быть даже и не славянами, а некоторые жили тогда, когда и самого понятия Руси еще не существовало. Но эти люди своей верой, соприкосновением с нашей землей, проповедью среди народов, населявших ее, подготавливали и созидали тот особенный мир, который мы называем теперь Святой Русью.

Этот мир реален и неразрушим, как реально и неразрушимо единство душ этих людей с Богом и между собой в Царствии Небесном. А плоть их (то, что мы называем мощами) освятила нашу землю. И не только мощи – даже и те предметы, которыми пользовались эти люди в своей земной жизни, в своем служении Богу и людям… все те слова и поступки, заветы их, о которых мы знаем, – всё это также священно для нас и является культурной частью Святой Руси. Эта мысль вполне согласна с мнением святых отцов о том, что «телесное наше, будучи посвящаемо Богу, духовно есть» (Добротолюбие. Т. 4. С. 35. Ст. 4). Об этом всеобъемлющем значении Святой Руси, проникающей собою как духовную, так и душевную и телесную жизнь нашего народа, всем нам важно помнить. Потому что многие русские люди сегодня забывают о высоком значении понятия Родины, неотделимого от понятия Святой Руси. Забывают о том, что понятие Отечества, Родины объемлет собой не только историческое пространство России, но и распространяется далее, не зная границ и географических, политических и этнических разделений. Так что и в Белоруссии, и на Украине, и во Франции, и в Германии, и в Австралии, и в Южной Америке, и в Северной Африке… – везде, где жили или живут русские люди, куда забросила их судьба и где они сохраняли и хранят православную веру, язык, культуру и быт… где они привлекали и привлекают своей доброй благочестивой жизнью Божественную благодать – там везде пребывает наше Отечество и Святая Русь.

Везде, где русские люди хранят православную веру, живут благочестивой жизнью, – там и Святая Русь

И те, кто принимает от этих людей благую весть о распятом и Воскресшем Господе, о русской жизни и культуре, согласной с православной верой, – все они также становятся в той или иной мере причастниками Святой Руси.

Разрушить ее или умалить ее значение невозможно, потому что это явление духовное. Только бы нам самим ценить это сокровище, хранить и умножать его. Продолжать доброе и святое дело наших предков по устроению жизни на крепком фундаменте православной веры. Тогда и Святая Русь будет с нами и в нас, и мы будем ее хранителями, продолжателями и строителями. Потому что Святая Русь – это не что-то законченное и остановившееся в своем развитии. Святая Русь – это мир, который продолжает жить и участником которого мы можем и должны быть, это особый дар Бога нашему народу. Дар самобытности и духовного, культурного, языкового своеобразия, освященного Божественной благодатью. И этот дар мы, несомненно, Богу содействующу, должны хранить и приумножать.

Подготовил Юрий Пущаев

17 октября 2019 г.

Рейтинг: 9.8 Голосов: 833 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Художник Дмитрий Нечитайло. Избранные работы Художник Дмитрий Нечитайло. Избранные работы Художник Дмитрий Нечитайло. Избранные работы Художник Дмитрий Нечитайло. Избранные работы
Дмитрий Васильевич Нечитайло – заслуженный художник России, член Союза писателей России.
Дорогами русской истории: Владимир–Суздаль–Боголюбово Дорогами русской истории: Владимир–Суздаль–Боголюбово
Наталья Брусенцова
Дорогами русской истории: Владимир–Суздаль–Боголюбово Дорогами русской истории: Владимир–Суздаль–Боголюбово
Записки путешественника
Наталья Брусенцова
О том, как во Владимире почувствовать историю и понять открытость русской души, в Суздале – погоревать в соборе, превращенном в концертный зал, и в монастырской тюрьме, а в храме Покрова на Нерли – помолиться.
«Для меня Россия – это Святая Русь» «Для меня Россия – это Святая Русь»
Беседа с православным англичанином Джеймсом Эвансом
«Для меня Россия – это Святая Русь» «Для меня Россия – это Святая Русь»
Беседа с православным англичанином Джеймсом Эвансом
Священник Георгий Максимов
О том, почему он предпочитает жить в России, а не в Англии, что дает ему пение в православном храме, с чего началось его приобщение к Православию, рассказывает гость программы «Мой путь к Богу» Джеймс Эванс, православный англичанин.
Комментарии
Анна29 марта 2023, 00:39
У святителя Иоанна Шанхайского среди проповедей есть пространное размышление о Святой Руси. Кто ищет, тот найдёт.
Елена17 марта 2020, 09:28
Полностью согласна с Александром Г.(20 октября 2019, 19:21)
Наталья27 октября 2019, 03:34
Спаси Господи за хороший вопрос. Хотелось бы добавить от себя к понятию Святая Русь. В каждом из нас живет Дух Святой, в ком больше, в ком-то меньше, в в некоторых - святых - очень много. И тела их превращаются не в прах, но в святые мощи, в которых они остаются жить и от которых исцеляются сотни людей. Мы знаем нащих великих святых, а сколько в земле Русской было и есть незнаемых святых и праведных людей за более чем тысячу лет со времени крещения Руси, чьи мощи и по сей день хранит русская земля. Не зря в русских сказках всегда говорилось о животворящей силе родной земли во время битв со змеем-горынычем. Святым Духом все живится на Руси - и воздух и земля и люди, которые живут на ней!
Андрей Юрьевич22 октября 2019, 13:51
Полина, а в моем Евангелии иначе: "Царствие БОЖИЕ внутрь вас есть" (Лк.17:21) Царствие Небесное - это куда мы стремимся после смерти, а Царствие Божие - то, чего мы лишаем себя при жизни, если не стараемся жить по Заповедям, и не получаем Благодати
Полина21 октября 2019, 12:31
Царствие Небесное внутрь вас есть Лк 17:21
Андрей Юрьевич21 октября 2019, 01:10
Святая Русь - в Царствии Божьем внутри нас. А Царствия Небесного на земле нет.
АлександрГ.20 октября 2019, 19:21
Наши представления о реальности зачастую очень далеки от действительности. В Евангелии от Иоанна, описан разговор Господа нашего Иисуса Христа с Никодимом. В этом разговоре Никодим не понимает того, как человек может родиться второй раз. А там речь идет о физическом и о Духовном рождении, сходящемся в человеке и меняющем все. На деле и то и другое реально и вместе и составляет реальность такой какой ее создал Господь. И в ней уже другое пространство и другое представление времени. Так, что Святая Русь есть и была и даст Господь будет до конца дней земных. На деле, она как град Китеж. То ближе, то дальше, то видима, то не видима. Но она есть. И наши идеалы, это ее зримое проявление.
свящ. Андрей М.18 октября 2019, 22:20
Святая Русь – это Святая Церковь Русская, ведомая Христом в царство Света Святой Троицы.
священник Андрей18 октября 2019, 21:45
Святая Русь существует и сегодня. Иначе бы у нас не было той России, в которой простой русский парень-воин вдруг встаёт в полный рост и вызывает огонь на себя; человек, который всю жизнь хапал - начинает помогать ближнему; актриса, которая растратила всю свою жизнь в легкомысленных романах- начинает отстаивать совершенно правильные моральные принципы; а седовласый строитель коммунизма вдруг со слезами вспоминает, как стащил в детстве три рубля у своей любимой верующей бабушки. Поэтому при всем негативе, который к сожалению присутствует в нашей жизни, именно русская жажда святости дает нам надежду, что образ Святой Руси будет востребованным и актуальным.
Игорь Киев18 октября 2019, 16:30
Отец Ткачев прав. Остальные мысли-темна вода во облацех воздушных.Простите. Благословите.
Сергей18 октября 2019, 12:35
Пока есть ещё хотя бы один молитвенник за нашу страну - не одолеть её никакому врагу!
Юлия17 октября 2019, 23:43
Сейчас Святая Русь осталась лишь в какой-нибудь далёкой заброшенной деревне на Севере, в сердце какой - нибудь бабушки. Ну или в сердцах людей бедных далёких приходов, точечно. Сейчас везде разруха полная, только видимо благополучие
наталия17 октября 2019, 15:09
Думаю, все батюшки правы в своём осмыслении Святой Руси, и вкупе их мнения и определяют понятие СВЯТАЯ РУСЬ. Приснопоминаемый архимандрит Гермоген, духовник псковского Снетогорского монастыря Рождества Богородицы, отвечая на этот вопрос, говорил: Святая Русь - это столбы благодатной молитвы, которые восходят от наших храмов и монастырей к Небу. Чем больше таких "столбов", тем шире территория Святой Руси". Собственно, поэтому и не взять Россию голыми руками.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новые материалы

Выбор читателей

×