30 октября 2019 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил торжественную церемонию вручения премий памяти митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова) в области гуманитарных наук за 2018/2019 годы. Предстоятель Русской Церкви обратился к участникам мероприятия со вступительным словом.
Уважаемый Александр Михайлович! Ваше Высокопреосвященство! Дорогие участники торжественной церемонии!
Сердечно приветствую всех тех, кто почтил эту церемонию своим присутствием. Сегодня мы не просто вручаем премии, но и вспоминаем жизненный и научный подвиг митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова).
Престижная премия будет вручена уже в 12-й раз со времени ее возрождения в 1995 году. Это немалый срок — почти четверть века. Напомню, что до революции премия присуждалась в течение 35 лет, и о многих лауреатах тех лет в наших главных современных энциклопедиях — Большой Российской и Православной — есть отдельные статьи. Таким лауреатам, как священник Павел Флоренский, музыковед протоиерей Василий Металлов или историк Николай Глубоковский, посвящены статьи в обеих энциклопедиях — и церковной, и светской. А это значит, что выбор наших предшественников был абсолютно правильным, ибо и через сто лет отечественная наука чтит их как выдающихся исследователей. Не могу не пожелать такого же успеха и нынешним нашим лауреатам, чтобы их имена были записаны в будущих энциклопедиях как имена лучших ученых страны.
Есть еще один выдающийся историк Церкви — профессор Московской духовной академии Евгений Евсигнеевич Голубинский. Он был удостоен Макарьевской премии в 1893 году, лауреатами стали и несколько его знаменитых учеников — Александр Доброклонский, Александр Голубцов, Николай Глубоковский. Но вот что интересно — профессор Голубинский как ученый мог бы не состояться, если бы не удивительный по своей принципиальности и значимости поступок митрополита Макария. Первый том известной «Истории Русской Церкви» Евгения Голубинского впервые вышел в свет при жизни митрополита Макария в 1880 году. Но мог и не выйти, потому что содержал жесткую и, как показало время, не вполне обоснованную критику концепции церковной истории митрополита Макария. Авторитет же московского митрополита в области церковной истории был столь велик, что Евгений Голубинский просто не мог изыскать ни средств на издание, ни желающего его труд публиковать. Еще раз подчеркну, что в этом труде содержалась критика самого митрополита Макария. Тогда Голубинский обратился к тому, кого критиковал, — к митрополиту Макарию, — описал свое положение, попросил о поддержке и получил ее в полной мере. Митрополит Макарий полностью оплатил издание этой книги. Вот почему критическая по отношению к нему книга Голубинского начинается с благодарности именно митрополиту Макарию.
Думаю, этот случай из жизни наших предшественников может нас многому научить. Прежде всего тому, что наука — это ни удовлетворение личных амбиций, ни поле для борьбы с научным конкурентом, ни даже путь к успеху, а служение истине, ради выяснения которой возможна и критика, и корректная защита своей точки зрения. Это вполне сознавал митрополит Макарий, помогая ученым из разных сфер науки не только при жизни, но и после смерти посредством учрежденной им премии. И даже сегодня премия его имени снова помогает исследователям.
Двадцать пять лет назад, возрождая Макарьевскую премию, Русская Православная Церковь, Академия наук и московское правительство учредили две номинации — «Церковная история» и «Историческое краеведение (История Москвы)». Уже в следующем году номинаций стало три —добавилась «Отечественная история». Затем появилась номинация «История православных стран и народов», позднее номинация «Учебник», затем «Популяризация научно-исторических знаний». Премия разрасталась, но все-таки была еще далека от изначальной премии митрополита Макария, которая охватывала многие сферы научного знания. И вот в прошлом году был сделан решительный шаг к достижению этой цели: были учреждены и присвоены первые премии в области естественных и точных наук, в которой теперь три номинации.
Таким образом, премия становится ежегодной: в один год присуждаются премии по историческим наукам, во второй — премии по естественнонаучному циклу. Теперь мы можем с полной ответственностью сказать, что первоначальный замысел митрополита Макария вновь воплотился в жизнь.
И все же сегодня мне хотелось бы отметить особое значение премий в области гуманитарных наук именно потому, что в этой сфере Макариевские премии играют особую, первенствующую роль. В современной России нет равных им по престижу и значению. Поэтому так важен тщательный отбор лучших трудов, поданных на конкурс, осуществляемый экспертным советом. Важно и еще одно обстоятельство. Сама эта премия соединяет науки светские и богословские, историю Церкви и историю Отечества как неразрывные составляющие единого процесса познания прошлого и настоящего. Отмечу также, что в числе номинаций значатся и популяризация науки, и история православных стран и народов, и учебники, достойные того, чтобы по ним преподавали историю в средних и высших учебных заведениях. Премия поддерживает традицию и развивает новации в их гармоническом соединении, и это единство служит благу и Церкви, и Отечества. Премия стимулирует научный поиск и способствует расширению круга наших знаний, укрепляет нравственные устои в научном сообществе. И потому Макариевский фонд не только присуждает премии, но и проводит научные конференции, публикует труды лауреатов. А все это служит сохранению богатейшего исторического, духовного и культурного наследия, завещанного нам нашими предками, которое и мы обязаны передать грядущим поколениям. Благодарю за внимание.