Мы все совершаем множество ошибок. Ошибок, за которые потом (или сразу же) приходится дорого расплачиваться. Которые мы долго и мучительно вынуждены исправлять. Мы расходуем лишнее время, силы, сжигаем нервные клетки, ссоримся с близкими людьми или вовсе теряем их. Не будь этих ошибок, наша жизнь была бы принципиально иной – куда легче, светлее, чище, лучше.
Соглашусь: от ошибок никто из нас не застрахован, совершенно избежать их представляется невозможным. Но вот замечательный, крайне действенный способ, позволяющий их минимизировать, а следовательно, в значительной степени упростить нам жизнь.
Способ этот сводится фактически к одному непреложному правилу: не быть опрометчивым. Правилу, кратко сформулированному, но бесконечно значимому. Оно подразумевает, что мы не должны принимать опрометчивых решений, совершать опрометчивых поступков. Даже в сердце своем нам не следует опрометчиво гневаться, расстраиваться и радоваться, кого-то осуждать и кого-то возводить на пьедестал как образец для подражания.
Как обычно происходит? Мы слышим возмущающее наш внутренний мир известие и реагируем на него – радуясь, гневаясь или скорбя. Или как-то еще. И – ошибаемся. И не только мы.
Замечательный подвижник древности святитель Епифаний Кипрский узнал о том, что святитель Иоанн Златоуст… враг Церкви. Ему приводят доводы, он убежден ими, он безмерно горяч и ревностен в своей любви к Церкви. Что остается? Отправиться в Константинополь и принять деятельное участие в низложении с кафедры этого архипастыря. И нимало не усомнившись, святой Епифаний устремляется в столицу Византии. Им движут самые чистые и благородные побуждения, самая возвышенная любовь. Беда лишь в одном: он не озаботился тщательно выяснить, все ли рассказанное ему правда? И более того: правда ли хоть что-то из рассказанного?
Свою ошибку он понял уже позже – в Константинополе. И покинул его – с болью, горечью и стыдом. И умер на корабле, уносящем его прочь от опутанного интригами и клеветой, словно щупальцами гигантского спрута, города.
Мир, в котором мы живем, безмерно сложен: сложность, присущая каждому из нас, множится на наше множество. Мы по-разному видим, по-разному излагаем, по-разному воспринимаем. И все это создает такой хаос, такую путаницу – хоть на глобальном уровне, хоть на бытовом, – что мгновенно в ней не сориентируешься, не разберешься.
Вот почему так важно никогда не следовать в той или иной ситуации первому импульсу и, повинуясь ему, не предпринимать что бы то ни было, не высказывать оценку, не отдавать первому возникшему чувству свое и без того издерганное и изношенное сердце.
Простое правило: не быть опрометчивым.
Услышав что-то, столкнувшись с чем-то, подумав о чем-то, прежде всего задать себе вопрос: а достаточно ли у меня информации для того, чтобы делать какие-то выводы, или только малая ее крупица? Вижу ли я происходящее с разных ракурсов, сторон, или мой взгляд узок и мнение – однобоко?
Задумайся: видишь ли ты происходящее с разных ракурсов, или твой взгляд узок и мнение – однобоко?
Позаботился ли я расспросить, что и как, всех участников случившегося, или же доверился одному и, возможно, не самому надежному и добропорядочному? Как часто бывает, что, выслушав, скажем, одну из сторон конфликта, ты уверен в ее правоте. Но выслушаешь вторую, и твоя уверенность колеблется: кажется теперь, что права именно эта, вторая сторона. А встретишься с обеими сразу, постараешься вникнуть во все и скажешь, как некогда премудрый Ходжа Насреддин: «И ты прав, и ты прав, неправ лишь тот, кто поставил меня судить вас». Ну а нас, как правило, никто судить и не ставит.
Скольких скорбей и болезней можно избежать, если быть по-настоящему осмотрительным! Скольких конфликтов, скандалов, ссор! Скольких невосполнимых потерь! И скольких грехов…
Как же это важно – не быть опрометчивым!