Белгород, 11 ноября 2019 г.
В Белгородской области прошел IV Всероссийский съезд учителей сельских школ "Сельская школа как фактор развития сельских территорий", сообщает пресс-служба Белгородской и Старооскольской епархии.
В нем участвуют более 400 делегатов из 55 субъектов страны. Пленарное заседание съезда, которое прошло в школе "Алгоритм успеха" Белгородского района, открыла Министр просвещения РФ Ольга Васильева. С приветственными словами к собравшимся обратились Губернатор Белгородской области Евгений Савченко и председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова.
"Мы сумели добиться заметных результатов в комплексном развитии сельских территорий. Поэтому сельские школы у нас не только не пустуют, но и высоко востребованы. Две трети белгородских школ – сельские, в них обучается почти треть школьников области и работает более 40% педагогов"
Евгений Савченко, губернатор Белгородской области
В свою очередь министр просвещения РФ Ольга Васильева, выступая с докладом, подчеркнула важность восстановления в стране системы профессиональной переподготовки педагогов.
"Мы хотим вдохнуть новую жизнь в институты повышения квалификации и институты развития образования. Это та система, которую необходимо восстановить и развивать"
Ольга Васильева, министр просвещения РФ
Отдельно глава ведомства говорила о стартующей в будущем году программе "Земский учитель", которая должна стать стимулом для привлечения молодых педагогов. Предусмотрена единовременная выплата в размере 1 млн рублей для учителей, которые переехали работать в сельские населенные пункты и малые города. Для Дальнего Востока эта сумма 2 млн рублей. Единовременная выплата будет освобождена от уплаты налога. Ольга Васильева отметила, что возрастных ограничений для педагогов, которые примут решение участвовать в программе, нет.
Также митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн, в своём приветственном слове, отвечая на вопрос заместителя Губернатора Наталии Зубаревой о проекте "Доброжелательная школа" в Белгородской области, отметил основные принципы его создания и проблемы, препятствующие его функционированию.
"У нас в стране две системы образования: одна народная – для всех, другая – репетиторская. Вторая ориентирована на Запад и туда поставляет наши мозги. Даже есть специальный термин для этого явления – «белая нефть». Она образовалась после того как ввели ЕГЭ. Я приветствую этот съезд, потому что нам всячески нужно озаботиться в области вопросом образования. Уже начал работу проект «Доброжелательная школа». Для этого 20 лет назад был составлен духовно-нравственный образ выпускника школы. Мы сначала поставили цель, которая определила средства.
В содержательную часть кодекса вошло то, что называется традиционными ценностями: защита национальной безопасности, духовной безопасности. Здесь в основу были положены лекала – 10 заповедей, которые находятся и в иудаизме, и в исламе, и в христианстве. Это основа, формирующая культуру нашей Отчизны. Она нужна для того, чтобы защитить авторитет учителя. Этот авторитет должен быть незыблем. И в то же время нужно научить учеников договороспособности, которую мы не воспитываем в наших детях. Мы все время пытаемся силой навязать свое мнение. Они видят ток-шоу, которые развращают наших людей, когда они не слушают друг друга. А научить договороспособности – значит научить уважать чужое мнение. Это значит не силой, а размышлением вступать в диалог, и это тоже вошло в регламент «Доброжелательной школы».
Сейчас на Губкинской территории начал работу эксперимент, где глава администрации сельской местности, участковый, директор школы, врач и священник вместе собираются и решают насущные проблемы этих земель. Зачастую приглашают спорящие стороны и пытаются уврачевать конфликт. Это одновременно поднимает статус учителя, власть идет в диалоге – это фактор развития сельских территорий.
В рамках проекта происходит воспитание патриотизма. Патриотизм – это не против кого-то, это за кого-то. Этому нужно научить, чтобы люди знали, за что им сражаться, что защищать.
Основными причинами, мешающими работе «Доброжелательной школе» являются понятия комплектной и некомплектной школы В частной школе сидит 10 учеников– учителю платят громадные деньги. В сельской школе, где сидят 10 учеников, учителю платят чуть выше прожиточного минимума. А ведь известно: счастлива мама – счастливы дети.
Еще одной причиной является школьный «ГУЛАГ» - так называют сдачу ЕГЭ. Вот эти рамки, подсчёты минут, сколько школьник провёл в туалете… Я когда услышал отчёт о том, что район отстаёт по показателям и у них ученики 135 минут провели в туалете, думал, что это юмористическая передача какая‑то. Господи, как же вам тяжело!"
митрополит Иоанн, глава Белгородской митрополии
В ходе пленарного заседания также состоялся обмен мнениями. Опытом поделились представители Белгородской, Калининградской, Нижегородской, Омской областей, Краснодарского края и других регионов.