Фото: Александр Казаков, «Вечерняя Москва»
Довольно часто человек считает себя обделенным, несправедливо обиженным, непонятым. Он сравнивает себя с окружающими. По этому поводу мне сразу вспоминается один поучительный рассказ. Два брата жили каждый в своем доме, но у них было общее поле.
Когда собрали урожай, разложили его по мешкам и поделили поровну. Ночью старший брат подумал: «Несправедливо получилось. Младший ведь совсем юный, ему еще семью создавать, хозяйство заводить», — и, взяв мешок зерна, отнес его младшему.
Второй брат тоже не спал. Он подумал, что урожай разделен неправильно: «У старшего ведь жена, дети…», — поэтому тайно подставил мешок брату. Утром они сильно удивились: количество зерна в хранилищах не изменилось.
Следующей ночью братья вновь направились к жилищам друг друга и в потемках столкнулись: загадка раскрылась. С тех пор их добрые отношения стали еще крепче.
В рассуждениях братьев присутствовало понятие «несправедливо». Но как непривычна такая трактовка для наших современников. Часто ли человек думает о ближнем, особенно когда приходится что-то делить?
Если поощрение на работе досталось коллеге, человек полагает, что его незаслуженно обделили. Но в случаях, когда награда достается ему самому, думает ли он о вкладе в общее дело других людей? То же самое происходит при делении наследства. Многие ли задумываются, не обойдены ли другие родственники? Увы, считаные единицы. Чаще каждый печется только о себе.
Не всегда речь идет о чем-то материальном. Бывают случаи, когда на человека накричали, сорвали на нем плохое настроение. Он обижается на весь мир и даже не вспоминает, что несколько дней назад так же поступил с другими людьми или же в душе злорадствовал, когда неприятность произошла со знакомым.
Мы стараемся не допустить несправедливости по отношению к нам самим, жалуемся на жизнь, а до окружающих дела нет. В этом проявляется эгоизм. Вспоминаются слова из романа «Идиот» Федора Михайловича Достоевского: «У вас нежности нет: одна правда, стало быть — несправедливо». Действительно, справедливость без любви делает человека беспощадным, жестоким.
В Ветхом завете, когда описывается мудрость царя Соломона, упоминается о споре двух женщин из-за новорожденного младенца. У одной ночью ребенок умер, и она подложила его другой женщине, а живого взяла себе. Выяснить истину было практически невозможно.
Чтобы понять, чей ребенок на самом деле, царь приказал разрубить его на две половины и отдать каждой равную часть. Согласитесь, страшное предложение. Однако та, которая солгала, не имела любви к младенцу и согласилась, что так будет справедливо. Другая, бывшая настоящей матерью, любила дитя. Она тут же отказалась от младенца, чтобы сохранить ему жизнь. Первая поступила «по справедливости», а вторая проявила любовь. Мудрый царь сразу же понял, кто из них настоящая мать ребенка (см. 3 Цар. 3:16–28).
Во многом справедливость — понятие больше юридическое, чем христианское. По словам преподобного Паисия Святогорца, она служит «тормозом для людей этого мира» и призвана только ограничить зло. Так, например, действовал ветхозаветный закон: «Око за око, зуб за зуб» (Лев. 24:20).
Старец Паисий объяснял: когда ты отдаешь другому половину того, что имеешь, — это человеческая справедливость. Однако она — ничто по сравнению со справедливостью Божественной, которая заключается в том, что мы делимся самым лучшим с ближним, а себе берем что осталось.
Господь противопоставляет справедливости жертвенную любовь. В одном из песнопений Страстной Седмицы повествуется, как Господь спрашивает: «Народ Мой, что сделал Я тебе?» Иисус Христос исцелял слепых, очищал прокаженных, совершил многие чудеса. Чем же Ему отплатили? «За манну — желчью, за воду — уксусом; вместо любви ко Мне ко Кресту Меня пригвоздили».
Справедливость Божественная — милосердие, покрывающее других людей вопреки злословию и ненависти толпы. Это высшая мера, к которой призван каждый христианин (см. Мф. 5:44, 48).