Встреча киевлян с председателем церковного суда Киевской епархии, доцентом КДА, архиепископом Боярским Феодосием состоялась при столичном храме в честь святителя Николая на Печерске вечером 21 ноября. Владыка разъяснил термины из канонического права, которыми манипулируют СМИ, и ответил на вопросы, волнующие верующих УПЦ в нынешней церковной ситуации.
Мероприятие прошло в рамках цикла просветительских встреч «Никольские вечера», которые проводят волонтёры проекта «Наша Лепта».
Каноны для Церкви или Церковь для канонов?
«Свод канонических правил Церкви — это все те правила, по которым живёт Православная Церковь. Для чего они нужны? Чтобы защититься от крайностей, неправильностей, церковных преступлений, чтобы видеть церковные границы. Но как светское общество руководствуется правилами разной степени важности — например, есть Конституция государства, есть уголовный кодекс, а есть правила поведения в лифте или трамвае, — так и в Церкви есть правила важнейшие, первостепенные и неукоснительные, а есть и менее важные, рекомендательного характера. И нельзя равнять нарушение "статьи уголовного кодекса" с несоблюдением одного из "правил поведения в лифте"», — сказал владыка Феодосий.
Потому странно слышать рассуждения представителей раскольнических структур (людей, создавших или поддержавших раскол, нарушивших «Конституцию Церкви») о том, что и в самой Церкви также не соблюдается, например, правило рукоположения человека в сан диакона только при достижении им 25-летнего возраста.
«Своды церковных правил разнятся по важности, своей сути и времени употребления. Есть обязательные для исполнения, а есть применимые для определенного времени, определенной исторической ситуации в жизни Церкви», — отметил архиерей. Кто имеет право определять меру и строгость соблюдения того или иного церковного правила? Сама Православная Церковь, и дал Ей это право Иисус Христос, сказав апостолам: «Что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф. 18:18). «Этим правом "вязать и решить" и пользуется Православная Церковь на протяжении 2 тысяч лет для того, чтобы строить церковную жизнь», — напомнил владыка Феодосий.
Запрет в служении и лишение сана — в чём разница?
Правила о рукоположении епископов, о том, кто может считаться преемником апостолов, а кто уже нет, правила о лишении священного сана относятся к первостепенным церковным правилам. Они подобны положениям Конституции государства.
Глава церковного суда Киевской епархии также объяснил, в чём отличие между запретом в служении и лишением сана. В случае запрета священник не лишается благодати священства (остаётся священником) и в экстренных случаях может и обязан совершать таинства (например, исповедать умирающего в глухом селе, если он — единственный священник на всю округу). А лишение сана, которому подвергается систематически нарушающий запрещённый в служении епископ или священник, необратимо превращает такого священнослужителя в мирянина, уже без благодати священства.
«В июне 1992 года два бывших архиерея нашей Церкви — митрополит Филарет и его сподвижник епископ Иаков (Панчук), ранее запрещённые в священнослужении, — были лишены священного сана и стали обычными монахами. В их случае нить апостольского преемства была прервана», — напомнил владыка Феодосий.
Кто-то скажет: «Но есть же исторические прецеденты, когда епископам и священникам возвращали сан, даже посмертно?» Как подчеркнул доцент КДА, законно лишённый сана священнослужитель никогда уже не может быть в нём восстановлен. Так гласят правила Вселенских соборов, и они не предполагают никаких разночтений. В случаях же, когда священнослужителю якобы «возвращали» сан, имела место лишь его реабилитация, признание неправомерным произошедшее «лишение сана», признание того действа «якоже не бывшего». То есть в таких исключительных ситуациях тот же Церковный Собор, который снял сан, теперь во всеуслышание заявляет, что бывшее его решение было неправомочным (суд был введён в заблуждение клеветниками и/или не были известны все обстоятельства дела), и хотя было постановлено извергнуть подсудимого из сана, тот, как невиновный перед Богом, остался священником. Со временем, когда выяснялась правда, восстанавливался «Статус-кво», а священнослужитель всё это время находился в своем сане. «Именно такие ситуации иногда ошибочно называют возвращением сана священнослужителю», — сказал иерарх.
В случае же с Филаретом и Иаковом «ситуация вполне однозначная», подчеркнул владыка Феодосий. «Решения по ним были приняты законным полномочным органом — архиерейским Собором Кириархальной Церкви, они были приняты на абсолютно законных основаниях, а затем эти решения прошли полную рецепцию в православном мире. После лишения сана эти лица ещё больше усугубили свои преступления против Церкви. И никто теперь подвергнуть сомнению и отменить решения Собора не может, даже сама Кириархальная Церковь. А уж тем более не может их отменить никакой патриарх Варфоломей, или другой сторонний наблюдатель», — сказал доцент КДА.
Потому «таинства», которые «совершали» лишённые сана бывшие митрополит Филарет и епископ Иаков, не действительны. Нить апостольского преемства прервана. «Всё, что было "совершено" ими с тех пор, УПЦ и все Церкви, верные православным канонам, считают недействительным и безблагодатным», — подчеркнул владыка Феодосий.
Так же недействительны и безблагодатны и «таинства», «совершённые» «рукоположёнными» ими «священниками».
«Крещение» у раскольников и крещение у католиков
Но — как может кто-то возразить — почему же Украинская Православная Церковь принимает всех, над кем была правильно произнесена крещальная формула (например, католиков, баптистов), не совершая над ними Крещения, а лишь восполняя его, но не признаёт таинств «УПЦ КП» и его преемницы «ПЦУ»?
По словам владыки, как применять церковные правила в конкретном случае, Церковь решает, исходя из пастырской целесообразности, при этом пользуясь принципами акриви́и (строгого соблюдения канона) и икономи́и (смягчения канонического прещения). Цель решений — сделать всё, чтобы принести верующим пользу, а не вред.
«Церковь имеет право вязать и решить. В данном случае Украинская Православная Церковь приняла решение по принципу акривии. Почему? Религиозность украинского народа очень высока, но, к сожалению, ему свойственно и очень легкомысленное отношение к нормам, правилам и зачастую даже к догматам Церкви. Зная это, Церковь и приняла в 1992 году решение не признавать совершённое у раскольников крещение. Иначе граница между канонической Церковью и раскольнической структурой за 1990-е годы была бы полностью размыта», — сказал архиепископ Феодосий.
Именно высокая религиозность и, при этом, легкомысленное отношение к церковным правилам стали рыхлой почвой для украинского раскола, считает владыка.
«Гибридная ситуация»
На вопрос о том, почему священноначалие УПЦ до сих пор не лишило сана ушедших в «ПЦУ» митрополитов Александра (Драбинко) и Симеона (Шостацкого), владыка Феодосий ответил: «Думаю, по принципу икономии, по принципу снисхождения и ожидания, надежды на то, что кто-то из них вернётся. Такое решение могут инициировать члены Священного Синода УПЦ во главе с Блаженнейшим Митрополитом Онуфрием — наши мудрейшие иерархи, которые руководствуются пастырской целесообразностью. Думаю, что это произойдет тогда, когда наносимый этими двумя архиереями вред Церкви намного превысит возможность их покаяния. Упомянутые митрополиты будут извергнуты из сана, когда окончательное решение по этому вопросу примет полномочный орган — Архиерейский Собор. Ведь перед своей хиротонией эти епископы давали клятву послушания Блаженнейшему Митрополиту Киевскому и всем своим собратьям архиереям», — считает он.
На звучавшие в прессе возражения митрополитов, что Архиерейский Собор не может их лишить священного сана, ведь они перешли в юрисдикцию Константинополя, есть простой ответ: «Никакой клирик, а тем более архиерей, ни в какую другую юрисдикцию перейти не может, не будучи отпущен и благословлён на это своей Церковью, которая его рукополагала, в которой он произносил клятвы верности Священноначалию и Исповедание веры. Иначе он становится клятвопреступником. Это аксиома канонического права, принятая и утверждённая на Вселенских соборах. Её не может ни отменить, ни переступить ни патриарх Варфоломей, ни Верховная Рада своими законами, ни кто-либо другой. А всё, что происходит с ними сейчас, — лжеканоническая эквилибристика. Да, юридически, как граждане, они вольны перейти куда угодно, хоть в "Киевский патриархат", хоть к патриарху Варфоломею, хоть к униатам. Но канонически, как православные архиереи, они подвластны только своей изначальной Церкви. Так что, не смотря на эти порывы, митрополиты Симеон и Александр остаются клириками Украинской Православной Церкви, в которой они принимали священный сан и которая имеет исключительное право решать их дальнейшую каноническую участь», — сказал доцент КДА.
По словам владыки Феодосия, на сегодняшний день совершаемые запрещёнными, но не лишёнными сана бывшими клириками УПЦ таинства являются пока признаваемыми, но не действенными. Это значит, что благодать как живительная сила, возобновляющая человеческий дух, от их рук не может исходить, так как они пребывают в расколе. Но в случае возвращения в Церковь священнослужителей, которые сейчас ими рукоположены, их хиротонии могут быть признаны действительными (в отличие от «хиротоний» коренных служителей «УПЦ КП-ПЦУ»). То есть покаявшихся не будут рукополагать, а могут принять как священнослужителей. То же касается и других таинств.
Владыка Феодосий привёл слова одного из величайших святых ХХ века — святителя Серафима (Соболева): «Вне границ Православной Церкви у раскольников и еретиков, имеющих, тем не менее, апостольское преемство, благодать, преподаваемая в крещении и миропомазании, хотя и присутствует, но лишь как божественная искра, она глубоко сокрыта под пеплом лжеучений, и поэтому не может действовать». Исправить ситуацию может искреннее покаяние и возвращение в Церковь. Тогда искра будет освобождена от мешающей ей золы и из неё возгорится пламя.
Потому сейчас в среде раскольников «гибридная ситуация»: среди них есть как законно рукоположенные (владыки Александр и Симеон) и небольшая группа их священников и диаконов, так и ненастоящие священнослужители — миряне, одевающиеся в священные одежды (вошедшие в «ПЦУ» представители «УПЦ КП» и УАПЦ и их последователи).
«Можно ли молиться о запрещённых в служении бывших митрополитах УПЦ? Конечно, можно. И нужно. И Священный Синод УПЦ, вскоре после их ухода, призвал сугубо молиться о них», — напомнил глава церковного суда Киевской епархии.
Кириархальная церковь и Церковь-мать — одно и то же?
По словам архиепископа Феодосия, в случае УПЦ понятия «Церковь-мать» и «Кириархальная Церковь» абсолютно не тождественны. Первое применимо лишь в смысле духовном, второе — в каноническом. Фанар употребляет здесь подмену понятий в расчете на безграмотность слушателей. В церковно-правовой терминологии Церковь-мать (или Кириархальная Церковь) — это Патриархат, или Поместная Церковь, в состав которой на данный момент канонически и административно входит данная церковная территория.
Это вовсе не та Церковь, от которой была воспринята в своё время православная вера и иерархия. С такой логикой, Кириархальной Церковью для всего православного мира была бы сейчас Иерусалимская Церковь. Но ведь это совсем не так. Поэтому, говоря о Константинополе в отношении Руси и современной Украины, мы можем употреблять выражение Церковь-мать лишь только в духовно-историческом смысле, но никак не в административно-каноническом. Такая Церковь-мать не имеет никакого права принимать решения на территории «дочери», если не является для неё Кириархальной Церковью. И на Фанаре это тоже прекрасно понимают, но занимаются подменой понятий.
«А для Украины Кириархальной Церковью сегодня является Русская Православная Церковь, нравится это кому-то, или не нравится. Это положение имеет под собой естественные исторические причины. Изначально единая Древнерусская Церковь была в каноническом статусе митрополии Константинопольского Патриархата. В дальнейшем, в связи с войнами и разорениями резиденция Митрополита Киевского и всея Руси была перенесена во Владимир-на-Клязьме, а затем в Москву. Перенос руководящего центра Киевской Митрополии, кстати, был официально утверждён константинопольским патриаршим Синодом. Затем, в XV веке, вследствие исторических событий произошло временное отделение Западнорусской Митрополии вместе с Киевом от остальной части Русской Церкви. Это трагическое разделение продлилось чуть более 200 лет, и в XVII веке единство вновь было восстановлено. Так что духовно Церковь Руси всегда была единой Церковью. А административно было по-разному», — сказал владыка Феодосий.
По его словам, в новейшее время, в конце XX века, после распада Советского Союза и образования независимого Украинского государства, Украинская Православная Церковь, как наследница Западнорусской Митрополии — исторической части Русской Церкви, — стала самостоятельной, получила права широкой Автономии и полной независимости в своём управлении. «По сути, наша Украинская Церковь получила права, которых никогда ранее в истории не имела. При этом у Украинской Православной Церкви остаётся полноценная духовно-каноническая связь со всей Русской Церковью, Патриарший престол которой (Киевских митрополитов - Московских патриархов) по историческому правопреемству остаётся Кириархальным для всей полноты Церкви древней Руси», — подчеркнул он.
А патриарх Варфоломей — предстоятель другой Поместной Церкви, и потому его решения никак не могут быть правомочными на территории Украины.
Заявления же об отмене принятого Константинополем и прошедшего рецепцию всех Поместных Церквей (признанного всеми Церквями) 300 лет назад решения о воссоединении двух частей Русской Церкви под омофором Московского Патриарха не имеют под собой канонического основания, отметил владыка Феодосий. «Согласно церковным правилам, если границы территорий канонического управления были сдвинуты и оставались в новом положении 30 лет, это считается настолько твёрдо устоявшейся традицией, что менять церковные границы уже нельзя. А здесь прошло уже более 300 лет. Какая отмена? Неужели кто-то верит, что, переписав какой-то документ в стенах кабинета, можно перевернуть с ног на голову жизнь многомиллионного православного народа, которая складывалась столетиями?» — отметил доцент КДА.
В то же время, по его словам, таинства в Константинопольской Церкви благодатны, но, поскольку с ней разорвано евхаристическое общение, участие в них будет для украинских паломников не на пользу, ведь тогда верующие будут идти против запрета своей Церкви.
«То, что сейчас происходит, не должно приводить нас к унынию и отчаянию, — сказал архиепископ Феодосий. — Ведь такое уже было сто лет назад. Когда большевики устроили раскольническую "обновленческую Церковь", Константинопольский Патриархат осудил патриарха-исповедника Тихона как вносящего смуту в церковную жизнь и признал "обновленцев". С ними также сослужили представители Александрийского и Иерусалимского Патриархатов. Где сейчас "обновленцы"? Их давно уже нет. Время расставляет всё по своим местам. Правда никогда не бывает попрана, она обязательно восторжествует», — подчеркнул он.
Что делать верующим УПЦ?
«Я думаю, что сейчас верующие УПЦ должны стать плечом к плечу вместе с пастырями на защиту своей Церкви. Иногда эта защита может быть и физической (как в случаях, когда противозаконно захватывают наши храмы), но всегда должна быть духовной, моральной, молитвенной», — сказал владыка Феодосий.
Он также привёл аналогию. «Церковь — это корабль. Когда объявлено штормовое предупреждение, главная задача матросов и пассажиров корабля — это сделать всё, чтобы не выпасть за борт. И наша, священнослужителей и мирян, первоочередная задача — остаться на нашем церковном корабле, не выпасть из него», — напомнил архиерей. Второе правило — нужно слушаться своего капитана и старших офицеров, в Церкви это — Предстоятель и члены Священного Синода, архиереи, духовенство.
«Хорошая солнечная погода, штиль, обязательно вернутся. И самое главное — всегда помнить, что на корабле всегда незримо присутствует Господь, Который одним лишь словом может усмирить бурю», — подчеркнул владыка Феодосий.
Он также призвал не бояться испытаний, которые, как кажется, может послать Господь. «Каждого из нас Бог знает лично, причем лучше, чем мы знаем себя сами. И Он видит, на что человек способен, знает его будущее, помнит его прошлое и потому каждому даёт для спасения обстоятельства, наиболее подходящие конкретно ему», — сказал священнослужитель.
Архиепископ Феодосий подчеркнул также, что знания церковных канонов нужны, но не менее важно, чтобы священник жил правильной духовной жизнью и являлся примером для своих прихожан. «А человек, живущий подлинной духовной жизнью, никогда не уйдёт из Церкви и не предаст Её», — заключил архиерей.