Расскажу тебе случай, который недавно произошел со мною.
Придя в школу для различных бесед с детьми, я заметил ребятишек, которые во время молитвы разговаривали. Об этом я и начал беседу со школьниками. «Ребята, почему некие во время молитвы громко разговаривали?
Я понимаю, что кто-то не хочет молиться, но тогда есть один прекрасный способ провести время: посиди тихо в школьном дворе, подумай о любимых командах или же о предстоящей контрольной работе на уроке.
Если нет нужды заставить себя молиться, тогда, по крайней мере, не мешай. Не так ли? Некоторые из вас шумели, и на них все смотрели. Почему так?» Ученик, говоривший громче других, спросил: «Сказать правду?» Я ответил: «Да. Мне бы очень хотелось услышать именно правду». «Я говорил так, потому что не хотел молиться. Разве я обязан говорить с Богом? Разве я обязан верить? Почему меня окружают только христиане? Хотелось, чтобы мусульмане или представители других религий тоже были возле». Я сказал: «Тем, что ты это говоришь, очень мне помогаешь». «Неужели? Я же противоречу», – спросил он. «Нет, я полностью с тобой согласен, что давление не есть хорошо. Судя по твоему тону разговора, я понял, что однажды ты в своей жизни испытал сильное давление то ли от родителей, то ли от родственников, то ли от окружения», – ответил я, удивляясь искренности этого мальчика.
Далее каждый из ребят начал по очереди рассказывать о своих проблемах. Один из них сказал: «Со мной сделали так, что я устал и начал терять веру в Бога. У Христа самое красивое лицо. Он самый лучший. Он ни в чем не виноват. Но из-за того, как мне все преподносили и учили, я стал чувствовать антипатию ко всему».
Меня эта фраза очень впечатлила. Что говорить о нас, если мы, имея печать Христа в своей жизни, искажаем Его образ перед своими детьми? Чего ожидаем тогда? Все вокруг думают, что мы настоящие христиане. Некоторые меня считают образцом христианина, а все, что бы я ни сказал, выдают за голос Церкви. Но если я допускаю ошибку? То взращиваю и у других неправильное понятие о Церкви. Разве такого не случается?
Нам говорят что-то старшие, наши родители, священники, богословы, люди, коих считаем образцом, и мы думаем, что нам преподают правильное знание о Боге почти устами Божьими. Не будем искать виновных. Посмотрим на себя, заглянем внутрь своей души, может, и мы где-то кому-то причинили вред своим словом, взглядом, поступками?
Из книги о. Андрея (Конаноса) «Любовь навсегда»
Перевод с новогреческого Сергея Рудько