Что изменилось для Украинской Православной Церкви, ее духовенства и прихожан в 2019 году, о чем свидетельствуют годовые итоги и пережитые потрясения, а также о надеждах на год 2020-й – в интервью управляющего делами УПЦ митрополита Бориспольского и Броварского Антония.
– Владыка, объективный показатель жизни православных в Украине – количество приходов. Как оно изменилось за последний год?
– По состоянию на начало декабря 2019 года в состав Украинской Православной Церкви входит 12338 приходов. Следует отметить, что это почти на 250 приходов больше чем год назад. В конце 2018 года в составе нашей Церкви было 12092 приходов.
Приходы Украинской Православной Церкви объединены в 53 епархии. Сегодня в нашей Церкви несут служение 103 архиерея (из них 7 находятся на покое) и около 12500 священнослужителей. Действуют 254 монастыря, в которых подвизаются 4609 монахов и монахинь. Также в нашей Церкви действуют 17 духовных учебных заведений. Итак, несмотря на все потрясения, которые постигли нас в прошлом году, наша Церковь живет полнокровной жизнью и несет свое служение во всех регионах Украины.
– Одним из факторов влияния на эти показатели стали так называемые «переходы» общин из Украинской Православной Церкви в «ПЦУ». О каком количестве приходов и клириков идет речь?
– Сегодня как из уст сторонников так называемой «ПЦУ», так и из уст многочисленных журналистов и политиков звучит утверждение о якобы 500 переходах приходов из состава нашей Церкви в новосозданную «ПЦУ». Глава «ПЦУ» Епифаний Думенко в своем недавнем интервью даже заявил, что на сегодня таких переходов уже почти 600. На самом деле, подобные заявления являются откровенной манипуляцией. Конечно, есть церковные общины, которые вполне осознанно приняли решение о переходе в «ПЦУ». Они оформили этот переход в соответствии со своими уставными документами и действующим законодательством. Однако, таких случаев совсем немного, а точнее – 84.
Подавляющее же большинство так называемых переходов – это на самом деле либо силовые захваты сторонниками «ПЦУ» церковного имущества нашей Церкви, либо же перерегистрации общин, проведенные с откровенными нарушениями действующего законодательства.
В течение 2019 года председателями областных государственных администраций выдано более 200 предписаний о перерегистрации общин УПЦ в «УПЦ КП» или «ПЦУ». Однако, эти распоряжения выдаются на основании обращений территориальных общин. С юридической же точки зрения территориальная община и религиозная община – это принципиально разные понятия. Их нельзя отождествлять. Если перерегистрация религиозной общины проводится на основании обращения территориальной общины, то это означает незаконный захват церковной общины. Это то, что сегодня называют словом рейдерство.
Религиозные общины Украинской Православной Церкви для установления справедливости и защиты своих прав активно обращаются в местные суды с исками. Только за 2019 год подано более 150 судебных исков.
Во многих регионах Украины такая незаконная регистрация стала поводом для прямых захватов церковного имущества. А это повлекло за собой избиение простых прихожан и даже кровопролития. Наши общины сталкиваются и с препятствием совершению богослужений, и с незаконными проникновениями на территорию храмов, и с осквернением святынь. По этим фактам сегодня открыто более 250-ти уголовных производств. Итак, мы имеем на карте Украины не 500 (или даже 600) добровольных переходов из одного религиозного объединения в другое, а несколько сотен точек, в которых продолжаются острые конфликты на религиозной почве.
Наша Церковь защищала и будет защищать своих священников и прихожан. Мы будем последовательно отстаивать свою позицию в судах всех уровней. Также мы будем добиваться, чтобы принятые судебные решения выполнялись. В случае, если наша Церковь снова будет сталкиваться с выборочным правосудием, мы готовы идти в Европейские суды. Мы убеждены, что справедливость восторжествует.
– Мы вспомнили так называемую «Православную церковь Украины», возникшую в начале 2019 года. Какие последствия ее образования?
– 2019 год показал, что предоставление Константинопольским Патриархом Варфоломеем Томоса об автокефалии так называемой «Православной церкви Украины» привело лишь к поляризации украинского общества. Инициаторы создания «ПЦУ» в прошлом году уверяли, что предоставление Томоса об автокефалии приведет к объединению всех православных христиан в нашей стране и к полному примирению в церковной сфере. Однако, к сожалению, мы видим прямо противоположные результаты. Противостояние никуда не пропало. Напротив, оно получило новый импульс. При поддержке государственной власти начались захваты храмов нашей Церкви. Это привело к раздору и физическому противостоянию. Как я сказал, мы имеем многочисленные примеры нарушения закона и грубого вмешательства государственных органов в церковные дела. Во многих населенных пунктах, особенно в селах, где люди десятилетиями жили в мире и согласии, теперь общины разделены, люди противопоставлены друг другу.
Это заметно дестабилизировало ситуацию в стране. Мы и так уже почти шесть лет переживаем тяжелый военный конфликт на Востоке Украины. И в этой ситуации попытки силой переформатировать конфессиональную карту Украины – это, на мой взгляд, преступление против украинского народа.
Мы уже неоднократно говорили, что надо прекратить фактическую религиозную войну, которую предыдущая власть объявила Украинской Православной Церкви. Сегодня очевидно, что после всех потрясений, которые пережили церковные общины за последние годы, нам надо будет еще много лет искать пути к настоящему религиозному миру.
Итак, к сожалению, на сегодня мы имеем не объединение православных в стране, а, наоборот, углубление церковного конфликта. И одним из ответственных за это лично является Патриарх Варфоломей, который предоставил так называемой «ПЦУ» Томос об автокефалии.
– В 2019 году Украинская Православная Церковь прекратила евхаристическое общение с некоторыми Поместными Православными Церквами. Как это отразилось на участниках паломнических поездок, которые посещают иностранные государства?
– Церковные паломнические службы, при разработке паломнических маршрутов, должны учитывать отношения, в которых мы находимся с разными Поместными Церквами. Конечно, не возбраняется поклоняться святыням, которые есть в Константинопольском Патриархате, однако приступать к Таинству причастия в храмах, находящихся в юрисдикции этой Поместной Церкви, наши паломники не могут. Кроме того, сегодня не благословляется организовывать паломнические поездки в те епархии Элладской Православной Церкви, правящие архиереи которых признали «ПЦУ». Но, опять же, это не означает запрет на поклонение святыням, которые находятся в этих епархиях.
Это непростая и необычная для нас ситуация, но будем верить, что с Божией помощью мы сможем преодолеть этот кризис.
– В контексте украинской проблематики, Иерусалимский Патриарх Феофил призвал Предстоятелей всех Православных Церквей в Иорданию, чтобы обсудить вопросы единства и евхаристического общения. Что необходимо для успеха этого собрания?
– Священный Синод Украинской Православной Церкви, который провел свое очередное собрание 6 декабря, поддержал эту инициативу Патриарха Феофила. Мы считаем, что только путем открытого соборного обсуждения всего комплекса проблем, возникших во взаимоотношениях между Поместными Церквами, мы сможем выйти из этой сложной ситуации.
Конечно, для реализации этой инициативы необходимо согласие всех Поместных Православных Церквей. В такой встрече должны принять участие Предстоятели или высокие делегации от всех Поместных Церквей. Поэтому проведению такой встречи должны предшествовать ответственные переговоры между Поместными Церквами. Сейчас продолжаются эти консультации. Поэтому лучше будем молиться за успех этого дела.
– Вернусь к вопросам внутренней жизни УПЦ. В этом году состоялся традиционный Крестный ход накануне Дня Крещения Руси, но впервые его стали называть «Великим крестным ходом». Почему?
– Уже несколько лет подряд в Киеве и других городах Украины в день памяти святого князя Владимира проводятся крестные ходы. Они уже стали традицией. Причем эта традиция родилась на наших глазах и получила массовую поддержку со стороны церковного народа. Когда мы впервые проводили такой Крестный ход, никто не думал, что это будет иметь такое мощное продолжение. А теперь мы уже не можем представить себе церковный год без величественного Крестного хода в Киеве 28 июля.
Эта Крестный ход называется «Великим», прежде всего, по количеству своих участников. Здесь даже не надо приводить цифры. Достаточно посмотреть видеозапись или фотографии, чтобы понять, насколько многолюдны эти Крестные ходы. Но, по моему мнению, эти Крестные ходы являются великими и потому, что они демонстрируют величие духа нашего православного народа. Каждый год во время Крестного хода мы все переживаем особое чувство величия Святой Церкви, чувствуем ее несокрушимость. Возможно, это одно из самых красноречивых свидетельств духовной силы нашей Церкви.
– 6 декабря состоялось итоговое заседание Священного Синода УПЦ. Принимая во внимание его решения, что стало главным результатом прошлого года, и какие планы были озвучены на следующий год?
– Прошлый год принес нашей Церкви непростые испытания, о которых уже сегодня говорил. Однако, в этих испытаниях мы все увидели силу нашей Церкви, верность ее духовенства и прихожан каноническому устройству Церкви.
На заседании Священного Синода 6 декабря прежде всего, мы обсуждали ситуацию, сложившуюся в мировом Православии после принятия Элладской и Александрийской Церквами в общение представителей так называемой «Православной церкви Украины». Священный Синод однозначно квалифицировал эти решения как антиканонические. Синод отметил, что признание со стороны Поместных Церквей так называемой «Православной церкви Украины» не только не решает проблему церковного раскола в Украине, но и ведет к расколу во всем мировом Православии.
Вместе с тем, члены Священного Синода выразили благодарность тем иерархам, духовенству и мирянам Элладской и Александрийской Церквей, которые не поддержали антиканонических действий своего руководства и не вошли в молитвенное общение с раскольниками. К сожалению, мы должны констатировать, что сегодня невозможно пребывание Украинской Православной Церкви в евхаристическом общении с Предстоятелями Элладской и Александрийской Церквей, а также с теми иерархами и клириками этих Церквей, которые признают так называемую «Православную церковь Украины». По этому поводу Священный Синод обнародовал заявление, которое было оглашено в воскресенье, 8 декабря, во всех храмах нашей Церкви.
Мы надеемся, что в следующем году удастся реализовать предложение Иерусалимского Патриарха Феофила и собрать совещание Предстоятелей Поместных Православных Церквей для преодоления кризиса в мировом Православии.
Поскольку заседание Священного Синода прошло за несколько дней до проведения встречи лидеров четырех стран в так называемом нормандского формате, мы сочли необходимым заявить о поддержке мирных инициатив Президента Украины Владимира Зеленского по урегулированию конфликта на востоке нашей Родины. Члены Синода однозначно показали, что мир на Донбассе является самым желанным ожиданием и стремлением многомиллионной паствы Украинской Православной Церкви. Ввиду этого, во всех храмах нашей Церкви в воскресенье, 8 декабря 2019 года, за богослужением возносились молитвы об успешной реализации миротворческого процесса и установлении мира на востоке Украины.
Мы надеемся, что следующий год будет отмечен положительными изменениями на Донбассе. Украинская Православная Церковь молится за то, чтобы нашей стране удалось достичь прекращения огня на востоке и полного обмена пленными. Это будет важным шагом к преодолению конфликта, который истощает украинский народ уже шестой год подряд.
Информационно-просветительский отдел УПЦ
Перевод редакции портала «Православная жизнь»