В грекоязычной прессе продолжают появляться упреки в адрес Московского патриархата, которому приписываются амбициозные планы потеснить Константинопольскую церковь и занять ее место в мировом православии. Авторам таких публикаций в интервью "Интерфакс-Религия" ответил глава синодального Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион.
- Ваше Высокопреосвященство! В греческих СМИ нередко Русская Церковь и лично Патриарх Кирилл обвиняются в стремлении захватить первенство в православном мире. Насколько обоснованы подобные утверждения?
- Из грекоязычной церковной среды действительно не однажды в последнее время звучали обвинения в том, что Русская Церковь будто бы отрицает за Константинопольским патриархатом первенство в православном мире и сама стремится занять его место. Однако мне не приходилось слышать ни одного убедительного аргумента, который доказывал бы справедливость этих обвинений.
О том, как Русская Церковь понимает первенство во Вселенской Церкви и за кем она его признаёт, можно узнать из документа, принятого Священным Синодом в декабре 2013 года. Он так и называется - "Позиция Московского Патриархата по вопросу о первенстве во Вселенской Церкви". Здесь ясно сказано, что после Великого раскола 1054 года первенство чести в Православной церкви принадлежит Константинопольскому патриарху. К слову говоря, Русская Церковь является одной из немногих поместных Церквей, а может быть и единственной, которая признаёт первенство Константинополя не только на словах, но и в специальном документе, имеющем синодальный статус.
Первенство Константинопольского патриарха нашей Церковью никогда не оспаривалось. Вопрос заключается в том, как понимать это первенство. Каноническая традиция и православная экклезиология усваивают предстоятелю Римской церкви, а после 1054 года - Константинопольской церкви, первенство чести. Первый в диптихе предстоятель понимается как "первый среди равных". Однако за последние сто лет в Константинопольском патриархате развилось учение о первенстве, фактически копирующее римско-католическую модель церковного устройства.
Наиболее ярко это учение представлено в известной статье митрополита Элпидофора (Ламбриниадиса) с характерным названием "Первый без равных", которая была опубликована на официальном сайте Константинопольского патриархата. В ней прямо утверждается, что Константинопольский патриарх обладает исключительными властными полномочиями, которых нет и принципиально не может быть у остальных предстоятелей.
Разумеется, такое понимание "первенства" константинопольской кафедры Русская Церковь отвергает как не соответствующее ни Преданию Церкви, ни православной экклезиологии. Но, к сожалению, именно такое понимание первенства возобладало на Фанаре и привело к вторжению на Украину. Следствием его стало вынужденное прекращение нами общения с Константинопольской церковью.
- Владыко, расскажите о программе по реабилитации сирийских детей, которая проводится под эгидой Вашего отдела.
- За предыдущий год нам удалось организовать протезирование и реабилитацию десяти сирийских детей в Москве. Особая забота Патриарха Кирилла - это люди, а не только восстановление порушенных святынь. Это непростая для нас задача, каждый ребенок - отдельная личная драма ужасных событий, перевернувших всю их жизнь и жизнь их семей.
Вот лишь два примера. Махмуд аль-Хасан, 15 лет, при ракетном обстреле террористами школы "Хасан Аль-Кудри" мальчик получил осколочные ранения, повреждения глаз с разрывом глазных яблок и ожоги кожи. Правая рука была частично ампутирована. На момент получения тяжких увечий Махмуд учился в 7 классе. Другой мальчик, Ибрагим Мардан, 12 лет. У школы к Ибрагиму подошел мужчина и подарил игрушку, сказав, что он может взять ее домой. Когда мужчина ушел, мальчик пошел домой, и игрушка взорвалась в его руке. Взрыв привел к потере левой верхней конечности и к потере зрения в правом глазу.
Мы подходим к этому проекту ответственно, памятуя о призвании Церкви помогать всеми силами, объединяя людей доброй воли, сотрудничая с лучшими врачами. Но мы понимаем, что в подобной помощи нуждаются тысячи детей. И задача Церкви - делать все возможное, чтобы дать этим детям новый шанс и надежду. Поэтому мы надеемся в этом году под крышей представительства Русской православной церкви в Дамаске организовать и оборудовать центр помощи таким детям. На месте мы сможем помогать значительно большему количеству детей, быть доступными для них, даже когда они получат свой протез и пройдут первую реабилитацию.
С помощью Божией в 2020 году мы планируем продолжить протезирование пострадавших сирийских детей, а также привезти в Москву тех, кому понадобится более специализированная помощь. Надеюсь, что Бог пошлет нам помощников и попечителей для этой инициативы.