Фото: Пелагия Замятина, «Вечерняя Москва»
Когда святой Симеон усомнился, может ли земная Дева родить предвечного Бога, ему было явлено откровение, что он не умрет, пока не встретит пришедшего в мир Спасителя.
Праведник долго ждал исполнения этого обетования. Он утомлен был жизнью, а встреча все не наступала. Однажды, давно уже став старым и немощным, Симеон по внушению Духа Святого пришел в храм. Там он увидел Деву и на Ее руках — Богомладенца. Приняв Христа в свои объятия, старец вздохнул с облегчением: от его прежних сомнений не осталось и следа, ведь он воистину встретил Господа.
Всем понятна сущность праздников Пасхи и Рождества Христова. А что мы празднуем в день Сретения? Принесение Младенца Христа в храм, как это было положено по иудейскому обычаю? Но празднуется не «принесение в храм», иначе бы праздник так и назывался, а нечто иное. Да и Введение во храм Пресвятой Богородицы мы празднуем, потому что Дева Мария не только пришла в храм и вошла во Святая Святых, но и осталась в нем и получила там воспитание, что в итоге сделало Ее способной послужить тайне боговоплощения и дать земную жизнь Богочеловеку Христу.
Сретение — праздник встречи человека со своим Спасителем. От лица всего ветхозаветного человечества праведный Симеон произносит: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром…». Эти слова звучат в храмах за каждым вечерним богослужением. Чем так значимы они для нас?
В них заключена радость ветхозаветного человечества, страдавшего от последствий грехопадения Адама. До сошествия Христа в ад там удерживались все умершие, даже люди святой жизни. Да, в аду было «лоно Авраамово» (Лк. 16, 22), где обитали все праведники, но все равно это было место, лишенное Бога. Ведь человеческая природа, которая по свободному выбору прародителей отделилась от Творца, вновь соединилась с Ним только во Христе. Вне Его ни один человек, несмотря на все свои усилия, не может соединиться с Богом и наследовать Небесное Царство.
И вот вместе с праведным Симеоном человечество видит реальность своего спасения в воплотившемся предвечном Боге, покоящемся на руках Девы Марии. Теперь любой человек может обрести единство с Господом, если сам того захочет.
Как понять, произошла ли у нас личная встреча с Христом? Теоретически это трудно объяснить, потому что это опытное знание. Игумен Никон (Воробьев) говорил об этом образно: «Кто видел солнце, тот никогда не перепутает его с фонарем». При ярком солнечном свете отчетливо видны даже мельчайшие царапины и пыль на вещах, так в присутствии Бога душа отчетливо переживает свою греховность, она видит всю неправду в себе — ложь, ненависть, зависть, гордыню. Так что верным признаком встречи с Господом надо полагать видение своих грехов, которые неисчислимы, как морской песок. Так говорили священномученик Петр Дамаскин и многие святые подвижники, которые искренним покаянием и строгой аскезой многие годы очищали свое сердце от грехов.
Когда христианин видит свое духовное несовершенство и сознает, что, несмотря на всю свою греховность, он не отвергнут Спасителем, то есть по совету преподобного Силуана Афонского «держит свой ум во аде» и не отчаивается, то обретает во Христе источник радости. Преподобный Серафим Саровский приветствовал всех словами: «Радость моя», — потому что видел разных людей, которые приходят к Богу, и Бог каждому посылает наиболее подходящий способ наследовать вечное спасение, будь то в миру или монастыре.
А современный человек нередко воспринимает Бога, Его всемогущество сугубо прагматически и от встречи с Ним ожидает исполнения пожеланий или решения своих проблем. Это заблуждение. Даже если наши желания, как нам кажется, самые добрые и бескорыстные, их немедленное исполнение не всегда полезно. Сказочная золотая рыбка не захотела быть у человека «на посылках», хотя была обязана ему своей жизнью. А Бог нам ничем не обязан, в отличие от нас. Но люди упорно хотят видеть в Его Лице этакого «волшебника на голубом вертолете» и передают это восприятие детям, лишая их стремления к истинному Богу — Источнику жизни вечной.
Как-то посещая один из приходов епархии, я увидел на стенде детские «письма Богу». Вот выдержка из одного письма третьеклассника Ларика: «Я пишу Тебе, Господи, а ответа все нет. Ленив Ты, однако!» Это, конечно, наивные детские слова, но в них сквозит искаженное понимание отношений Бога и человека, которое мальчик перенял у взрослых. Хотелось бы ему сказать: «Дорогой Ларик, ты очень правильно делаешь, что обращаешься к Богу. Это самое главное дело. Но пойми, Бога нельзя упрекать, словно Он — твой приятель. Даже сверстник вряд ли захочет с тобой дружить, если будешь предъявлять ему претензии. Праведный Симеон 300 лет ждал встречи с Господом и не обижался на Него, но готовил себя к такому важному событию. Возможно, чтобы ответить тебе, Бог и от тебя чего-то ожидает: иного отношения, например чистой веры».
А вот выдержка из другого письма: «Господи, Ты придумал деньги, а у нас дома их нет!» Здесь вновь видим укор в адрес Бога. Что можно ответить этому ребенку? Во-первых, деньги придумал не Господь, а люди. Бог же любит одинаково и бедных, и богатых. Он хочет, чтобы все люди учились быть милосердными и помогали тем, кто нуждается. Если человек видит чужую беду и остается безучастным, то в этом нет воли Божией. Потому-то мир и радость не всегда царят там, где есть много денег. Во-вторых, в жизни тебя окружает столько благ, которые нельзя купить: ласковое утреннее солнышко, например, или бескорыстная дружба, или родительская забота… Кто всю жизнь проводит в сожалении о том, чего у него нет, тот никогда не узнает, что такое счастье. Если хочешь его обрести, то ищи тех, кому нужна твоя помощь, и помогай с любовью, а не ради похвалы, благодарности или другой награды. Твори добро ради Бога, потому что Он хочет, чтобы мы дарили окружающим добро и заботу. Так ты соберешь богатство души, которое у тебя никто и никогда не отнимет, не то что деньги.
«Я так устал от жизни. Учусь, учусь, учусь. Как дурак», — сетует еще один малолетний автор «писем к Богу» третьеклассник Сеня. Отрадно, что Господу он открывает самую главную проблему — отсутствие смысла в своей жизни. Ребенок не видит того ценного, ради чего стоит тратить свои силы, к чему стремиться. Что же сказать на это? Обещать, что когда-нибудь будет легко, никто не может. У каждого человека на земле есть трудности, проблемы и труды, соответствующие его возрасту. Но они не бессмысленны, через них можно стать ближе к Богу, найти то счастье, ради которого каждый пришел в этот мир. Например, ученичество — это действительно нелегкий, утомительный труд. Но только так можно приобрести знания и умения, чтобы потом быть полезным многим людям. К тому же усердная учеба открывает массу интересного, а в будущем позволяет найти в жизни занятие по душе, которое будет в радость, а не только в тягость.
Богу ничего не стоит сотворить чудо. Но смысл жизни не в том, чтобы мы получали желаемое, а в том, чтобы из состояния ненормального и неестественного — жизни во власти страстей и греховных привычек — мы пришли в должное состояние, для которого создан человек, — к единству с Богом.
Когда подобно святому Симеону Богоприимцу человек встретится с Христом, он испытает безмерность Его любви ко всем людям, и никаких вопросов или претензий к Богу у человека не останется. Но помимо помощи Божией нужны вера и усилия самого человека, чтобы самое главное событие в его жизни — встреча с Богом — состоялось.