Сейчас идет Великий пост, и в эти дни Церковь особо призывает противостоять греху и искушениям. А что такое искушение? Это такие обстоятельства, в которых человек находится на грани того, чтобы совершить грех и потерять связь с Богом. Образец того, как победить искушение, явил нам Сам Господь Иисус Христос (см. Мк. 1:13; Мф. 4:11).
Адам, нарушив повеление Господа и вкусив запретный плод, через невоздержание подвергся греху, отлучился от Творца. Господь Иисус Христос — Новый Адам (см. 1Кор. 15:45, 47) — идет в пустыне и сорок дней постится и пребывает в молитве. Он показывает всем людям, что важное оружие для борьбы со злыми духами — это пост и молитва (см. Мф. 17:21).
Почему Господь позволяет дьяволу без конца соблазнять людей? Без искушений не было бы борьбы со грехом, человек не понял бы слабостей и не просил бы помощи у Бога. По словам преподобного Исаака Сирина, тот, кто осознает немощь, «воздвигает душу свою из расслабления», контролирует собственные поступки и слова, перестает быть беспечным. «Искушения по необходимости полезны людям», — заключает святой.
Любое испытание дается человеку по его силам или, как отмечал преподобный Паисий Святогорец, согласно нашему духовному состоянию. Промысел Божий объяснить мы не можем: это все равно что ребенок, первоклассник, будет рассуждать, почему директор школы принял то или иное решение, хотя между ними разница лет в тридцать–сорок. Если школьник, скорее всего, в будущем достигнет того состояния, чтобы понять поступки взрослого, то Божией воли мы никогда в полной мере не определим, ведь Творец не ограничен ничем, а человек, как творение, ограничен. Даже святым воля Божия открывается в малой мере: только необходимое для пользы человека.
Господь претерпевает на земле многие искушения: дьявол сам приступает к Нему (Мф. 4:1–11); искушает через фарисеев и саддукеев (Мф. 22:15–18, 23); народ, который хотел сделать Христа земным царем (Ин. 6:15); одного из распятых разбойников, сказавшего: «Если Ты Христос, спаси Себя и нас» (Лк. 23:39), и даже ближайшего ученика (Мф. 16:22–23). Господь не поддался соблазнам, показывая этим пример стойкости в борьбе с врагом рода человеческого. Сам Христос претерпел искушения и помогает всем людям, борющимся с трудностями ради Бога, преодолевать их (Евр. 2:18). Следуя примеру Господа, обращаясь к Нему за помощью, человек приближается к спасению.
Сатана нападает на каждого человека, но особенно верующего, который стремится вести духовную жизнь. Много неприятностей людям приходится терпеть от окружающих. Ошибочно, когда случается с кем-то размолвка, человек обижается на родственника, друга, знакомого, забывая, что подстрекатель этой вражды — злой дух.
Как пишет архимандрит Рафаил (Карелин), собака, которую раздразнили палкой, не понимая, что это лишь орудие в чужих руках, с яростью на нее набрасывается. Так и человек в момент искушения обрушивается на окружающих, а настоящий виновник этой вражды — дьявол. Все обидные, колкие слова, гнев, должны быть адресованы ему, настоящему противнику человека. Сатана уже проклят навечно, если мы противостанем ему, то не потерпим за это осуждения.
Пока живем на земле, мы находимся на арене борьбы, где противник без отдыха нападает на нас, желая окончательно погубить. (Ф. М. Достоевский: «… дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей».) Порой он представляется лицемерным другом, уговаривая человека пожалеть себя. Самые крупные приманки, на которые попадаются очень многие души, — это искушения «хлебом»: не только изысканной едой, но и дорогой одеждой, техническими новинками, разного рода удовольствиями и т. д. Это те материальные вещи, которые заставляют человека забыть меру, мучиться, страстно желать большего, лучшего.
Иисуса Христа дьявол первоначально тоже пытается соблазнить хлебом. На это Господь отвечает, что человек жив «словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4:4). Так Спаситель научает христиан, что доверие Богу важнее всего остального в жизни. Если в спорных ситуациях мы будем учиться поступать по воле Божией, то Спаситель даст нам необходимое для земной жизни (Мф. 6: 31–33). Подтверждает эти слова евангельское чудо, когда Христос накормил досыта пятью хлебами и двумя рыбами больше пяти тысяч человек. Люди, не раздумывая, пошли за Господом, чтобы услышать Его учение, а Спаситель не только учил, но и удовлетворил их материальные потребности.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит: «Единое сокровище человека на земле — Христос, Спаситель погибших». Тот, кто осознал это, тот вряд ли будет стремиться получить земные тленные ценности.
Затем дьявол поставляет Господа на крыло Иерусалимского храма и просит сотворить чудо при народе: сброситься вниз и не разбиться, чтобы народ увидел, что перед ним — Чудотворец. Этого было бы достаточно, чтобы люди пошли за Христом как за Мессией, но Господь говорит дьяволу: «Не искушай Господа Бога твоего» (Мф. 4:7).
Здесь возникает вопрос, если мы в молитве к Богу чего-то просим, мы не искушаем ли Его? И как понять, в каких ситуациях человек искушает Бога? У преподобного Варсонофия Великого однажды спросили, чем искушение Господа отличается от надежды на Него. Святой попросил представить, что человеку нужно дойти до места, к которому ведут две дороги. Одна из них безопасная, но длинная, а другая — короткая, но там сидят разбойники. Если человек решит: «Господь должен меня защищать, пойду там, где быстрее», — это будет искушением Бога, и, попавшись разбойникам, человек получит по заслугам. Если же он выберет безопасную дорогу и вдруг, вопреки ожиданиям, там окажутся разбойники, то тогда надо надеяться на Господа Бога, молиться, чтобы Он спас в трудной ситуации. То есть искушение Бога — это требование от Него сотворить чудо, когда мы можем сами решить это, т. е. не идти той дорогой, где мы знаем, что опасно.
В третий раз сатана искушает Господа, когда показывает Ему все царства мира (см. Мф. 4:8–10). Дьявол точно не знает, что перед ним Сам воплотившийся Бог, пришедший спасти мир. Враг предлагает Христу без подвига и страданий стать правителем мира. Похожим обманом был низведен на землю Адам. Змей предложил первому человеку то, к чему тот и так был предназначен — стать богом (см. Быт. 3:5). Только путь этот был длительный, предстояло немало потрудиться, чтобы духовно возрасти, а дьявол сказал, что трудиться не надо: съешь плод, и все будет. Цель врага — вовлечь в грех, подвергнуть вечной смерти.
Сколько людей с тех пор обманывается грезами о мировом господстве, о земном рае и что человек создан для земного наслаждения («Бери от жизни все»). Некогда последовавшие за этой ложью не могли насладиться тем, чего добивались. Вместо могущества и наслаждения после совершения греха человек всегда ощущает его последствия: стыд, горечь, собственную немощь (ср. Быт. 3:7). Святитель Феофан Затворник говорит, что страсть много обещает, но ничего не дает. Человек, потакающий ей, испытывает только муку и томление. Борьба со страстью, напротив, ничего не обещает, но дает благодать и великую радость. И в Евангелии говорится, что после всех искушений ангелы приступают к Христу и служат Ему (Мф. 4:11). Они укрепляют и тех, кто самоотверженно борется с искушениями.
По словам преподобного Иоанна Дамаскина, Бог сотворил человека по образу Своему (разумным и свободным) и подобию (совершенным во всяком роде добродетелей, в какой мере это доступно естеству человека). Поскольку, совершив грех, человек лишился лучшего, дарованного Богом, Господь воспринял на Себя худшее — наше естество, чтобы через Себя восстановить его, научить человека чистой безгрешной жизни и помочь «через терпение и уничижение преодолевать тирана» — дьявола.
Выйдя из пустыни, Христос начинает Свое общественное служение. Спаситель идет крестным путем до конца — до смерти, чтобы даровать людям вечную жизнь с Богом. Господь сходит в ад и выводит оттуда всех людей, которые захотели за Ним последовать. На иконе Воскресения Христова изображено, что Спаситель разрушает адские оковы и выводит из ада Адама и Еву, даруя им Небесное Царство. Нам же, их потомкам, дана великая возможность соединиться со Христом уже здесь, на земле, и после смерти, минуя ад, войти в Его святое Царство.