Прощёное воскресенье прошло, но внимательный к своей совести человек понимает: некоторые старые обиды до конца всё равно не изжиты, а на горизонте спокойно появляются новые. Что же нам делать со своей злопамятностью, как от нее освобождаться?
Обычный и частый совет духовных людей таков: за обидчиков надо молиться – тогда злопамятность отступает от нашего сердца.
И этот совет очень похож на советы мастера-компьютерщика, когда он объясняет нам что-то, потом откланивается, выходит за дверь… и мы ничего не можем по его совету сделать, потому что часть объяснений он просто пропустил как очевидные.
Для него очевидные, а для нас – непреодолимое препятствие!
Молиться за людей – значит в первую очередь желать им спасения души, желать им войти в Царство Небесное. А нераскаянные обиды, наносимые ими другим, – это такого рода согрешения, которые ставят под серьезный вопрос саму эту возможность.
Спрашиваем у своей души: «А мы вообще понимаем, что это такое: лишиться вечного спасения? Что такое быть навсегда отвергнутым от Господа?»
Если понимаем, то ужасаемся этой участи и молимся за бедных своих обидчиков, не желая, чтобы из-за конфликта с нами – грешными – они так пострадали.
Если же не можем ужаснуться и пожалеть, то, значит, сами не понимаем главного. А в таком случае – до обидчиков ли нам? Явно ведь, что сами мы погибаем; явно, что не знаем и не любим Господа, – до обидчиков ли нам?..
Что их обиды в сравнении с катастрофой нашего ослепления, нашей нераскаянности? Что их зложелательство в сравнении с нашим предательством Христа-Спасителя?
Мы не безупречны в своих целях и мотивах, словах и делах, мы не бескорыстны, не самоотверженны, не чисты умом и сердцем… И мы не восходили за своих обидчиков на Крест! Почему же мы требуем от них больше, чем Господь требует от нас?
Как своевременна тут притча о немилосердном должнике… Вдумаемся в сумму, которую он был должен государю, – 10 тысяч талантов! Меры веса, конечно, менялись со временем, но всё же талант мог содержать более 50 килограммов золота или более 60 килограммов серебра. Килограммов! Один талант.
Меркантильно умножаем их на 10 тысяч, переводим в граммы, граммы оцениваем в рублях… И калькулятор пишет, что такие суммы он считать не готов!
Вот так.
Лишь когда увидишь долг свой перед Богом – неисчислимый, немыслимый, – тогда сам захочешь простить своего обидчика
И думается, что лишь когда человек увидит долг свой перед Богом, как песок земной, – неисчислимый, немыслимый, – лишь тогда он сам захочет простить своего обидчика. И более того – тогда он еще и поблагодарит Бога за то, что в жизни были ему попущены какие-то обиды и притеснения. И как за спасательный круг, он может теперь ухватиться за возможность кому-то что-то простить.
Если же человек не прощает своему ближнему, значит, он просто не понимает, сколько должен сам. И это очень-очень тревожный признак.
Покаяния отверзи нам двери, Жизнодавче!