Мальчик не покорился

Памяти мученика Василия Мангазейского

Святой мученик Василий Мангазейский Святой мученик Василий Мангазейский В Уставе есть приятная пометочка: если во Святую Четыредесятницу выпадет престольный праздник, то людям, которые молились на службе престола, в этот день дозволяется на трапезе рыба. Так-то Великим постом лишь два раза: на Благовещение и на Вход Господень в Иерусалим...

Кто постится без рыбы, тот понимает. А кто постится без рыбы в нашем месте пересечения 62-й параллели с 74-м меридианом, тот трижды понимает. И у нас в монастыре как раз такой случай – один из престолов Успенского собора освящен в честь мученика Василия Мангазейского, «егоже память» 4 апреля нового стиля, а значит, выпадает на Четыредесятницу очень часто.

В годы, когда Пасха ранняя, Великим постом у нас еще болезненно мало солнца, пугающе много мороза, а всё «рыбоядение» смещается к концу поста. И прихожане, после работы добравшиеся до всенощной престола, стоят с такими умильными лицами... сразу видно, что силы их на исходе, и это уставное указание не просто позволяет им подкрепиться рыбой, а дарит надежду вообще – как таковую.

И есть что-то особенно удивительное в том, что святые – люди наиболее самоотверженные в своей земной жизни – облегчают наши обычные житейские нужды. Иногда даже вот так, совсем прозаично – через Устав.

***

Святые – люди наиболее самоотверженные в своей земной жизни – облегчают наши обычные житейские нужды

Житие мученика Василия беспощадно пронзительно. И, думается, весьма важно для нашего времени, когда люди рассуждают, что, вот, на Святой Руси жизнь была приспособлена для цветения святости, как хорошие теплицы. А нынче они не работают – так что, мол, извините.

История. Самое начало XVII века. Город-фактория Мангазея недалеко от Обской губы привлекает множество торговцев «мягкой рухлядью» – пушниной, дающей баснословные прибыли. Сюда едут, невзирая на опасный и изнурительный путь.

Но город не только географически отдален от благоустроенных земель, он к тому же расположен в климатически тяжелом районе. Жизнь в нем не менее трудна, чем дорога сюда. Провиант и товары первой необходимости доставляются с неимоверными сложностями; их не хватает, и они дороги. Самые убийственные формы авитаминозов развиваются не столько из-за нехватки продуктов, сколько из-за нехватки солнца и тепла...

В общем, очевидно, что обживаться в таком месте надолго никто не собирается – сорвал куш и уехал в благополучные земли. Поэтому состав населения вполне определенный – купцы, охотники, стрельцы... словом, в основном – мужского пола. Женщин-аборигенок мало, а приезжих еще меньше...

А время было довольно своеобразное: Русь изживала жуткие следствия татаро-монгольского ига, в том числе в области нравственности. И если в центральных районах и на Русском Севере XV–XVI века ознаменованы расцветом благочестия, то в разных районах Сибири дело могло обстоять намного сложнее и зачастую гораздо печальней.

Слишком уж много там собиралось людей, склонных к авантюре и к трениям с законом; слишком уж много было вокруг инородцев; слишком далеко до «государева ока»; слишком легко уйти от ответа – раствориться в огромных просторах...

Все это создавало вполне определенную атмосферу, где границы греха гораздо легче стирались в сознании людей, хоть бы и называвших себя православными. Святителям Сибирским еще предстоял безмерный подвиг...

А пока в далеком заполярном городе кипела своя жизнь. «Златокипящяя» Мангазея – назвали ее современники. Кипело здесь золото, кипели, видимо, и другие страсти... В частности, в отсутствие женщин кое-кто начал посматривать на молодых приказчиков, которых жизнь гнала наниматься к купцам, дабы зарабатывать на хлеб. Зарабатывать на хлеб в те времена начинали весьма рано, поэтому среди этих «менеджеров» были даже самые младшие подростки.

Василий был из семьи бедных ярославских купцов. Нужда заставила его наняться к купцу в совсем юном возрасте, и к означенным событиям ему было, по разным спискам жития, от 14 до 19 лет. 19-летний возраст упоминается чаще, но иконописные подлинники изображают его совсем подростком – невысокого роста, худощавого сложения, почти детские черты лица...

Хозяин долго домогался его, а потом решил сломить

Хозяин долго домогался его, а потом решил сломить. Повод представился в Пасхальную ночь, когда Василий молился на службе, а воры обокрали лавку хозяина. И тот сделал воеводе донос: мол, Василий с ворами был в сговоре.

Судопроизводство тогдашнего мира было ужасающе простым: оговоренного пытали, чтобы он сознался. А если он терпел пытку, но не сознавался, то начинали пытать доносчика.

Но это – при обычном течении дел, когда власть заинтересована в выяснении правды. Однако богатый человек не стал бы затевать такое дело, не зная наперед, что местный воевода к вопросам правды-неправды равнодушен. А в этом случае надежды на справедливость у оговорённого, видно, особой не было...

Василий терпел пытки и повторял, что не виноват. Ну, как «терпел» – и кричал, наверное, и плакал, и умолял... вот только согласия на грех не обнаруживал. Надежда купца (который тут же присутствовал), что мальчик покорится от страха смерти и страданий, не оправдалась. Тогда он взбеленился и ударил паренька связкой ключей от амбарных замков. Тяжеленных таких ключей.

Попал в висок.

Убил.

Может быть, воевода и купец раскаялись, терзались совестью, жалели, что загубили почти детскую жизнь? В житии святого Василия о том ничего не сказано. Известно только, что злодеям и заминать дело не пришлось. Вот, жалуемся мы на какие-то беззакония, имеющие место быть в наше время, в нашей жизни... А здесь – пусть и далекая окраина, но православного государства! – запытали чистого, кроткого, благочестивого мальчика, сунули тело в гроб и бросили в болото. Как говорится, «а был ли мальчик?..»

И где они, эти теплицы прошлых веков, предназначенные для комфортного стяжания святости?..

***

Откипели в Мангазее страсти, изменились политические и экономические обстоятельства, сгинули нечестивый купец и беззаконный воевода...

Он спасал заблудившихся, ослабевших от голода, обмороженных, утопающих, искалеченных зверями, больных

А святой Василий был прославлен от Бога так, что в этих краях его иначе как Чудотворцем и не называли. Через полвека после убиения, когда город почти совсем запустел, гроб мальчика вышел из болота – тело было нетленно, кожа хранила следы пыток, рубашка – следы крови. Мощи перенесли в соседний Туруханск, а мученик начал являться и помогать людям, оказавшимся на краю гибели в этом суровом крае.

Инородцы – упрямые и недоверчивые – тысячами принимали Крещение от чудес, творимых святым отроком. Он спасал заблудившихся, ослабевших от голода, обмороженных, утопающих, искалеченных зверями, больных...

Ибо сказано: «Да уразумеют все, яко сильнее всего есть благочестие; и никогда не превозможет злоба премудрости».

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Скитского жития начальник» «Скитского жития начальник»
Преподобный Нил Сорский и его поучения
«Скитского жития начальник» «Скитского жития начальник»
Преподобный Нил Сорский и его поучения
Побежденный духом гордости сам для себя и бес, и враг и в себе самом носит готовую для себя погибель.
Детская молитва. Об одном чуде святителя Феодосия Черниговского Детская молитва. Об одном чуде святителя Феодосия Черниговского
Александр Ужанков
Детская молитва. Об одном чуде святителя Феодосия Черниговского Детская молитва
Об одном чуде святителя Феодосия Черниговского
Александр Ужанков
В последнее воскресенье в истории Троице-Ильинского женского монастыря Господь явил чудо исцеления отрока у мощей святителя Феодосия Черниговского.
Житие прп. Иринарха Ростовского Житие прп. Иринарха Ростовского
Свт. Димитрий Ростовский
Житие прп. Иринарха Ростовского Житие преподобного отца нашего Иринарха, затворника Ростовского Борисоглебского монастыря, что на устье
Святитель Димитрий Ростовский
Преподобный Иринарх родился в Ростовской области, в селе Кондакове. Родители его были крестьяне, отец по имени Акиндин, мать по имени Ирина.
Комментарии
инокиня Наталья -- Юлии17 апреля 2020, 08:30
Прочтите предыдущих 2-3 комментария - этот вопрос уже задавали, и я ответила.
инокиня Наталья -- Юлии14 апреля 2020, 09:02
Прочтите комментарий чуть ниже своего. И это не была "нетрадиционная ориентация", это была развращенность, которой человек просто не мог дать выхода обычным путем.
Юлия13 апреля 2020, 11:04
Была статья на этом же сайте, Там про нетрадиционную ориентацию ничего не говорилось. Откуда материалы для статьи, если не секрет?
Наталья -- инокине Наталье11 апреля 2020, 13:28
Ясно, спасибо большое за объяснение. В основном просто читаю жития святых, буду теперь и тропари с кондаками, если возникнет недоумение, это очень хороший способ вы мне подсказали.
инокиня Наталья -- Наталье 6 апреля 2020, 10:05
Вопрос того, почему со временем в житии сгладили острые углы - вопрос специального исследования. Возможно, простым людям уже и знать было ни к чему, что существуют такие грехи - в целом по Руси они были изжиты после татаро-монгольского ига. А возможно, сработали те механизмы, которые подробно описаны в материале: "О святом Себастьяне, старице Херувиме и Т-34". Но не только ранние списки жития говорят нам, что мученик пострадал за целомудрие, - это же утверждение содержится и в богослужебных текстах. Не то чтобы где-то как-то невнятно, нет - во многих текстах, в том числе главных - в двух из трех тропарей, в кондаке...
Наталья 6 апреля 2020, 00:35
Я читала житие на этом же сайте, и там было сказано, что купец из-за сребролюбия так взбеленился. Что он несколько раз пытался вызвать юношу со службы, но тот не шёл, и купец решил, что он причастен к краже. Никакого "голубого следа" там не было. Почему такое расхождение?
Валентин-83 4 апреля 2020, 14:34
Мать Наталья низкий поклон вам и тому месту где вы спасаетесь, да оградит Господь это место святыми ангелами, молитвами Богородицы и св. мч. Василия от всякого зла. Спасибо за знакомство с житием мч. Василия Мангазейского. Пример для всех христиан нынешних, когда от умножения беззакония вокруг ослабевает любовь. Моли Бога о нас, святой мученик Василий.
Тамара 4 апреля 2020, 14:12
Ещё один наш святой и наш защитник перед Богом. Хорошее изложение жития святого Василия Мангазейского. Святой Василий, моли Бога о нас грешных.
Татиана 4 апреля 2020, 10:29
В храме Рождества Христова в Нижневартовске имя святого отрока Василия Мангазейского вспоминается на всех службах вместе с именем св.пр.Симеона Верхотурского. Но житие его прочитала только сейчас. Можно сказать: "О, времена, о, нравы!" - А можно подумать о том, что ни времена, ни нравы, по большому счёту, не изменились с тех пор... Господи, как ты нас терпишь? Прости и помилуй!
Алла 3 апреля 2020, 22:00
Спаси Господи, вас, инокиня Наталья! Статья получилась богодухновенная. Пронзительные строки тронули душу... Мученик Василий, моли Бога о нас.
Марина 3 апреля 2020, 21:02
Спасибо большое за Ваши статьи! Пожалуйста, продолжайте! Это так важно - увидеть жизнь святого человека за короткими строками жития.
Василий 3 апреля 2020, 15:42
Спасибо большое! Очень теплый рассказ.
инокиня Наталья -- Роману 3 апреля 2020, 15:01
Это из паримии, составленной из стихов Премудрости Соломоновой - славянский текст. Может употребляться в службах мучеников, пророков, святителей, преподобных... Навскидку не скажу, в каких именно, но текст на слуху - нередко употребляется в богослужении.
Юлия 3 апреля 2020, 13:57
Спасибо! Рассказ замечательный. Очень познавательно. Буду ждать ваших следующих статей.
Наталья 3 апреля 2020, 10:58
Какая хорошая статья! Какой у автора хороший слог! Спасибо от души за публикацию! Уже нет сил читать про вирус....
Андрей 3 апреля 2020, 09:23
Одним из самых больших соблазнов для пребывающего среди мира является непрестанное видение безнаказанного и благоденственного жития разного рода злодеев. Даже если мирянин осознаёт подлинную стоимость человеческой души и свою личную греховность со всеми вытекающими отсюда перспективами в вечности. Ведь злодеи не только озлобляют других людей, но и заявляют о своём свободном выборе между добром и злом. Если угодно, это можно представить как недоумение странника, слышащего увещевания из серии: "Вот ты сильный не позволишь разбойнику себя ограбить, а его жена и дети будут плакать от голода и холода. А то и вовсе оставишь сих несчастных сиротами, например, если защищаясь убьёшь своего убийцу".
Роман 3 апреля 2020, 05:25
"Да уразумеют все, яко сильнее всего есть благочестие; и никогда не превозможет злоба премудрости" - откуда эта цитата?
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×