27 февраля — 1 марта в городе Печеры Псковской области состоялись ставшие уже традиционными Православные образовательные Чтения, посвященные памяти преподобномученика Корнилия Псково-Печерского. Уже в пятый раз они проводятся по благословению епископа Псковского и Великолукского Евсевия Свято-Успенским Псково-Печерским мужским монастырем в сотрудничестве с Печорским Православным педагогическим обществом и Печерским районным отделом образования. В этом году на Корнилиевские чтения, посвященные теме «Православная культура и современная школа», собралось более ста пятидесяти педагогов, ученых, психологов из Москвы, Санкт-Петербурга, Челябинска, Пскова и Псковской области, города Печеры и Печерского района.
Начало работы было положено молебном преподобномученику Корнилию, совершенном в Михайло-Архангельском соборе Псково-Печерской обители наместником — архимандритом Тихоном (Секретаревым), который приветствовал участников Чтений от имени архиепископа Евсевия. Пленарные и секционные заседания проходили в Печерской городской гимназии, учителя которой являются активистами Печерского Православного педагогического общества. Ко времени проведения Чтений вышел в свет восьмой номер издаваемого этим обществом иллюстрированного журнала «Глагол». В отдельном классе — кабинете духовной культуры Печерской гимназии, — вниманию гостей была представлена современная история монастыря в фотографиях, созданных известными московскими фотохудожниками — священником Иоанном Сиротой, Виктором Корнюшиным, а также насельником монастыря иеромонахом Августином (Заярным).
В ходе первого пленарного заседания прозвучало сообщение архимандрита Тихона (Секретарева) о предстоящей 1 апреля 2003 года канонизации насельника Псково-Печерской обители иеросхимонаха Симеона (Желнина). Шестьдесят четыре года подвизался он в монастыре, более тридцати лет нес послушание духовника братии и паломников. Господь наградил своего избранника долголетием — старец Симеон почил о Господе 18 января 1960 года на 92 году жизни. Его имя окружено благоговейным почитанием, в монастыре хранится немало свидетельств о благодатной помощи, полученной его духовными чадами по молитвам подвижника. Как подчеркнул архимандрит Тихон, многое духовно роднит старца Симеона с Серафимом Саровским, которого он очень чтил, именно поэтому, несомненно, промыслительно, что его прославление совершается в год столетия канонизации преподобного Серафима. «По образу и подобию» - так был озаглавлен доклад духовника Псково-Печерского монастыря архимандрита Тавриона, затронувшего многие аспекты христианской антропологии. Главный вывод, сделанный отцом Таврионом: целью человеческой жизни является достижение Богоподобия, из этого и должны исходить педагоги в своей работе.
Проблемам духовного обновления школы посвятила свое выступление директор Печерской гимназии О.М. Тумановская. Своей главной задачей учителя Печорских школ считают воспитание ребенка, как свободной мыслящей личности, поскольку, по мнению Тумановской: «Бога может постичь только личность». «Цель российской школы, — подчеркнула она, — не только вооружить ребенка знаниями, но и научить пользоваться ими в интересах правды и добра». Этому во многом препятствует деятельность СМИ, которые, по ее признанию «сделали очень многое для внедрения ложного идеала свободы в сознание наших детей». Приоритетным направлением воспитательной работы в школе, отметила директор Печерской гимназии, должно стать приобщение к традиционным для России православным ценностям не только самих детей, но и их семей.
Особенностям духовно-нравственного развития современного ребенка посвятила свое выступление доктор психологических наук, професор Московского городского психолого-педагогического университета В.В.Абраменкова. Она, в частности, обратила внимание на негативные последствия, которые наносят формированию личности ребенка новые игрушки: трансформеры, «черепашки-ниндзя», «телепузики», покемоны, популярность которых является следствием воздействия на детскую психику телевизионной суб-культуры. Восприятие как игрушек этих уродливых человекообразных существ, происхождение которых имеет отчетливо демоническую подоплеку, — подчеркнула специалист-психолог, — разрушает в душе ребенка этические и нравственные ориентиры.
Доктор философских наук, профессор Московского Государственного медицинского университета И.В. Силуянова обнародовала данные статистического опроса, проведенного среди студентов МГМУ. 70,7% будущих медиков заявили, что считают себя православными, при этом у 45,3% студентов религия занимает значительное место в жизни. Вместе с тем, 40% опрошенных поддерживают аборты, более 60% одобряют эвтаназию и новые методы фетальной терапии, основанной на использовании плаценты. В противоречивой позиции молодежи, по мнению Ирины Силуяновой, виновата интеллектуальная среда, в которой выросло новое поколение жителей России, а также либеральная идеология, навязываемая ему средствами массовой информации. Во многом вина за это лежит на атеистические штампах, которыми наполнены школьные и вузовские учебники. Одним из самых опасных штампов является утверждение о равенстве всех религий. Как отметила Ирина Васильевна, естественное равенство их представителей перед законом искусно подменяется идеей равноправия всех конфессий в России с ее 1000-летней христианской историей, причем эта позиция находит поддержку на уровне законодательной власти. Вопиющим примером ложного понимания конфессионального равноправия является возведение мечетей в древних русских городах, население которых веками исповедывало Православие. Силуянова, в частности, призвала участников Корнилиевских чтений выразить поддержку властям Сергиева Посада, выступающим категорически против попыток строительства мечети в их городе.
Пленарное заседание первого дня работы Чтений завершилось выступлением президента Межрегиональной общественной организации «Родители, педагоги и ученые за нравственную традиционную Российскую школу» Ф.Н. Савельевой. По ее мнению, центром воспитательной системы школы должно стать формирование в душах и сердцах детей христианского нравственного идеала.
В рамках Чтений в Печерской гимназии прошло несколько открытых уроков. Значительный интерес педагогов и методистов вызвало факультативное занятие по «Основам духовной русской культуры», которое проводил в 10 «А» катехизатор Псково-Печерского монастыря иеромонах Августин. «Евангельские образы в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» — так была обозначена тема этого урока, но перечень проблем, обсуждавшихся на нем старшеклассниками, оказался гораздо шире, затронув такие основополагающие понятия, как совесть, любовь, христианское самопожертвование.
Факультативные занятия по «Основам духовной русской культуры» проходят в Печерской гимназии уже несколько лет. Сначала читаются вводные лекции, где школьники узнают о том, что такое храм, икона, как молиться, как ставить свечи. Несколько уроков посвящены античности, мифологии и культуре Древнего мира, а затем переходят к изучению истории Церкви, начиная с первых веков христианства. Непосредственно работа над текстами для школьников начинается со «Слова о Законе и Благодати» митрополита Киевского Иллариона, а заканчивается «Мастером и Маргаритой» М. Булгакова.
В ходе Корнилиевских чтений в Печерской гимназии действовали областные целевые курсы «Воспитание на традициях Православия в современной школе». Состоялись заседания секций: естественнонаучной, историко-филологической, православной педагогики и дошкольного воспитания, а также тематической секции «Пушкин и православие». Участники историко-филологической секции поддержали позицию московского гостя — профессора Института Русского языка им.А.С.Пушкина В.И. Аннушкина, который высказался в пользу принятия Закона о языке. Речь, — по его мнению, — это инструмент управления обществом и общественными процессами, а сегодняшнее состояние речевой культуры — катастрофично. Владимир Аннушкин также напомнил, что учащиеся дореволюционной школы специально осваивали речевой этикет, правила публичных приветствий, выступлений и переписки, владение этими навыками являлось отличительной чертой образованного человека. По мнению, высказанному профессором-филологом, этот подход необходимо возродить в современной школе.
Широкий резонанс вызвало выступление секретаря правления Союза писателей России С.В Перевезенцева, который подверг резкой критике концепцию преподавания истории Отечества в современной школе. По его мнению, сегодня необходимо разрабатывать православную методологию образования, в основе которой будет лежать восприятие истории, как действия Божественного Промысла. К сожалению, сегодня истории русской Церкви в курсе истории Отечества уделяется ничтожное внимание: школьникам рассказывают только о трех фактах: о Крещении Руси, расцвете монастырской культуры XIV столетия и расколе. Составленные столичными специалистами образования Методические указания преподавателям истории, содержат концепцию, согласно которой существующие цивилизации поделены на три уровня: «общемировые» — преимущественно цивилизации Запада, «незначительные» — цивилизации стран «третьего мира» и «периферийные», к которым отнесена и Россия. Эту точку зрения предлагается внедрять в умы десяти-одиннадцатиклассников. Теми же методическими указаниями предписывается изучать «мифы древних славян», хотя славянская культура создавала сказки и былины, но не знала мифов. Основным «учебным пособием», на которое призваны опираться педагоги, является т.н. Велесова книга, которая, как доказано специалистами, является не древним источником, а подделкой XVIII века. Вместе с тем, отметил Сергей Перевезенцев, эта книга сейчас является настольной для идеологов современных неоязыческих культов.
По итогам работы участники V Корнилиевских православных образовательных Чтений составили рекомендации по реформированию отечественного образования. По их мнению, главное сегодня — создать единую систему образования и воспитания, в основе которой будут лежать духовно-нравственные традиции русской культуры и отечественной педагогики, а реализация этой цели возможна только при объединении усилий государственной школы и Православной Церкви.