Православный календарьПравославный календарь
О пьянстве
Ирина Ратушинская
Человек спивается, потому что это доступный способ душевной анестезии, когда «все не так, как надо», и он сам себя очень не устраивает. Преодолеть недуг можно, а начать надо – с честности.
Битва за Сретенский. Москва за нами
Протопресвитер Владимир Диваков
Кочетковцы как иезуиты: говорят одно, а делают другое, – я и сам натерпелся.
О нравственном выборе и биохимии
Инокиня Наталья (Каверзнева)
Действие болезней может быть похоже на действие страстей. И мы не имеем права путать беду человека с его виной! Хотя бы потому, что разные случаи требуют разной реакции.
«Дедушка»
Памяти митрополита Иоанна (Снычева)
– Это митрополит Иоанн говорит, – услышала я, и владыка назвал меня по имени. Я потеряла дар речи . Как человек, не знающий, кто звонит, мог назвать меня по имени?
«Томосология» Константинопольского Патриархата. Часть 2
Павел Даровский
Терминология, отображающая межцерковные отношения, меняется: сначала КПЦ – и Сестра всем вообще Церквям, и Мать для новых автокефальных, потом она только Мать им. А в итоге – уже Мать всем Церквям без исключения.
Рыцарь Православия
Одно из последних интервью прот. Димитрия Смирнова
У нашей интеллигенции представление о христианстве, как о какой-то патоке сладкой.
«Томосология» Константинопольского Патриархата
Павел Даровский
По томосам об автокефалии прослеживается, как формировалось Фанаром новое учение о Церкви, которое вначале заполняло «бреши» в каноническом праве, потом начало вытеснять его и в результате вступило с ним в противоречие.
Дети на литургии: зачем приходить с детьми в храм каждое воскресенье?
Анна Сапрыкина
Привычки незаметно цементируют нашу жизнь, а в случае с ребенком они буквально формируют личность.

Беда двуличности

    

Апостол продает Христа, а грешница приносит самое ценное. Она подготавливает к смерти Сына Божия, а Иуда замышляет измену.

В Великую среду Церковь не только настраивает верующих на переживание крестных страданий. Она вновь преподает урок, обличающий главную страсть нашего времени — лицемерие.

В среду Страстной недели не случайно противопоставляются образы жены-грешницы и лукавого ученика. Это два полюса, показывающие отношение к вере. Иуда отражает формальный подход. Зачастую человек называет себя христианином, ходит в храм, «воспитывает» окружающих. Только душа его давно очерствела, стала невосприимчива к слову Евангелия. Остались лишь внешние проявления веры. Христианство же тем и отличается, что это религия действия, проявления своей воли и, как говорит преподобный Паисий Святогорец, религия сладкого мученичества ради любви к Богу. Церковь напоминает нам об апостольском предостережении: «Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте» (2 Кор. 13:15).

Принесшая миро женщина, напротив, является для нас образцом истинного исповедания. Она настолько возлюбила Христа, что перестала обращать внимание на оценки окружающих, укоризненные взгляды. Ее поведение противоречило общественным правилам. Даже ученики Христа осудили ее поступок. Среди них был и Иуда. Именно он ее укорил за использование дорогостоящего мира для подмазывания ног Христа (Ин. 12:4–8). Но Господь увидел истинную цель ее действий — стремление проявить любовь.

Случается, что постоянные прихожане храма бросают недовольные взгляды на вновь пришедших. «Не так оделся, не туда встал!» — это недовольство может быть внутренним, не выражаться в словах. Но уверен ли осуждающий в те минуты, что он не уподобляется предателю Господа? Человека задевает искренность веры других людей, потому что она напоминает ему о собственном сердечном бесчувствии.

Лишь внешнее благочестие проявлялось в поведении Иуды. В сущности же за парчовой завесой скрывалась греховная привязанность к земным благам. Иуда слушал Евангельское слово, но имел мирское сознание. Он шел за Христом, но не следовал его заповедям. Желая «пожить для себя», лукавый ученик оставил для страсти сребролюбия уголок в своем сердце, но обманулся. Грех завладел всем его существом. Отказываясь от вечного добра и стремясь скопить добро земное, Иуда приготовил смерть своей душе.

Читая Священное Писание, человек задумывается, почему Господь так легко оправдывает грешников и судит живущих по закону фарисеев? Никакой грех так не обличается Спасителем как двуличность. Она противопоставляется духовной жизни, потому что ограничивает веру внешними проявлениями, не давая задуматься о ее сути.

Очень часто в Библии и святоотеческой литературе мы встречаем примеры сурового наказания праведника за единственное прегрешение. Так, за отступничеством Севастийского мученика, вышедшего из воды, последовала смерть. Собственным поступком он сделал выбор между Богом и земными благами и тут же умер духовно и телесно. За нарушение заповедей наказал себя народ иудейский, выведенный из египетского плена пророком Моисеем. Согрешившие так и не вошли в Землю обетованную, а сорок лет странствовали. Пророк Давид за свое грехопадение терпел нападки сына. Бог говорит, что праведный не сможет при совершении греха оправдаться своими подвигами. Грешник, напротив, не будет осужден, если покается и исправит собственную жизнь (см. Иез. 33:18).

В Евангелии поведение женщины, пришедшей с миром, объясняется притчей о двух должниках. Спаситель заключает ее словами: «Прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много» (Лк. 7:47). Господь учит нас не судить других людей. Часто, обращаясь от падения, грешивший человек загорается любовью к Спасителю и кардинально меняет свою жизнь. В итоге он достигает такого духовного уровня, который для нас недосягаем.

Господь учит нас не оставлять свой крест. Лживыми являются мысли разрешить себе послабление — на время отступить, а потом вернуться к прежнему подвигу. Обратного пути нет! Иоанн Златоуст обращал внимание, что грех — это результат того, что человек ни во что не ставит Христа. Одним поступком верующий обнуляет все совершенные ранее подвиги. Такое отступничество выявляет неудовлетворенность жизнью по заповедям и приверженность материальным благам. Это отсутствие любви к Богу, без которой все дела бессмысленны (см. 1 Кор. 13:1).

Подтверждающий эту мысль случай приводится в книге архимандрита Ефрема Святогорца «Отеческие советы». Добродетельный послушник, всегда исполнявший слова старца, однажды решил нарушить его благословение и через время смертельно заболел. Перед отходом в другой мир он кричал, что проиграл собственное спасение.

Падение верующего подобно срыву поборовшего алкогольную зависимость человека. Уступив однажды страсти, он вряд ли еще раз сможет от нее избавиться. Так пал и Иуда. Пока он находился со Христом, слушал его слово, греховная привязанность находилась в стороне. Желая поддаться страсти, обещающей внешнее благополучие, он отказался от Христа и умер навечно.

Заканчивается Великий пост, но мы должны помнить, что с его завершением наше следование за Христом не оканчивается, подвиг на этом не завершился. Мы, очищенные покаянием, обновленные добрыми делами, готовимся встретить Светлое Христово Воскресение. Но и после пасхальной ночи мы должны продолжать идти спасительным путем, продолжать борьбу со всем злом и неправдой, которые имеются в нашем сердце. Великопостное время стало для нас толчком в духовной жизни. Так продолжим этот путь, чтобы обрести спасение.

Рейтинг: 9.9 Голосов: 117 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×