Чахохбили для мамы

Записки православного журналиста на карантине. Часть 2

Часть 1: Слезы благодарности

Опустеют ли храмы?

На днях позвонил знакомый батюшка-настоятель, поговорили за жизнь, он посетовал: если храмы и дальше будут стоять закрытыми для прихожан, то, когда наконец их откроют, в них почти никто не вернется. Я понимаю, как горько и больно ему служить в пустом храме, где совсем недавно было много народа и звучал детский смех. А потом задумался о его опасениях. Вот что для меня храм? И ответ меня совсем не обрадовал. Как-то незаметно, потихоньку я ко всему храмовому благолепию привык, пообтесался. И из Дома Божия, куда входил с замиранием сердца, храм стал просто красивым уютным местом, где я, говоря современным языком, «удовлетворяю» свои религиозные потребности, куда ходят мои знакомые, с которыми мне приятно увидеться. Мне нужно исповедаться и причаститься – я бегу в храм со всех ног. А не нужно – у меня дела. То есть по воскресеньям и праздникам я чаще там, но, как говорил один циничный знакомый, «без фанатизма», потому что так надо. Умом понимаешь, что Богу этих походов с переминанием с ноги на ногу и подглядыванием на часы точно не надо, а мне… у меня привычка. Я привык к храму, как к хорошему магазину, куда по выходным всей семьей ходишь за покупками, как к поездкам в деревню на природу.

Я привык к храму, как к хорошему магазину, как к поездкам в деревню на природу

Но когда я иду в магазин, сердце у меня не горит, мне просто нужно купить дочке памперсы. И на природе я не плачу, обнимая березки, – просто гуляю. А в храме нельзя быть просто так – здесь душа должна каяться и благоговеть. Потому что здесь Бог. Каждая литургия – это Небо на земле, в это время Господь ради меня воплощается на земле, страдает, терпит муки, восходит на Крест, а потом воскресает. Это не какое-то красивое театральное представление, это вечная Божественная жизнь, где Жизнь побеждает смерть. И то, что Господь позволяет мне в этой жизни участвовать, – великая ко мне милость Божья.

Когда я в храме, то становлюсь соучастником этой Вечной жизни, даже когда переминаюсь с ноги на ногу и поглядываю на часы. Некоторые тоже вот так поглядывали, «удовлетворяя свои религиозные потребности» и ожидая чудес. А потом кричали: «Распни Его, распни!» И смеялись, плюясь, приговаривая: «Если Ты Сын Божий, то сойди с Креста!» Вроде бы где они и где ты? На самом деле очень недалеко. Особенно когда храмы закрыты, и вместо вечерней молитвы очень легко выбрать новый веселый сериал.

О Вознесении

В праздник Вознесения Господня подумал, что он значит для нашей жизни? Святитель Николай Сербский писал: «Вознесся на небо Тот, Который вмещал небо в Себе». Вознесся на Небо не только как Бог, но и как человек, телесно, чувственно, в человеческом теле, родственным нам по естеству. Господь вознесся и воссел на Престол Своей Славы рядом с Небесным Отцом. И мы, усыновленные жертвенной, святой любовью Христовой, просвещенные Духом Святым, теперь чаем оказаться рядом с Ним на Небесах. Святитель Николай Сербский пишет об этом:

«Тот, кто носил в себе ад, в ад и попадет, но тот, кто носил в душе своей небо, на небо вознесется. И действительно, никто не сможет вознестись на небеса, кроме тех, в ком есть небо; и никто не попадет в ад, кроме тех, в ком есть ад».

Мы, православные, надеемся увидеть Небо своими собственными телесными глазами, но уже здесь, на земле, можем пережить Вознесение Господне в нашем сердце.

Уже здесь, на земле, можем пережить Вознесение Господне в нашем сердце

Мы переживаем его каждый раз, когда ради других забываем себя и просто так кому-то помогаем. Когда нам неудобно, а мы жертвуем своим временем, делаем что-то ради других. Мы переживаем Вознесение, когда можем простить обиду или несправедливость на наш счет. Когда хотим осудить – и не осуждаем. Когда плохо – а мы не жалуемся. Когда можем сделать что-то плохое, какой-то явный и приятный грех, но из любви к Богу его не делаем. Когда есть повод погордиться, а мы тихонько молчим.

Мы переживаем Вознесение, когда Христа ради забываем о своем великом, затмевающем солнце «Я» и становимся самыми обычными людьми, каких кругом – миллион. И тогда наша душа, как ангел, воспаряет над землей и вкушает от радостей Небесных.

И грянул гром

Недавно зашел во фруктовый магазин, куда постоянно хожу, там продавщица со своим взрослым женатым сыном на повышенных тонах разговаривает: «Как ты посмел жену обидеть, она же сирота?! С тебя Господь за сироту спросит, мало не покажется, и я тоже наподдам, хотя и мать!» Такой вот неожиданный разговор, случайным свидетелем которого я стал. Простая женщина, которая, может, и в Церковь не ходит, уверена, что сироту обижать нельзя, потому что Бог за сироту обязательно спросит. И если ее расспросить, окажется, что точно так же эта простая улыбчивая женщина думает о несправедливости в отношении стариков и детей. В том смысле, что если их обидеть, обязательно последует воздаяние. Даже если все шито-крыто будет и вроде бы никто не узнает, все равно отвечать придется. Потому что над всеми нашими земными судами и законами есть Суд Божий. Это любая бабушка во дворе подтвердит. Не потому, что темная и необразованная, а потому что за свою долгую жизнь убедилась, сердцем знает, что по-другому быть просто не может.

Когда весь мир оказался на карантине, некоторые стали вдруг задумываться не только о средствах индивидуальной защиты и тающих зарплатах, а о вещах, которые раньше мало кого интересовали. О том, как воспитываем детей, и вообще, воспитываем ли – или растлеваем, со всеми новомодными программами сексуального просвещения и так далее. О стариках, голос которых все тише, а помощи им все меньше. О настоящей культуре, которая оказалась в каком-то гетто, а то, что за нее выдают, заставляет краснеть и плеваться. О Церкви, место для которой определили между ночным клубом и пивной. О загаженной и выжатой как лимон природе. И вообще, о том, зачем мы, такие красивые, живем на свете?

Пандемия обнажила все противоречия, все слабые места, все болевые точки нашей жизни

Раньше всех все устраивало, и вопросов таких не задавали. А сейчас карантин заставил остановиться и внимательно посмотреть на себя. И это уже хорошо. Значит, есть шанс попытаться честно на них ответить. Главное – не обманывать себя, что все как-то само собой рассосется, и можно будет как раньше. Как раньше уже не будет. Пандемия обнажила все противоречия, все слабые места, все болевые точки нашей жизни: и в политике, и в экономике, и в обществе, и в церковной жизни тоже. Это может стать поводом начать все исправлять, начиная с себя. Или поводом стать героями известной народной поговорки: «Горбатого только могила исправит». Не хотелось, чтобы про нас.

Помогайте своей Церкви

Некоторые недоумевают, почему священникам и работникам храма, как всем остальным гражданам, нужно платить зарплату, а самим храмам – платить налоги, а также за воду и свет. Но тем, кто постоянно ходит в храм и хотя бы немного интересуется жизнью своего прихода, хорошо известно, какое сейчас там бедственное положение. Поэтому помогайте своим священникам, помогайте своим храмам! Сейчас им труднее всего. То, что священники делают сейчас, – подвиг не меньший, чем подвиг врачей: они так же спасают жизни, подвергаясь опасности, так же без отдыха и выходных заботятся обо всех нас, служат, молятся. И так же умирают, выполняя свой долг.

Если вам нужна духовная помощь, Исповедь, Причастие, вы звоните в храм, и священник к вам приезжает. Чаще всего у него большая семья и много детей, которых он тоже хотел бы видеть взрослыми, ему тоже, как и нам, хочется жить, ему есть что терять, но он приедет и сделает все, что должен, чтобы в вашей душе воцарился мир. В отличие от государственных служащих и врачей, социальных работников, ему никто не заплатит за вредность и сверхурочные. За ним не стоит государство, его благосостояние целиком зависит от пожертвований прихожан, а в ситуации, когда из-за коронавируса храмы оказались закрытыми, пожертвований совсем не стало.

Сейчас Церковь предстала нуждающейся, в ветхом рубище и с протянутой рукой

Не слушайте истории про поголовно зажравшихся попов на «Мерседесах» – это полная чушь! Я лично знаю множество батюшек, у многих бывал дома – большинство из них живут более чем скромно, если не сказать – бедно. Им и раньше приходилось несладко, а сейчас буквально не на что стало кормить детей. Поэтому помогайте как можете, заказывайте требы, подавайте сорокоусты и записки. Можно просто спросить у настоятеля: чем я могу помочь? Можно принести в храм свои соленья, варенья и разные заготовки, картошку, муку – это все потом распределяется среди священников и работников храма, певчих и алтарников. И Бог за вашу лепту воздаст стократно.

Мы привыкли видеть Церковь в торжественных, праздничных золотых одеждах: золотые купола, золото икон, золото в облачении священника. Это не любовь к роскоши, как думают некоторые, – это напоминание о победе Христа над смертью, о рае, о мире горнем, о Небесной торжествующей Церкви, где нет ни воздыхания, ни плача. А сейчас Церковь предстала нуждающейся, в ветхом рубище и с протянутой рукой. Те, кто привык в Церкви только брать, пожмет плечами и пойдет в другую сторону, а кто-то вообще будет злорадствовать и улюлюкать: смотрите, им плохо, ха-ха! Для лукавого сердца чужая беда – радость.

Но не смутится сердце верных, когда мать их в нужде! Они не станут ничего говорить, а просто возьмут ее под руку и помогут, потому что с ними Бог.

Чахохбили для мамы

Вечером готовил чахохбили. Чаще его готовят из курицы, но можно из любого мяса, главное – мяса и зелени не жалеть, тогда будет сочно и вкусно. На рынке появились первые мясистые азербайджанские темно-красные сладкие помидоры, с ними готовить вкуснее всего, если вы, конечно, не в Грузии живете, а где-нибудь на Урале, как мы. Хорошо еще с астраханскими помидорами, они тоже сладкие, но время их еще не пришло. Там же, на рынке, купить молодой чеснок, красный лук, свежий базилик и кинзу. Чахохбили хорошо кушать за ужином, когда вечером все собираются за столом после рабочего дня. Это хорошая христианская традиция – всей семьей собираться вместе за столом. И не только по праздникам, но и в обычные будние дни. Сейчас редко где так бывает – все заняты своими делами, и каждый ест, когда хочет, но в верующих семьях, где мне доводилось бывать, это еще осталось. Там все вместе садятся на стол, вместе отдыхают, вместе молятся, вместе в Церковь ходят. В такой атмосфере вера быстро становится для детей чем-то естественным и понятным, где все вместе, все друг за друга – и со всеми Христос.

Наша мама неделю гостила у сестры, должна была вернуться на следующий день, так что я отложил ей чахохбили в чашку и поставил в холодильник. Утром, собираясь на работу, отец пошел готовить завтрак, открывает холодильник: «Матери?» – «Матери!» Стал сосиски варить. Днем брат приехал на обед, пожарил себе яичницу с колбасой. Невестка вернулась с работы голодная, пельмени сварила. Вечером приехала мама, пошла на кухню, позвала меня ужинать, чтобы за столом спокойно рассказать, как тетя живет, расспросить, как у нас дела, что без нее случилось, не погубили ли ее посадки на огороде, никто не отравился, не заболел... Прихожу на кухню – меня ждет разогретое блюдо с чахохбили. Я говорю: «Мама, ты что? Это же для тебя!» Она руками машет: «Спасибо, сынок, за заботу! Я творожок свежий и бутерброд с сыром покушала, а мясо тебе оставила! Ты же устал за день! Кушай, сил набирайся!» Так и живем…

Денис Ахалашвили

10 июня 2020 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Слезы благодарности Слезы благодарности
Денис Ахалашвили
Слезы благодарности Слезы благодарности
Записки православного журналиста на карантине
Денис Ахалашвили
Лаваш так благоухает! Вроде бы просто хлеб купил… А на сердце радость. Да, зараза никуда не делась, но солнце встает, люди с утра напекли свежего хлеба, желают тебе хорошего дня, чтобы он был с Богом.
Старец Павел (Груздев) — о карантине Старец Павел (Груздев) — о карантине
Митрополит Тихон (Шевкунов)
Старец Павел (Груздев) — о карантине Старец Павел (Груздев) — о карантине
Митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов)
«Оказывается, ящур — болезнь очень серьезная, и лучше не служить некоторое время, чем подвергать людей опасности» (1966 г.).
#Сидимдома, или Искушение карантином #Сидимдома, или Искушение карантином
Священник Димитрий Выдумкин
#Сидимдома, или Искушение карантином #Сидимдома,
или Искушение карантином

Священник Димитрий Выдумкин
Сегодня все «эсхатологи», забывая при этом, что главное в науке о последних временах всегда было и остается не учение о пришествии антихриста, а исполненное надежды учение о Пришествии Христа!
Комментарии
ЛЮБОВЬ15 июня 2020, 08:35
Спасибо!! Спасибо за горение сердца в отношении Церкви и ее верных служителей..Спасибо за пример семейной жизни и особого отношения к Матери..Храни Вас Господь..и всех благ!!
Наталья12 июня 2020, 05:39
Уважаемый Денис, спаси Вас Господь за добрый и теплый рассказ! Не так страшно заразиться самой, как страшно заразить других - родных и близких, тех, кто находится в группе риска...Хотелось бы добавить, что очень важно как человек жертвует - пусть немного, но от всей души и от всего сердца - только тогда это будет во благо и для церкви и для души. Очень аппетитно смотрится чохохбили на фотографии в начале статьи - попробую найти рецепт и приготовить на выходные! С праздником Святой Пятидесятницы!
р. Б. Алла 11 июня 2020, 11:46
Для меня храм-это радость встречи с Богом, молитва, Причастие. Это мой дом! Где вижу моих дорогих"девченок", которым уже всем за 70 лет! Мы все знаем, что разговоры внутри храма не должны быть, но, выйдя из него, обязательно интересуемся как здоровье, как дети, внуки. Господь сподобил, даже при закрытых храмах, приходить и молиться на улице во дворе храма, порой батюшка выходил с Дарами и Причащал. Слава Богу за всё! Насчёт помощи храму, с каждой пенсии откладываю десятую часть и трачу на покупку в храме свечей, масла лампадного, записки, просфоры, на пожертвование(правда, небольшую сумму). Когда Причащаюсь, обязательно приношу на канунный стол что-то. Как-то так. Храмы уже с прихожанами!!!!
Катерина 11 июня 2020, 10:58
Дорогой автор, славные у Вас рассказы. Добрые, трогательные. Спасибо Вам и редакции за эту публикацию. По поводу храмов - "Отвеща убо Ему Симон Петр: Господи, к кому идем; глаголы живота вечнаго имаши, и мы веровахом и познахом, яко Ты еси Христос, Сын Бога живаго". Конечно, вернутся овечки в Божии Дома.
Марина11 июня 2020, 09:21
Не думаю, что в открывшиеся снова храмы почти никто не вернется. Может быть, по-первости да, прихожан и будет меньше, чем обычно. Но со временем снова придут. Зачем-то они когда-то пришли впервые сюда, а потом остались. А будут и те, кто как раз благодаря сегодняшним событиям придет в храм впервые. В конце-концов, это же Господь нас поставил в эти обстоятельства. Он и образует все.
Алла11 июня 2020, 01:15
Я считаю так: у иностранцев есть такое понятие coming back home... это скорее ощущение - вернуться домой.... вот, пребывание в храме, это как вернуться домой. У меня дети спрашивают - мама, сколько длится служба, я им отвечаю: не могу ответить, для меня прибывание в церкви что 5 минут, что час, что 2 проистекают одинаково - я не чувствую времени здесь...
Александр11 июня 2020, 01:08
Так просто и тепло обо всём... Спасибо!
Ксения11 июня 2020, 00:25
Как хорошо стало на душе! Спаси Господь Денис! Спасибо за правду!
Наталья10 июня 2020, 08:11
Спаси Господи вас, Денис, и ваших близких.
Natalie10 июня 2020, 06:50
ЗдОрово! Очень понравилась любовь, доброта и забота друг о друге в Вашем доме! Вспоминаю похожие эпизоды и среди моих родных! Слава Богу!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×