О десятине

Как бы мы ни жаловались и не ворчали по этому поводу, мы знаем, что уплата налогов – часть наших обязанностей как граждан страны. Точно так же – и нам следовало бы это знать – мы как прихожане обязаны вносить вклад в финансовую поддержку нашего прихода. Однако по ограниченным и скудным бюджетам, которыми приходится довольствоваться столь многим нашим приходам, очевидно, что эта область нашей христианской жизни, к сожалению, остается без внимания. Почему так происходит? И что можно сделать, чтобы это исправить?

Священникам неловко говорить на эту тему: они не хотят показаться жадными до грязной наживы; деньги, как правило, являются деликатным вопросом; людям надоедают и даже досаждают частые просьбы, а священники не хотят кого-то обидеть, предполагая, что кто-то жертвует недостаточно, или создать впечатление, что Таинства имеют ценник. Прихожане же часто не знают, что от них ожидается в этом отношении: есть символические членские взносы, но нет никаких «правил» относительно пожертвований, как, например, в случае с постами. Поскольку такие пожертвования – дело абсолютно добровольное, мы, как правило, жертвуем от «избытка», покрыв прежде наши «реальные» расходы: питание, коммунальные платежи, медицинское страхование и т.д. Очень легко полагать, что другие прихожане в состоянии пожертвовать больше, чем мы, и что, как только мы достигнем финансовой безопасности, мы тоже будем отдавать приходу больше. Те из нас, кто вырос в Церкви, могут думать: приход «всегда» был; его счета «всегда» как-то оплачивались; то, что соберут на блюдо для пожертвований, дополнится выручкой с ежегодной благотворительной ярмарки, а если нужно что-то особенное – скажем, новые облачения, – об этом будет объявлено в приходе. У других может быть возвышенное представление о приходе как о месте, где «отложение всякого житейского попечения» касается также и финансовых забот. Многие из нас жертвуют в порыве вдохновения, и мы можем жертвовать очень щедро на то дело, которое, по нашему мнению, особенно этого заслуживает, но этим не выполняется наш долг перед нашим приходом, который редко становится получателем таких вдохновенных пожертвований.

Эти различные взгляды и отсутствие единой практики в значительной степени объясняют плачевное финансовое положение, в котором сегодня находятся столь многие наши приходы. Только самые крупные приходы Русской Православной Церкви Заграницей – и то не все – поддерживают свое духовенство. Люди ожидают, что их священник будет в церкви воскресенье за воскресеньем (не говоря уже о субботних вечерах и праздниках), приходя раньше всех и уходя позже всех, будет доступен по телефону для совета и в экстренных случаях, будет всегда готов при необходимости отслужить молебен или панихиду – и все это в дополнение к светской работе на полную ставку и заботе о своей семье. Как в таких условиях вообще можно ожидать, что у священнослужителей будет достаточно сил на надлежащую организацию приходской жизни или благовестническую деятельность? Многие из них уже на грани выгорания. Очевидно, что, если бы наши приходы имели надежный и достаточный доход, который мог бы обеспечить поддержку священника, они могли бы гораздо эффективнее вести как внутренние, так и внешние дела.

Поддержка своего прихода должна быть такой же общепринятой частью духовной жизни, как молитва и пост

Однако эти практические соображения не являются сутью вопроса, которая кроется прежде всего в духовной сфере. Поддержка своего прихода должна быть такой же общепринятой частью духовной жизни, как молитва и пост. Мы жертвуем не ради своего прихода – это просто следствие; мы жертвуем ради своей души. Жертвуя, мы должны руководствоваться не бюджетом прихода, а библейскими принципами.

В Ветхом Завете израильтянам было заповедано отдавать Господу десятую часть своих поступлений (см.: Лев. 27: 30–34; Числ. 18: 21–24). Это называется десятиной и в перекладе на современные реалии означает десять процентов от совокупного дохода. С наступлением Нового Завета многие ветхозаветные законы и правила устарели. Вместе с тем Сам Христос ясно дает понять, что требование уплаты десятины не было упразднено. В часто цитируемом отрывке на эту тему Он укоряет фарисеев не за уплату десятины, а за оставление важнейшего в законе: суда, милости и веры – сие надлежало делать, и того (т.е. десятины) не оставлять (см.: Мф. 23: 23). Христос пришел «не нарушить закон, но исполнить его» (Мф. 5: 17), вдохнуть жизнь в то, что превратилось в мертвый и пустой формализм. Христос осуждал не соблюдение фарисеями закона, а их отношение: их гордость, их тщеславие, их самодовольство, их презрение к тем, кто не соблюдает букву закона. Это была их мера праведности.

Но вот что говорит нам Христос: «Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Мф. 5: 20). Затем Он продолжает противопоставлять минимализм ветхозаветного закона с максимальным намерением, лежащим в основе Его новозаветной этики: «Вы слышали, что сказано древним: не убивай… А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего… подлежит суду» (Мф. 5: 21–22). Прелюбодеяние и развод переосмысливаются аналогичным образом, в то время как принцип «око за око и зуб за зуб» вытесняется более высокой заповедью подставлять другую щеку. Ведя Своих слушателей еще выше по духовной лестнице, Христос повелевает им любить своих врагов, благотворить ненавидящим… Наконец, Он говорит: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5: 48).

Таким образом, мы видим, что десятина была и остается базовым требованием нашей духовной жизни. Десятина должна быть для нас делом само собой разумеющимся. Она также не должна давать нам повода для гордости, поскольку мы просто выполняем свой долг как рабы, ничего не стоящие (ср.: Лк. 17: 10). Десятина стоит выше милостыни на пути к совершенству, на котором далеко впереди нас находятся ранние христиане, которые продавали свои дома и земли и приносили вырученные деньги к ногам апостолов для раздачи (см.: Деян. 4: 32–35), и вдова, чьи две лепты, положенные в сокровищницу, составляли все ее пропитание (см.: Мк. 12: 42–44).

Некоторые могут возразить: «Как я могу давать десятину с зарплаты, когда я и так едва справляюсь, не говоря уже о регулярных расходах и сбережениях на обучение и на пенсию…» Мать-одиночка с двумя сыновьями, едва сводящая концы с концами, выступила с аналогичными возражениями, когда один знакомый порекомендовал ей откладывать десять процентов от своей скромной зарплаты. Но она решила попробовать. Она начала с трех процентов и, обнаружив, что разница едва заметна, стала откладывать уже пять, затем семь и вскоре десять процентов. Сейчас эта женщина – финансовый консультант на Уолл-стрит.

Многие протестанты жертвуют десятину, и нет причин, по которым мы, православные, не должны следовать их примеру. Если мы боимся, что это вызовет у нас финансовые затруднения, мы можем начать с меньшей суммы, как женщина в приведенном выше примере или как человек, который только начинает поститься. Однако в конечном счете мы должны дойти до десяти процентов, что является нашим моральным долгом. Это должно стать вопросом совести, как пост или утренние и вечерние молитвы.

То, что мы жертвуем, мы жертвуем Богу – без всяких условий или эмоциональных привязок

Нас не должно беспокоить, дают ли десятину другие люди в приходе или как именно приход использует наши деньги (при условии, что нет явной коррупции). То, что мы жертвуем, мы жертвуем Богу – без всяких условий или эмоциональных привязок. И мы должны отдавать десятину охотно, памятуя о том, что все, что у нас есть, – от Бога и что наша десятина принесет пользу нашей душе, как обещал Господь, Который сказал через Своего пророка:

«Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища, и хотя в этом испытайте Меня… не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка? <…> И блаженными называть будут вас все народы…» (Мал. 3: 10–12).

Журнал «Orthodox America», август 1997 года.

9 июня 2020 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Перспективы церковной десятины в наше время Перспективы церковной десятины в наше время
Священник Алексий Кнутов, Владимир Немыченков
Перспективы церковной десятины в наше время Перспективы церковной десятины в наше время
Часть 2. Реалии нашего времени
Священник Алексий Кнутов, Владимир Немыченков
Перед православным сообществом сегодня стоит сложная задача восстановления приходской жизни как жизни общинной во всем её многообразии.
Церковная десятина в историческом контексте Церковная десятина в историческом контексте
Свящ. Алексий Кнутов, Владимир Немыченков
Церковная десятина в историческом контексте Церковная десятина в историческом контексте
Священник Алексий Кнутов, Владимир Немыченков
Не секрет, что отсутствие достаточных средств для обеспечения жизнедеятельности прихода понуждают некоторых настоятелей искать источник финансирования в торговле товарами, далекими от духовных целей...
Деньги. Тяжелая тема Деньги. Тяжелая тема
Прот. Андрей Ткачев
Деньги. Тяжелая тема Деньги. Тяжелая тема
Протоиерей Андрей Ткачев
Врагами проповеди всегда будут те, чья прибыль зависит от обычаев, противных Евангелию.
Комментарии
Ирина16 июня 2020, 13:34
Из статьи: «Нас не должно беспокоить, дают ли десятину другие люди в приходе или как именно приход использует наши деньги (при условии, что нет явной коррупции)». Так а если она есть? Или если никто вообще не знает, как эти деньги используются? Если непроверяемо? Должно беспокоить? В России 2020 года и в США середины 1997 года несколько разные реалии, это тоже надо учитывать. У нас непрозрачные централизованные сборы (не как в США), совсем иные их объемы, недоверие на этом фоне, общий курс на послушание без размышлений, неважно кому (не как в США) и общая незащищенность населения (опять же, не как в США). В этом контексте статья и сам факт её публикации совершенно по-другому читаются.
Другой Дмитрий16 июня 2020, 10:33
Галина Ник, т.е. священник должен быть пастырем и проблем не будет - люди будут сами нести по сути "десятину" и не надо будет ничего с них требовать ? Ну, если ответ такой - я его понимаю и он мне даже нравится. Кто хочет нести десятину - и сейчас несёт, кто не хочет - бесполезно заставлять. Правда, современную структуру это грохнет. По поводу "напечатанных" храмов - тоже согласен, правда непонятно что делать с уже существующими. Неужто под "хозяйственные объекты" ? На практике мы рассчитываем на деньги государства и бизнеса. https://74.ru/text/gorod/66488650/ - можно посмотреть на сумму и источник. Работы начались несколько дней назад.
Ирина16 июня 2020, 08:41
Возможно, нам в этом разговоре стоит чуть сместить фокус и говорить не том, должны ли члены Церкви помогать Церкви и содержать храмы (кто еще-то?), а о том, как именно, в какой форме члены Церкви должны помогать Церкви и содержать храмы, чтобы это не становилось чем-то уродливым и лживым. Чтобы в этом был Бог. Ни принудиловка, ни манипуляции, ни потребительство со стороны прихожан, ни потребительство в сторону прихожан, очевидно, к христианской любви отношения не имеют. Что лично меня напрягает в этом вопросе? С любой жертвой есть один очень тонкий момент: жертвовать можно только и исключительно собой и своим. Любая попытка пожертвовать другим - она иного духа. В какие бы одежды ни рядилась.
Евгения15 июня 2020, 23:35
Галине Ник. Комментарий - ненормативный документ, т.е. он не проходит процедуру принятия как закон, и за его текст отвечает(ют) автор(ы). Хотя именно в том комментарии, который Вы привели, всё в порядке, противоречий Кодексу нет:"При этом суммы, перечисленные данной категории получателей, учитываются в составе вычета, только если они направлены на конкретные цели - в частности, на уставную деятельность религиозной организации". Просто в платежном документе в поле назначение платежа надо писать:"Добровольное пожертвование на уставную деятельность. Без НДС". Кстати, Свято-Троицкая Сергиева Лавра рекомендует писать именно так. А если Вы напишете:"прошу помянуть...", Вам вычет не предоставят.
Галина Ник15 июня 2020, 23:08
Другой Дмитрий, если отвечу на поставленные Вами вопросы что изменится? Меня и таких же послушают? Слава Богу комменты публикуют. Как жила Церковь, когда РЖД не было и Газпрома, гос-во только налоги взымало? Как живут миллионы и не ропщут? Скажу еще, что надо повернуться лицом к пастве и вспомнить, что Церковь - единый организм, а не три отдельные части. Не надо "печатать" храмы, которые пустуют и не могут три гола простоять без ремонта, надо жить по средствам. Вы сами знаете ответы, хотя аргументиоованные возражения против десятины вызывают у Вас раздражение.Там где священник пастырь почти нет финансовых проблем,где работник проблем полно. Выход есть,но трудный. Это и не устраиает.
Другой Дмитрий15 июня 2020, 16:58
Галина Ник, а Вы можете сказать как по-Вашему должна финансироваться Церковь ? Десятину Вы отрицаете, хорошо. Государство будет спонсировать несколько политически важных Храмов (тип Храм вооружённых сил...). Ну Газпром, РЖД тоже что-то поддержат. Но это - единицы и за поддержку придётся перед ними прогибаться. Мелкий и средний бизнес сейчас теряет интерес. Повышать цены на требы ? У бедных детей не крестим ? Другой вариант - стать дешевле. Батюшки 5 дней на светской работе. А кто будет сторожить ? А что с содержанием Храмов ? Топить всё равно придётся иначе всё разморозится. Если я ничего не понимаю - нарисуйте мне картину перехода к "дешёвому православию" из современного состояния.
Галина Ник15 июня 2020, 12:45
Евгения, не удержалась привожу комментарий на статью налогового кодекса "налоговая база по НДФЛ может быть уменьшена налогоплательщиком на сумму пожертвований организациям, перечисленным в пп. 1 п. 1 ст. 219 НК РФ, в том числе религиозным организациям. При этом суммы, перечисленные данной категории получателей, учитываются в составе вычета, только если они направлены на конкретные цели - в частности, на уставную деятельность религиозной организации". Обратите внимание на фразу "только если".
НН15 июня 2020, 11:43
1.Вадим К, Где-то мы с Вами согласились, что сейчас в Церковь пришли воспитанные современным государством КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ ПОТРЕБИТЕЛИ. Очень избирательно выполняющие Заповеди, Предания, традиции, выработанные Церковью за всё время Её существования. По большому счету- бессознательные разрушители. 2. И. Апостольские Послания и Соборные решения тоже люди писали - необязательно выполнять то, что там нам может не понравиться? Христиане, верующие, обязаны жертвовать Богу (на устроение, благоукрашение и тд) Божиих Церквей, то есть Его дома на земле. Хотя бы кто сколько может. Десятина пусть будет для сознательных, понимающих, для Кого они приносят свою жерточку. Ни священнику, ни храму - Богу!
Вадим К. Денису15 июня 2020, 10:04
Денис, поясню еще раз, если никак не поймете: я не за то, чтобы какой-то процент или что-то в этом роде было обязательным и считаю это как раз противоречащим православному пониманию жизни. Но верующий должен ясно осознавать, что он должен содержать Церковь, вроде как свою мать, а не дядя с мошной, может быть и вовсе чужой ее интересам. И ему должно быть стыдно за то, что служащие Богу в храме считают каждую копейку и давятся за лишний рубль, потому что он редко, когда перепадет. Поверьте, я это знаю не понаслышке. Не хотите жить на "зарплату" в тысяч 10 или 12 и беспокоиться при этом, а дадут Вам ее в этом месяце или задержат до следующего?
Галина Ник15 июня 2020, 09:40
Евгения, пробовали получить налоговый вычет? Если нет -попробуйте. При этом налог у мирянина будет сколько %? Все 25? Другой Дмитрий, расскажите, наконец, о протестантах и их десятине. И почитайте, что они пишут на своих сайтах. Очень занятно. А если на круг, то получается, что церковные власти стремятся контролировать доходы мирян: с одной стороны они против цифровизации, н-р в храме картой не воспользуешься, только наличные,и почему бы это? А с другой? Действительно, очень неудобный вопрос, особенно, если вдаваться в детали. Конечно, кто-то и не станет задаваться такими вопросами, но таких прихожан все меньше. Священноначалие провоцирует мирян крепко задуматься. За сим участие прекращаю.
Денис14 июня 2020, 21:32
Вадим К. И., на Руси традиционно цезаропапизм, то есть светская власть командует церковной властью. В синодальный период даже формально патриаршество было упразднено. Что по сравнению с этой многовековой традицией малопопулярный даже в церковной среде эксперимент с десятиной?
Другой Дмитрий14 июня 2020, 18:12
Галина Ник, а как это делают протестанты ?
Евгения14 июня 2020, 18:03
Галина Ник., а государство 13-ю процентами делится. Согласно абзацу пятому подпункта 1 пункта 1 статьи 219 Налогового кодекса налогоплательщик имеет право на получение следующих социальных налоговых вычетов: 1) в сумме доходов, перечисляемых налогоплательщиком в виде пожертвований: религиозным организациям на осуществление ими уставной деятельности; Указанный в настоящем подпункте вычет предоставляется в размере фактически произведенных расходов, но не более 25 процентов суммы дохода, полученного в налоговом периоде и подлежащего налогообложению. // Т.е. если гражданин перечислит в храм 1000 рублей, то НДФЛ он заплатит на 130 рублей меньше.
Вадим К. Евгении14 июня 2020, 16:02
"Максимализм неуместен." Какой максимализм, Евгения, уточните. Если Вы высказываете сомнения в уместности того, нужно ли стараться максимально приближаться к тому, что заповедано в Писании, то тогда зачем оно нам вообще? Если мы сразу этого сделать не можем, хорошо, но не будем же отменять и считать безнадежно устаревшим то, что постановлено не человеком, а Богом - ведь так мы должны веровать? Будем хотя бы каяться в том, что не можем исполнять Его уставов, а не полагаться на одни свои разумения, как действовать нам, чтобы быть успешными в условиях современной жизни, еще при этом и лицемерно прикрываться фиговыми листками "благочестия", которое, отрекшись от Божиего, потеряло свою силу?
Вадим К. И.14 июня 2020, 15:49
"Вадим К., Вы же прекрасно поняли, что имеется в виду." Я прекрасно понял, что и Вы поняли, о чем идет речь. Реалии разбираемого вопроса остались незыблемыми: священнику, диакону, пономарю и иже с ними как и тысячи лет назад помимо молений надо еще и кушать, как и членам их семей. Храм нужно содержать, а еще семинарию и пр., что находится на балансе Церкви и вроде бы в необходимости чего у нас вопросов не возникает. Если мы сами это не хотим содержать, содержать будут другие и правила диктовать будут тоже они, пока мы тут с Вами будем обсуждать, класть ли 1000 или же только 100 рублей, если настоятель невежлив. И потом, я ясно сказал, кто не хочет, не клади - твое право...
Галина Ник14 июня 2020, 10:28
Кроме всего сказанного смущает еще один вопрос: как сторонники введения десятины намерены это реализовывать? Кто и как, на основании какой информации будет определять ее размер? Церковь намерена контролировать уровень доходов мирян? Каким образом? Запрашивать информацию в налоговой? На каком основании? Вносить изменения в налоговый кодекс? Кто позволит? Может государство "уступит" 13%? Ответ очевиден. Переложить ответственность на мирян никак не получается.
Евгения Вадиму К.14 июня 2020, 00:11
Так и не смогла найти токование Иоанна Златоуста то ли на 1Фес.5:1 "О временах же и сроках нет нужды писать к вам, братия...", то ли на 2Фес.2:1 "...не спешить колебаться умом и смущаться...". Только точно помню, что там речь о том, что некоторые из первых христиан, уверенные, что Второе пришествие при дверех, проявляли беспопечительность о земных делах. И вот этот-то максимализм святитель Иоанн порицал. / Так и в случае с нашим священством: будет вторая волна вируса, а потом еще и еще... Максимализм неуместен.
И.13 июня 2020, 12:15
Вадим К., Вы же прекрасно поняли, что имеется в виду. Постановление, данное Богом, избранный народ на определенном этапе перестал выполнять, далее пошли человеческие «модернизации». Если Божье поменяли, с чего человеческое должно остаться незыблемым? К тому же это организационный вопрос в конкретных условиях жизни народа. Священников ныне выбирают и то совсем не так, как в первых христианских общинах. Когда одно меняют, о последствиях следует задумываться. А выходит верха меняют реалии, но прихожане должны следовать тому, что было в связке с тем и давно перестало работать? И за 100 руб. в кружке надо благодарить Бога. Меньше бы роптали и укоряли, может уже тысячи не успевали бы считать.
Вадим К. Евгения13 июня 2020, 10:06
Евгения, если бы, например, Иоанн Златоуст прочитал, что спустя 800 лет напишет патриарх Антиохийский грек Феодор Вальсамон о праве клириков снимать навар с корчемниц, я думаю, он бы не смолчал. О чем все это говорит? Ясно, о чем. Мы идем той самой дорогой, какой шли иудеи, которые ясный закон Божий заменили в итоге многотомным Талмудом, по сути учащим только одному: как "законно" обходить все неудобства того закона. Я же написал: хотите нарушать положенное Богом, не жалуйтесь на последствия. Пусть это будет моим частным мнением, настаивать на обратном не стану.
Вадим К. И.13 июня 2020, 09:56
"нет левитов, которым десятина предназначалась, в ветхозаветные времена их служение прекратилось". Левитов действительно нет, но служение, которое они несли Богу, вовсе не прекратилось, если это стали делать вместо них другие. Священство осталось, как и те, кто им помогает нести службу, и если мы не хотим, чтобы они работали и Богу, и миру, торговали в храме и брали деньги за помин души и за таинства, то надо класть в кружку не 100 рублей, а побольше. Реалии ныне далеки, вопиюще далеки от того, что должно быть, и разве не следует стараться, чтобы их приблизить к канонам, чтобы придя Господь нас не разогнал как тех торговцев и несунов в храме?
Денис13 июня 2020, 06:55
Галина Ник, согласен с вами. Ныне даже экономически США начинают уступать КНР, которая уже первая экономика мира по паритету покупательной способности. Раз уж редактором Православие.Ru так интересен зарубежный опыт финансового аспекта деятельности Церкви, то зачем только на Запад ссылаться? Будьте добры, пишите и об опыте стран Востока, Юга.
Другой Дмитрий13 июня 2020, 06:22
Катерина, продолжение. Однажды он двум пришедшим подряд посетителям дал два совершено разных по смыслу ответа на одинаковый вопрос. Когда монах при этом присутствующий спросил "как же так ?" Паисий ответил "ну я же говорю то, что полезно для души конкретного человека". Катерина, я многократно встречал в высказываниях святых совершенно противоположные вещи. Часто - по самым простым вопросам. Это смущало меня до тех пор,пока я не понял что для понимания надо знать "кому говорят, в какую эпоху говорят, для чего говорят". Поэтому если Ваш духовник сказал Вам что "учить не надо" он сказал это Вам. Видя Ваши проблемы. А пытаться принимать за абсолютную истину любые высказавыния святых не надо.
Другой Дмитрий13 июня 2020, 06:10
Катерина,сперва Вы говорили будто я нарушаю положения из ВЗ. Когда Вам продемонстрировали что Вы говорите неправду Вы переключились на какие-то смутные намёки на старцев. Катерина - нарушать запрет это нарушать догматы. Можете назвать православный догмат который я нарушаю ? Догмат, а не частное мнение "старца" или монашеского положения или ещё чего-нибудь ? Катерина, есть много чего что можно совершенно безбоязненно нарушать. Если Вы не монах - Вы не обязаны соблюдать монашеские уставы, например. Там да, своё мнение не высказывается - главное послушание. Лучше если этого мнения совсем нет. Хочу рассказать историю про Паисия Святогорца.
Другой Дмитрий13 июня 2020, 05:43
Галина Ник, что проблемы у нас есть - тут спора нет. Но скажите, Вам не кажется, что многое Вами перечисленное связано именно с тем, что отношения с рядовыми верующими мягко говоря не на первом месте ? Не связано ли это как раз с источниками финансирования ? По поводу "кто сердится-не прав". А разве Иисус когда бичём изгонял торговцев из Храма не сердился ? Апостолы были всегда бесстрастными ? У нас в церкви навязывается какая-то странная культура "идеальных бесстрастных монашек". А вот Апостол Павел желает чтобы Господь воздал Александру меднику по злым делам его 2Тим.4:15 Лучше проверять истинность не наличием эмоций а соответствием с духом и буквой Писания.
Галина Ник12 июня 2020, 19:36
Другой Дмитрий, Помните "ты сердишься, Юпитер, значит ты не прав"? ведь только высказала мнение о том, что настороженно отношусь к людям, сыплющим цитатами. Позволю себе заметить, что "мягкая" манера навязывания свойственна сектантам и в некоторые моменты эта манера стала прослеживаться в нашей церкви. Например, навязывание интерактивных выставок, музеев, теперь - десятины. Это приведет к печальным последствиям, это многие понимают уже, разумеется не те, кто из служителя превратился в работника. Вот только Богу ли работник? На сайте периодами прямо восхваление америк, дисседентов бывших - это же все одного поля ягоды. Обмирщение, сударь, а не послушание, нежелание отвечать на свои поступки.
Евгения Вадиму К12 июня 2020, 18:58
Вы излагаете частное мнение.А вот выдержки из статьи pravoslavie.ru/100209.html 1."В течение длительного исторического периода состояние в клире не предполагало необходимость несения иных профессиональных обязанностей. Несмотря на то, что такой подход сохраняется в большинстве стран православной традиции, условия современной жизни порой ставят вопрос о совмещении священнослужения и светской профессии". /И, Вадим, когда это раньше было нельзя? 2."Вальсамон, толкуя 9 правило Трулльского Собора, запрещающее клирику ведение корчемной торговли, указывает, что клирикам не запрещается «иметь корчемницу на правах собственности и отдавать ее в наем другим, ибо это делают и монастыри и разные церкви»
Катерина 12 июня 2020, 17:21
Другой Димитрий, Вы стали задавать вопросы и спорить в ответ на мое короткое замечание, отстаивая Ваше "право учить" - а я ответила. Просто приняли бы к сведению, что сестра по вере этот запрет знает, а Вы нет, тем более что Вы боитесь "быть проклятым" по Вашему выражению.
И. Вадиму К. 12 июня 2020, 10:3712 июня 2020, 14:01
Но торговля возвращается туда раз за разом.Можно не принимать, не покупать, большее прихожанам не позволено. Пожертвованиям следует быть добровольными независимо от размера. Если не хватает, то или не по средствам живет приход, или плохо убеждают прихожан. Решать проблему, формально ссылаясь на право из ВЗ, опуская обязанности оттуда(устарели, др.устройство об-ва, частично переложены на светские службы и пр.), не имеет смысла, нет левитов, которым десятина предназначалась, в ветхозаветные времена их служение прекратилось. А люди сами сейчас решают многие проблемы, от которых гос-во и Церковь отказались, в т.ч. жертвуя в БФ или прямой поддержкой нуждающихся в помощи. Реалии не надо учитывать?
Другой Дмитрий12 июня 2020, 12:06
Денис, продолжение. Они ездят по приходам и исповедую мирян. Духовник как "духовный водитель" да ещё и обязательный - это только у монахов. По очевидным причинам. У нас же возникают откровенно дикие тенденции. На приходах говорить у нас может только батюшка и тот кого он "благословил". И в интернете вот рот затыкают - оказывается я не имею право сам читать Библию (плевать им на мнение апостолов), и самое страшное преступление - Библию цитировать. Мы точно не мусульмане-фундаменталисты ? Хотя нет, те Коран имеют право читать сами.
Другой Дмитрий12 июня 2020, 11:58
Денис, в 90-х мне довелось пообщаться с человеком, родившимся до революции. Так вот - мужики регулярно собирались в избах и читали Библию. Представления о полной безграмотности сильно преувеличины. Что интересно - они имели наглость и обсуждать прочитенное. И никто не кричал : "как ты смеешь толковать без духовника и оптинского старца, смерд !!!". Кстати, её рассказы о образе жизни, о достатке произвели на меня вообще большое впечатления. Я то имел представления из советской школы... Так вот, во времена СССР в условия гонений начали стали возникать совершенно странные вещи. Вот Греция. Духовник для мирян это просто священник с правом исповеди.
Другой Дмитрий12 июня 2020, 11:46
Галина Ник, у мирян должны быть все права. Если приходы будут финансироваться за их счёт то права появятся. От священников надо много чего хотеть - вопрос насколько это перспективно. Отношение "дай денег и не думай" - это лично мой выбор касающийся только моего поведения. Если Вас раздражают цитаты из Библии - то это Ваши проблемы. Я цитатами из Библии не прикрываюсь - я искренне считаю что это единственная надёжная опора для принятия решений. Прикрываться мне не перед кем - в интернете у меня нет судьи. На все Ваши вопросы во всех темах я отвечал максимально полно и честно, как смог.
Другой Дмитрий12 июня 2020, 11:31
Катерина, Вы так настойчиво учите меня тому что я не должен учить, что и как я должен читать и как должен и не должен толковать... Противоречий не замечаете ? Предлагаю простой вариант - каждый имеет право высказывать своё мнение О ТЕМЕ но не о друг друге. Вы мне не духовник - и я Вам тоже. Вот я и не говорю что я думаю о тех, кто полностью зависим от мнения "духовников" и прочих "старцев". Если захотите - расскажу о глубоко воцерковленной в начале 90-х семье и что стало с ними с их детьми. Но это будет в стороне от темы.
Вадим К. Евгении12 июня 2020, 10:46
"Значит, возможно совмещение." Евгения, раньше вопрос о совместимости той или иной профессии со священнослужением рассматривался в ключе того, можно ли представителю какой-либо из них принять свящ. сан или нет, но вовсе не так, что можно ли дальше оставаться в ней или нет по его принятии. Господь сказал ясно, что невозможно работать одновременно на двух господ. Апостолы почли для себя невозможным не просто работать еще где-то, напр., ловить рыбу, а даже заниматься распределением довольства среди самой Церкви. Вот норма, а что больше ее, это уже отступление от нее, за которое придется платить. Плата в нашем случае очевидна: обмирщение духовенства. Тогда не жалуйтесь.
Вадим К. И.12 июня 2020, 10:37
"И сейчас за свечным ящиком или на территории храмов процветает торговля вещами, не имеющими никакого отношения к богослужению, тоже мирское занятие." А Вы не помните, что сделал и что сказал Христос, когда увидел вот такое занятие в Иерусалимском храме? Если что-то давно процветает, то прежде чем его принять за норму, нужно проверить, насколько оно соответствует писанным законам и еще здравому смыслу. Что касается какой должна быть десятина, я думаю, она должна быть делом добровольным, как и многое подобное ей в нашей православной Церкви.
Вадим К.12 июня 2020, 10:02
"Но я искала в прещениях Новозаветной Церкви. Нашла и успокоилась" Что Вы нашли, Катерина? Если бы был какой запрет, то у нас не было бы никаких творений святых отцов, ни древних, вроде Иоанна Златоуста, ни новых, вроде Феофана Затворника. Ориген? Да, бывало и такое. Но я же написал, что есть учение Церкви и по нему надо проверять, кто и что написал. Так всегда было. Волков бояться - в лес не ходить. Но тогда ни грибов, ни ягод никогда не есть.
Галина Ник12 июня 2020, 07:36
Мысль: раз священники получают зарплату и какой-ьо период не работали вполне закономерно, что они зарплату не получили. Как множество другого люда в период пандемии, который терпеливо сносит выпавшее на его долю истытание. И парикмахеры, например, тоже от других зависят полностью. Не постриг не заработал. Работу и служение не стоит путать ни в каком виде и случае. И пример: пришла в храм 2 мая взять маслечка себе и в Алтарь, а там просто никого нет. Замок огромный. Вот и пожертвуй в таких условиях. Все-таки надо ситуацию с другого конца менять, а не привязывать к наличию- отсутствию денежных поступлений и не перекладыватт ответственность на прихожан.
Ирина12 июня 2020, 06:47
Денису (продолжение): Но в текущих реалиях общинность и невозможна - община была независима и замкнута, регулировалась изнутри. В ситуации, когда предлагается возрождать на приходах общинность, но а)границы и внутренние связи такой общины размыты в силу современного уклада жизни, б)подразумевается, что на деле члены общины ни на что не смогут влиять: ни на выбор настоятеля, ни на распределение денежных средств - это в лучшем случае фейк. А в худшем случае - то, что я сказала: попытка наделить людей обязанностями, но при этом не дать им соответствующих полномочий. То есть использовать. Пусть уж жертвование на Церковь останется личным внутренним делом каждого, а мера жертвы - как рекомендация.
Другой Дмитрий12 июня 2020, 06:35
Денис, Вы постоянно всё путаете. Господь - вседержитель, источник всех благ человека. При чём здесь жажда обогащения ? Господь говорит что к благам (которые он даёт) не нужно прилепляться - значит ли это что их не надо использовать ? А зачем тогда даёт - ради шутки что ли ? Наоборот, их надо правильно использовать. По поводу десятины - это способ прихожанам свой приход содержать. Имеет минусы, согласен. Но есть и плюсы - Церковь будет зависеть не от государства и спонсоров а от прихожан. Ибо не будут они платить и молчать в тряпочку. А это серьёзное изменение политики.
Денис12 июня 2020, 04:11
Другой Дмитрий, до советского времени большинство русских было безграмотно. Так когда в нашей Церкви "сформировался слой странных людей пытающихся монополизировать естественное право читать и говорить о своей вере"?
Алла12 июня 2020, 00:17
Денис, если люди уйдут из Церкви из-за десятины, то такие люди в Церкви и не нужны.
Катерина 12 июня 2020, 00:09
"Нам капиталисты меньше оставляют.."-- Денис, как философски заметил один немецкоязычный "ну куда-то же должны деваться деньги, которых всем нам не хватает в конце месяца".
Катерина 12 июня 2020, 00:07
Денис11 июня 2020, 18:13 -- а вот тут я с Вами соглашусь! Мне кажется, что отказ от добровольно-принудительных взносов (своего рода попытка подстелить финансовую соломку) сильнейшее оружие убеждения нашей Православной Церкви, Которая на практике полагается на Волю Бога. С разрешения настоятеля храма расскажу недавний эпизод. Когда светская власть потребовала дезинфекции в том числе и религиозных построек, у наших никаких запасов не было, а средства на какой-то срок просто исчезли из магазинов.И вот сидит клир пригорюнясь и просто не знает, как дальше быть. Подьезжает машина,входит незнакомая женщина, говорит им "а вам наверное дезинфекция нужна". И вносит ОГРОМНЫЙ МЕШОК с дез.средствами.
Другой Дмитрий11 июня 2020, 20:44
Денис, если у нас с кем-то брань это не значит что этот кто-то главнее Бога. И князей много - но они не могут нарушить Волю Божью. "С клятвою говорит Господь Саваоф: как Я помыслил, так и будет; как Я определил, так и состоится" (Ис. 14:24) Я подчёркиваю - то, что Господь - абсолютный Вседержитель это догмат. Не верующий в него православным не является. Мысль Афанасий Гумеров очевидна - "то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте" (Рим. 1, 21:27, отрывок полностью не привожу - места не хватит). Здесь более подробно - https://azbyka.ru/vsederzhitel
Алексий11 июня 2020, 20:25
При всей тркдности этой темы и мопм несмирении, пока могу ответить Марине 10 июня 14.36: Почему нет? Если не считать плату за требы, Проскомидию и Таинства доброаольными пожертвованиями, то приход столкнется не только с огромными духовными, но и законодательными и финансовыми трудностями. Поскольку в случае взимания обязательной оплаты по крайней мере в странах западной Европы а наверное и США, необходимо платить не только НДС, но и прочии налоги. С тем, что в храме требы за пожертвование, никто и не спорит, и никогда не слышал, чтобы духовенство это отрицало. Во многих так и написано: размер рекомендуемого пожертвования.
Наталья 11 июня 2020, 20:20
Одно только я знаю - на себе прочувствовано! - чем больше отдаю, тем больше начинаю получать. Это какая-то непостижимая для меня закономерность.
Галина Ник11 июня 2020, 19:28
Другой Дмитрий. Простите, настороженно отношусь к людям, суплющим цитаты из Писания и святых отцов. Обьединяя Ваши коменты на 2 статьи на 1 тему и раздумывая над ними,прихожу к выводу неутешительному. У Вас отношение к людям "Денег дай и не рассуждай, ибо ты раб и им останешься"? Не смейте от священников ничего хотеть? Вы ведь ни на один мой вопрос так и не ответили, прикрылись Писанием, хотя сами написали, что бытовые проблемы - самые духовные, с чем впрочем согласиться не могу. Если для Вас быт первичен, то уж остается только руками развести. Какова цель коментов? Убедить, что у мирян не может быть ни своего мнения ни свободы выбора, ни права голоса?
Катерина 11 июня 2020, 19:22
Другой Дмитрий11 июня 2020, 17:05 --Ну вот пример - разве я советую оптинских старцев? Я советую сайт ОПТИНСКОЙ ПУСТЫНИ, а не старцев (хотя чем они-то не угодили?) И не просто сайт. А собранные на нем Толкования, признанные полнотой Православной Церкви. Если Вы также читаете и понимаете тексты Св. Писания, как и мои гораздо более короткие и примитивные в сравнении тексты, то Вам (всем нам) тем более необходимо перепроверять Ваше понимание Толкованиями, рекомендуемыми Церковью,это и советуют нам делать святые отцы. Одно дополняет другое. Вы же каким-то непонятным мне образом перетолковываете даже этот совет. Ну и как же Вы собираетесь других учить (о да). Вы же их запутаете еще больше.
Денис11 июня 2020, 18:47
Ирина, крестьянские общины во времена православных Царство Русского и Российской Империи были весьма плодовиты, многодетные семьи в них были нормой. Да, даже советские колхозники уже в послевоенное время, когда атеисты стали большинством, имели в среднем по 2-3 ребёнка в отличие от нынешних православных. Нам капиталисты меньше оставляют и/или мы хуже работаем, чем наши предки.
Денис11 июня 2020, 18:39
Евгения, согласен с вами. Американский опыт малоприменимый в России. Однако впечатляет, что даже в столь богатой стране основной источник дохода большинства священнослужителей - это их мирская работа. Надеюсь и у нас священноначалие поймёт, что одно дело священнослужители популярных среди местных богачей и туристов храмов, а другое дело сельские попы и священники храмов рабочих районов. Вторым нужно самим пахать и на заводах вкалывать. Так с одной стороны избегнут наложения на бедных прихожан непосильного бремени, а с другой стороны станут ближе к народу.
Денис11 июня 2020, 18:29
Другой Дмитрий, вот что преподобный Симеон Новой Богослов толкует о первоисточнике жажды обогащения "Что диавол есть князь мира и вечной тмы, послушай Самого Христа, Который говорит: грядет сего мира князь, и во мне не имать ничесоже. Князем мира называется он не как властитель и господин мира. Да идет от нас такая богохульная мысль! – И как возможно, чтоб властвовал над миром тот, кто не имеет власти даже над свиньями? Но называется он князем мира потому, что, раздражая пожелание богатства и других вещей мира сего, он порабощает себе прилепляющихся к ним и берет над ними власть". Раз дьявол склоняет к обогащению, то следует ли священнослужителям требовать церковную десятину?
Денис11 июня 2020, 18:21
Другой Дмитрий, "потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной" Еф. 6:12. "Диавол назван князем мира (Ин.14:30), мироправителем тьмы века сего (Ефес.6:12) потому, что правит отпавшей от Бога частью человечества" - священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря https://pravoslavie.ru/6598.html
Денис11 июня 2020, 18:13
О.И., если священноначалие проголосует за обязательную десятину, то в России будет как в Германии с её церковным налогом, где христиан каждый год на миллион меньше. Может быть и ещё хлеще, как было с обязательным причастием в начале 20-ого века, которые в итоге отталкивало людей от Церкви.
Другой Дмитрий11 июня 2020, 17:05
Катерина, все православные святые всегда говорили о необходимости читать Писание. Серефим Саровский говорил что "что ум должен как-бы плавать в словах Писания". Иоанн Крестьянкин советовал каждый день читать одну главу из Евангелия и две из Апостол. Паисий Святогорец говорил что не понимает зачем к нему приходят люди даже не прочитавшие Библию. И люди, которые хотели жить по Писанию они совершенно естественно о нём говорили с другими верующими. Не делать этого - это как не говорить о семейной жизни со своей невестой. К сожалению где-то со времён СССР сформировался слой странных людей пытающихся монополизировать естественное право читать и говорить о своей вере. Я отношусь к ним очень плохо.
Николай11 июня 2020, 16:48
Отдаю примерно десятину от доходов - в виде проскомидийных записок и кружечного сбора (в РПЦЗ насколько я знаю, членам прихода, вносящим десятину, не нужно платить еще за записки и требы). Доход в настоящее время ниже среднего, но Бог не оставляет, всегда от Него есть какая-то материальная помощь. Когда з/п была выше, был жаднее. Что касается финансов в Церкви, пока РПЦ непрозрачна в том числе финансово, даже на уровне приходов, священникам приходится заниматься продажей молитв за деньги и попрошайничеством. Разговоры про общины, членство и т.д. так и остаются разговорами, даже там, где вроде бы эти общины есть. Никому всё это не надо.
И.11 июня 2020, 16:16
Вадим К.11 июня 2020, 12:48 Не все левиты были священниками, они исполняли некоторые гражданские обязанности, т.е. вынуждены были заниматься "мирскими делами". И сейчас за свечным ящиком или на территории храмов процветает торговля вещами, не имеющими никакого отношения к богослужению, тоже мирское занятие. Честнее просто обратиться к прихожанам с просьбой увеличить пожертвования, поскольку обосновать десятину не получается, но кто-то сам для себя придерживается и будет придерживаться этого ориентира.
Евгения11 июня 2020, 15:08
Вадим К, комиссия Межсоборного Присутствия по вопросам церковного управления и механизмов осуществления соборности в Церкви во исполнение поручения президиума Межсоборного Присутствия от 28 января 2015 года 20.01.2017 направляла в епархии для обсуждения Проект «Профессии, совместимые и не совместимые со священством» ( https://mpr.livejournal.com и https://pravoslavie.ru/100209.html ). Значит, возможно совмещение.
Наталия11 июня 2020, 15:03
Вадим К., благодарю Вас за объяснение по евангельскому тексту от 11 июня 2020, 12:36.
Ирина11 июня 2020, 13:46
О.И.: А вообще, показательно, что как только заходит разговор про общину (в смысле общины первых христиан), у всех на уровне спинного мозга всплывает именно колхоз или община в крестьянском смысле. То есть община - это не когда "я помогу и мне помогут, потому что родные люди", а что-то такое, когда все отберут, взамен ничего не дадут или дадут только на условиях "ты или такой как все, или чужак". Редкие приходы могут похвастаться семейным теплом, когда и друг к другу с любовью, и к заходящим как к родным. Церковь же. Если этого нет, то лучше не изображать семью, иначе плохо кончится. Самые страшные организации - в которых семью изображают: это значит личных границ не будет, выжмут и выкинут.
Катерина 11 июня 2020, 13:43
Вадим К.11 июня 2020, 12:36 -- Вон Ориген какой был богословская голова, не чета нынешним начетчикам, а и он "зашел слишком далеко в море и утонул". Мне духовник наизусть процитировал из Писания, в ответ на мой вопрос, причем ему эти слова сразу пришли в голову (у него вообще не голова, а Дом Советов, помнит тексты удивительно) причем текст не просто, слова из уст Бога. С "Я". Ясный запрет. Но я искала в прещениях Новозаветной Церкви. Нашла и успокоилась, желание поучать быстренько исчезло.
Вадим К.11 июня 2020, 12:48
По поводу десятины с исторической точки зрения нужно напомнить, что введена она была для содержания левитов, потому что при разделе Ханаана это колено Левия, бывшее одним из 12, было исключено из дележа, т.к. оно должно было целиком посвятить себя служению Богу. Кстати будет напомнить и о том, что оно само было назначено Богом как заместительная жертва Ему от лица 12 колен Израиля вместо первенцев, которые каждое колено должно было посвящать Богу. Т. о., если мы не хотим, чтобы наше священство было вынуждено заниматься мирскими делами, а это ему вообще-то делать недозволено по канонам, то мы должны давать эту десятину. Но платы,тоже мягко говоря неканонические, в храме должны быть отменены.
Евгения11 июня 2020, 12:43
Ирина (11 июня 2020, 09:12):"На очень опасную тропу ступаем со всеми этими десятинами". Да, действительно, не в десятине надо искать выход. Нас предупредили, что скоро уже вторая волна коронавируса, которая совпадет с сезонным гриппом. Поэтому священству надо искать работу, лучше всего в сфере городского обслуживающего хозяйства. Без прихожан в храме электрический свет можно не включать, потребление воды на уборку тоже сократится. Оплата за земельный участок будет отсрочена и значительно снижена. То же и со всеми отчислениями в бюджет. Простите, что даю совет тем, от кого мы сами всегда ждем совета.
Людмила11 июня 2020, 12:41
Считаю некорректным публиковать статью из американского журнала. В Америке если есть работа-зарплата, то из нее можно и десятину уплатить. Действительно, не принципиально, 3-5-7 или 10%. А если нет, то там ничего и не платят, считают, что случилась жизненная катасторофа и ищут новую работу. А у нас реалии другие. Многие россияне, получающие зарплату, живут за чертой бедности.. Им по-настоящему не хватает на еду и лекарства, мы им расскажем об обязательном уплате десятины?
Вадим К.11 июня 2020, 12:36
Катерина, во времена Ветхого Завета разрешалось самостоятельно читать и даже назидать словом всякому мужчине, достигшему 30 лет. Помните, как Господа пригласили в Назарете читать из пророка Исаии и слушали Его слово, т.е. толкование? Или как подошли в синагоге к ап. Павлу и предложили сказать слово утешения к людям? Это было тогда обычным делом. Что у нас в христианской Церкви? Назидать не запрещено, только это назидание не должно противоречить учению Церкви. Если оно не совпадает с толкованиями, которые давали свв. отцы, то и это не страшно, пока оно им не противоречит - разница должна быть понятна. Духа не угашайте - говорит ап. Павел, а Он живет еще в Церкви или уже нет?
О.И.11 июня 2020, 11:20
Ирине: А все ли хотят общины? Мне вот удобнее в храм ходить по обстановке и потребности, к Богу в первую очередь. Если на даче-то в близлижайший к ней храм, в городе тоже варианты есть. А так придёшь в "чужой" храм-а на тебя с настороженностью смотреть будут-кто такой, платил ли 10%, не халявщик ли... Да и самому неуютно будет как-то. А ещё-вот закрепостят прихожан, не придется брать какой-то открепительный талон чтобы в чужой храм сходить и благословение на это? (или как там у священников чтобы послужить в чужом храме и вообще на отъезд). А ещё разные мысли пойдут-вот 10% это долг, а сверх этого -это уже "сверхдолжные заслуги" И на миссию как это повлияет? Многих отпугнет доп. налог ведь.
Другой Дмитрий11 июня 2020, 10:00
Катерина, в жизни будет миллион причин чтобы самому не читать Писание (как и миллион причин чтобы не молиться). Я повторюсь - апостолы настойчиво советовали верующим читать Писание самим. А комментировать чужие комментарии я отказываюсь. Жду Вашей ссылки на Ветхий Завет. Прошу не заменять её ссылками на старцев (даже оптинских).
Другой Дмитрий11 июня 2020, 09:45
Денис, Вы пишите что "Сатана князь мира сего" - а как же первый член Символа веры ? В нём Бог ясно назван Вседержителем. Это догмат, между прочим. Христос заповедовал "Не собирайте себе сокровищ на земле". Факт. Но что, если человек имеет хорошую зарплату - он сокровища собирает ? Вот как вообще человек может помогать ближнему - да просто выполнять свои обязанности в жизни если у него нет источника дохода ? Вы понимаете что если он живёт в миру - это же просто тяжесть и соблазн для окружающих ? Конечно, человек может уйти в монастырь - но мы не об этом говорим. У монаха и у мирянина - совершенно разные пути. Смешивать их - большая ошибка.
Ирина11 июня 2020, 09:30
Короче, неправильно вменять людям в обязанность содержание прихода, если относиться в ним при этом как к безликой кормовой базе - даже не на уровне прихода, а на уровне Церкви в целом. Если любовь есть - все будет и так, но сначала любовь нужно взрастить. Любовь живая. А если любви нет, то бесполезно и даже вредно имитировать семейные отношения, потому что ничего кроме секты там не вырастет. Семейные отношения без любви - это как Церковь без Христа. Страшнее нет. Поэтому вариант "мы не помним, как вас зовут и нам не очень интересно, не до того, но мы постараемся хотя бы формально вас полюбить (как уж можем), а вы оставьте денег, сколько уж можете" - он честнее и гораздо безопаснее.
Ирина11 июня 2020, 09:12
На очень опасную тропу ступаем со всеми этими десятинами. Вменить содержание прихода в _обязанность_ прихожанам и не дать при этом законных прав и рычагов для управления (деньги-то в приходе не останутся, а уйдут наверх) - это не превратить ли людей в крепостных? Оставьте деньги на приходе, введите прихожан в управление, дайте им возможность самим как-то этими деньгами распоряжаться - и тогда можно говорить о каких-то обязанностях. Но не раньше. При полностью разомкнутой схеме это безумие. Тогда уж придется держать бесправных людей в постоянном чувстве вины и страха, чтобы они исправно доились, отвечали за то, чем не управляют и при этом не думали. И выход закрыть, потому что побегут. :)
Катерина 11 июня 2020, 09:05
Другой Дмитрий, "а что делать с этим" процитированным Вами отрывком из Евангелия - не толковать самому, а лучше всего зайти на сайт Оптинской пустыни в раздел заботливо собранных монахами толкований на все Св. Писание. Все толкователи смотрят на этот отрывок иначе. Иначе, чем Вы.
Ирина11 июня 2020, 08:51
Спасибо коронавирусному кризису, обнажил такую вещь: в тех приходах, которые смогли стать общиной не по названию, а по духу, и проблемы в результате оказались разделены на всех, причем добровольно, а не по принуждению. И не нужно никаких податей ни из кого выколачивать оказалось, потому что это по любви, как в семье. А где по-другому... там по-другому. Если нет семьи и любви нет, то их никак не изобразишь, и не принудишь к ним, и палками не выбьешь. У нас же чаще батюшка своих прихожан-то по имени не знает, каждый раз так и спрашивает на исповеди. Это даже не в упрек батюшке, но если он не знает, о чем у каждого из них в душе болит, то как можно ожидать от них, безликих, семейного отношения?
Денис11 июня 2020, 06:24
Перечитал притчу о благоразумном разбойнике, как же далеки споры насчёт десятины от того, что действительно помогает нам сделать шаг навстречу Спасителю!
Другой Дмитрий11 июня 2020, 05:21
Катерина, т.е. ссылочку на ВЗ Вы не дадите. Ага, сразу речь пошла о том, какой я плохой (часто говорю слово "я", смею читать Библию сам а не в толкованиях и т.д. и т.п.). Непонятно только почему Апостол требовал от рядовых верующих постоянного чтения Писания самостоятельно (причём, речь тогда шла о ВЗ - НЗ ещё только писался и даже его части были ещё не во всех приходах). Непонятно почему Апостол рекомендовал и благословлял рядовых верующих назидать друг друга - а не отсылал к духовникам и святоотеческим толкованиям. Не боитесь того, что мнение Вашего духовника не Библейское ? Ведь Апостола послал Сам Иисус Христос - и Сам дал ему учение. Иисус Христос Вас будет судить а не духовники.
ОльгаN10 июня 2020, 22:37
Анне Мой опыт десятины начался в общине пятидесятников. Был такой опыт, к сожалению. Там об этом очень деликатно говорили, но все же слова из пророка Малахии остались в сердце: Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня. Скажете: «чем обкрадываем мы Тебя?» Десятиною и приношениями. Малахия 3:8 Когда пришла в Православие о десятине как-то забылось. Но потом Господь вразумил, вспомнила. Плачу ее очень давно. Не припомню, чтобы бедствовала так, чтобы не на что было купить хлеба, хотя и богатой меня уж точно не назовёшь, но Господь не оставляет. Работаю и достигаю успехов с Божией помощью. За полтора года достигла высшего звена, другим в нашей фирме за 6 лет это не удалось
Наталья10 июня 2020, 22:21
Марина10 июня 2020, 14:36. Мне кажется, считаются. Ведь, как нам поясняют, эти деньги вносятся добровольно, как и десятина. Объясняют же, что если человеку нечем частично или полностью заплатить за записки и требы, то ему не вправе отказать.
О.И.10 июня 2020, 21:52
На самом деле всё это обсуждение в комментариях ни к чему не приведет. Как решит священноначалие так и будет. Мне интересно другое. У нас есть Предание, весь строй Церкви и жизни христиан, ну по-крайней мере в важных моментах регламентируется разными канонами и правилами. Есть правило, канон о десятине (действующий, авторитеный)? Кто-нибудь встречал? Ведь это достаточно чувствительный вопрос, и странно если бы за 2 тыс лет ему не уделили внимания. Если есть-надо соблюдать или стараться хотя бы, в нарушениях каяться. Если-нет, то это много значило бы. Гораздо больше чем все наши рассуждения в комментариях.
Денис10 июня 2020, 21:41
Другой Дмитрий, много ли православных христиан среди российских миллиардеров, разве исторически православные страны самые богатые? Ответ на эти вопросы, увы, очевиден. В самом вашем утверждении, что богатства земные от Бога Истинного кроется ошибка. Сатана князь мира сего, он даёт сокровища земные вместо сокровищ небесных, а нам Христос заповедовал: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут» (Матф.6:19–20).
Екатерина 10 июня 2020, 20:43
(которая первая))) и которой статья понравилась) Другому Дмитрию: пожалуйста, не извиняйтесь за верную точку зрения. Наоборот, Вы молодец, что её озвучили, поступив в соответствии с библейской мудростью: "Не удерживай слова, когда оно может помочь: ибо в слове познается мудрость, и в речи языка - знание" (Сирах, гл. 4,стихи 27-28).
Другой Дмитрий10 июня 2020, 19:16
Евгения, продолжение. "Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы»." Деян. 15, 28-29. Это минимальные требования к христианам из язычников. Требования десятины там нет. Но, повторяюсь - я "плюшки" люблю. Я получил "плюшку" под названием "финансовая стабильность". Не нужна - не берите.
Другой Дмитрий10 июня 2020, 19:13
Евгения, а что делать с этим - "Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять." Мф.23:23 ? Иисус Христос СОВЕТУЕТ десятину "не оставлять". Я согласен с Вами - совет не значит требование, но ведь я нигде и не говорил о требовании. Я говорил о "плюшках", который получит христианин выполняя эти требования. Ну люблю я "плюшки", имею право ? Безусловно, Вы имеете полное право этого не делать. Давайте я укреплю ВАШУ позицию :
Катерина10 июня 2020, 18:59
Другой Дмитрий - "я" "как мне кажется" "по моему мнению" говорит о личной позиции. "Мы" уже ссылка на как бы общую позицию Церкви, а она может существенно отличаться от Вашего или моего мнения. Толкования есть у нас, хорошие, святоотеческие, вот на них и надо ссылаться и не фантазировать. А уж тем более не надзидать с риском надзидать еретически. По поводу ссылки - духовник мне даже процитировал наизусть на мой вопрос, но я до этого нашла в Интернете сама. Мне было важно. Ну потрудитесь уж немного сами, неужели я храню подобные ссылки в голове?
Другой Дмитрий10 июня 2020, 17:40
Катерина, я побоялся что память меня подвела и глянул НЗ. Первое послание Апостола Павла к фессалоникийцам, 5:11 "Посему увещавайте друг друга и назидайте один другого, как вы и делаете.". Жду Вашей ссылки на ВЗ.
Другой Дмитрий10 июня 2020, 17:24
Катерина, Анна попросила рассказать о своём опыте - я рассказал. Также я выражаю своё мнение по обсуждаемым вопросам - для этого и существует форум. Может быть мои ответы Вас чем то задевают ? Ну, я могу извиниться. Кстати, скиньте, поджалуйста, ссылочку именно на Ветхий Завет, где запрещается учить тем, кто на это не поставлен. Где в Новом Завете Апостол Павел советует не многим становиться учителями - это я помню. Но ведь сам Апостол рекомендует верующим в церковных собраниях назидать друг друга. А вот Ветхий Завет я знаю очень плохо и буду рад, если Вы меня научите. Я без шуток - скиньте ссылочку.
Евгения для Дмитрия10 июня 2020, 15:31
Из толкования проф. Лопухина на Послание святого апостола Павла к Евреям: «Левитское священство в свое время имело...важное значение. – «Ибо с ним сопряжен закон народа…»(Евр.7:11), т.е. народу и закон дан под условием существования Левитского священства, составлявшего, таким образом, центральный пункт всего закона... "Отменение" прежде бывшей заповеди состоялось по причине ее "немощи", которая создавалась и ее существенным содержанием (жертвоприношениями, как не вполне достаточными средствами оправдания людей)... Эта "немощь" Ветхозаветного закона перешла в "бесполезность", когда наступило предопределенное Богом и достигнутое развитием человечества время замены его лучшим и совершеннейшим».
Марина10 июня 2020, 14:36
Считаются ли деньги потраченные на записки, молебны частью десятины?
ОльгаN10 июня 2020, 14:32
Ярославна, а откуда вы знаете, что Ваш приход благоденствует? Внешнее великолепие не говорит о благоденствии. Приход моего мужа очень скромный, однако, хотя бы небольшую часть зарплаты во время самоизоляции мой муж получал благодаря прихожанам. А приход в самом центре города бедствует. Там с марта месяца у священников и работников нет зарплаты
Катерина10 июня 2020, 12:24
Другому Димитрию: В Ветхом Завете закже запрещается учить других тем, кто на это не поставлен. А Вы учите.
Другой Дмитрий10 июня 2020, 10:15
Евгения, по поводу "зачем эти отсылки к Ветхому Завету?". Господь сотворил Небо и землю и умер за нас на кресте. Господь - а не докладчик, ссылку на которого Вы дали. Мы в Него верим - а значит верим Его обетованиям, Его словам. Следовательно, имеется весьма большой смысл знакомиться с Его словами - ведь невозможно верить словам, которых не знаешь. Его слово изложено в Библии. Очень опасно верить всяким человекам больше чем Библии. Ибо "Так говорит Господь: проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою" Иер. 17:5 Я, например, не хочу быть проклятым.
Ярославна10 июня 2020, 09:55
А вот если приход куда я хожу видно что благоденствует, не лучше ли отдавать десятину в бедный сельский приход? Было дело, что я пересмотрела свое отношение к своим нетрудовым доходам, но вернуть эти деньги не предоставлялась возможность. Я спрсила совета у батюшки В Контакте и он посоветовал отдать в монастырь, лучше женский,так как особенно бедствуют. Я отдала деньги и назвала имена тех людей, кому эти деньги принадлежали, чтоб это была милостыня от их имени. Так вот по аналогии этого случая, не лучше ли более существенную сумму отдавать в бедные приходы, а в своем конечно подавать на записки,свечки, кружку?
Денис10 июня 2020, 09:46
К вопросу, за что платить церковную десятину? Святые апостолы совершали чудесные исцеления, а я будучи инвалидом второй группы воцерковился в 2008 году, но при этом инвалидом и остался.
Ярославна10 июня 2020, 09:26
"Многие из нас жертвуют в порыве вдохновения, и мы можем жертвовать очень щедро на то дело, которое, по нашему мнению, особенно этого заслуживает, но этим не выполняется наш долг перед нашим приходом, который редко становится получателем таких вдохновенных пожертвований.", не поняла этот абзац. Почемумне выполняется наш долг в этом случае? Если это "вдохновенное" единоразовое пожертвование превышает регулярные ежемесячные отчисления, развп оно не значимо и не решает проблему прихода?
Другой Дмитрий10 июня 2020, 08:25
Наталья, думаю - можно.
Другой Дмитрий10 июня 2020, 07:09
Анна, окончание. Я вот подумываю - мы, православные, любим говорить "это мой крест, я должен его нести...". А не путаем ли мы временами крест с дурью и неисполнением Библейских законов ? Ну, это уже в стороне от моего рассказа. Надеюсь, я ответил.
Другой Дмитрий10 июня 2020, 07:06
Анна, продолжение. Положил эти деньги на карточку и отправил по прежнему адресу. И начал потихоньку докидывать в церковную кружку. Ну ещё кое-чего. С тех пор мне ни разу не пришлось менять работу. Где-то через год на работе произошла ситуация в результате которой мне подняли зарплату больше чем на 30%. Сейчас кризис, наших переводят на четырёхдневку - меня не касается. Как Вы понимаете - семья не против. Думаю ли я о том правильно ли священники распоряжаются этими деньгами ? Да мне все равно. Каждый за себя отвечает. Я нахожусь под впечатлением того, что произошло и интересные мысли крутятся у меня в голове.
Другой Дмитрий10 июня 2020, 07:01
Анна, 9 июня 2020, 08:25 Вы пишите "прошу братьев и сестер рассказать о своем опыте отдачи десятины". Я православный. У меня в первый раз всё получилось практически случайно - я пожертвовал достаточно крупную сумму на Храм по личным причинам. Источник - заначка на "чёрный день", мне часто приходилось менять работу и т.д. К моему невероятному удивлению через 2 недели эта сумма вернулась ко мне с точностью до копеечки (начальник внезапно вспомнил что я когда-то выполнил для него дополнительную работу и решил отдать. Сунул мне деньги в руки. Я когда пересчитал - был очень удивлён). Я подумал и сказал : "Господи, я всё понял - я к этим деньгам не прикоснусь".
Денис10 июня 2020, 05:44
В обсуждаемой статье написано "Люди ожидают, что их священник будет в церкви воскресенье за воскресеньем (не говоря уже о субботних вечерах и праздниках), приходя раньше всех и уходя позже всех, будет доступен по телефону для совета и в экстренных случаях, будет всегда готов при необходимости отслужить молебен или панихиду – и все это в дополнение к светской работе на полную ставку и заботе о своей семье", то есть даже в богатой (по крайней мере в то время) Америке священники работают на светских работах в будние дни. Так с какой стати в России с населением среднего по мировым меркам достатка миряне должны целиком и полностью содержать священнослужителей?
Евгения10 июня 2020, 00:43
Действительно, зачем эти отсылки к Ветхому Завету? Есть положения, более близкие по времени. Советую прослушать лекцию, затрагивающую, в частности, тему свечного дохода, государственного регулирования финансирования Церкви, назначения со стороны государства круга обязанностей Церкви и т.д. ЛЕКЦИЯ 30. РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ НА РУБЕЖЕ XIX И XX СТОЛЕТИЙ. Православные просветительские курсы. Лектор: Алексей Беглов. http://www.pravoslavie.ru/93257.html . А сейчас и тем более пришли иные времена: братья, работайте!
раба Божия тамара 9 июня 2020, 23:31
Статья своевременная, говорить о десятине давно пора.Взносы, которые подаю в кружку раз в месяц (как батюшка служит) не составляет десятину.Но живем далеко и физически невозможно за один день съездить- нам с мужем, пенсионерам, и поездка дорогая и гостиница нужна.В Америке батюшки все работают на светской работе и дорогая машина и дом-считается нормой. Но не так в России, сколько раз сама слышала (и в маленькой деревушке и в Москве): "поп на Мерседесе за счет копеек бедных бабушек". Наш приход малочисленный - как служить батюшке? Хватает ли наших взносов? В одной из церквей РПЦЗ есть членский взнос (сумма)и на нужды(по желанию);Ежегодный отчет Приходского совета. Спаси Господи нас грешных!
НН 9 июня 2020, 22:59
Анна:/Тема десятины, действительно, довольно сложна,особенно для людей с доходами ниже среднего/- Не в доходах дело. Многие из нас позоляют себе на своё усмотрение решать, что нужно делать, а что не обязательно. Например, убивать нельзя, а женатому мужику вслед красивой девице пялиться можно. Или женщине заглядваться на чужого мужа. Этакое избирательное христианство. Моя бабушка сразу после получения своей скромной пенсии откладывала 10ую часть в заветный мешочек и относила её в храм втечение месяца. И никогда не бедствовала, как-будто кто-то деньги в её кошелёк подкладывал. Попробуйте, проверено. О своём доме печёмся, а о Божием - нет. Ничего сложного, если приоритеты расставлены верно.
Юрий 9 июня 2020, 21:54
В древнем Израиле начиная от Судей и заканчивая царским управлением все держалось на ветхой Церкви. Она брала на себя все функции государства: учила,лечила и защищала. Поэтому ресурсной базой для этого являлась десятина закона Божьего. Премудрость Бога очевидна. Такой налог позволял развиваться Богоизбранному народу очень динамично вплоть до времен Соломона.После жадность и богоотступничество царей и духовенства привело к росту налогообложения и упадку этого древнего теократического государства. Можно провести аналогию с современностью.Ныне Церковь отделена от государства, которое за свои услуги вместе с коррупционной составляющей берет гораздо более 10 %. Поэтому, что можем, то и отдаем.
Андрей 9 июня 2020, 20:46
Господь установил десятину во время правления Судей Израильских. И это был не церковный сбор а налог на содержание государства Израильского. Читайте Пятикнижие Моисеево. Но уже при первом восстановлении разрушенного Храма Иерусалимского Господь повелел поставить ящики с прорезями с тем, что бы люди туда жертвовали кто сколько может. Это относится к уже к эпохе царей Израилевых. С тех пор правила сбора денег не менялись. Первые же Апостолы собирали Христианские общины, где существовали совершенно другие правила жизни. Община давала Христианину Все, поэтому и Христианин при вступлении в общину отдавал в нее все свое. Вопрос содержания прихода не в деньгах а в создании реальных приходских общин
И. 9 июня 2020, 17:32
Почему-то о десятине начинают всегда с конца, а не с начала, как и для чего она устанавливалась, предназначалась, на что тратилась. В отрыве от социально-экономических отношений, не обошедших стороной и избранный народ, однобоко выходит. И если делать как в Ветхом Завете или других конфессиях, избравших аналогичный путь, то неоправданно ожидать другой духовный результат. Странно быть немножко иудеем, немножко протестантом, немножко православным. Можно, например, опыт Византии с тем же успехом анализировать, а не финансового консультантов с Уолл-стрит. Так же "применимо" окажется к нашей действительности, но не понравится. Можно же уже свой путь предложить, не "списывать" как двоечники.
Елена О Алле 9 июня 2020, 17:21
Вдова отдала ВСЁ своё пропитание, а не просто десятину, и сделала она это добровольно.
Екатерина 9 июня 2020, 16:48
Зачем нам 97г американская история, да ещё протестанты в пример? А советский опыт, дореволюционый? Каков доход, такова и десятина
Денис 9 июня 2020, 16:16
Галина Ник, согласен с вами. Что-то перебор на Православие.Ru статей об Америке последнее время, то написанное тамошними писателями, то об опыте тамошней горстки православных, теперь вот финансовый ликбез. Для сравнения о братской Белоруссии за последнее время лишь одну-две статьи здесь прочёл, а о Китае с Индией где на двоих без малого три миллиарда человек ничего!
Алла 9 июня 2020, 16:12
Можно подумать, в ветхозаветные времена все евреи были богаты. Все эти разговоры про бедняков не выдерживают критики. Как будто Господь не знал, что большинство народу всегда будет небогато. Но Он вдову ХВАЛИЛ, а не сказал, что такая бедная могла бы вообще не отдавать ничего.
Антон 9 июня 2020, 15:01
Христос посреди нас! Полностью согласен с автором, пусть и пишет он больше 20 лет назад и континент другой, но это ничего не меняет. В Христе нет не эллина ни иудея. Слова обращены ко всем. Стараюсь жертвовать около 10%. И часто убеждаюсь в истине, что не оскудеет рука дающего. Просто надо выполнять и действительно не смотреть на других, а мысли о том на что я буду жить, это слишком много для меня итд... В них наше малодушие и жадность. Гнать их надо подальше ибо от лукавого это мирское мудрование. Спаси всех нас Господи. Антон. (Украина, Мукачево).
Наталья 9 июня 2020, 14:25
А можно "разбить" эту десятину? То есть жертвовать десять процентов своего дохода не только одному храму, но ещё и нуждающимся в помощи людям: тяжело больным, малообеспеченным и так далее? Просто если всю десятину отдавать только храму, станет сложно ощутимо помогать и указанным людям. А помогать им надо обязательно. В нашей стране лишь малая часть людей может позволить себе ежемесячно и десятину вносить, и параллельно ещё материально помогать другим людям. И все же, думаю, надо учитывать и то, что у нас люди в целом и общем живут беднее, чем в Америке.
Анна G 9 июня 2020, 13:50
Понятно, почему статья сейчас перепечатана - совсем, видно, плохо с деньгами в храмах после самоизоляции: мало там было народу. Каюсь, не отдаю десятины - хотя могу, наверно.Иногда довольно крупные суммы жертвую, раза 2-3 в год, помимо регулярных - свечки, записки, то, се. Но это все равно не 10%. Правда, вместе с благотворительностью десятина получается, я не подсчитываю. Но легче ли храму от этого? И отвечаю на вопрос: переживаний никаких у меня нет, кроме сознания того, что мало отдаю. Никого в семье не ставлю в известность. И никто не страдает от моих пожертвований. Надо, конечно, помогать храмам. Как они вообще, бедные наши батюшки выкручиваются?
Сергей 9 июня 2020, 11:41
Мои пожертвования - процентов 4-8 от совокупного дохода, всегда по разному. Но не все жертвую храму прихода, иногда просто нуждающимся или на лечение больным.
Елена О 9 июня 2020, 11:26
Зайдите в провинциальный храм(российский, а не американский) и посмотрите - у кого там есть доход, с которого можно платить десятину...
Гость 9 июня 2020, 11:21
В Америке всё таки другие условия жизни, и доходы другие. Давайте лучше про наши реалии где-нибудь в глубинке, где зарплат еле хватает на прожиточный минимум, где много нищих бабушек. Как в таких условиях отдавать десятину? И почему об этом прямо в церквах не говорят?
Виктор 9 июня 2020, 11:03
Искренность жертвы важнее конкретного размера. Подсчеты уже способны завести не туда, как "десятина с мяты, аниса и тмина". Размер помощи другим как измерить? Процентом или обоюдной потребностью в этой жертве? Что у нас есть не наше - мы только распорядители. Появится ли мудрость у распорядителя от четко очерченных рамок или свобода выбора важнее? Постоянные жертвы на требы, свечи и по потребности тарелочный сбор - честнее и искреннее. Это элемент общения мира и клира - мы узнаем о потребности в нашей помощи, они не забывают о нас.
Вадим К. 9 июня 2020, 10:01
Если с десятиной у нас будут обстоять дела так же, как ныне с долгом поста и молитвы, на который ссылаются в статье, то приходы совсем разорятся. А вообще-то, христианство ждет другого отношения к долгам, чем нормы Ветхого Завета. Вспомним евангельский эпизод как раз о сборе той подати на храм, что тогда сказал Господь Петру. В статье об этом, правда, что-то сказано, но как-то вскользь.
Екатерина 9 июня 2020, 09:58
Согласна полностью. Говорить азбучные вещи в качестве обучения тоже надо, поскольку мало кто сам догадается.
Владимир 9 июня 2020, 08:57
Если говорить о десятине среди приходов России, возникает вопрос и об общинном управлении церковной собственностью, выборностью клира и духовенства, публичным финансовым отчетом... Московская Патриархия готова к этому? вопрос абсолютно не провокационный, потому что в существующей реальности рычаги реального управления сосредоточены именно в Патриархии. Пойдут ли епископы на то, чтобы вместе с обязанности делегировать приходским общинам права, указанные выше? если нет - разговор о десятине, поднятый американском журнале не выдерживает критики. Он актуален для их среды, где иные отношения, и действительно, есть готовность делегировать вместе с обязанностями права. Простите ради Христа.
Анна 9 июня 2020, 08:25
Тема десятины, действительно, довольно сложна, особенно для людей с доходами ниже среднего. К тому же, поскольку верующие, отдающие десятину, не афишируют это, нет возможности узнать об их опыте. В интернете в основном описываются случаи людей других конфессий и, как правило, иностранцев. Пользуясь случаем, прошу братьев и сестер рассказать о своем опыте отдачи десятины, в том числе о переживаниях, страхе обделить близких и т.п., особенно если в семье есть люди неверующие или равнодушно относящиеся к Церкви.
Андрей 9 июня 2020, 08:04
Однако, это же азбучные вещи. Странно, что вообще потребовалось что либо говорить.
Галина Ник 9 июня 2020, 07:45
Ну вот: опять Уолд стрит. Опять Америка. И тут Америка...
Сергей 9 июня 2020, 07:25
Всё верно,на мой взгляд,изложено.
Андрей 9 июня 2020, 06:59
Указано, что статья опубликована в 1997 году. Интересно было бы узнать, как теперь обстоят дела с десятиной в РПЦЗ.
Александр Салий 9 июня 2020, 06:59
Очень хорошая статья!!! Всё по делу. Десятина это наша заповедь Божия,её надо исполнять каждому! Христианину. Велика Сила Десятины. Аминь.
Рубен Хачикян 9 июня 2020, 03:28
А мне как раз кажется, что вопрос о деньгах в церкви нужно ставить именно практически, как делают в семье: хотим вот что, денег есть столько-то. Недостают? Значит либо делаем пожертвования, либо лишаемся чего-то - одеяний, свечников, икон... . Чтоб понятно всем почему и все публично. А для меня как раз теологический аргумент в такой сфере как кому сколько жертвовать менее всего убедителен. Процент и Библия плохо живут вместе, и вовсе не нужно чтоб они дружили... Личное мнение, конечно.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×