Москва, 10 июня 2020 г.
9 июня 2020 года, на 92-м году жизни, отошел ко Господу известный церковный композитор, заштатный клирик храма мученика Иоанна Воина на Якиманке г. Москвы протоиерей Николай Ведерников, сообщает Патриархия.ru.
* * *
Протоиерей Николай Анатольевич Ведерников родился в Москве 10 июня 1928 г. в семье известного церковного деятеля А.В. Ведерникова, бывшего на протяжении нескольких десятилетий ответственным секретарем редакции «Журнала Московской Патриархии».
В 1942 г. нес послушание иподиакона при архиепископе Уфимском Стефане (Проценко).
По заказу В.С. Комарова, регента Патриаршего хора в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы, написал песнопение «От восток солнца» (исполняемое при встрече архиерея; 1945), а также тропарь «Богородице Дево» (C-dur, 1947). Первая «Всенощная» (1946-1948), исполнявшаяся (4 из 9 номеров) хором храма Всех святых во Всехсвятском на Соколе г. Москвы под управлением регента Н.С. Данилова, не сохранилась. В 1952 г. окончил Московскую консерваторию имени П.И. Чайковского по классу скрипки (у Б.Е. Кузнецова), в 1955 г. — по классу композиции (у В.Я. Шебалина).
В 1958 г. Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием I рукоположен в сан диакона, в 1961 г. архиепископом Дмитровским Пименом (будущим Святейшим Патриархом Московским и всея Руси) — в сан пресвитера.
В 1961-1973 гг. — священник храма Рождества Христова в Измайлове г. Москвы (параллельно заочно закончил Ленинградскую духовную семинарию).
В 1973-1989 гг. — настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в Ивановском г. Москвы.
В 1978 г. окончил Московскую духовную академию.
С 1989 г. служил в храме мученика Иоанна Воина на Якиманке г. Москвы; являлся духовным руководителем воскресной школы, открытой при храме в 1990 г., преподавал там Закон Божий.
Одна из важных сторон служения протоиерея Николая Ведерникова — церковная проповедь, в характере которой, исходящем из личного переживания веры, сказался опыт его духовного общения с митрополитом Антонием Сурожским. Совершал чин отпевания, по просьбе их близких, известных музыкантов России: С.Т. Рихтера, Н.Л. Дорлиак, А.Г. Шнитке.
Отказавшись от карьеры профессионального музыканта, протоиерей Николай Ведерников неоднократно обращался к созданию богослужебных песнопений. Его музыкальные сочинения написаны в русле высокой традиции русского литургического пения и отличаются ориентацией на состав и возможности профессиональных церковных хоров, глубоким знанием хоровой фактуры, строгостью и кристальной ясностью многоголосной ткани, преобладанием вертикально-гармонического параметра в развертывании композиции в сочетании с элементами имитационной техники (песнопения Литургии (1975): «Великая ектения» киевского распева, «Благослови, душе моя, Господа»; «Единородный Сыне» киевского распева; «Во Царствии Твоем»; «Приидите, поклонимся» малого знаменного распева; «Трисвятое» знаменного распева; «Сугубая ектения» малого знаменного распева; «Заупокойная ектения»; «Херувимская песнь» на подобен «Чашу спасения»; «Милость мира»; «Достойно есть» малая Жуковская; «Отче наш» знаменного распева; «Хвалите Господа» киевского распева, а также одночастные духовные концерты на тексты богослужебных песнопений для 4-голосного смешанного хора (90-е гг.): «Правило веры», тропарь свт. Николаю, C-dur; «Душе моя», кондак Великого покаянного канона, c-moll/Es-dur; «Радуются вси ангели», припевы на 9-й песни канона на Рождество Христово, C-dur; «Плотию уснув», кондак Пасхи, h-moll/D-dur; «Егда снизшед», кондак в день Св. Троицы, D-dur; 2 Херувимские песни (1991, G-dur, на обиходный напев; 1995, D-dur)). Обращение протоиерея Николая Ведерников к напевам обихода Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря в отдельных песнопениях из всенощного бдения отразило характерный для композиторов московской школы интерес к претворению традиций древних распевов в современной церковно-певческой практике, а также близость отца Николая творческим взглядам А.Д. Кастальского (1977-1978; Предначинательный псалом, «Блажен муж», «Богородице Дево», Полиелей, Великое славословие, «Взбранной Воеводе»; свободные композиции, не опирающиеся на традиц. распевы — «Ныне отпущаеши», малое славословие, песнь Богородицы «Величит»; «Свете тихий» киевского распева). С этим связаны отличительные черты многоголосной фактуры песнопений всенощной: линеарность, самостоятельность контура отдельных голосов, модальный тип гармонии с присущим ему многообразием вертикальных созвучий.
Протоиерей Николай Ведерников — автор также и светских музыкальных сочинений, среди которых две симфонии (2-я, e-moll, для струнного оркестра, ударных и фортепиано, посвящена памяти Шебалина), струнный квартет, кантата «Дары Терека» на стихи М.Ю. Лермонтова.
Награжден орденами преподобного Сергия Радонежского III степени и святителя Иннокентия, митрополита Московского (2001), за миссионерскую деятельность.