Москва, 18 июня 2020 г.
17 июня 2020 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия митрополит Волоколамский Иларион принял участие в заседании Рабочей группы по подготовке Концепции учебного курса «История России» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы, сообщает Патриархия.ru.
Разрабатываемый документ является частью комплекта концептуально-нормативных материалов, определяющих основы изучения отечественной истории в современной российской школе. Он призван дополнить положения созданной ранее Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории и развить их применительно к реальной учебной практике.
Возглавил заседание, которое прошло в онлайн-режиме, руководитель Рабочей группы С.Е. Нарышкин, председатель Российского исторического общества.
В числе участников обсуждения были, в частности, заместители руководителя Рабочей группы: помощник Президента Российской Федерации, председатель Российского военно-исторического общества В.Р. Мединский, и.о. руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки А.А. Музаев и председатель Попечительского совета Российской академии образования О.Ю. Васильева, а также научный руководитель Рабочей группы, сопредседатель Российского исторического общества, председатель Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей истории и обществознания» А.О. Чубарьян, ответственный секретарь — заместитель председателя Правления Российского исторического общества А.Е. Петров. Кроме того, в заседании Рабочей группы приняли участие: начальник Управления Президента Российской Федерации по общественным проектам С.Г. Новиков; заместитель начальника Управления Президента России по научно-образовательной политике Д.С. Секиринский; заместитель министра просвещения РФ Д.Е. Грибов; заместитель министра культуры РФ Н.П. Овсиенко; председатель комитета Государственной Думы Российской Федерации по образованию и науке, председатель правления фонда «Русский мир» В.А. Никонов; ректор МГИМО МИД России, сопредседатель Российского исторического общества А.В. Торкунов; ректор Российского государственного гуманитарного университета, член Совета Российского исторического общества А.Б. Безбородов; директор Института всеобщей истории РАН, член-корреспондент РАН М.А. Липкин; вице-президент РАН, директор Института археологии РАН, член Президиума Российского исторического общества Н.А. Макаров; председатель Правления Российского исторического общества, проректор МГУ имени М.В. Ломоносова, руководитель Центра ИСПИ РАН С.М. Шахрай; директор Государственного исторического музея, член Президиума Российского исторического общества А.К. Левыкин; научный руководитель Государственного архива Российской Федерации, член Совета Российского исторического общества С.В. Мироненко, другие представители государственных структур, видные ученые, деятели культуры и образования.
Выступая перед участниками заседания, митрополит Волоколамский Иларион констатировал выверенность и тщательную проработку представленного текста Концепции учебного курса «История России», особо отметив, что в прошлом в преподавании этого предмета зачастую наблюдался определенный перекос: история государства Российского воспринималась, прежде всего, как политическая история. Однако в представленной ныне Концепции «такого перекоса нет, и должное внимание уделяется духовно-нравственной истории нашего Отечества, деятелям культуры, религиозным деятелям», отметил владыка.
«Я думаю, что это очень положительный аспект документа, который мы сейчас рассматриваем», — сказал иерарх.
Владыка Иларион также обратил внимание участников обсуждения на социально-психологические особенности сегодняшнего молодого поколения. К ним относятся, в частности, психологическая зависимость от виртуальной среды, так называемое клиповое сознание, внушаемость по отношению к идеям, в том числе деструктивным, а также способам воздействия на личность через дополненную гибридную реальность информационного пространства, отсутствие нравственных ориентиров, основанных на абсолютных ценностях, ощущение себя в качестве взрослых при отсутствии социальной и личностной зрелости, что вызывает неустойчивость и тревожность психики, требующей постоянного сопровождения, отсутствие твердости в достижении целей, повышенную чувствительность к критике и неудачам. «Очень важно, чтобы при разработке Концепции учитывалось в полной мере своеобразие сегодняшнего молодого поколения. Это касается и тематики, и подачи материала», — уверен митрополит Иларион.
Он также указал на необходимость взаимосвязанности курса истории России с другими социально-гуманитарными учебными предметами, в том числе такими, как «Основы религиозной культуры и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Причем это должна быть не только тематическая, но и ценностная, мировоззренческая связь. Архипастырь отметил: «Именно ценности, имеющие традиционный характер, должны быть в полной мере отражены в этом учебном курсе. А эти ценности, конечно, неразрывно связаны с религией и культурой нашей страны».
Митрополит Волоколамский Иларион также напомнил, что в России в настоящее время развивается признанная государством и поддержанная всеми традиционными религиями отрасль знания — теология. Было бы правильным привлекать теологов к разработке учебного курса «История России», подчеркнул иерарх, отметив, в частности, что Президент Российской Федерации в приветствии участникам III Международной научной конференции «Теология в научно-образовательном пространстве: религия, культура, просвещение» упомянул о значимости повышения роли теологии в сфере гуманитарного знания, в сбережении духовно-нравственных ценностей и культурного наследия народов России, в воспитании подрастающего поколения.
Высказав также некоторые поправки и предложения в отношении представленного проекта, владыка Иларион резюмировал: «Я хотел бы сердечно поздравить разработчиков Концепции и всех нас с тем, что у нас появился такой замечательный документ, на основе которого, я думаю, будет в дальнейшем вестись преподавание истории в наших учебных заведениях».