Православный календарьПравославный календарь
«Обопрись на Бога! Он не оставит!»
Елена Кучеренко
В это страшное время либо ты веришь Богу и молишься, либо просто сойдёшь с ума.
Архимандрит Нектарий (Хаджипетропулос): «Мы служим народу Божию и Церкви, и весь наш заработок направлен на это»
Мы, монахи, не кладем деньги себе в карман, не копим их, всё идет на нужны нашей общины.
Патриарх Тихон и комсомолка Маша
Марина Бирюкова
Не одну только салфетку вынесла она тогда из Донского монастыря, но нечто гораздо более важное.
Образцовые христианские семьи
Анна Сапрыкина
Людям удавалось создавать христианские семьи, строить добрые и крепкие отношения, учить детей вере и идти всей семьей к совершенству в самых разных условиях.
Не стрелять в сердца
Елена Кучеренко
Люди стали ближе. Ближе – не против кого-то, а за то, чтобы все, везде и всегда были живы…
«Когда все еще было хорошо»
Елена Кучеренко
Парадокс в том, что счастливым можно быть только в настоящем. Больше никогда.
«И исчезнет страх, с которым взираем мы в завтрашний день»
О новой книге по трудам архим. Иоанна (Крестьянкина)
Только живая вера способна оградить нас от волны страха, который захлестывает весь мир.
Мысли о «Декларации об учении о русском мире»
Протодиакон Владимир Василик
Понятие «Русского мира» – культурное и историософское, оно не может быть догматизировано.
«Тот, кто убил моего мальчика, жив...»
Две истории о прощении
Плакала Василиса Васильевна. И гладила по голове этого человека, который Ваську ее убил.
Любовь Божия и вечные муки
Священник Валерий Духанин
Терять отведенное здесь время жизни, думая, что потом нам и так всё простят, – безрассудно и глупо.

О церковной жизни

Фото: Пелагия Замятина, «Вечерняя Москва» Фото: Пелагия Замятина, «Вечерняя Москва»     

Один человек с горечью говорил о крестнике: тот перестал ходить в храм. Год назад познакомился с девушкой, которая не верит в Бога. Парень попал под ее влияние, снял крест, стал говорить, что Церковь — это зло и те, кого он встречал там, отнюдь не святые. Его крестный расстроен, но не знает, как рассказать юноше о жизни в Церкви.

Вспомним, что установлена Она была не людьми, а Господом Иисусом Христом. Именно через Церковь человек спасается, приобщаясь благодати Божией через таинства Крещения, Миропомазания, Покаяния, Елеосвящения (Соборования), Венчания, Священства (для некоторых), Евхаристии (Причащения) — главного заповеданного Господом таинства (см. Лк. 22:19–20; 1Кор. 11:23–26). Важна и соборная молитва, ведь Спаситель говорил: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20).

В Церкви Сам Христос действует через таинства. Не люди, а только Один Бог. Он может восстановить разбитое в прах, вернуть «прежнюю красоту душам, безнадежно потерявшим ее» (акафист «Слава Богу за все». Кондак 10).

Апостол называет Церковь телом Христовым (1 Кор. 12:27). Создавая Ее, Господь понимал, что войдут в Нее не только святые, но и люди с недостатками, страстными привычками. Человеческая природа у всех одинакова: со времен Адама люди склонны ко греху. Еще апостол Иоанн Богослов отмечал: «Если говорим, что не имеем греха, обманываем самих себя» (1 Ин. 1:8), — ведь к прегрешениям относятся не только поступки или слова, но и мысли.

Разве человек приходит в Церковь за человеческой святостью? Нет, за святостью Божией. Тогда нас не может остановить то, что в Церкви есть люди, которые согрешают. «Кто из вас без греха, первый брось в нее камень» (Ин. 8:7), — сказал Господь фарисеям о грешнице, которую они привели, чтобы казнить.

Так что же такое Церковь? Общество святых или общество кающихся грешников? В этом все и дело. В Церковь входят разные люди: и святые, которые достигли Царства Божия, и кающиеся грешники, еще живущие на земле. Печально, что люди стремятся увидеть в Церкви только ангелов и святых, ведь когда такие надежды сталкиваются с реальностью, розовые очки разбиваются, и осколки больно ранят человека. Он вдруг решает, что ему нечего делать в храме, а ведь даже и не пытается понять, для чего же православные христиане туда приходят и там молятся. Совсем не для того, чтобы искать людей по душе.

Церковь — это больница для мира, измученного греховным недугом. В Церковь стремятся люди, которые хотят приблизиться к Христу, ищут у Него помощи в борьбе со страстями. Поэтому на возмущения фарисеев о том, зачем Господь общается с мытарями и грешниками, Иисус Христос говорит: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные… Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9:11–13).

Другой вопрос, что к служителям Церкви внимание более пристальное. В них люди стремятся увидеть образец праведности. Мы можем представить идеальный вариант, когда Церковь отбирает лучших из лучших для служения, как это было в ранние века христианства. Тогда каждый священнослужитель являл бы собой образец подвига. Нынешняя реальность, к сожалению, другая. Общество разобщено, и люди не знают друг друга настолько хорошо, чтобы выбрать пастырей Христовых. Служат в Церкви в первую очередь люди, которые этого желают, к этому стремятся.

Однако святость Церкви измеряется не праведностью священнослужителей или прихожан, а святостью Ее Главы — Христа (см. Еф. 5:23). Человек идет в храм не к священнику, а к Самому Богу, молится Ему, через участие в церковных таинствах приобщается Его Благодати.

Отношения Бога и человека — личные. В храме стоит много людей, все они разные, у всех свой груз грехов и все идут к Христу своим крестным путем. Спаситель обращается к каждому конкретному человеку, призывает его к спасению. Может ли в таком случае интересовать поведение других людей, если каждому из нас предстоит дать ответ за собственную жизнь перед Богом? Предстать перед Господом придется и мирянам, и священникам, и епископам. Суда Божия никто не избежит, только «кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк. 12:48). К чему тогда смотреть на окружающих, если, как говорила святая блаженная Матрона Московская, «каждая овечка будет подвешена за свой хвостик».

У псалмопевца Давида есть слова, обращенные к Господу: «Не дай уклониться сердцу моему к словам лукавым для извинения дел греховных» (Пс. 140:4), — то есть не дай мне искать оправдания собственным согрешениям. Нежелание идти к Христу и отказаться от страстных привычек — грех. Можно свое нежелание быть с Богом оправдывать тем, что в Церкви не такие люди, как хотелось бы. Но это лукавые слова.

Чаще так говорит человек, который не испытывает радости живого общения с Богом, не понимает смысла христианства, участие в таинствах — это формальность, он не знает, что такое молитва, не знает содержания богослужения. Ведь приобщение благодати, как личный опыт соприкосновения с Богом, утверждает человека в вере. Надеюсь, что для юноши, о котором так переживает крестный, настанет момент встречи с Богом. Тогда все его сомнения рассеются.

Другая причина скрыта в изначально завышенных ожиданиях. Человек надеется увидеть в храме святых, какими он их себе представляет, а сталкивается с живыми людьми. Необходимо понимать, что во все времена в Церкви были люди разные: и такие ревностные с горячей верой, как апостол Петр, чистые сердцем, как апостол Иоанн Богослов. Но были и те, кого общественное мнение изначально причисляло к грешникам, например мытарь Закхей — начальник сборщиков податей. После встречи со Спасителем он в корне изменил собственную жизнь (см. Лк. 19:1–10), по преданию, даже стал первым христианским епископом в Кесарии Палестинской. Был прославлен в лике святых как Закхей Праведный.

Христос воспринял зараженную грехом человеческую природу с одной целью — очистить ее от греха. Он воспринимает нас со всеми немощами для того, чтобы привести к Отцу. Божественная природа Церкви всегда чиста, прекрасна и непорочна, а ее человеческая составляющая искалечена грехом. Изучая историю Церкви, мы не можем сказать, что среди людей греховность увеличивается, уменьшается или пребывает неизменной. Она, пожалуй, колеблется — когда-то больше проявляется, когда-то меньше. Но для того чтобы очистить, освятить людей, Господь и пришел в мир и основал Церковь.

Когда возникают сомнения, помогает Священное Писание. У апостола Павла есть слова, которые говорят о том, что Спаситель предал Себя за Церковь, «чтобы представить ее… не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного», — то есть грехи людей не могут очернить чистоту Церкви, — «но дабы она была свята и непорочна» (Еф. 5:25, 27).

Рейтинг: 10 Голосов: 132 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×