Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Праздник Онуфрия Мальского совершается уже столетие за столетием, хотя мы об этом подвижнике практически ничего не знаем. Знаем лишь, что он отошел ко Господу в 1492 году; и конечно же, знаем, что он создал этот уединенный монастырь.
Сколько таких подвижников было в Православной Церкви от времени пришествия Господа Иисуса Христа и до наших дней на нашей Руси и в других странах! Мы помним о множестве людей, ходивших вместе со Христом Господом в дни земной Его жизни, и их называли в Евангелии, и еще множество людей, и про женщин говорили: мироносицы и «иные с ними». Но они неизвестны для нас. А для Господа Бога это любимые дети, имена которых Он по Промыслу Своему и по особому подвигу этих людей скрыл, скрыл от нас, будущих поколений христиан, да и от самих их современников, от многих.
Сегодня в Святом Евангелии мы читали о «блаженстве нищих духом», то есть ничего не имеющих духовно, считающих, что они нищи всеми добродетелями и всеми дарованиями, – вот что такое «нищие духом». Они никогда не скажут: я хожу молиться, я пощусь, я знаю Писание, я знаю лучше тебя. Они скажут, но не лицемерно, а искренне: я и правда не знаю, да вот я читала в Евангелии или читал в Евангелии то-то и то-то, но правильно ли я понял – не вем, святые отцы объясняют так, а я, конечно, могу понять совсем по-другому.
Нищета, которую осознают люди о своей духовной жизни и своих якобы совершенствах, – это и есть смирение. И первое, о чем говорит Господь в Своей Нагорной проповеди, – это именно о нем, о смирении. Не натужном, не нарочитом, не лицемерном тем более – как фарисеи, которые становились на площадях и на углах домов и пытались смиренно и кротко молиться. До неба возносилась, но не молитва их, а их гордыня и низвергалась даже до ада вместе с носителями этой гордыни.
Батюшка отец Иоанн много раз говорил: «Никогда и ничего напоказ, ничего с тщеславием, а если и пришла по немощи нашей какая-то мысль о тщеславии и о том, что мы что-то собой представляем, – покаяться сразу как в величайшем грехе». В чем здесь грех? В соединении с тем, кто является носителем гордыни, – с денницею, с диаволом.
Всякий раз, когда мы тщеславимся и гордимся, мы духом соединяемся с диаволом, и именно это требует особого покаяния
Всякий раз, когда мы тщеславимся и гордимся, мы духом соединяемся с диаволом, и именно это требует особого покаяния. «Отрекаюся тебе, сатано, всех дел твоих, всех ангел твоих и всея гордыни твоея», – вот что надо говорить, когда мы восчувствовали в себе гордость и смирение.
Есть другая сторона медали – смиренничанье, когда люди усердно изображают смирение. «Ой, простите», – на всякое любое слово торопливо и заученно; «Простите, простите, простите», – автоматически, а не от всей души.
Прежде, чем сказать каждому, почти незнакомому: «Простите, простите, простите», – сядьте, запишите на бумаге всех тех, кто вас обидел, всех тех, к кому тяжело лежит ваше сердце, кого вы почитаете за своих врагов и недоброжелателей, кто нанес вам оскорбление и вы осудили его. Вот вначале к ним, прямо по списку, сходите, попросите искренне прощение за ваше осуждение, а потом вы можете хоть перед каждым встречным извиняться, это легче всего.
Отсутствие смирения и лицемерие, гордыня и фарисейство всегда соседствуют в душе несчастного человека. Будем бежать от них, как от диавола, будем ненавидеть их как причину нашей вечной погибели, о которой мечтают они. Будем ревновать о кротости, смирении – высших добродетелях, которые венчают подвижника вместе с любовью, являющейся средоточием всех совершенств: мужества, милосердия, рассуждения, смирения, исполнения евангельских заповедей о любви к Богу и ближнему.
Будем ревновать о кротости, смирении – высших добродетелях
Будем стремиться именно к этому, обращаясь к учителю смирения – сегодня прославляемому Святой Церковью Онуфрию Мальскому, который был смиренен здесь на земле и в жизни своей, и по отшествии своем, и до сего дня. Мы видим плоды его трудов, мы почитаем этого подвижника, прославленного Самим Богом, но он, даже спустя 500 лет по своей кончине, скрывает свои подвиги. Будем иметь его как учителя, как самого прекрасного и лучшего наставника не словом – слов мы можем произнести сколько хотите, – а своей жизнью, которая Церковью называется житие.
Поздравляю всех вас, прихожан этого храма, этого монастыря, и всех тех, кто с усердием приходит сюда! Поздравляю отца Алексия, нынешнего настоятеля; отца Романа, который потрудился тоже здесь; поздравляю отца Василия, который здесь, к сожалению, не присутствует, но мы всегда его с любовью и радостью ждем; поздравляю хор и всех здесь присутствующих!
Хочу объявить вам, что мы оформили наконец-то храм и можем просить у нашего Отечества, государства субсидию, средства на ремонт этого прекрасного старинного храма. Он очень нуждается в лечении, очень, и давно нуждается. И вот в этом году уже начнутся исследования и проектные работы по реставрации, по лечению, исцелению стен, фундаментов, крыши – всего того, что составляет зримый, видимый храм. Господь по молитвам святого Онуфрия да поможет всем нам в этом!
Прошу вас еще и еще раз: к Причастию подходить по очереди раздельно. Болезнь не утихает, это за грехи наша посланное моровое поветрие. Мы читали сегодня помянник, где только священники и только монахи. И они – далеко не все. А сколько еще безвременно умерших! Сотни, тысячи даже в нашем Отечестве.
По слову пророческому отца Иоанна (Крестьянкина), будьте всегда и во всем очень внимательны и осторожны. Гордыня и тщеславие понуждают нас быть легкомысленными, отбросить всяческую осторожность, но это – диавольская мысль. Мы не должны повредить ближнему, заразившись и заразив ближнего и став, таким образом, убийцей. Мы не должны от легкомыслия своего, даже служа ближнему, повредить и самим себе, потому что жизнь наша вручена нам не кем другим, как Самим Господом Богом.
Желаю вам здравия, душевного спасения и всегдашних молитв нашего великого и смиренного заступника преподобного Онуфрия Мальского, Псковского чудотворца. Аминь!