В июне 2020 года насельницы екатеринбургского Александро-Невского Ново-Тихвинского монастыря проводили в путь всея земли самую старшую по возрасту сестру своей обители – схимонахиню Екатерину (Дудину). Матушке было 96 лет. Люди выбирают иночество в разном возрасте – кто-то едва ли не с детства. Ее путь в монашество оказался длиной почти в целую жизнь. В этой жизни было исполнено все, что заповедано женщине: счастливый брак, дети… была и интересная работа, и то, что теперь принято называть личностным развитием, реализацией способностей… И только в пору истинной зрелости ясно открылось, что Господь всегда был рядом и вел ее за Собой – многими случайными, а на деле совсем не случайными событиями жизни, выбором, который сделали дочери: обе они приняли монашество раньше своей мамы… Прекрасно, что о такой простой и одновременно удивительной судьбе удалось снять небольшой, очень светлый фильм с участием самой монахини Екатерины. Сестры написали о ней и о фильме «Екатерина из города святой Екатерины» на сайте монастыря буквально за несколько дней до кончины матушки. Молитвенно прося упокоения ее мирной и благодарной душе, хотим и наших читателей познакомить с человеком, нашедшим истинное счастье в Боге.
– Вы знаете старца Паисия Святогорца? Мы с ним ровесники! Я даже старше его: он вроде где-то летом родился, а я в начале года, в феврале...
Монахиня Екатерина действительно родилась в том же году, что и старец Паисий, – в 1924-м. Ей 96 лет, а если отсчитывать от монашеского пострига (в 2019 году), то ей всего лишь годик. Она полна духовной бодрости, радости и благодарности Богу, и любому человеку может рассказать о том, что такое счастье…
История ее жизни одновременно и проста, и удивительна – так же, как история любой души, обретшей Бога после многих лет жизни без Него.
Всё неслучайно
Необычайно ясная память монахини Екатерины сохранила в подробностях воспоминания о далеких 1920-х годах, о семье, о детстве. Ее отец был потомственным портным, мать вела хозяйство. В 1923 году родители переехали в Екатеринбург.
– В Екатеринбурге я и родилась. Именно в Екатеринбурге, а не в Свердловске, – монахиня Екатерина показывает выцветшее, темное от времени свидетельство о рождении, где с трудом, но все же можно прочитать: «Екатеринбург».
Но в Екатеринбурге новорожденная Галина (так звали монахиню Екатерину в миру) жила недолго – ей было несколько месяцев, когда власти решили переименовать город. Названия предлагались разные: Красноуральск, Красный Урал и даже Реваншбург (намек на убийство в Екатеринбурге Царской семьи). Наконец, в ноябре 1924 года Екатеринбург был официально переименован в Свердловск. Город лишился не только исторического имени, но и почти всех своих храмов. В 20-е годы были закрыты Ново-Тихвинский монастырь, Вознесенская церковь, храм Малый Златоуст. Всего за один 1930 год были взорваны Екатерининский и Богоявленский соборы, храм Большой Златоуст, закрыты Свято-Троицкий и Успенский храмы. Новые власти старались, чтобы имя Божие было окончательно стерто из сознания советских людей.
– О вере тогда совсем не говорили, – вспоминает матушка Екатерина. – Но как-то мы с мамой гуляли (я даже то место помню!), а она вдруг говорит молитву: «Отче наш, Иже еси на небесех…», потом «Богородице Дево, радуйся…» И замолчала, ничего больше не сказала… Сколько лет прошло, а я почему-то до сих пор помню. Теперь-то я понимаю, что это было сказано неслучайно – Господь мне в сердце заронил искорку.
Долгая дорога к счастью
В детстве. Со старшей сестрой А дальше была обычная судьба советской девушки. Галя окончила школу, потом по случаю курсы английского языка, устроилась на работу – преподавателем в строительный техникум. Там она познакомилась со своим будущим мужем. Игорь Дудин был ее учеником. Между ними было шесть лет разницы, но он сразу полюбил свою учительницу. Долго не решался сделать предложение и вообще открыть свои чувства. Сначала решил получить основательное образование – после техникума поехал учиться в Ленинград, в артиллерийское училище. Это училище было бывшим пажеским корпусом, в 1940-е годы там еще работали учителя, преподававшие при Царе.
Игорь Дудин вышел из училища настоящим царским офицером – благородным, с изысканными манерами. Он мечтал, что вернется в Свердловск и повенчается с Галиной. Именно повенчается. Однажды в Ленинграде в одном из храмов он увидел венчающуюся пару и залюбовался… Игорь с детства ходил в храм, бабушка учила его, что, входя в церковь, нужно перекреститься, приложиться к иконе.
Вернувшись в Свердловск, Игорь наконец сделал предложение Галине, и она согласилась. В семье родились две девочки.
– Все хорошо у меня было. По-разному, конечно, жили, но было много доброго, светлого. Меня как-то всегда Господь вел, – говорит монахиня Екатерина. – Я тогда не понимала, конечно, что это Господь ведет. Просто плыла по течению, куда понесет. Все мне нравилось, везде хорошо… И войну пережили; тяжело было, страшно, но время это как свет вспоминается, много трудов было, но они все в радость были.
Родные Галины не помнят, чтобы она хоть раз с кем-нибудь поссорилась. Она всегда всех любила и со всеми была в мире. У нее было всё: любящий муж, хорошие дети, любимая работа. Что еще нужно? Но, оказалось, что высшее счастье еще впереди.
«Бог-то есть!»
– Я всегда очень много читала, всю классику знала. И не классику тоже. Увлекалась, как многие в Советском Союзе, фантастикой, – рассказывает монахиня Екатерина и смеется.
Говорят, что Бог ищет путь к сердцу каждого человека. Иногда через книги, через музыку. Так было и у Галины. Ее восхищала гармония слов в книгах, гармония звуков в любимых мелодиях. Бывало, она услышит по радио мелодию и зовет дочерей: «Слушайте, как красиво! Это “Лунная соната” Бетховена».
В доме Дудиных была богатая библиотека, тем более что и времена стали меняться: на смену голодным 40-м и 50-м пришли более благополучные 60-70-е, а следом и перестройка, демократия…
В это время стали выходить книги и журналы о вере. Галина по-прежнему много читала, и именно через чтение – ее любимое занятие – ей однажды и открылся Бог.
– Я однажды читала что-то о вере, даже не помню уже что, – говорит монахиня Екатерина. – Но помню, меня вдруг словно ударило: Бог-то есть! (плачет) И говорю своим: «Девчонки, я же вас не покрестила! Быстро бегите креститесь!»
С этого времени вся семья стала ходить в храм святого Александра Невского, который тогда как раз только что был возвращен верующим (а вскоре стал главным храмом возрожденного Ново-Тихвинского монастыря). Для Галины началась совершенно новая жизнь.
– Я тогда еще довольно молодая была, мне было всего 70 лет…
«Как легко мне жить с Тобой, Господи!»
Прошли еще годы. Обе дочери Галины стали монахинями. Муж Игорь в старости много болел и в 2008 году мирно скончался на руках у духовника. И осталась Галина… нет, не одна. С Богом.
Службу в храме она никогда не пропускала, каждое воскресенье и во все праздники ее можно было увидеть в Александро-Невском соборе Ново-Тихвинского монастыря, на одном и том же месте. Этот ее разговор с Богом длился почти тридцать лет...
– Я в храм езжу на такси уже пять лет, все водители меня знают. Они, когда за мной приезжают, спрашивают: а какой сегодня праздник? И пока мы до храма едем, я им рассказываю, просвещаю, – говорит матушка Екатерина.
Наконец, пришло и время пострига. Именно тогда, когда сама Галина начала об этом задумываться, ей позвонила дочка из монастыря и спросила, не хочет ли она стать монахиней.
– Мне вначале предложили имя Ольга, но я сразу ответила: «А можно Екатерина? Я и родилась в Екатеринбурге, и медаль получила в честь святой Екатерины».
Сохранились кадры этого события, на которых 94-летней Галине Леонидовне митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл вручает медаль. Галина Леонидовна и до этого почитала святую Екатерину, а медаль стала для нее как бы знаком, что эта святая – ее небесная покровительница. Потому она и просила дать ей в постриге это имя. Так она стала монахиней Ново-Тихвинского монастыря, самой старшей по возрасту.
– Не бывает ли Вам грустно, одиноко?
– Да что вы, у меня столько дел: и помолиться надо, и Евангелие почитать, и акафист. А какое одиночество? Я не одна, я с Богом. А Бог – это радость.
Матушка Екатерина говорит то, что опытно познала ее душа. Еще до пострига она как-то позвонила дочери в монастырь и попросила сделать ей красивую надпись: «Как легко мне жить с Тобой, Господи!» Слова эти стали выражением ее внутреннего состояния. Правда, удивительно? 96-летняя старица, одинокая, немощная, а преисполнена такой радости, какую не могут найти в своих душах и молодые люди.
Монахиня Екатерина шла к своему счастью всю жизнь. Много лет она ничего не знала о Боге, но при этом с благодарностью принимала всё, что Он ей подавал. Радовалась всему: природе, красоте, своим родным и друзьям, любой работе. Когда было трудно, не унывала, и никогда никого не винила, всем дарила любовь. И так ее душа готовилась к тому, чтобы узнать Бога.
– Господь мне очень много дал. Много в жизни было радости. И вот дожила я до такого счастья, что узнала Бога, и даже удостоил меня Господь пострига. Счастье-то – в Боге. В том, чтобы жить для Него.
…Матушка Екатерина отошла ко Господу 18 июня 2020 года, просим молитв за этого поистине святого человека.
«Велик Ты, Господи; велика сила Твоя и неизмерима премудрость Твоя. И славословить Тебя хочет человек, частица созданий Твоих. Ты услаждаешь нас этим славословием, ибо Ты создал нас для Себя, и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе» (Блаженный Августин Иппонийский).
Александро-Невский Ново-Тихвинский женский монастырь города Екатеринбурга