Хабаровский эксперимент: психология и психологи в духовной школе

Беседа с архиепископом Биробиджанским и Кульдурским Ефремом

Архиепископ Биробиджанский и Кульдурский Ефрем (Просянок), первый проректор Хабаровской духовной семинарии в 2009-2015 гг., дает оценку эксперименту по внедрению преподавания психологии в программу духовных школ.

Хабаровская духовная семинария Хабаровская духовная семинария

– Ваше Высокопреосвященство, накануне нашей беседы я изучил предысторию. Хочу сказать, что, к моему удивлению, первая из духовных школ Русской Православной Церкви, признанная государством и прошедшая в 2015-м году соответствующее лицензирование, находится не Москве или Санкт-Петербурге, а на Дальнем Востоке. Это Хабаровская духовная семинария. Кроме того, данное учебное заведение является первопроходцем в различных проектах реформирования содержания духовного образования – видоизменения привычной семинарской модели в соответствии с тем, что именуют современными тенденциями и представлениями о роли пастырства в обществе. Споры о новшествах в московских духовных учебных заведениях, на примере преобразований в Сретенской духовной семинарии, сейчас только начинаются. Поэтому опыт Хабаровской ДС значим для определения будущего системы духовного образования Русской Православной Церкви.

Один из наиболее интересных эпизодов, как мне представляется, связан с попыткой использовать психологические методы в обучение семинаристов и привлечь психологов и современных тренеров, так называемых коучей, к занятиям. Расскажите, владыко, какое участие в этом вы принимали и когда в Хабаровской семинарии начался данный эксперимент.

– Спасибо. Да, я, будучи в то время викарием Хабаровской епархии, епископом Бикинским, занимал должность первого проректора Хабаровской семинарии, был занят организацией учебного процесса, разработкой его содержания, и на мою долю пришелся основной объем вопросов, связанных с новым направлением – работой у нас психологов.

Сейчас мне сложно вспомнить дату, это было начало 2012 года, когда в Хабаровск для занятий с семинаристами стали регулярно прилетать Лариса Филипповна Шеховцова, доктор психологических наук, профессор Санкт-Петербургской Православной духовной академии и Санкт-Петербургской Академии постдипломного педагогического образования, и Скуратовская Наталья Станиславовна, психотерапевт и бизнес-консультант, – у нее в Москве своя практика.

Лариса Филипповна проводила занятия в аудиторной форме, Наталья Станиславовна, помимо проведения лекций, пыталась устраивать в семинарии тренинги и практикумы.

– Владыко, как долго продолжался эксперимент по внедрению в духовное образование психологических методов?

– Довольно долго, ориентировочно, до 2014 года, около двух лет.

– А с чем было связано его завершение?

– Психологов приглашал лично митрополит Игнатий (Пологрудов), тогдашний ректор и правящий архиерей Хабаровской епархии, так что подробности завершения сотрудничества мне неизвестны. Но в одночасье до нас как семинарского руководства было доведено то, что Хабаровская духовная семинария переориентируется на новое направление – подготовку к миссии среди китайских граждан. Место психологов заняли преподаватели китайского языка и некоторых других связанных с этим предметов.

– Смена ориентиров очень резкая. Как это объяснить?

– В общем, я думаю, накопилась усталость с обеих сторон. Начало психологического марафона было энергичным, но всё новое рано или поздно становится обыденным. Постепенно перестала читать лекции Лариса Филипповна Шеховцова. Продолжала приезжать и проводить занятия одна Наталья Станиславовна Скуратовская. Очевидного прогресса, изменений к лучшему, расширения возможностей семинаристов и в целом учебного процесса не происходило. Последние месяцы проект психологизации двигался уже по инерции.

Последние месяцы проект психологизации двигался уже по инерции

Что же касается решений правящего архиерея, то управлению владыки Игнатия был свойственен особый стиль, быстро меняющийся под влиянием обстоятельств. Так было и с внедрением в семинарскую практику «эффективных современных стратегий», так было и с перенастройкой нашей духовной школы на миссионерскую волну.

Вообще, нужно отдать должное, служение митрополита Игнатия на хабаровской земле складывалось очень ярко, память о владыке сохраняется спустя много лет на Дальнем Востоке. У него был настоящий дар общения с нецерковными людьми – с властями, общественными организациями, военными. С его именем связано большое число инициатив, начиная с открытых лекций владыки по истории православной культуры и иконописи в Дальневосточном государственном медуниверситете и заканчивая открытием на территории края многочисленных кабинетов противоабортного консультирования на базе медицинских учреждений. Но в том, что касается семинарского образования, было заметно некое непонимание. Сам он духовной семинарии и академии не заканчивал, диссертация его была светской и, кстати, по психологической тематике. Так что проекты и замыслы владыки ректора в отношении Хабаровской семинарии, к сожалению, не дали результата.

Духовное образование – это именно школа. Жизненная школа, в первую очередь. Не учреждение имени одного какого-то человека, пускай даже какой-нибудь сильной и яркой личности, но проживание и выполнение разнообразных задач на протяжении нескольких лет в обстановке семинарии. Как человек, закончивший один из ведущих светских вузов Северного Кавказа, факультет менеджмента и информационных систем, а затем отучившийся в Московских духовных школах, семинарии и академии, и 13 лет после этого посвятивший духовному образованию, могу сказать это с определённостью.

– Что же, миссионерский уклон Хабаровской духовной семинарии имел ли успех?

– К сожалению, нет. Представление о том, что обычному семинаристу под силу справляться с углублённым изучением китайского и осваиваться далее в непривычной и непонятной во многом среде, не имело под собой достаточных оснований. Для этого нужны специально настроенные, талантливые ребята, каковых на всю нашу страну – единицы. Компетентные преподаватели-китаисты нам разъяснили минимальное требование к изучению китайского: минимум два часа практики ежедневно! Мы разговаривали с о. Дионисием Поздняевым, который знает китайский и много лет служит в Гонконге; по его мнению, для миссионерства лучше было бы обучать семинаристов свободному владению английским. Большинство китайцев, живущих в больших городах, говорят по-английски.

– Владыко, вернёмся к взаимодействию Хабаровской духовной семинарии с психологами. Как это выглядело?

– Для семинарии и ее руководства это было непростое время. Примерно два раза в семестр начинался переполох: учебное расписание подвергалось кардинальному изменению под потребности приезжающего специалиста. «Психологический интенсив» длился около месяца. Это при том, чтобы вы понимали, что по условиям государственного лицензирования мы обязаны были придерживаться определённых рамок и требований. По этой причине даже организационно – напряжение очень серьёзное.

Лекционный курс Ларисы Филипповны (Шеховцовой) включал в себя небольшое число занятий с обзором современных психологических школ и был выдержан в духе православного вероучения. Не вызывало сомнений, что человек хорошо понимает специфику духовного образования. Наталья Станиславовна (Скуратовская) – человек несколько иного склада, она изначально была настроена неодобрительно к семинарским и, шире, к церковным порядкам и методам обучения и постоянно так или иначе подчёркивала превосходство своего психологического понимания.

– Спорили с ней?

– Почти нет, крайне редко. Дискутировать Наталья Станиславовна не была настроена, а от владыки ректора ей предоставлялись широкие полномочия. Впрочем, я позволил себе не согласиться с ее тезисами о так называемом «пастырском выгорании», которые она с большой тщательностью насаждала в работе со студентами. Я считаю, что молодым ребятам, которые только готовятся к пастырскому служению, не нужно считать «выгорание» обязательным и ожидать, когда же оно у тебя наконец проявится. Само по себе это подрывает их внутренние силы. Да, не исключено, что в иные моменты – я по себе это знаю – испытываешь упадок сил и сухость в молитве, – но в целом позиция «не перетрудиться бы» для священника, конечно же, проигрышная.

В целом позиция «не перетрудиться бы» для священника, конечно же, проигрышная

– Один из философов утверждал: «Взывать к мужеству – это уже наполовину значит внушить его». Непонятно, как быть, когда тебе повторяют, что никакое мужество тебе не поможет и что жертвенное служение нехорошо и чревато психологическими осложнениями. Особенно в отношении молодых ребят-семинаристов важно, мне кажется, зажечь, задать общий высокий настрой. Во всей этой теории выгорания мне видится что-то бескрылое.

– Конечно. Тогда, как и сейчас, у меня в кабинете имелось несколько фотопортретов – это глубоко почитаемые мною подвижники, сердца которых пламенели любовью к Богу и людям: отец архимандрит Иоанн (Крестьянкин), схимитрополит Зиновий (Мажуга), архимандрит Матфей (Мормыль) и мой духовник. Я указал на них присутствующим и напомнил: «Эти священники обязаны были давным-давно выгореть, если следовать психологической теории. Вместо этого они сами горели и возжигали других, давали силы и укрепляли в вере сотни и тысячи других».

Архиепископ Биробиджанский и Кульдурский Ефрем Архиепископ Биробиджанский и Кульдурский Ефрем

– Как выглядели психологические практикумы буквально? Чем на них занимались семинаристы?

– Заявлялся широкий круг целей. Наталья Станиславовна (Скуратовская), по ее словам, готова была исправлять всё и обеспечивать какую-то невиданную эффективность. Тут и тренировка коммуникативных навыков у семинаристов, и развитие креативности, и преодоление внутренних барьеров на пути к успешности – всё, что сегодня так увлекает мир. Каюсь, мне трудно было с самого начала разделять этот энтузиазм. Фактически потребовалась полная перестройка подхода к духовному образованию. Лекции по богословию, Новому Завету отодвигались ради того, чтобы «расчистить» место под занятия с психологом. Складывалось впечатление, что психология – чуть ли не самое главное, что может потребоваться будущему священнику. И самое главное, что, когда студент приходил на занятие (к Скуратовской), оказывалось непонятно, как это связано со всем остальным, чему он учится и что слышит от других преподавателей. Совместить, перебросить мостки между одним и вторым – богословием и психологией – вопреки декларациям, на деле было невозможно.

Психологическое мировоззрение отличает самодостаточность. У него есть свой язык, и оно не нуждается в духовных обоснованиях и откровении. Это если говорить о психологическом направлении, распространенном сегодня. Семинаристам объяснялось, к примеру, как расшифровать состояние и намерения собеседника, если он при разговоре, к примеру, почёсывает нос или берётся за ухо, сидя занимает одну либо другую позу. Соответственно, его поведение говорит о закрытости либо об обмане, страхе и двойных мыслях. Можно разузнать у человека что-нибудь, выудить, наведя постепенно разговор на нужную тему. Но не скажу, чтобы священнику было полезно и целесообразно разбирать приходящего к нему человека «по винтикам» или учиться оказывать влияние. Пастырский подход – он в первую очередь сопереживающий и пекущийся о спасении души.

Пастырский подход – в первую очередь сопереживающий и пекущийся о спасении души

Хитроумие и изощрённость могут, наоборот, навредить. Сопереживают и отдают душу за ближнего, как правило, в простоте, а не потому, что знают, как дёргать за различные верёвочки. Да и со стороны люди ожидают от священника нечто иное, по сравнением с поведением психотерапевта; люди хорошо различают искреннее от не вполне искреннего.

– Мне вспомнилась замечательная книга «Талант общения: Дейл Карнеги или авва Дорофей?» В ней подробно сопоставляются православная и современная позиции. Дейл Карнеги – не психолог, а, скорее, талантливый беллетрист, но его рекомендации во многом соответствуют общему представлению современности об успешной коммуникации. Кстати, автор книги, о. Михаил Дронов, говорит, что утерять способность к искренним отношениям очень легко в случае, если человек увлекся психологией. Ведь все эти идеи о том, как произвести впечатление, как контролировать разговор в нужном тебе русле, есть не что иное, как тонкое лукавство.

Владыко, как вы полагаете, для вашего гостя, приглашённого консультанта и представителя психологического направления Скуратовской Натальи важно было наладить взаимопонимание с руководством и преподавательским составом семинарии?

– Сложный вопрос. Могу ответить за себя лично, что для меня это было также нечто новое. В какой-то степени мне интересно было взглянуть на работу психолога и тренера с близкого расстояния. Видимо, коммуникативные навыки у подобных профессионалов распределяются неравномерно, поэтому одних они учат азам коммуникации, а на других это великолепие не распространяется. Я, как оказалось, отношусь ко вторым. Наладить коммуникацию нам, к сожалению, не удалось. Вообще, Наталья Станиславовна (Скуратовская) произвела впечатление закрытого человека. Не знаю, что для неё самой значат церковная жизнь и священническое руководство. Впервые за время моего служения в священном сане пастырское измерение во взаимоотношениях целиком и полностью отсутствовало. Это выглядело странно. Во многих аудиториях, на разных мероприятиях мне приходилось встречать людей иных мировоззрений – и атеистов, и родноверов, и мусульман – и для них всегда это была встреча и разговор не только с конкретным отцом Ефремом, но и с духовенством Русской Православной Церкви в моём лице. Мы никогда не расставались без установления человеческого контакта.

– Вообще, объяснимо: смысложизненные вопросы всегда относились к ведению Церкви. Психологи стремятся, чтобы мудрость признавалась за ними. Между прочим, в своем профессиональном кругу они наполовину шутливо, наполовину всерьёз называют себя «специалистами по связи с реальностью». Владыко, а не может ли быть так, что представители современных психологических течений в духовных учебных заведениях вместо сотрудничества и диалога будут де-факто стремиться доминировать и диктовать условия? На ваш взгляд, нет ли опасности «обратного миссионерства», при котором психологи считают своей основной задачей «обращение» Церкви и конкретных представителей клира в психологическое мировоззрение и реформирование Церкви по лекалам «эффективных современных стратегий»?

– Думаю, что у психологии есть свой, довольно мощный инструментарий. Многие из психологов – умные люди, в остроте интеллекта которых не приходится сомневаться. Наталья Станиславовна Скуратовская как раз из этого числа. Психолог чётко просматривает человека и события в соответствии со своей матрицей, однако в дальнейшем оказывается как бы в плену у этой матрицы. Способность его воспринять красоту, важность и смысл того, что не укладывается в ту или иную концепцию психологического знания, ограничена (из-за этого, кстати, может быть, психологи – такой беспокойный и недружелюбный народ: представители разных школ с трудом переносят друг друга). Если же иметь в виду Церковь, которая прямо объявляет себя носительницей истины и залогом спасения, то противоречие, более или менее открытое и явное, как мне видится и подсказывает опыт, неминуемо.

Способность психолога воспринять смысл того, что не укладывается в концепцию психологического знания, ограничена

Из примера Хабаровской семинарии можно сказать, что, конечно же, в приглашенном консультанте была видна заинтересованность в семинарской работе и расширении консультативной практики на структуры духовного образования. Но семинария или академия – не то место, где можно в одночасье всё переменить и заставить действовать по-другому. Даже когда располагаешь административным ресурсом. Это не то место, где в психологии начнут видеть царицу наук, а консультанта или коуча поставят на положение непререкаемого авторитета. Такого не произойдёт, в силу самих доктринальных оснований, которые для нас принципиально важны. Также глубоким и сложным является понятие о церковном авторитете. Эксперимент по психологизации семинарского образования этого не учитывал, а опирался на административный ресурс. Мало-помалу нашему консультанту и движущей силе проекта, Наталье Станиславовне (Скуратовской), становились очевидными как отклонение от первоначального замысла, так и общая чуждость ее жизни и чаяниям семинарии. Ажиотаж вокруг визитов московского психолога поутих. К сожалению, некие внутренние причины не позволили ей, довольствуясь малым, трудиться вместе со всеми на благо семинарии в качестве одного из сотрудников, корректировать свой подход, находить компромиссы с коллегами и договариваться. Негативизм усиливался, и её оценки семинарии были пренебрежительными и резкими. Вполне может быть, мы чем-то расстроили, не оправдали ожиданий нашей гостьи. Проблем и нерешённых вопросов в сфере духовного образования действительно много, и каждый, кто посвятил свою жизнь или часть своей жизни работе в духовных школах, сознаёт это. Но, с другой стороны, чувство сопереживания и солидарность в разрешении проблем – одно, а внешнее реформаторство и действия кавалерийским наскоком – совершенно другое.

В целом же, эффект от психологических упражнений оказался кратковременным, и на сегодня никакого особого интереса к психологии, насколько мне известно, в стенах Хабаровской духовной семинарии или среди выпускников семинарии не просматривается. Это ответ на заданный вами вопрос об опасности «обратного миссионерства». Для переделки по психологическим лекалам мы – трудный и неудобный объект.

– Владыко, каково тогда ваше мнение, психология в семинарии не нужна вообще или её можно преподавать при каких-то условиях?

– Семинарская среда – далеко не закрытая и изолированная система, как о ней думают некоторые. В её задачи не входит ограждать обучающихся от нецерковной информации и встреч с людьми иных взглядов. Студентами изучаются различные христианские конфессии и деноминации, а также нехристианские религии – история их появления, доктрины, традиции. Семинаристы активно участвуют в научных конференциях и других общественных мероприятиях, в ходе которых имеют открытое общение. На психологию, как мне кажется, нужно смотреть как на отдельную, мощную и в какой-то степени культовую секулярную мировоззренческую систему. Её можно и нужно преподавать хотя бы с той целью, чтобы наши выпускники и будущие пастыри имели представление, как многие из современных людей мыслят свой внутренний мир, на каких принципах могут строить отношения и принимать жизненные решения, какие методы используют в проблемных ситуациях. Но читать лекции о пятидесятниках и баптистах в духовном учебном заведении Русской Православной Церкви не зовут пятидесятника и баптиста. Буддисту или мусульманину не может быть позволено в стенах церковного учебного заведения вести свободную проповедь к православным семинаристам. Новичкам-первокурсникам, которые ещё не освоили начал православного богословия, не будут в приоритетном порядке давать католическую или иную какую-нибудь теологию. Это естественно и нормально. Всё хорошо, будучи поставлено на своё место и подано в своё время. Поэтому введение психологии в качестве обзорной дисциплины в течение одного или двух семестров для старших студентов, на мой взгляд, выглядит вполне уместным и полезным. Опять же, излагать данный предмет должен преподаватель, не имеющий в себе раздвоения или тем более преимущественной психологической самоидентификации. Как и другие преподаватели, это должен быть тот, кто не даёт повода воспитанникам усомниться, что вера, учение и Предание Церкви являются нашим главным сокровищем.

Введение психологии в качестве обзорной дисциплины в течение одного или двух семестров для старших студентов выглядит уместным и полезным

– Владыка, о последнем хотелось бы поговорить более подробно. Готовясь к интервью с вами, я просматривал статьи, выступления и записи в социальных сетях. Замечаю не в первый раз своеобразное отношение людей, ведущих психологическую и психотерапевтическую практику, к духовной жизни, установлениям и позиции Церкви. Почти всегда это будут либеральные взгляды, оппозиционерство, непочтение к церковной иерархии, к Патриарху лично. Человек называет себя православным и при этом, как психотерапевт, оправдывает аборты, разводы, гомосексуальные отношения. В общем: «поскольку мы умны и обладаем психологическим знанием, то Церковь нам не указ».

Общая тенденция сейчас такова, чтобы миряне максимально смягчали посты, воспитание детей в православной вере и передачу родителями своих убеждений считали делом необязательным. Психология в такой ситуации услужливо предлагает свои обоснования, которым придаётся значение почти что научного и медицинского факта. Воспитывать нельзя – ребёнок травмируется, супругам в пост воздерживаться нельзя – нарушается гормональный фон, многодетность нехороша – здоровье и психика матери нарушаются. Если идёт разбор явлений церковной жизни, то от психолога какого только ужаса не наслышишься. Это будут сплошные религиозные неврозы, манипуляции духовников, стокгольмский синдром. Не припоминаю, где и по какому поводу психологи из числа православных отстаивали бы обратное: важность для человека веры и Церкви, необходимость для христианина дисциплины и самоограничения, пользу церковных правил и сопротивления мирским влияниям. Поэтому вы правильно отметили, психологию вполне можно трактовать как форму секулярного наступления на Церковь. Характерное высказывание Натальи Скуратовской в разговоре об однополых браках: «Церковное представление всегда меняется вслед за изменениями в социуме, то есть сначала меняется социальная норма, а потом подтягивается церковная. Церковь довольно консервативна. Поэтому все зависит от того, насколько эти новые представления о браке будут укореняться в обществе. Вспомните хотя бы ветхозаветное многоженство или первые века христианства – это очень разнообразные формы отношений в религии. Что и говорить: нормы брака меняются в обществе, а Церковь так или иначе на них реагирует, но то, что в обществе считается нормальным, рано или поздно становится нормальным в Церкви». Как-нибудь прокомментируете, владыко? В связи с общей темой интервью.

– Несомненно, если такие убеждения будет иметь преподаватель семинарии, то это будет проскальзывать в его преподавании. Даже не касаясь напрямую спорных тем, такой человек исподволь будет сеять вокруг себя специфические убеждения и предубеждения. Но хочу заметить, что в приведённой вами цитате автор неточен и заблуждается даже фактически. Церковь активно меняла общество, и прежде христианства даже отдалённо не было тех норм касательно отношений полов, семьи, которые сейчас считаются традиционными и от которых, постепенно дехристианизируясь, отходят некоторые народы и страны. Так что, мне кажется, в Наталье Станиславовне действуют обычный её скепсис, незнание истории или же недоверие к церковным трактовкам истории.

Благодарю, Ваше Высокопреосвященство, за содержательнейшую беседу. Уверен, что она будет интересна читателю и скажет о многом тому, кто вовлечен в полемику о преобразованиях в Сретенской духовной семинарии, об ориентации на психологию новых программ обучения семинаристов. В случае Хабаровской семинарии это живой и наглядный практический опыт того, как стоило и не стоило поступать в преобразованиях. Надеюсь, что вы и впредь не откажете и благословите своевременные необходимые комментарии и размышления с позиции епархиального архиерея, к которому прибывают на служение выпускники семинарий.

– Благодарю вас взаимно, Андрей Брониславович, за интерес и желание потрудиться. Может быть, скажу неожиданную вещь, но реформы – это самое прямолинейное и нетворческое из того, что можно предпринять. Внутри привычной, традиционной модели семинарского образования есть много того, благодаря чему можно повышать уровень подготовки и достигать других благих улучшений. По времени своего обучения в МДАиС помню преподавателей, которые умели феноменально интересно подавать свои предметы – это митрополит Антоний (Паканич), архиепископ Тихон (Зайцев), протоиерей Василий Воронцов, игумен Дионисий (Шлёнов), Михаил Михайлович Дунаев, Владимир Дмитриевич Юдин и многие другие. Каждая их лекция была настоящим событием, рождала подъём, подвигала к работе над собой. Никому из нас ни пришло бы в голову повышать эффективность их работы психологическими методами.

Мы убеждены и знаем, что полнота истины нигде не раскрывается так, как в Православной Церкви

Дурной признак, когда духовное образование рисуют в мрачных тонах, в тупике, переживающим беспросветный кризис. С подобного нагнетания паники и негатива, как правило, начинаются волюнтаристские решения и прожекты. В Хабаровске в какой-то момент мы стали слышать, что семинарские лекции скучные, методы преподавания отвратительные, ничего интересного и творческого. Нам насаждалась мысль, что человек выходит из семинарии и не умеет ни проповедь сказать, ни в школу сходить, ни на телевидении выступить, а вот если всё поменять и поставить во главу психологию, то ситуация наладится, мы будем иметь ярких, современных, успешных пастырей. Это повело к тому, что на протяжении нескольких лет ХДС переживала реформы. Бесплодно растрачивались ресурсы, преподавательский коллектив и учащихся бросало из крайности в крайность. Но мы убеждены и знаем, что полнота истины нигде не раскрывается так, как в Православной Церкви. Это касается всего, каких угодно вопросов, в том числе и вопросов подготовки будущих клириков. Выверенный и всегда актуальный православный церковный опыт всегда подскажет необходимое для воспитания добрых пастырей, нужно только иметь желание почерпнуть из этой сокровищницы и просить ответов у Бога в молитве.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Психология и покаяние в жизни приходского священника Психология и покаяние в жизни приходского священника
Протоиерей Димитрий Беженарь
Психология и покаяние в жизни приходского священника Психология и покаяние в жизни приходского священника
Протоиерей Димитрий Беженарь
Психолог дал такой совет: «Раз вы это состояние преодолеть не можете, то надо принять себя и научиться с этим жить». Но это – ложная рекомендация. Что значит «примириться и жить» со своей страстью?!
PR-продвижение и психологизация Православия PR-продвижение и психологизация Православия
Александр Щипков
PR-продвижение и психологизация Православия PR-продвижение и психологизация Православия
О задачах религиозных консультантов в рамках греко-протестантских реформ
Александр Щипков
Долгосрочной задачей греко-протестантской «образовательной реформы» является встраивание церковной жизни в сферу секулярной экономики услуг. Это попытка встроить святость в мир потребления.
Православное пастырство и попытки его обновления Православное пастырство и попытки его обновления
Протоиерей Вадим Леонов
Православное пастырство и попытки его обновления Православное пастырство и попытки его обновления
Протоиерей Вадим Леонов
Игнорирование реального пастырского церковного опыта и акцент на изучение психологических методик – это следствие иллюзорного, завышенного ожидания от психологии.
Комментарии
Дмитрий24 сентября 2020, 21:37
" Не припоминаю, где и по какому поводу психологи из числа православных отстаивали бы обратное: важность для человека веры и Церкви, необходимость для христианина дисциплины и самоограничения, пользу церковных правил и сопротивления мирским влияниям ". А Вы что-нибудь по Православной психологии читали? Например работы той же Шеховцовой и многих многих других? P.S. Низкий поклон психологам, работающим в онкоцентрах.Каждый день эти люди видят смерть, каждый день они помогают и поддерживают умирающих людей на последних стадиях рака и их близких. А кризисные психологи МЧС, которые помогают людям пережить последствия катастроф, войн и терактов. Эта работа настоящее подвижничество и служение.
Виталий23 сентября 2020, 17:48
Психология ведь это наука о душе, «психос» — душа по-гречески. А у нас в атеистической психологии душа то не изучается. Поймём, что распространяемые в последние годы некоторыми “психологами” рекомендации сосредоточить внимание именно на любви к себе — противоположны духовности: истинная любовь — это именно самозабвение ради блага других. А такое возможно только на фоне (разумно) внедряемой в свою жизнь непривязанности к “земным” благам и даже к жизни в этом теле. Развитие в себе заботливости, также уважения, почтения к достойным того, способность прощать ошибки других, помогать, даже жертвуя своими интересами, даже своей жизнью, — вот важнейшие и необходимейшие аспекты любви
И.17 августа 2020, 22:52
Денис 16.08.2020, 17:49 Приведенные Вами данные подтверждают, что население России в целом психически здорово, доля 3% своего рода константа, известна с 19в. уж точно, о чем специалисты в области психиатрии не раз упоминали на широкую публику. А 10% по данным ВОЗ могут говорить как о том, что мир «поехал» потихоньку, так и о том, что ВОЗ может трансформировать МКБ под задачи заинтересованных сторон-здравоохранение давно фактически стало бизнесом, свернув с пути охранения. Тот же стресс, например, не так давно перекочевал из защитных реакций организма в объект «лечения» и рекламы продукции фарминдустрии. Только ВОЗ какое отношении имеет к подготовке пастырей?
Денис17 августа 2020, 17:50
НН, вы пишите "Психи одинаковы при любом общественном строе". Однако ещё апостол Павел отмечал "мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие". Как поступают с якобы "безумными" христианами на всё более безбожном Западе, если речь о христианах не только на словах, но и на деле? "Федеральный судья США постановил поместить под арест чиновницу Ким Дэвис из штата Кентукки, которая отказалась регистрировать однополые браки, пишет The New York Times". К чему это я? К тому, что понятие нормы относительно, меняется со временем «и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Матф.7:2).
НН17 августа 2020, 11:02
Денис16 августа 2020, 17:31, Как бы сказать помягче... Прекпащайте передёргивать или вольно "понимать" написанное и уводить в дебри тему, заявленную в дискуссии. Психи одинаковы при любом общественном строе, их надо лечить и изолировать опасных буйных. Психология и психиатрия совершенно разные вещи, Вам уже неоднократно об этом писали. Есть люди, которым выгодно смешать всё в кучу... Посоветую Вам, если не читали, прочитать книгу "Имя мое Легион" Г.П. Климова. Она, конечно, несколько стремная, но открывает глаза нормальному человеку на накие-то ненормальные проявления. Всего доброго, внимательней читайте тексты и старайтесь понять, что написано, не додумывайте за других. Простите!
Варвара17 августа 2020, 10:13
Спасибо, Владыка, что поделились опытом, за мудрые слова и ясные выводы! Проблему противостояния земной мудрости и духовной давно описал апостол Павел: "Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может". При соотношении служения священника и работы психолога данное различие является вопиющим.
Ирина16 августа 2020, 21:52
Доброго времени суток. Надеюсь, все понимают, что святоотеческая психология и та наука, которой научены современные психологи - два диаметрально противоположных явления и понятия. Так чему будут учить будущих пастырей? анти святоотеческой психологии? И до чего это доведет? До следующей армии расстриг? Кураевского опыта мало?
Денис16 августа 2020, 17:49
"По данным ВОЗ, 10% жителей Земли страдают психическими заболеваниями. Ежегодно 900 тыс. человек в мире совершают самоубийства. При этом трое из четверых страдающих психическими заболеваниями остаются без медицинской помощи. В России общее число больных с психическими расстройствами в 2017-м году достигло почти 4 млн человек (3% населения страны). Однако эксперты убеждены, что реальное количество граждан, страдающих психическими нарушениями, существенно больше. Из-за страха перед психиатрией многие люди не попадают в статистику и не получают помощи" - Коммерсантъ
Денис16 августа 2020, 17:31
НН, а кто нормальный при капитализме? Нормальные по-американским меркам в цитадели капитализма собирают сокровища на земле словно бы на несколько жизней вперёд, заключают "однополые браки" и отнимают детей у родителей с помощью ювенальной юстиции, если те противится сексуальному воспитанию в школах... Настоящие христиане безумцы по капиталистическим меркам! Так зачем христианам ратовать за расширение карательных функций психиатрии в капиталистических странах?
Виктория15 августа 2020, 23:05
А как же пастыри, имеющие психолологическое образование? Реально помогающие людям.Есть среди них и известные- отец Александр Гаврилов, есть менее известные...
НН15 августа 2020, 22:15
Денис15 августа 2020, 10:41:/НН, если при капитализме упечь человека в психушку будет легко/- Не надо передёргивать. Никто не говорит, что в больницу можно и нужно класть человека по первому заявлению. Для этого нужны медицинские показания! В спорных вопросах проводятся консилиумы, целый институт существует. С подходом, что при капитализме все только и будут заняты тем, что упекать своих родичей в психушку, поэтому делать ничего не надо, психи начнут нормальными людьми "управлять". Гуманизм без границ до добра не доведёт.
Другая Юлия15 августа 2020, 20:24
Денис, обсуждается же не то, может ли быть конкретный психолог православным и пытаться в своей работе "исходить из того, что душа есть" (хотя из этого может следовать всё что угодно). Здесь речь идёт о преподавании - а для этого православная практическая психология должна уже существовать как свод знаний - научно обоснованных, имеющих развитую методологию и - обязательно! - с многократно подтверждёнными положительными результатами применения. Эти результаты должны быть представлены в научных публикациях, обсуждены специалистами, обобщены, апробированы. Иначе, как и описано в статье, несчастным студентам вместо полезных знаний преподносят нечто от ветра головы своея.
Другая Юлия15 августа 2020, 20:24
Понимаете, сначала нужно доказать, что такой гибрид православия и психологии как профессии возможен и полезен, а потом ещё нужно будет разработать методику его преподавания, а это тоже непросто. На основании своего 25-летнего опыта преподавания могу сказать, что качественное овладение психологическими знаниями требует серьёзных усилий и очень больших временных затрат. Это отдельная профессия, она заставляет человека видеть мир иначе. Можно ли и нужно ли это совмещать со священничеством? Я считаю, что нет, потому что исходные установки и цели противоположны, и это может быть разрушительно для человека.
НН15 августа 2020, 16:30
Я не отрицаю психологию как подспорье для неверующих людей. Для верующего человека обращение к психологу - шаг назад. Тут либо священник, либо психиатор. Или другой более опытный пастырь, к которому пошлёт на консультацию священник, не знающий, как помочь своему духовному чаду. Или молитва и упование на Бога, или медикаменты, остальное - от лукавого. Повторюсь - для верующего человека. Простите за категоричность, но тут важна четкость, туманные размышления "с одной стороны... , но с другой стороны" - лукавство. Надо определяться... Никто никому не может запретить ходить к психологу, но не навязывайте и не пропагандируйте психологию православным. Простите!
НН15 августа 2020, 16:11
Другая Юлия, согласна с Вами./"формальным восприятием христианства становится стремление утвердить его как социальное учение,как организацию, имеющую целью социальное спасение мира.Радости Святого Духа и Его любви мы здесь так же не найдем,как мы не находили радости и любви,безрадостно произнеся подряд сто сорок четыре раза слово «радуйся» в акафистах.Все мертво без Духа Святого.По учению святых,Дух Святой открывает Себя ощутительно только по мере делания заповедей:не исполняющему воли Христовой Он не откроется"/(Фудель). Психология так и останется мертвячиной,тк действие Святого Духа там не подарумевается. Она уводит в сторону от решения проблемы,помогает терять время и впустую надеяться.
Денис15 августа 2020, 10:41
НН, если при капитализме упечь человека в психушку будет легко, то миллионы одиноких пенсионеров проживающих в своих домах, квартирах там и окажутся; там же окажутся богатые дядюшки злобных племянников и много кто ещё. Любой из нас может попасть в число этих многих по воле недоброжелателей.
Денис15 августа 2020, 10:35
Другая Юлия, в просторечии православная психология - это, если психолог православный и исходит из того, что Бог, душа... есть. Касательно душевных, духовных проблем, если у человека едет крыша и на уме суицид, то этим и надо заниматься в первую очередь. У нас в одной России тысячи самоубийств ежегодно, сотни тысяч человек, которым диагностированы психические расстройства, а сколько людей на грани сумасшествия или скрывающих в меру сил своё безумие из страха стать париями? Священники НЕ ставят на психиатрический учёт, тем более НЕ отправляют принудительно в психушку. Вот многие православные люди с психологическими проблемами и идут к ним вместо профессиональных психологов, психиатров.
Другая Юлия14 августа 2020, 22:24
Денис, а причём здесь психиатрия? Психология и психиатрия соотносятся примерно так же, как, скажем, геология и география. Что-то общее есть, но это разные сферы деятельности. Всё сложнее, чем кажется со стороны. По поводу же православной психологии - допустим, что Вы правы и она нужна. Но на данный момент-то практической православной психологии не существует. Вопрос: как можно преподавать то, чего нет? При этом какие-то элементарные психологические знания, конечно, могут иногда пригодиться всем, в том числе, и священникам - в бытовом общении, например. Но ведь пастырство - это не просто общение, там не душевное, а духовное имеет определяющее значение. А психология не про духовность.
Марк14 августа 2020, 16:20
Спасибо владыке Ефрему, что поделился своими размышлениями на актуальную тему. Сайт Православие.ру демонстрирует хороший пример широкого церковного обсуждения, спасибо и вам. На других чатах и форумах за флуд жёстко банят, а вы, в отношении Дениса, проявляете ангельское терпение )
НН14 августа 2020, 14:51
Денис:/Другая Юлия,советская психиатрия была карательной/-Денис, не повторяйте бред, который несут наши либералы. Никто не отрицает, что было десятка 2-3 случаев, когда в психушку "закрывали" диссидентов, но они не делали погоды. Об этих случаях и трубят на всех перекрёстках. А после 1993 г победившие либерал-демократы добились, чтоб со всех нежелающих наблюдатбся в психдиспансерах сняли диагнозы и без согласия пациента его в больницу положить нельзя. Результат налицо: тут вам и пуссирайты, и прибитые к брусчатке Красной площади пол.органы, и рубка икон и др.психбольные беснования. И в церковь "пограничники" идут, и во власть,и за руль садятся- без диагноза, а по факту не совсем здоровые...
Павел К.14 августа 2020, 14:10
Внутри Божьего дела всегда обнаружим смирение , долготерпение , а в "самостных" делах торопливость , раздражение ,неудовольствие "тормозящими" факторами. "Богатящиеся отпусти тщи.." -сказано о тех ,кто надеялся на багаже успехов в светских науках, культуре или в бизнесе въехать в Царство Небесное ,которое не от мира сего !Спасибо за статью .
Екатерина14 августа 2020, 12:14
Обычные люди - миряне, прихожане, захожане, атеисты и т. д. от священнослужителей ждут СВЯТОСТИ. Даже не осознавая этого. И приходя в храм ожидают общения никак не с психологом, а со святым, который скажет ему : Радость моя, если бы ты знал, как Господь по тебе скучает!
Татьяна14 августа 2020, 11:55
Какая замечательная статья и повод для серьезных размышлений! Однако бесконечный бессмысленный поток слов со стороны одного комментатора, который пытается заболтать всех, утомил.
Денис13 августа 2020, 22:49
Александра Г., касательно вас лично вполне возможно, но в целом ваша позиция легко опровергается фактами. Так тридцать лет тому назад в РСФСР число действующих приходов было на порядок меньше, чем ныне. Но этом рождаемость тогда была на треть выше, чем в России по итогам 2019 года. Да и две трети браков в советское время заканчивалось ли разводами? Поныне верна древнерусская мудрость "На Бога надейся, а сам не плошай". Нужна медицина, нужна наука, нужны дисциплины на их стыке вроде психологии, много чего нужно помимо православия. Иначе наши храмы переделают в мечети, как уже переделали храмы Византии в Турции, включая дивный собор святой Софии и у нас народ отступал от Бога век тому назад
Александра Г.13 августа 2020, 20:31
Спасибо за статью! На мой взгляд одна из лучших по теме дискуссии. Благодарю редакцию православия.ру за поднятую тему. На собственном опыте и опыте близких (которые обращались к психологам) сделала вывод, что психология вернее помогает человеку запутаться в своих грехах (проблемах). Также знаю на собственном опыте, что борьба со своими страстями, участие в таинствах, богослужении исцеляет и преображает душу. Периоды охлаждения/сомнений бывают когда мыслями, поступками сама отдаляюсь от Господа, что всегда врачуется ПОКАЯНИЕМ! Господь дает и любовь к близким и прощение обид, и всё для спасения души, только надо довериться Ему и учиться терпению.
Денис13 августа 2020, 18:44
прот. Николай А., главное же ваше утверждение вовсе можно с лёгкостью повернуть против вас. Так, если я недостаточно знаю человека бывшего моим приходским священником на протяжении нескольких лет, то вы меня тем более меня не знаете. Может я вовсе прозорливец какой :) Это, конечно, шутка, но согласитесь. Вы действительно обо мне почти ничего не знаете, тем более не знаете меня самого. Так почему столь уверенно, безапелляционно оцениваете мои утверждения и даже меня лично?
Денис13 августа 2020, 18:39
прот. Николай А., не обязательно быть профессиональным засольщиком, чтобы дать хороший совет пор засолке огурцов. Достаточно самому их засаливать. Да и насчёт профессионализма в целом, разве были к примеру апостолы профессиональными миссионерами со справкой и печатью? При капитализме дипломы вовсю покупаются. Да и качество духовного образования... эта статья не единственная, так о Сретенке был целый цикл статей на Православие.Ru в том духе, что дескать там готовят распиаринных психологов в рясах вместо настоящих священников. Причём в доказательство этого спорного утверждения приводилась схема обучения, где действительно много часов на изучение психологии и пиара.
Денис13 августа 2020, 13:34
Другая Юлия, советская психиатрия была карательной, а в основе капиталистической психилогии жажда наживы за счёт нуждающихся в помощи. Поэтому так нужны православные психологи и священники с психологической подготовкой!
Денис13 августа 2020, 13:30
Дмитрий (Москва), вы пишите " Даже на уровне комментариев со стороны защитников психологии видно, что Андрей Рогозянский попал в самое яблочко". Однако я, к примеру, левый консерватор с уважением относящийся к царю Ивану Грозному и товарищу Сталину. Наличие большого числа безумцев и огромного множества людей на грани сумасшествия - это, увы, печальная реальность, а факты следует учитывать вне зависимости от идеологических убеждений. Значит нужны психологи, психиатры, священники с психологической подготовкой, чтобы меньше людей сходило с ума, чтобы меньше накладывало на себя руки. Это ужасно, но в одной России тысячи самоубийств ежегодно даже по оф. данным Росстата!
НН протоиерею Николаю А.13 августа 2020, 12:00
Батюшка,благословите!Прошу прощения и оговариваюсь:я не хочу ни"лечить",ни учить,ни осуждать и сравнивать священников.Немного знаю жизнь церкви изнутри,не только как прихожанка.Поверьте,прихожане очень многое понимают и знают,что происходит,но молчат-по разным причинам.По моим наблюдениям,священники,котор держат дистанцию,строги к себе и прихожанам,никогда не пытаются манипулировать-на исповеди узнают гораздо больше и о человеке,и о приходе;и к ним всегда прислушиваются.Мне говорили,что самая тяжелое послушание священника-принимать исповедь.А мы не умеем исповедоваться! + к этому священник даёт невыполнимые для ДАННОГО человека советы,тк не знает его духовного уровня.Мы не знаем друг друга!
прот. Николай А.13 августа 2020, 11:34
Денис, я хорошо знаю соседа по дому уже 15 лет, но на этом основании я не стану ставить ему медицинский диагноз, давать советы по выращиванию огурцов или даже предлагать кулинарные советы, потому что я некомпетентен в этих областях. Поэтому и ваш опыт знакомства со священником «не один год» – недостаточное основание для постановки профессионального диагноза его духовного состояния. Для этого нужна соответствующая квалификация, которая, как я понимаю, у вас отсутствует. Названия болезней – это не просто слова. Это термины, употребление которых влечет за собой соответствующее понимание и действия. Любой профессионал понимает, о чем я говорю. Легкомысленность в этом вопросе неправомерна.
прот. Николай А.13 августа 2020, 11:29
Юлия, я не собираюсь судить кто прав, а кто нет. Сама жизнь (Промысл Божий) дала исчерпывающий ответ на ваш вопрос. Перечитайте статью еще раз. Результаты очевидны, не надо бояться их понять и принять. Дискуссию считаю, в целом, полезной. Помоги всем нам Бог.
прот. Николай А.13 августа 2020, 11:24
Сергей, вспомните: «Не судите, да не судимы будете». Дело не в «епархии», а в профессионализме. Диагноз, заключение и лечение должны предлагать квалифицированные люди. Даже для оценки качества вождения автомобиля необходимы знания и опыт, тем более, для диагностики внутренних состояний священника. Представьте, что в больнице диагноз будут ставить сами больные, не только себе, но и врачам, к которым они пришли на прием, просто так «на глазок». Владыка Ефрем – несомненно профессионал в своей области, но вы его не слышите, аргументы его, подтвержденные опытом, не воспринимаете. В духовной жизни с такими сомкнутыми глазами и закрытыми ушами ничего хорошего не жди.
Юлия13 августа 2020, 09:06
Для В. "Пробежал глазами ветвь дискуссии...". Уважаемый В.! Вы максимально точно выразили словами мысли многих людей, кто высказывается за здоровое отношение к науке. Спаси Господь за это. Господь сам нам дает в руки инструмент для решения многих вопросов, а мы видим в этом какую-то подмену. Люди не понимают, что навыки психологии действительно помогают и пастырям и пасомым! И при этом, никто не отменяет и не умаляет действие Божией благодати! Никаких подмен! Только взаимодополнение. А то некоторые договорятся скоро до того, что и лечиться лекарствами нельзя, пусть Господь напрямую исцеляет, как в Писании..
Катерина 13 августа 2020, 08:57
"Касательно обсуждаемой статьи, то суть её в неприятии психологии, в восприятии конкурентом православия."-- Денис, еще раз. Упомянутая в статье психолог вовсе не психолог. Достаточно мельком (большего она не заслуживает) просмотреть ее статьи. Она идеолог, ничего общего не имеющая с наукой, пытающейся исследовать тонкости человеческой психики. Делать ненавистнице Православия в семинарии с самого начала было нечего. А идеологизация науки само по себе большое несчастье для страны, в которой наука становится на службу идеологии. Научная жизнь в такой стране постепенно умирает.
Катерина 13 августа 2020, 08:48
Вспоминается ответ одного психотерапевта на вопрос, в чем разница между психотерапевтом и психологом. Ответ был: "Психотерапевт - врач, психолог что-то вроде шамана". К тому же сейчас и психология активно идеологизируется. Денис, это выражение "выгорание", как и "кризис среднего возраста" активно навязывается в России. Просто внушается россиянам, что они не просто обязаны "выгореть". Ничего общего с психологией этот термин не имеет. Священник Вам ответил правильно, а Вы еще спорите. Небось и в приходе также себя ведете. Вам замечание по поводу Вашего поведения, а Вы в ответ - море не несущих никакого смысла слов.
Другая Юлия13 августа 2020, 00:57
А по поводу спора о выгорании... Если священники в этом смысле вызывают претензии, попробуйте найти среди практикующих психологов кого-то, кто мог бы стать примером эффективности их собственных методов и похвалиться психологическим здоровьем... Увы, как правило - очень и очень серьёзные проблемы. В статье, как мне кажется, это вполне ясно отражено. Почему же на других это должно работать, если не работает на самом специалисте?
Другая Юлия13 августа 2020, 00:16
"поскольку мы обладаем психологическим знанием, то Церковь нам не указ" - так в этом-то же и всё дело! Для внешнего наблюдателя и теории памяти или общения, и различные направления психотерапии - всё называется "психологией". Но на самом деле есть собственно знания о закономерностях психической жизни, и есть психологическая практика и различные её школы, и это вещи совершенно разные по своим основаниям, методам и целям. И как специалист могу твёрдо сказать: современная практическая психология - это попытка заниматься душепопечением, не имея благодати, это эрзац пастырства, как маргарин - эрзац сливочного масла. И Церковь для такого самозванца - только конкурент и ничем другим быть не может!
Маргарита12 августа 2020, 23:46
Как же интересно было узнать, чем закончилась история, которая началась, кажется, лет 8 назад, когда привычный ход обсуждения на секции святоотеческой психологии Рождественских чтений, проходившей в Психологическом институте РАО, был нарушен. Скуратовская вместо доклада устроила что-то типа бизнес-тренинга, заняв время остальных докладчиков и доказывая председательствующему Владыке Игнатию важность психологических знаний...Секция Святоотеческой психологии перестала существовать. Но и семинарию, насколько я поняла из статьи, не удалось подчинить психологическим манипуляциям. Слава Богу!
Александр Васильевич12 августа 2020, 23:21
Спасибо за глубокую и актуальную статью. Удивительно, с каким упорством младореформаторы Сретенской семинарии пытаются наступить на те же самые грабли. Неужели и после этой статьи до них ничего не дойдет?
Дмитрий (Москва)12 августа 2020, 23:17
Фраза из статьи: "Замечаю не в первый раз своеобразное отношение людей, ведущих психологическую и психотерапевтическую практику, к духовной жизни, установлениям и позиции Церкви. Почти всегда это будут либеральные взгляды, оппозиционерство, непочтение к церковной иерархии...". Даже на уровне комментариев со стороны защитников психологии видно, что Андрей Рогозянский попал в самое яблочко. Спаси Бог владыку Ефрема за бесценный опыт и прекрасное содержательное интервью.
Галина12 августа 2020, 23:02
/Денис12 августа 2020, 19:03/ автор комента подменяет (снова) понятия и суть: написанного в частности им же, заданных на это написанное конкретных вопросов, упомянутую "критику" с "говорить за другого", .... Список длинный. От комента к коменту линия "ответов" (точнее "неответов") Дениса не меняется. Собственно тчк, диалог этому автору коментов не нужен.
И.12 августа 2020, 22:19
Галина 12.08.2020,14:46 В компаниях для нужд корпоративного управления давно существует практика обязательного тестирования работников у психолога, тренингов/коучинга. Все для повышения лояльности к компании, развития корпоративного духа, профпригодность последняя в очереди. Пастырей собираются перепрофилировать в психологов? Что, в храм идут только при наличии и для решения психологических проблем? Или психологи нужны для целей «корпоративного управления»? Когда-то народ пением «аксиос» выражал согласие с достоинством рукоположенного, т.е. выбирал, кому доверяет и попечение о душах живых вверяет. Теперь так что ли "отупел", что ему вместо пастырей можно психологов ставить?
Денис12 августа 2020, 19:24
Галина, кстати и в обсуждаемой беседе с архиепископом Биробиджанским и Кульдурским Ефремом (Просянком) им делается акцент на то, что вызывающие неприятие психологи московские. Такое отношение к москвичам - это норма за Уралом и москвичам следует учитывать такое к себе отношение, смирять гордыню, искоренять тщеславие, если хотите и дальше жить с нами в одной Церкви, в одной стране. Так как наши зарубежные враги используют это недовольство для развала Церкви и России, как они уже развалили Советский Союз и расколи, как мировое православие в целом, так и Московский Патриархат на Украине, в Прибалтике, Молдавии...
Денис12 августа 2020, 19:16
Галина, ещё вопрос задам вам и другим оппонентам. Вы в Красноярске хотя бы проездом бывали? Ибо я написал о выгорании священников на основе своих знаний о настоятеле прихода, который был моим приходом изрядное число лет. Причём почему-то оппоненты позволяют себе оспаривать не только моё мнение о выгорании в принципе, но и о выгорании того конкретного священнослужителя, которого я лично знаю. Вот в частности за такое отношение в Сибири и на Дальнем Востоке многие не любят москвичей, которые частенько нас поучают свысока, судят местных, не зная местные реалии. Потому-то тот же Хабаровск ныне прославился не духовной семинарией, а протестом против чрезмерного вмешательства федеральных властей.
Денис12 августа 2020, 19:03
Галина, логика "ты начальник, я дурак" житейски удобна, но какова её духовная суть? Касательно обсуждаемой статьи, то суть её в неприятии психологии, в восприятии конкурентом православия. Методологически восприятие психологии в качестве конкурента православия - ошибка. Подобное сравнивают с подобным. Конкуренты православию к примеру католицизм и ислам, а не психология с коммунизмом или филателия с демократией. Ещё отмечу, что без критики священноначалия серьёзно обсуждающим статью архиепископа Ефрема не обойтись, так как в ней он открыто расходится во мнениях с митрополитом Игнатием. Следовательно позицию либо одного, либо другого епископа критикуешь, какую бы из двух сторон не выбрал.
НН12 августа 2020, 18:04
Денис:/Абсолютное большинство равнодушно к православию, а среди неравнодушных преобладает отрицательное отношение и это среди русскоязычной молодёжи/- А что или кто заставляет или должен заставлять таких молодых людей идти в храм? Пусть живут, как хотят! А если кого-то из таких "не скованых вашим авторитетом отца, учителя, работодателя" Господь приведёт в храм - они изменятся, если, конечно, поверят в Бога и осознают, для чего они пришли в Церковь. А не осознают, или/и захотят изменить Церковь "под себя", свои "хотелки" - священнику не грех будет их поправить, поправить как имеющий власть и благодать от Бога. Мы все должны помнить, что Господь не только Любящий, Милующий, но и Взыскующий.
В.12 августа 2020, 17:29
Кстати, пропустил умную и грамотную статью Л.Шеховцовой на портале, которая 20 лет преподает психологию в СПб академии и семинарии. А это пример хорошего опыта, чему и последует, уверен, Сретенская семинария. Бог в помощь!
В.12 августа 2020, 16:22
Пробежал глазами ветвь дискуссии - и слова Екклезиаста как нельзя кстати. Все это было уже, и ничего нет нового. Уже давно решали вопрос о языческой мудрости и философии, также делились на сторонников разных точек зрения, время показало, что правы те, кто отвёл философии ее место и она, как мы знаем, сыграла свою роль в триадологических спорах.Также и психология может и должна быть использована во благо. А бояться подмен, господства и ее преобладания над духовностью- путь страха и серости, это - не по христиански. Так что - вперёд, отделяя зерна от плевел...А проблема выгорания профессионального может и обсуждается одним из направлений психологии. И тут тоже может быть помощь...
Денис12 августа 2020, 15:44
Юлия, благодарю за участие. Да вознаградит вас Господь!
Денис12 августа 2020, 15:40
Согласен с вами Сергей, благодарю за поддержку. Так мне под сорок и многие "батюшки" младше меня, хуже разбираются в жизни хотя бы в силу меньшего жизненного опыта. Да и касательно духовной жизни, благодаря проф. образования их знания лучше систематизированы, но больше ли моих? В этом ещё одна проблема выгорания мирян, в первую очередь мужчин средних лет и старше. Нам по-большому счёту уже нечему учиться у приходских священников среднего ума и таланта. Да и как всерьёз считать батюшками тех кто от силы в старшие братья годится?
Галина12 августа 2020, 14:46
Нельзя не согласиться с мнением прот.Николая (и чем больше коментов,тем дальше "в лес"):у некоторых комментаторов знания по многим(если не всем поднятым) моментам глубже в т.ч.и священников/ и психологов.До такой степени,что определяется со стороны наблюдателя чья-то степень выгорания,причины поступления в семинарии,выдаются психологические характеристики и священникам и семинаристам,и т.д.и т.п.Таким комментаторам впору статьи для дискуссии писать, а не коменты под ними.Что проигноривано многое такими комментаторами и в текущей конкретной статье из приведенных в ней примеров даже говорить не приходится.А призыв к ответу за написанное ими вызывает при том бурную реакцию,что вовсе не ответ
Денис12 августа 2020, 13:13
НН, может быть у вас нет опыта общения с современной молодёжью, когда молодые люди не скованы вашим авторитетом отца, учителя, работодателя... У меня же есть такой опыт благодаря увлечению поныне популярными среди молодёжи фантастикой и фантази. Абсолютное большинство равнодушно к православию, а среди неравнодушных преобладает отрицательное отношение и это среди русскоязычной молодёжи.
Денис12 августа 2020, 13:08
Прот. Николай А, на правах лично знающего не один год. Не нравится слово выгорание, дайте свою название. Хотя дело то не в названии, а в явлении. Так я сам выгорел и вряд ли будь у меня на плечах ряса, то не было бы усталости от из года в год повторяющихся богослужений, где всё одно да потому. Вряд ли бы я не замечал всё больше логических противоречий при изучении Священного Писания и Священного Предания. Вряд ли бы не замечал, что внешне я православный, а внутренне язычник. Хотя последнее не все выгоревшие замечают. Так, что мой случай выгорания ещё не худший.
НН12 августа 2020, 13:08
Протоир.Николай:/Удивляет желание некоторых мирян,считающих себя православными,"лечить" священников вместо того,чтобы прислушаться к их наставлениям/- Батюшка,а может священникам надо построже относиться к прихожанам,не "сюсюкаться",а ТРЕБОВАТЬ,не бояться,что прихожанин уйдёт из храма?И в проповедях не только о житиях святых говорить,но и о жизни в настоящее времея? Денис:/Ныне же где в России среди священнослужителей чудотворцы,где аскеты,где исповедники?!/-Они есть,но ровно столько,скольким православным они ДЕЙСТВИТЕЛЬНО нужны.Что толку творить чудеса,если им никто не верит;аскетично жить и быть исповедником,если никто за тобой не следует,и более того,найдут к чему прицепиться и осудить...
Юлия12 августа 2020, 12:47
Уважаемый прот.Николай, то есть Вы считаете, что архиепископ Ефрем прав в своем мнении о психологии в пастырстве, а митрополит Игнатий ошибся коренным образом, вводя эту дисциплину в семинарии? И еще. Миряне здесь обсуждают эту тему потому, что ее вынесли на всеобщее обозрение. Что, кстати, мне кажется очень неправильным. Потому что это дело касается духовенства. А провоцировать такие накалы обсуждений среди мирян - это не правильно. Сугубо мое мнение. Простите, если кого-то задела или обидела. С искренним уважением, Юлия.
Сергей12 августа 2020, 11:32
прот. Николай А.12 августа 2020, 00:34 Уважаемый батюшка, а почему Вас так возмущает вторжение мирянина в Вашу "епархию"? Если священника может судить священник, то может быть Вы и наших болезней не знаете? Может быть и мирян должны судить миряне? Правда абсурд? Если Вас везёт неумелый или неадекватный водитель, то не надо быть водителем с пожизненным стажем, чтобы понять это. "Вы - профессионал в диагностике священнических проблем..?" Покойный о. Георгий Бреев был таковым, но он никогда не общался с мирянами в таком "профессионально назидательном" тоне, как Вы. Увы, таких единицы..."из-за таких прихожан... возникают серьезные приходские проблемы.". От нас одни проблемы - нам бы молчать надо
НН12 августа 2020, 10:17
Денис:/берут в семинаристы без малого всех желающих, а значит вера слишком многих будущих батюшек такова, что есть ли чему выгорать? Вот настоящая трагедия!/. - Есть такое дело. Но это не трагедия, а болезнь роста. Не так давно было повальное увлечение экономикой и юриспруденцией, помните? Сейчас ситуация понемногу выправляется. У меня всё же есть надежда, что в скором времени в семинарии пойдут те, кто действительно не мыслят не быть священниками. А если человек выбрал дело, которое будет делом всей его жизни - выгорания не будет. А "качели" есть всегда, у всех, в любом деле. И, наверное, нужен возрастной ценз. "Опыт-сын ошибок трудных" очень даже уместен для будущих священников...
прот. Николай А.12 августа 2020, 00:34
Денис, никто не спрашивает у вас имя священника. Не надо уклоняться в сторону. Вопрос был обращен лично к вам: "Почему вы столь самоуверенно ставите диагноз священнику - " у тамошнего настоятеля наступило явное выгорание"? Вы - профессионал в диагностике священнических проблем, не имея ни малейшего опыта подобной жизни?". Если вы профессионал в этих вопросах, то подтвердите это фактами, если нет, то на каком основании вы выносите столь категоричный суд священнику?
Денис11 августа 2020, 19:25
Прот. Николай А, ещё отмечу, что среди выросшей при капитализме молодёжи мало людей доверчивых. У них потребительское отношение к вере, нет желаемого по приемлемой цене, так они годами не будут ждать в отличите от меня, быстро уйдут и уходят. Причём зачастую уходят не только из прихода, но и из Церкви! Касательно угроз "заблудшим овцам", то сначала надо авторитет пастырский наработать, а потом грозить, если действительно есть нужда. Ныне же где в России среди священнослужителей чудотворцы, где аскеты, где исповедники?! Первых вовсе нет, вторых и третьих мизер, да и то в основном среди дряхлых старцев помнящих ещё советские гонения и с тех пор привыкших жить скромно.
Денис11 августа 2020, 19:11
Прот. Николай А, веду речь о настоятеле прихода, где много лет был захожанином, временами прихожанином, если нужно назову имя и дам контактные данные настоятеля. Касательно ваших слов "В том числе и из-за таких прихожан, пытающихся пасти пастырей, возникают серьезные приходские проблемы", то я знаю, что являюсь грешником и маловером. Только разве это отменяет факт выгорания слишком многих священников? Причём выгорание - это ещё не худший случай. Вы же знаете, что последние годы во многие духовные семинарии включая знаменитую Сретенку берут в семинаристы без малого всех желающих, а значит вера слишком многих будущих батюшек такова, что есть ли чему выгорать? Вот настоящая трагедия!
прот. Николай А.11 августа 2020, 14:12
Денис, указанные вами признаки могут быть по множеству разных причин, как внешних, так и внутренних. Почему вы ставите столь самоуверенно ставите диагноз священнику - " у тамошнего настоятеля наступило явное выгорание"? Вы - профессионал в диагностике священнических проблем, не имея ни малейшего опыта подобной жизни? Может быть вы сами себе поставите диагноз? А он напрашивается. Удивляет желание некоторых мирян, считающих себя православными, "лечить" священников, вместо того, чтобы прислушаться к их наставлениям. В том числе и из-за таких прихожан, пытающихся пасти пастырей, возникают серьезные приходские проблемы.
Денис11 августа 2020, 13:19
Прот. Николай А., даже я ныне маловер в своё время был прихожанином в двух приходах. Так во втором у тамошнего настоятеля наступило явное выгорание. Прежде активная миссионерская и катехизическая работа свелась к той, что для галочки. Проповеди потеряли былую остроту. Да и судьба прихожан... кто-то перестал ходить и ладно, "отряд не заметил потери бойца". Качество самих прихожан тоже упало, люди горячие покинули приход, а горячих неофитов нет. По итогам коронокризиса, когда его больше волновал размер свечного сбора, чем здоровье пожилой свечницы, вовсе пришлось расстаться с ним. Я это не к тому, что всё пропало, а к тому, что проблема есть и нуждается в разрешении, как её не называй.
Elena11 августа 2020, 12:07
Уважаемая Юлия, модный термин "выгорание" активно внедряется последнее время именно психологами. Я все думаю, а как же 2000 лет христианства, сонмы святых, новомученики последних дней - не в теме были? А то бы, небось, спокойно "выгорели"? А они ведь горели и других зажигали! Наш батюшка сказал однажды, что он за годы служения такого понаслушался на исповедях, что если бы не Господь, не благодать Святого Духа, то и с ума сойти можно было бы. Думать, что психологические приемы могут заменить Божественную благодать, "немощная врачующая и оскудевающая восполняющая" просто кощунственно.
Николай11 августа 2020, 09:09
Вот эти слова в статье в этой долгой дискуссии с психологами наконец ответили на мои внутренние вопросы: «Сопереживают и отдают душу за ближнего, как правило, в простоте, а не потому, что знают, как дёргать за различные верёвочки»!.
Татьяна11 августа 2020, 05:11
У. Нас на богословских курсах приглашали психотерапевта и он за приличные деньги провёл тренинги. В последствии оказался основателем филиала плачевноизвестной Синергии. Зачем приглашали?!
Ирина11 августа 2020, 01:22
Всё чётко по полочкам разложил батюшка. Хоть на цитаты разбирай интервью. Дай Бог чтобы его услышали и поняли..
Елена10 августа 2020, 23:03
Cпаси Господи отца Ефрема и всех нас! Я училась в Полтавской Миссионерской Духовной Семинарии. психологии, Слава Богу не было. Учебный процесс и без неё самодостаточен. Место психологии в Дкховных школах - это предмет « сектоведение».
Денис10 августа 2020, 22:59
Юлия, проблема не в храмах, проблема в вымирании исторически православных народов, в провале миссии, катехизации даже среди русской молодёжи. Детей родители ещё водят на службы, а подростками они уже перестают приходить. Будет так дальше продолжаться, то понастроенные храмы за ненадобностью остаткам православных в таком количестве переделают в мечети, если не хуже. Нет стран в которых православие погибло из-за дефицита храмов. Зато даже на месте православной Византии мусульманская Турция. Проще говоря, ныне львиная доля пожертвований уходит на строительство и содержание храмов с монастырями вместо миссии с катехизацией. Хотя разве Богу нужны камни вместо душ людских?!
прот. Николай А.10 августа 2020, 20:22
Удивляют некоторые комментарии мирян. Архиепископ Ефрем, опираясь на свой немалый духовный опыт и опыт своих духовников говорит об ошибочности мнения психотерапевтов о неизбежности выгорания для большинства священников, а мирские люди, которые не имеют ни малейшего представления о внутренней жизни священников, без малейшего смущения утверждают, что священническое "выгорание - это абсолютно обычный процесс,... это норма...". Лично я полностью разделяю позицию Владыки Ефрема. Существует временное очерствение души, но лечится это покаянием, искренней молитвой и благодатью, а не психотренингами. Теоретикам духовной жизни священников лучше было бы воздержаться и прислушаться к практикам.
Денис10 августа 2020, 18:51
Юлия, согласен с вами. О неофитстве, о богооставленности писали ещё святые отцы Церкви. Писали, конечно, с использованием иной терминологии, но разве само явление иное? Меня тоже раздражает официозный оптимизм с его всё хорошо, от силы есть отдельные недостатки. При этом этот официозный оптимизм противопоставляется пораженчеству с его всё пропало, пора валить из православия. Хотя оба выборы ложные, в реале причудливо переплетается хорошее и плохое. Так реально, как массовое строительство храмов, так и вымирание исторически православных народов, как почти поголовное крещение представителей наших народов, так и редкость подлинно христианской жизни среди нас.
Юлия10 августа 2020, 18:00
Учитывая, какие задачи стоят перед молодыми священниками, когда их посылают на ровном месте строить храмы или в глухой деревне их восстанавливать, то в пору бы в семинарии преподавать организацию строительства, хозяйственное и земельное право, сельхознауки.
Сергей К10 августа 2020, 17:58
Юлии Неужели в православной традиции нет ответа на вопросы "выгорания" священнослужителей? Неужели, имея в распоряжении опыт Церкви мы не можем обойтись без новейших практик коучинга?
Юлия10 августа 2020, 17:12
Дорогие братья и сестры! Мне странно наблюдать такой открытый наезд на психологию..Выгорание - это абсолютно обычный процесс человеческой психики. Это происходит и в профессиональной сфере и в личной. Об этом надо знать и уметь с этим разбираться каждому человеку, чтобы не наломать дров в своей жизни и жизни окружающих. Особенно это важно для священнослужителей! Такое ощущение, что высокие чины с этим напрямую не сталкивались.Обычные батюшки на приходах пропускают через себя столько людской боли страдания,что у многих наступают серьезны психологические проблемы, о которых миряне даже не догадываются!Поэтому так много инфарктов и инсультов у непожилых еще отцов! Уровень стресса зашкаливает!
Сергей К10 августа 2020, 15:48
Очень верное предложение: смотреть на психологию, как на отдельную, мощную и в какой-то степени культовую секулярную мировоззренческую систему. А значит и изучать ее, наравне с современными мировоззренческими системами, мистическими течениями и движениями подобными Нью-эйдж.
Денис10 августа 2020, 15:45
Согласен с вами Сергей, в РПЦ есть рецепты, которые работали веками в Царстве Русском и Российской Империи, но по-большому счёту перестали работать теперь. Причём даже не понятен вектор нужных изменений, то ли старые рецепты нужно доносить по-новому, то ли сами рецепты устарели. Особенно настораживает, что у братских поместных Церквей по-сути те же проблемы: вымирание исторически православных народов и отсутствие новых народов обращаемых в православие, причём с рождаемостью даже при социализме было лучше. Может быть проблема в современном совмещении православия с капитализмом?
Наталия Ростова10 августа 2020, 14:41
То, что китайский язык нам необходим, я уже давно говорила. Внучку свою отдам на обучение. На хлеб с маслом всегда заработает. Так что, согласна с Денисом в этом. Но надо учитывать, что не у всех есть талант к изучению иностранного языка. Зачем семинаристов всех мучить? Сделали бы в виде факультатива. А дальше, кто захочет, продолжит углубленно изучать язык...А по-поводу психологии...Ну вот, развалилось всё. Не от Бога, значит...
Вера10 августа 2020, 13:18
Нижайший поклон за такой необходимый материал с четкой расстановкой христианских приоритетов!
Денис10 августа 2020, 13:16
Касательно того, нужны ли кардинальные преобразования в духовных семинариях РПЦ? С рождения и вот уже почти сорок лет живу в Красноярске на востоке Сибири, то есть сравнительно близко к Дальнему Востоку. Поэтому верное для нас наверняка в основном верно и для Хабаровска. Русские семьи, в том числе православные, в основном малодетные, много вовсе бездетных среди нас. Среди переезжающих к нам православных меньше, чем среди уезжающих от нас. При этом приезжие иноверцы за редкими исключением так иноверцами и остаются. Вывод: обвала нет, но есть тихое угасание православия в Красноярске, а ведь наш город будучи админ. центром огромного Красноярского края ещё сравнительно благополучен.
НН10 августа 2020, 12:58
В.:/нельзя было найти специалистов-психологов на Дальнем Востоке,которые могли и штате работать? Люди летали через всю страну,нарушался график учебного процесса../-"Не было бы счастья, да несчастье помогло". Нашли бы у себя преподавателей - глядишь, до сих пор маялись бы. А так всё встало на свои места, не без потерь, конечно, но могло бы быть хуже. Согласна с ИОАННОЙ:/...рекомендацию духовника, то к отбору преподавателей следует относиться как минимум столь же серьёзно, не правда ли?!/. Такое впечатление, что преподавателей в семинарии по "бренду" ВУЗа приглашают... Слава Богу, в Хабаровске Господь всё расставил по своим местам, будем надеяться, что и в Москве Он расстроит вредоносный план.
Денис10 августа 2020, 12:55
Касательно выгорания, то - это, увы, норма, как среди священников, так и среди мирян. Разумно готовить будущих священников к тому, что ждёт и их лично почти наверняка, а не кивать на единичные исключения.
илия, холмск10 августа 2020, 12:52
Всё началось раньше, чем в 2012 году, когда по Дальнему Востоку в церквях, при возмущении прихожан, стали пропагандировать "борца с курением и водкой" экстрасенса "профессора" собственной "академии" Преображенского.
Денис10 августа 2020, 12:50
"Компетентные преподаватели-китаисты нам разъяснили минимальное требование к изучению китайского: минимум два часа практики ежедневно!" Значит надо изучать два часа в день. Мало того, что КНР восходящая сверхдержава и самая многонаселенная страна мира, так ещё и ключевой сосед для Сибири и Дальнего Востока. Иначе не наши миссионеры будут проповедовать китайцам Христа, а среди русских будет становиться всё больше конфуцианцев, буддистов и даосов усилиями трудолюбивых китайцев скрупулёзно изучающих именно русский язык.
Сергей10 августа 2020, 12:43
Не получилось... и даже "попытались развалить"! Надо смелее:Психология - от лукавого. Зачем нам психология? У нас есть святые отцы - у них надо всему учиться. Да и чего ею (психологией) заниматься? Ведь она, в лучшем случае, о временном радеет, а мы о вечном. Да и чего греха таить - конкуренты по душеведению нам нужны? Нет. Только вот одна загвоздка... Десятки лет искренней Церковной жизни - не дают результатов. Человек не меняется. Чувство и осознание собственной греховности, не становятся стимулами к изменению, а часто приводят к унынию и депрессии. А наша тяга к "чудесам" - не признак ли ускользающей веры? Было бы чудо собственного преображения - в храмы было бы не зайти!
Екатерина10 августа 2020, 11:54
Короче, отняли время, попытались развалить. И так сейчас ни на что времени не хватает. Самые умные и стойкие должны были самостоятельно необходимые предметы осваивать по ночам после аудиторных "опытов"? А были там такие? Недоучек выпустили? Сколько выпусков таких было? А теперь в Москве хабаровский опыт внедряют?
В.10 августа 2020, 11:35
Интересный опыт, хотя большей частью и отрицательный. Однако важно, что он может быть учтен в дальнейшем. Возник только один вопрос: настолько велико поклонение перед Москвой и Санкт-Петербургом, что нельзя было найти специалистов-психологов на Дальнем Востоке,которые могли и штате работать? Люди летали через всю страну,нарушался график учебного процесса...
Иоанна_ 10 августа 2020, 11:25
Я за то, чтобы в семинариях и других духовных учебных заведениях преподавали ТОЛЬКО православные христиане (хотя вообще-то до сих пор мне это представлялось само собой разумеющимся). Людей, религиозность которых покрыта туманом, надо отсеивать, даже если речь идёт о преподавателях иностранного языка или физкультуры. Если абитуриент должен предоставить рекомендацию духовника, то к отбору преподавателей следует относиться как минимум столь же серьёзно, не правда ли?!
Людмила10 августа 2020, 10:53
Огромная благодарность архиепископу Ефрему и А.Рогозянскому за эту публикацию, полезную для читающих и своевременную.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×