Господь пошел на Божественный риск при сотворении человека свободным. В том, чем рискует сам человек, – над строками Священного Писания разбираемся вместе с протоиереем Олегом Стеняевым.
– Отец Олег, если созданию человека предшествовал Совет Пресвятой Троицы, Которой ведома вся история человечества, значит, все учтено и нам надо только не выпасть из осуществления этого Замысла Любви? Что для этого надо осознать?
– «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему…»(Быт. 1:26). Святые отцы учат, что это совещание Лиц Пресвятой Троицы, которое предшествовало созданию человека, учитывало все, что может произойти с человечеством. Так как Бог не ограничен во времени и в Нем нет прошлого и будущего, а есть только настоящее, Ему известно все, что было, все, что есть, и все, что будет. Будущее и прошлое (в нашем понимании) для Создателя – всегда настоящее. Итак, перед созданием человечества учитывалось все, что впоследствии могло произойти с людьми.
Само слово «совет» или «совещание» только условно может быть использовано по отношению к Лицам Пресвятой Троицы, здесь более уместно употребить слово «волеизъявление». Ибо слово Бога – оно обладает творческой силою; и когда Господь говорит «да будет», то все сразу и сбывается. Совет Лиц Пресвятой Троицы действительно учитывал при сотворении человека, наделяемого свободной волей, что другие свободные существа – ангелы – неправильно распорядились этим даром, и третья часть их отпала от Бога.
Человечество и было создано, по учению святых отцов, чтобы восполнить число отпавших ангелов. И то, что случилось с их третью, не должно было повториться. Но предвидение Божие показывало, что должно произойти со всем родом человеческим; тогда и было проявлено Божественное волеизъявление, что если люди неправильно воспользуются даром свободной воли, то Сын Божий (третье Лицо Пресвятой Троицы) совершит дело искупления рода человеческого.
Главным средством в деле нашего искупления должно было оказаться Боговоплощение Сына Божия, Который по Божеству должен быть единосущен Богу Отцу, а по Человечеству Своему единосущен всему человечеству. Сын Божий в Самом Себе должен был исцелить поврежденную природу рода человеческого. Что и совершилось в явлении Сына Божия в этот мир «нас ради человек, и нашего ради спасения» и что особенно раскрылось в страданиях Сына Божия на Голгофском Кресте.
По Божеству – войдя в этот мир, по Человечеству – выйдя из него, Сын Божий и совершил служение примирения между Богом Отцом и падшим человечеством. «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус»(1 Тим. 2:5). Своею Кровию Он не только искупил наши грехи и преступления, но и исцелил нас от греховной смерти. Стяжал Церковь Свою Святую. Его Кровь обладает великой силой попалять грех, не только как совершившийся факт нашей жизни, но и как склонность ко греху, как закон греха, действующего в нас.
– Это происходит только и именно в Таинстве Причащения? А в чем смысл исповеди, если Кровью Господа попаляем грех?
– В Таинстве исповеди отпускаются грехи как конкретные поступки, а в Таинстве Причащения попаляется сама склонность ко греху. В этом смысле спасение человека есть действие евхаристичное. Спастись в православии означает именно – пресуществиться. К чему и призывает нас Сын Божий словами: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною»(Ин. 6:54–57).
В Благодарственном правиле по святом Причащении мы находим такие слова: «…пройди во уды моя, во вся составы, во утробу, в сердце. Попали терние всех моих прегрешений. Душу очисти, освяти помышления. Составы утверди с костьми вкупе. Чувств просвяти простую пятерицу». Иными словами, спасение, совершаемое силою искупительной Крови Сына Божия, есть всецелое исцеление нашей природы. Вот почему в православном понимании, в отличие от протестантского верования, термин «оправдание» тождествен термину «освящение».
– «Воля Божия есть освящение ваше» (1 Сол. 4:3). Как исполнить волю Творца?
– Сказано: «Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим. 6:4). Обновленная жизнь есть измененная природа, другое, новое бытие. Все сие совершается только во Христе и со Христом.
Сказано о Тайне Боговоплощения: «…открыв нам тайну Своей воли по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нем, в устроении полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под главою Христом»(Еф. 1:9–10). «Прежде положил в Нем» – и означает, что прежде сотворения человека о Сыне Божием и было благоволение Божие соделать Его Искупителем всего рода человеческого. Следовательно, и само приуготовление верных ко спасению совершилось прежде создания мира. Сказано: «…Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей»(Еф. 1:4–5).
О том, что Сын Божий должен был стать Жертвою Крови за грех человечества, было также решено на Предвечном Совете Лиц Троицы, до сотворения мира. Сказано, что мы спасаемся: «…драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена…» (1 Пет. 1:19–20).
Вся Святая Троица участвует в деле нашего Домостроительства (Спасения): Бог Отец благоизволил спасти людей через Своего Единородного Сына. Сказано: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную»(Ин. 3:16).
Сын Божий благоизволил исполнить сию Волю Отца Своего. Сказано: «Дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня»(Ин. 5:36).
Дух Святой благоизволил усвоять искупленным грешникам дар новой жизни во Христе и со Христом. Сказано: «Бог от начала, чрез освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению»(2 Фес. 2:13).
Итак, мы видим, что план нашего спасения был принят на Предвечном Совете Лиц Пресвятой Троицы, еще прежде создания мира. И осуществляется при участии благоизволения всех Лиц Пресвятой Троицы, такое благоизволение и называется Божественным Домостроительством, начало которому было заложено еще прежде бытия сего мира.
– Если все принято и решено еще на Предвечном Совете Пресвятой Троицы, в чем может заключаться роль человека – он же все только портит?
– Синергия – это не наше участие в деле собственного спасения, что едва ли возможно, но наш ответ на спасение как на дар Божий. Священник Иоанн Мейендорф справедливо уточняет: «Спасение и новая жизнь берут начало в Самом Боге, а не в каком-либо подчиненном или тварном посреднике». Самое часто повторяющееся евангельское изречение из всего корпуса Добротолюбия следующее: «…ибо без Меня не можете делать ничего»(Ин. 15:5). Следовательно, никакое проявления добра в нашей жизни нельзя считать чем-то собственно нашим и автономным. Нельзя все наши злые поступки приписывать силам зла. Грехи мы творим сами и своим свободным произволением, поэтому и несем за них персональную ответственность. Единственное, что мы действительно творим не от себя, так это добрые дела. Смотрите, что сказано в Православном Каноннике после вечерних молитв: «Аще что благое в сей день сотворил еси, не от себе бытии, но от Самого Бога, вся благая нам дарующего… Аще же что лукавое соделал еси, от себе самого и от немощи, или лукавого обычая и произволения, сие происходит…» Так что все зло мы творим сами, а все доброе через нас может делать только Бог. Как и сказано: «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов…»(Иак. 1:17). Праведность, равно как и сама жизнь человека, не есть некая автономная «вещь в себе». Сам Сын Божий, ничего не приписывал Самому Себе, напротив, Он говорил: «Я ничего не могу творить Сам от Себя…»(Ин. 5:30).
Богослов Владимир Лосский писал: «Понятие «заслуг» чуждо Преданию Восточной Церкви. Это слово редко встречается в духовной литературе Востока и не имеет того значения, какое имеет на Западе» (гл. 10). Святитель Григорий Нисский писал: «Как благодать Божия не может обитать в душах, уклоняющихся от своего спасения, так и человеческая добродетель сама по себе недостаточна, чтобы возвысить до совершенства души». Блаженный Августин, обращаясь к Господу, восклицал: «Ты даешь силу исполнить то, чему велишь исполниться» (Исповедь, 10:31, 45).
Еретик Пелагий учил: душа достигает благодати Духа Святаго посредством добрых дел, то есть заслуг. Православные учили, что само добро невозможно творить без помощи Духа Святаго. Посему то, что называется синергией (взаимодействием в деле спасения), есть не что иное, как воздействие Духа Святаго на наше свободное произволение. Если есть воздействие – есть результат, нет воздействия – тщетны любые наши человеческие усилия. Как и сказано о Господе Боге: «…Который отворяет – и никто не затворит, затворяет – и никто не отворит»(Откр. 3:7).
Ересь Пелагия, суть которой сводилась к тому, что человек многое может совершить в деле своего спасения сам, независимо от особой побуждающей на то благодати, была решительно осуждена Церковью, видевшей источник любого доброго побуждения в сердце человека как результат работы спасающей Благодати Духа Святаго. Пелагий нечестиво учил, что в человеке есть три составляющих – возможность действовать, воля к действию и совершение действия. Пелагий считал, что Бог контролирует только первое, то есть тело, и совершенно не контролирует ни волю, ни поступки человека. Но Библия учит, что даже язычники, «не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах…» (Рим. 2:14–15).
Святая Церковь настаивает на том, что человек без Бога ничего не может творить, как и сказано:«…ибо мы Им живем и движемся и существуем…»(Деян. 17:28).
Никакими своими собственными делами, добрыми или худыми, мы не сможем сделать ничего, но все творит прощающая Благодать Духа Святаго, исцеляющая нас независимо от наших добрых или злых дел. Равно как и все то подлинно доброе, что мы и можем сотворить в нашей жизни, будет являться результатом работы Духа Святаго в наших сердцах, а не результатом нашей «врожденной порядочности». Неискупленный Кровью Иисуса Христа человек не обладает силою и свободою творить подлинное добро. Для невозрожденного человека его нравственность – это товар, который он всегда стремится с выгодою для себя продать. Такая порядочность и нравственность не обладает никакой ценностью в глазах Бога. И более того, когда человек ценою своих земных фрагментальных заслуг стремится купить, приобрести для себя жизнь вечную, подобное граничит с богохульством.
Таким образом, мы, православные, видим оправдание и освящение в жизни нашей единой работой Духа Святаго. Мы творим добро, потому что возрождены; возрождены, потому что отвергли зло и избрали путь добра. И ничто ничему не предшествует, ибо нет праведности без благодати, и благодать не пребывает там, где грех. Все сие было совершено во Христе и со Христом еще прежде нашего рождения. Даже прежде сотворения мира, как и сказано: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах, так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей»(Еф. 1:3–5).
Да, жизнь христианина познается по плодам. Но плоды могут появиться только на древе, и только на таком, которое держат корни. Так и подлинное добро – оно невозможно без работы Духа Святаго в нашем сердце, без того преображения, которое возможно для души только во Христе и со Христом, как и сказано в Писании: «…вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя»(Рим. 11:18). Итак, кем-то или чем-то мы можем быть только во Христе, и мы ничто без Него, веровать так – и означает быть православным.
– Если мир создан Богом и животворится Им, то можно ли говорить, что и над неверующими есть благодать? И в чем отличие действия благодати в жизни верующего и того, кто далек от Церкви?
– Есть в богословии представление о двух основных видах благодати. Это – благодать предваряющая и благодать оправдывающая, или освящающая.
Благодать предваряющая распространяется на весь род человеческий независимо от религиозной принадлежности людей. Бог заботится и промышляет о всем роде человеческом. Его Промышление о нас следующее: сказано, что Бог «…хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2:4). Через заботу о каждом человеческом существе Бог проявляет Свое качество Любви (человеколюбия). Сказано: «…Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий [правду и являющий] милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех…»(Исх. 34:6–7).
Такая предваряющая, то есть призывающая ко спасению Благодать Божия действует над каждым человеком. Предваряющая благодать – именно и есть Божественный призыв к совести каждого человека. Но есть и оправдывающая, и освящающая благодать, которая действует только в жизни верующих людей. В жизни тех, которые ответили на Божественный призыв.
Такая благодать (освящающая и оправдывающая) действует только в жизни уверовавших во Христа Спасителя. Она имеет не временное (как благодать призывающая, предваряющая), но вечное значение.
Бог в настоящее время смиренно предваряет (призывает) души всех людей ко спасению. Сказано: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною»(Откр. 3:20). Но не все готовы ответить на этот призыв! Есть люди, которые так и не ответят согласием на призыв веры. Святые отцы учат, что для таковых, и именно из-за любви к ним, Господь попустил ад. Как можно прочитать у святого Исаака Сирина, «что даже бичуемые в аду испытывают бичевание любви. Мучения, исходящие от любви, то есть мучения тех, кто осознал, что согрешил против любви, тяжелее и горше страданий, причиняемых огнем».
Не надо забывать, что, по учению Церкви, свободная воля будет сохраняться у людей даже в аду. Познав бытие Бога в загробной жизни, но по своим преступлениям попав в ад, грешники возжаждут рая, и эта жажда причинит им невыносимые страдания. Они испытают такие угрызения совести, которые несравнимы ни с какими чувственными (телесными) страданиями. Не надо думать, что Бог виновник их страданий. Льюис писал: «Те, что в аду, сами выбирают его. Без этого собственного выбора ада бы не было… Врата ада заперты изнутри». Человек поселяется в аду уже в этой жизни, погружая свою душу в мир греха, страстей и искушений.
Равно и находящиеся в раю осознают, что рай начался для них еще на земле, когда они ответили на Божественный призыв предваряющей благодати. В этом смысле в этой земной жизни Господь заботится о всем Своем творении, а в будущей жизни сугубо будет заботиться только об уверовавших в Него. Впрочем, и попавшие в ад не будут полностью лишены промыслительной заботы о них со стороны Создателя. Они не захотели жить с Богом, отвергли Его во дни своей земной жизни, и Бог разрешил им жить в аду. Бог не ограничивает свободной воли человека, посему и сказано: «Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще. Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его»(Откр. 22:11–12). Человек получит ровно то, что заслужил! Не больше и не меньше. Для этого нам и дана земная жизнь, чтобы мы сделали свой выбор: в добре или во зле. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Бог не принуждает никого. Если Он хочет, а мы не хотим, то спасение наше невозможно не потому, чтобы хотение Его было бессильно, но потому, что Он принуждать никого не хочет».
Дух Святой в настоящее время сослужит и праведным и грешным. В праведных Дух Святой усиливает стремление к праведности, а на грешников воздействует обличением их совести (если хотите, тормозит их жизнь во грехе).
Но никто не существует, и не существовал, и не будет существовать совершенно без Божией Благодати. Если бы Бог отнял свою Благодать от кого-нибудь, то его жизнь моментально прекратилась бы. Сказано: «…ибо мы Им живем и движемся и существуем…»(Деян. 17:28).