(Окончание. Начало см.: Часть 1)
Важно, что я буду делать с тем, что дал мне Бог, потому что так устанавливается диалог, связь с Ним. И я становлюсь богообразным, богочеловеком и не умру вовеки. Святые живут вовек и являются людям. Они – истинные чада Божии, истинные люди. Поэтому евангелист продолжает:
«И, возведя Его на высокую гору, диавол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени, и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее; итак, если Ты поклонишься мне, то всё будет Твое» (Лк. 4: 5–7).
Он показал Ему не только царства, существовавшие на тот момент, но и будущие, и говорит:
– Хочешь мирового и диахроничного[1] царства? Чтобы Ты стал вечным и всемирным диктатором?
Мы уже говорили раньше, что если бы после Воскресения не последовало Вознесение Господне, то представляете себе, что было бы тогда? У нас имелось бы существо, которое сидит в Иерусалиме 2000 лет, выглядит как бог и никогда не умирает. Стоит его убить, оно опять воскресает. И знает всё. И во всё вмешивается. Это было бы абсолютной диктатурой, абсолютной мечтой диавола. Диавол об этом и мечтает и добьется своего в самом конце. На три с половиной года. Ты сделаешь вдох и выдох, а диавол уже будет об этом знать.
Диавол сегодня, конечно же, «электронный», ему очень нравятся чипы, компьютеры и т.п., и он со всем этим работает. Другого способа добиться своего у него нет. И мы сами будем работать на эту цель с помощью, по совету и под руководством диавола. Мы к этому идем.
Сегодня мы все «исповедуемся» (на весь мир). У меня нет хотя бы Фейсбука, ну а те, кто рассказывает о себе в интернете, у кого есть Фейсбук и т.п., они сообщают друг другу всё. Войдите ненадолго в YouTube. В следующий раз, когда войдете в него, он покажет вам всё, что вы смотрели в прошлый раз, потому что он узнаёт вас, он прекрасно знает, кто вы такой. И смотрит на нас через камеру, не так ли? Ой, как же здорово, как это круто!
Но эта прозрачность готовит нам нечто очень мрачное и жуткое. И если мы не чувствуем этого в атмосфере, то это потому, что спим, мы «хорошо проводим время». «А почему бы нам не провести хорошо время?»
«…И я, кому хочу, даю ее; итак, если Ты поклонишься мне, то всё будет Твое» (Лк. 4: 6–7).
– Как только поклонишься мне, всё это станет Твоим! Я помогу Тебе на тысячи лет быть абсолютным тираном над этим жалким и трусливым созданием – человеком. Он и хочет-то в основном одного: поесть да пару-тройку удовольствий, вот и всё, чего он хочет. А Ты как думал, что такое человек?
У диавола ничтожное понятие о человеке, крайне ничтожное понятие. А у Бога понятие о человеке чрезвычайно великое. У диавола ничтожное понятие потому, что он ненавидит человека, завидует ему, видит, что Бог покровительствует ему, и жутко завидует.
И вы видите, что Христос не ставит под сомнение слова диавола, не говорит ему: «Ну да! Так Я тебе и поверил», – Он словно говорит: «Я знаю, что всё твое. Но тебе не поклонюсь, потому что “написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи” (Лк. 4: 8)».
– Одному Богу Я поклонюсь, а не тебе. Власти Бога, представляющей собой диаконию и любовь, а не твоей власти, основанной на превращении другого в жертву. Божией власти, которая является самопожертвованием. Его царство и Его власть – это другое. И это другое Меня интересует.
Диавол тут терпит поражение, но, невзирая на всё, продолжает свое дело.
«И повел Его в Иерусалим, и поставил Его на крыле храма, и сказал Ему: если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя; и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею» (Лк. 4: 9–11).
Это самое тонкое и самое тяжелое из всех искушений. Искушения идут по нарастающей. Диавол думает, что Христос – это обычный человек, и обыгрывает немощь человеческой природы:
– Ты не можешь быть полностью уверенным, что Ты Сын Божий! Но я помогу Тебе узнать это! Прыгни вниз! И если Ты Сын Божий, то «на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею». Он пошлет Тебе ангелов, коли уж Ты такой избранный.
Какое страшное, какое тяжелое искушение! Знаете, как тяжело это искушение? Оно связано и с понятием магии. Что такое магия? Ты употребляешь имя Божие и добиваешься того, чего хочешь.
Это верх искушений:
– Если хочешь убедиться, что Ты – Избранник Божий, попробуй, проверь это!
Диавол, конечно же, хочет сказать, что «если ангел Тебя не поймает, когда прыгнешь, я поймаю Тебя!» – он этого здесь не говорит, но подразумевает. Не говорит Ему: «Прыгни, чтобы разбиться!» – а говорит:
– Не я ли привел Тебя сюда? Я поймаю Тебя! Не бойся! А ну-ка давай посмотрим, поймает ли Тебя Бог? Или Ты упадешь в мои объятия, и окажется, что я и есть тот, кто Тебя знает и любит. И я знаю, чего Ты хочешь, – я, я!
Понимаете, какое это страшное искушение?
– Ты не разобьешься, я Тебя поймаю. Ты упадешь в мои объятия, и потом я Тебе покажу всё. Я знаю!
Диавол постоянно говорит Ему это «я знаю». Это ад.
– Я знаю, каков человек, знаю, чего он хочет. Прыгай давай! Тебе не стыдно бояться?
Христос отвечает выражением, которого мы не ожидаем. Он не говорит ему: «Я знаю, что Я Сын Божий, и не нуждаюсь в том, чтобы ты показывал Мне это». Мы ведь этого ждали, по крайней мере я. Чтобы Он сказал: «Ну что, дружок, а здесь ты обознался». Так Он естественным образом открыл бы, Кто Он, но Он не хочет этого открывать. Почему? Если бы Он открыл, Кто Он, то диавол никогда больше не подошел бы к Нему. И не распял бы Его, а держался бы от Него подальше. Но Христос и здесь ставит ему подножку и говорит:
«Не искушай Господа Бога твоего» (Лк. 4: 12).
И тем самым дает и нам совет: не искушай Бога. Одно дело – чтобы Бог тебя спас, когда ты в опасности, и другое – ввести Его в искушение. Как говорят некоторые: «Я сделаю одно, другое, третье, а потом покаюсь!» Вот искушение, в которое ты вводишь Бога. «Бог есть любовь, не так ли? А я слабый человек. Поэтому сделаю всё это, а в конце покаюсь! И внесу пожертвование на какой-нибудь храм!»
Думаешь так: «Сделаю то, другое, третье – а потом покаюсь». Это искушение, в которое ты вводишь Бога!
Ни пожертвование ты не успеешь внести, ни покаяться: Бог в искушение не входит. Одно дело, когда человек падает, причем подвизаясь. Есть падения, которые Бог вменяет в святость, потому что им предшествовала борьба. И другое дело – сказать: «Смотри, я причиню другим боль, а в конце Он меня спасет!» Спасет, но только не Бог, а другой тебя «спасет», и это «спасение» будет страшным.
У диавола нет доброты, всех, кто на него работает, он потом уничтожает. Знайте это. У всех, кто занимался такими делами, магией, конец был очень плохим. У всех, кто работает с заповедями диавола. У него ведь тоже есть свои заповеди, только противоположные Христовым. Возьмите Нагорную проповедь, переверните ее – это и будут заповеди диавола.
- Не будьте милостивыми, потому что это глупость.
- Не будьте миротворцами, потому что вас уничтожат.
- Не будьте смиренными, потому что вас затопчут.
- Не будьте чистыми сердцем, потому что не будете понимать мерзость других.
- Не будьте искренними, не поступайте справедливо, потому что остальные люди несправедливы. Совершай и ты несправедливость, чтобы выжить.
Это великие искушения человечества. Сюда, в это падение, входит многое:
– Оставайся пьяницей, в конце ты спасешься! Соверши прелюбодеяние раз 10–12 – мы же современные люди! Бог тебя спасет. Укради, потому что сегодня все делают так, и Бог спасет тебя от тюрьмы. Клевещи, разрушай, соверши свое удовольствие, и Бог тебя спасет!
Но, конечно же, никто не спасается, знайте это: «Бог поругаем не бывает» (Гал. 6: 7), над Богом невозможно насмеяться. Его любовь необъятна, но Он не позволяет, чтобы эту любовь унижали. Потому что любовь бывает унижена, когда мы над ней смеемся. Бог может принять человеческую немощь, затруднение, падение. Он проявляет снисхождение, когда человек чего-то не понимает, но никогда не принимает наглости: «Я буду совершать грехи, а Ты за мной будешь всё исправлять».
«И, окончив всё искушение, диавол отошел от Него до времени» (Лк. 4: 13).
До времени. Диавол потерпел свое первое крупное поражение. Он больше не сможет искушать Его внутренне, только внешне: он настроит людей против Него. Как это и произошло. Сначала диавол старается искусить нас. А когда не добивается своего, настраивает против нас людей. Но это уже более легкие искушения. Тяжелые искушения – это три первых, когда человек внутренне прогибается и реально включается в игру, более или менее пагубную для него. А это уже вторая фаза искушения.
«И возвратился Иисус в силе духа в Галилею; и разнеслась молва о Нем по всей окрестной стране. Он учил в синагогах их, и от всех был прославляем» (Лк. 4: 14–15).
Это первый, «счастливый» период Христа – Его прославляют все. Почему? Потому что Святой Дух свидетельствует о Нем и диавол с Ним не воюет. Диавол в этот момент собирает «резервы», чтобы начать новую войну, но сейчас Христос победил, и Святой Дух прославляет Его – уже с первого момента.
Все идут ко Христу – нечто такое, чего человечество буквально никогда не видело. Потому что, как мы сказали, Он говорит как власть имущий, а не как учители и книжники. Он Сам – Истина и говорит как Истина, это говорит Сама Истина. Так что Он пользуется огромной славой, но это продлится недолго из-за второго вмешательства диавола, который настроит людей против Него.
Хочу подчеркнуть, что эти искушения касаются каждого человека. У каждого бывает искушение едой – не потребность в еде, а искушение едой. Потребность – это естественно, а искушение – нет. Мы таким образом испытываемся. Когда у нас есть пропитание, нам этого достаточно. А если появляется излишек – это уже проблема. Знайте это. Потому что есть люди, которые незаслуженно страдают из-за нехватки еды. Деньги, которые у тебя есть в избытке, ты их кому-то должен. То, что я говорю, сурово. Но это правда. Ну ладно, не все их должен, но какую-то часть.
Как-то один человек сказал мне:
– Мы хотели бы сделать что-нибудь духовное для молодежи.
Я ответил ему:
– Подайте милостыню.
Хочешь сделать что-нибудь духовное? Подай милостыню!
Я абсолютно уверен, что милостыня дает великое дерзновение пред Богом. Бог хранит милостивого и его близких как зеницу ока. Скажем, у тебя есть 50 тысяч евро, и ты говоришь: «Я держу их для своего ребенка». Это естественное состояние, так поступают и лисы, и куницы, и медведицы, но Бог от тебя ждет другого. Чего же Он ждет? Чтобы ты увидел детеныша ближнего, как он бьется, трудится, прилагая неимоверные усилия, и сказал ему:
– Иди сюда! Вот тебе небольшая помощь сейчас, когда ты женишься! Возьми! Из моих 50 тысяч я отдаю тебе 15–20!
И тогда посмотришь, что сделает Бог с твоим ребенком. Мы видим это каждый день, потому что Бог жив. Особенно в такие тяжелые времена, как наше.
Но только человек держит всё для себя, а потом заболевает и отдает 10 тысяч на врачей. А если бы отдал эти 10 тысяч раньше, то не заболел бы. Это так же просто, как я сейчас говорю. Бог о нем позаботился бы.
Это говорили все великие духовники, которых мы знали.
Как-то один врач пришел к отцу Епифанию (Феодоропулосу) и признался, что крадет лекарства. Старец сказал ему:
– Знай, что, если будешь продолжать делать это, отдашь их на лечение собственных детей. Так что остерегись!
Но он его не послушал, и действительно так и вышло.
Сегодня люди страдают оттого, что сами поддаются искушениям. Мне рассказали об одной супружеской паре из Салоник. Поехали они в Швейцарию на Рождество Христово. У них водятся деньги, и они за 5 дней потратили 20 тысяч евро. А как можно потратить 20 тысяч за 5 дней? Если только швырять их направо и налево, приговаривая: «Возьми! Возьми!»
И вот вернулись они домой и отправились к моему знакомому врачу-психиатру, оба на пределе от бесконечных ссор и вот-вот готовые развестись. И сейчас у них идет бракоразводный процесс. А если бы поехали в Швейцарию и вместо того, чтобы тратить 20, потратили бы 10 тысяч, а оставшиеся 10 раздали бы своим сотрудникам, которые работают за 400 евро в месяц, то Бог послал бы им сугубую благодать, укрепил бы их брак, жизнь. Понимаете?
Еще одно искушение – это искушение властью. Сегодня мы как безумные спешим одержать верх над другими, не так ли? Но зачем тебе господствовать над другим? Разве человек создан для власти и денег? А может, он создан для славы Божией, для радости в Духе Святом и покоя в этой жизни? Зачем тебе быть первым? А если ты не первый, то тебе так и хочется всё время отстреливать других, схватить пулемет и стрелять по каждому, кто приблизится к тебе.
А другие, конечно, тоже стреляют по тебе. Какой же замечательный способ существования у нас получается – стрелять и быть отстреливаемым! Поэтому отцы и говорят: «Не сравнивай себя с другими». У тебя перед глазами есть Бог, и этого достаточно, не ищи, чего другие достигли, а чего нет.
Не сравнивай себя с другими. У тебя перед глазами есть Бог, и этого достаточно
Вы видите здесь искушение властью, потому что власть по существу – это боль и огромная ответственность. Не правда ли? Власть – это несение долга, а не только «я загребаю себе и наслаждаюсь».
Сегодня люди по горло увязли в искушении властью. Помню случай, и таких много. У дочери одной женщины появились нормальные отношения, она влюбилась в молодого мужчину на 10 лет старше себя. Ей 20, ему 30. Но мать воспротивилась тому, чтобы этот брак состоялся, потому что, видите ли, зять оказался слишком взрослым. Я тоже был некоторым образом замешан в это. И сказал родителям:
– Он же молод! Для Бога эта разница очень хороша.
Но они сделали всё, чтобы разлучить их. А результат? Сейчас этой женщине 40, и она живет с 20-летним парнем (как же иногда устраивает Бог!), у которого большие проблемы со здоровьем. Продолжать дальше эти отношения невозможно, но они, несмотря на всё, живут вместе.
Беда в том, что ты своей волей вводишь Бога в искушение. Поэтому мы и говорим о послушании. Послушание – это великое дело, оно избавляет от многого. Иногда мы сразу этого не видим, только со временем. И тогда поражаемся благодати, имеющейся у послушания.
Своей волей ты вводишь Бога в искушение. Поэтому мы и говорим о послушании
Для этого надо просто пойти к духовнику и спросить: «А что мне делать по такому-то вопросу?» – не потому, что духовник непременно обладает прозорливостью, а потому, что то, что ты сделаешь, будет богоугодным, угодным Христу, Который оказывал послушание всю жизнь. Бог просвещает духовника, он говорит тебе несколько слов, ты их исполняешь и спустя годы сможешь сказать: «Ах, как же я избавился от той беды!» Это так. Потому что ты делаешь вот этот жест (берешь благословение). В противном случае ты искушаешь Бога и говоришь: «Я сам всё знаю! А Ты мне помоги!» Но как же ты одновременно и знаешь, и хочешь помощи?
Мне надо ограничивать свои нарциссические и себялюбивые желания. Всякое желание себялюбиво по своей сути. А в послушании я доверяюсь другому человеку – духовнику. Не потому, чтобы другой был во что бы то ни стало святым, это очень тонкий момент, это совсем необязательно, а потому, что это – мое движение.
В «Добротолюбии» в одном месте говорится, что кто исповедуется, тот получает ответ в Святом Духе по своей вере, а не по тому, что непременно знал духовник. И все, кто контактирует с такими людьми, знают, что это правда. Важно не вводить Бога в искушение – это нам не на пользу. Если не было на пользу Христу, то неужели будет на пользу нам?