Всеволод Чухаркин – директор Агентства знатных событий «Жили Были» и Музея живой истории «Живое Былое», организатор больших городских событий, педагог старинных игр, строитель и начинающий фермер.
Чухаркин Всеволод Валентинович, 34 года.
Область деятельности: исторический ивент, музейная и педагогическая деятельность, загородное строительство, фермерский кооператив.
«Человек Богом создан на просторе и для простора»
– Я деревенский житель с городским бэкграундом. Построил дом, держу коз, кур и кроликов. В деревню я переехал, потому что она чуть ближе к раю. Или, проще говоря, к нашей естественной среде обитания. Адам ни до, ни после изгнания не ограничивал себя каменной коробкой. Москва века девятнадцатого – это все еще большая деревня по своей сути. Посмотрите на картину Поленова «Московский дворик»: избы, калитки, куры, гуси, пыльная деревенская дорога… А сегодня она – уже мегаполис, враждебная человеку среда обитания. Обратное мнение несложно опровергнуть – буквально одним вопросом. Москва вообще благоприятна для многодетной семьи? С пятью, восемью детьми? У вас много знакомых, кому под силу купить пятикомнатную квартиру в Москве? И многие, даже верующие пары говорят: мы пока не заработали на жилплощадь, подождем с детьми. А действительно, куда здесь детей селить? Ну, один, двое, и то слава Богу.
А многодетность сейчас, в условиях вымирания страны – это пять, восемь детей. И такое количество должно быть не чем-то из рук вон, оно обязано нормальным явлением стать. Кто-то скажет: «Да о чем ты?! У нас планета перенаселена». Где-то, может быть, и переселена, но не в России уж точно. Нас, кажется, 140 миллионов? В США – 330, на минуточку. Не захотим заселить свою родную землю – Господь отдаст ее возделывать другому народу, кому нужнее. Но как православному христианину, мне бы хотелось, чтобы заселял мою страну православный народ. Почему? Просто потому, что, когда я смотрю на глобус, мне грустно. Вот две тысячи лет после Христа прошло. Сколько стран сохранили Православие? Несколько. Кто из них занимает подавляющую территорию? Так исторически сложилось, что мы. Так кому быть катехоном последнего времени? Глобус вам должен подсказать. И всем нам, православным, стоит начать этому соответствовать. Поставить Господни заповеди во главу угла, на всех уровнях – и общества, и государства.
А что касается выбора места для жизни, так спасаться можно и в деревне, и посреди шумного мегаполиса. Только последний все-таки, повторюсь, несколько враждебная человеку среда. Экологией, ценами на жилье, временем на дорогу, теснотой, казенностью всего окружающего. Человек Богом создан на просторе и для простора.
Ни подъезд, ни двор, ни бульвары и площади города не есть ваше личное пространство. За вас там положили плитку, сделали дорожки, посадили деревья – это не ваше. Даже площадку своим детям не вы поставили. А ваше заканчивается лестничной клеткой за дверью вашей уютной бетонной коробки. Выйти из своего дома на свою землю, где тобой разбит сад, тобой проложена дорожка, пострижена трава, твоими руками сколочена скамья, – это важно для человека. Вы на своей земле сделаете то, что нужно вам.
Если не привита любовь к земле, человеку сложнее пустить корень во взрослой жизни. А его сегодня всячески оттаскивают от оседлости
Если человек лишен этой жажды хозяйствовать, у него как будто крылья обрезаны. Если не приучен с детства к труду, если не привита ему любовь к земле – тогда ему, на мой взгляд, сложнее пустить корень во взрослой жизни. Ведь современного человека всячески оттаскивают от оседлости, от этой корневой системы. Арендуй дом, квартиру, машину… Всё быстро, без заморочек. Фастфуд, каршеринг, возможность в любой момент сорваться на теплый лазурный берег. Это и удобно, но, по большому счету, кочуя всю жизнь табором, не наживешь имения ни себе, ни детям. И это с детства заложенное кредо проецируется в человеке на все сферы его жизни – на отношения, на подход к работе, даже к дружбе между людьми. Сплошной фастфуд, помноженный на культ известного тельца. Конвейер из быстрых денег и быстрых эмоций.
А теперь возьмите человека, в котором с детства воспитали ответственность, монументальный подход к каждому делу и любовь к родной земле, чувство своей земли, к тому же познакомили с родной культурой. Это ведь евангельская притча про хозяина виноградника и его наемников. Если это твой виноградник, твой сад – ты и не расхитишь его. Ты соберешь урожай, чтобы отдать семье. Ты будешь возделывать его так, чтобы он преумножался через год и через десять лет. Сможет ли такой человек возами уводить из виноградника в оффшоры? Нет. Он хозяин своей земли. Это его надел, его родное земное Отечество.
Древняя Русь в XXI веке
– Деревню я всегда любил, но окончательно устал от Москвы годам к тридцати. Родился и вырос на Пятницкой, в Замоскворечье. Но за весь период детства ярче всего запомнил лето. А лето всегда проходило в деревне. Отец выучил столярничать, любить труд, как физический, так и творческий. Отсюда моя детская любовь к писателям-деревенщикам, Шукшину и Белову. Еще в юности увлекся историей Древней Руси, пришел в движение исторической реконструкции, занялся историей и фехтованием. И эта моя любовь к историческому прошлому постепенно вылилась в профессиональное русло. Начались какие-то коммерческие выступления, организация праздников в средневековой стилистике. В 2009 году я организовал свой первый историко-культурный фестиваль «Щуров Мост» в городе Суздаль. На него приехало более 2000 гостей и около сотни реконструкторов из разных городов России. Стандартная, впрочем, была программа для таких фестивалей: военно-историческое шоу, мастер-классы, турниры, исторические аттракционы, вечерний концерт. Затем были фестивали в разных областях, пошли заказы на исторические шоу, квесты, дни рождения, тимбилдинги.
Так родилось мое Агентство знатных событий «Жили Были», которое создает праздничные, культурные и образовательные проекты в тематике истории России с X по начало XX века. Я называю этот период «Русским тысячелетием». Мы организуем как масштабные фестивали, так и более камерные праздники, деловые и семейные. День города Москвы, фестиваль «Крымская весна» на Манежной площади, Масленица, Пасхальный фестиваль, День народного единства, исторические фестивали в разных городах и весях.
Тверская улица – а у нас разбиты шатры русской и наполеоновской армий, всюду солома, бочки, сундуки, артиллерийский расчет…
Как-то проводил военно-историческую инсценировку по войне 1812 года, в день открытия привез в рюкзачке 20 кг пороха. Тверская улица, всюду ФСО, ждем Собянина. А у нас разбиты шатры русской и наполеоновской армий, всюду солома, бочки, сундуки, артиллерийский расчет… По документам этот порох провел как «хлопушки». Мушкеты заварены, но звуковое сопровождение в них осуществляется путем засыпки именно пороха. Шоу весьма удалось, градоначальникам понравилось; правда, все близлежащие кафешки и людей распугали. Вся площадь была в дыму, к тому же громкие залпы.
Тогда мы показали массу мастер-классов и провели настоящий бал эпохи, с постепенным вовлечением зрителей. В таком формате «русской живой истории» мы проводим и дни рождения, свадьбы, выпускные. Как-то проводил подобный частный праздник для первых лиц. Тогда-то я и узнал от представителя заказчика, что бывают неглаженые коровьи шкуры и в какую сторону смотреть можно, а в какую нельзя. Я честно не смотрел…
Но отраднее всего, конечно, организовывать какой-нибудь православный фестиваль. На одну нашу площадку как-то приходил Святейший Патриарх, собственноручно отпечатал на реплике книгопечатного станка XVII века памятный оттиск. Как раз на Пасхальном фестивале в Москве.
Здесь мне важно отметить, что мы не просто развлекательные мероприятия проводим. Мы все-таки занимаемся популяризацией русской истории и культуры – и в том числе культуры игровой. У нас целый образовательный курс по старинным подвижным играм и ремеслам для разных возрастов. В первую очередь ради этой образовательной миссии я в 2017 году открыл Музей живой истории «Живое Былое».
Есть одна подспудная цель во всех проектах «Жили Были» – зажечь в людях интерес к своему национальному прошлому. Вернуть, так сказать, русскому человеку его самоидентификацию. Кто он посреди этого мира глобализма? Русский. И вот за плечами тысяча лет – культуры, традиций, игр. Мы стараемся осуществлять это через правдивые исторические образы, старинные ремесла, через забытые подвижные игры. Дети, к слову сказать, сегодня практически перестали играть во дворах. И мы продвигаем тематику традиционных народных игр – это огромный пласт русской культуры. У нас несколько сильнейших знатоков этого предмета, сам я тоже стал педагогом традиционных игр.
Мы обучаем традиционным народным играм – это огромный пласт русской культуры
На каждый наш фестиваль или праздник я стараюсь заявить хотя бы одну игровую площадку, и в восторге обычно остаются не только дети, но и взрослые. Люди подходят, сердечно благодарят. Мне особенно приятно, когда вот так подходят отцы. После одной игровой программы к нам подошел папа ребенка, с которым мы играли. Пожал всем руку и сказал: «Вы не только моему сыну объяснили, каким должен быть настоящий мужчина, но и мне напомнили».
Мы проводим лекции и семинары по традиционной народной культуре. Проводим выездные уроки в воскресных и общеобразовательных школах, гимназиях. Причем учитель приезжает к детям далеко не с пустыми руками и в костюме эпохи, которой посвящен урок. Наша лекция всегда интерактивна, ее дополняют мастер-класс, историческая викторина и игровая часть. Получается увлекательное занятие с погружением.
Музей, ожививший историю
– Отдельно хочу рассказать про наш музей «Живое Былое». Однажды я понял, что у нас скопилось много исторического реквизита, который между проектами просто где-то на складе лежит. Костюмы, вооружение, предметы древнерусского быта, шатры, мебель, деревянные телеги, бочки и прочее. Вдобавок у нас к тому моменту сформировался целый список выездных программ. Так у меня родилась идея создать уникальное образовательное пространство. Я арендовал недостроенный дом в усадьбе Ромашково, это 3 км от Москвы, недалеко от Барвихи. Мы сами сделали всю внутреннюю отделку – полы, стены, потолок, электрику – и открыли там Музей живой истории «Живое Былое».
Музей оформлен весьма аутентично – как некая дружинная зала Х века – и включил в себя экспозицию предметов материальной культуры Древней Руси, школу старинных игр и ремесел и площадку для подвижных занятий. Музейная экспозиция интерактивна, всё можно потрогать, даже примерить на себя, понять функциональные особенности старинных предметов.
На нашем уроке живой истории освещаются многие аспекты жизни в Древней Руси: как жили, во что одевались, как ходили в военные походы, чем спасались от дождя в условиях отсутствия непромокаемых материалов в то время. В какие игры играли. Урок плавно перетекает в один из мастер-классов – например, древнерусского письма гусиным пером, – а затем мы выходим на улицу, на нашу игровую площадь и все вместе играем в целую череду подвижных старинных игр под живую музыку. Игровая часть программы переходит в «богатырский блок»: обучаем стрельбе из средневекового лука и фехтованию на мягких безопасных мечах. Одна из программ заканчивается настоящим концертом древнерусской гуслярной музыки за дубовым столом и с иван-чаем.
Я хочу, чтобы все наши гости увозили из музея практическое знание, во что они будут играть со своими детьми во дворе или в деревне. Меня часто спрашивают, чем, скажем, можно в домашних условиях заменить средневековый кожаный мяч, набитый лоскутками ткани и необходимый для ряда игр. Современные мячи не подходят для этой игры, поскольку отскакивают от поверхности, а должны просто ложиться на землю при броске. И мы советуем родителям простое изготовление из подручных средств: к примеру, плотно скомкать бумагу шариком и обмотать скотчем. Вот так – всего-то бумага и скотч, чтобы родная культура стала ближе!
Русская традиционная культура в представлении большинства наших соотечественников – это такой гибрид из лубка, матрешки и балалайки. Вместо аутента нам предлагается суррогат. Много раз я слышал от наших посетителей: «А мы думали, что русское народное – это что-то пошлое и некрасивое». И вот через эту подмену ценностей утрачивается любовь к родине. Что плавно приводит нас к культурному вакууму.
Мы хотим, чтобы в нашей программе поучаствовало как можно больше людей, поэтому практически вся экспозиция музея выездная. Для экспонирования на природе у нас есть древнерусские шатры. Мы можем привезти музей в любое условленное место: на храмовое подворье, в усадьбу, в городской парк, на школьный двор или стадион, в чистое поле или на Красную площадь.
У музея есть следующая цель, к которой мы движемся, – открыть Русский Культурный Центр в Москве или Подмосковье. Это одновременно образовательный, досуговый и духовно-просветительский проект, он инновационный по своей подаче и традиционный по содержанию. Этот культурный центр будет интересен для всех возрастов, для него проработана «мягкая школа» даже для годовалых детей. У нас практически всё готово для его открытия – и все курсы, и педагогический штат, и даже необходимое оборудование. Не хватает только самого дома для центра – помещения или здания, которое могло бы быть передано на безвозмездной или льготной основе.
На землю предков
– Из Москвы я окончательно переехал в прошлом году. В деревне, откуда по материнской линии мои деды проживали минимум до шестого от меня колена, я построил замечательный дом. За основу взял скандинавскую технологию. Каркасное строительство – это быстро, недорого и энергоемко. Если всё делать правильно, это быстровозводимые и теплые дома, они не дают усадку, как бревно, и стоят в разы дешевле.
Почти сразу после переезда мы с женой завели кур, кроликов и альпийских коз. Козы расплодились, и сейчас их вместе с козлятами 11. Положа руку на сердце – сложно! Козлят, наверное, буду продавать. Никто не знает, что у нас начнется с сентября, сможем ли мы жить деятельностью музея, фестивалей, всех наших культурно-образовательных программ. Но по крайней мере у нас есть свои молоко и яйца. Вести полноценную жизнь на земле я не могу – для этого нужно как минимум 4 гектара на семью, а у меня всего 20 соток. И всё равно я ни за что не променяю деревню на Москву. Приедешь в нее по делам раз в неделю, на несколько часов буквально – а уезжаешь, словно лимон выжатый.
Мир деревни – мир будущего
– Этой весной у нас с друзьями родилась идея фермерского кооператива. В московском регионе их не более двух-трех, и это, как правило, крупные фермерские хозяйства или фермеры, которые ориентированы по ценам на средний класс и выше. А мне хочется, чтобы больше людей питались натуральными продуктами, а у микрофермеров были покупатели. В процессе реализации идея выросла из фермерского кооператива в Кооператив настоящей жизни «День Деревень». У него четыре составляющих: интернет-магазин фермерских продуктов, строительство каркасных домов и храмов, ремесла и досуг. В ближайшее время можно будет зайти на сайт Кооператива настоящей жизни «День Деревень», заказать фермерские продукты и в подарок получить кооперативную карту, дающую единую скидку на все наши проекты – и на продукты, и на строительство, и на досуговые проекты. Получается некий православный клуб, только без членских взносов.
Вторая услуга, которую мы предоставляем, – строительство домов по уже упомянутой скандинавской технологии. Мы их строим с минимальной добавочной стоимостью; итоговая цена дома не имеет аналогов на рынке. И это понятно: строительные компании обычно платят своему офисному персоналу, снимают этот офис, кто-то и целый демонстрационно-выставочный городок… Нам ничего этого не надо. У нас прекрасная бригада, православная, непьющая. Кроме того, мы помогаем подобрать землю под строительство и не делаем на это никаких агентских наценок. На прошлой неделе по моей наводке одна верующая семья приобрела свой участок мечты, на этой почве мы подружились семьями. А друзья всегда помогают друг другу. Вот вам и кооператив.
Ремесленникам мы готовы помогать с реализацией их продукции. А досуг – это наш Музей живой истории и православные детские лагеря.
Испокон века на земле выживала только община. И сейчас выход – это кооператив, который собирает людей одного духа
Чем больше будет отток из города, тем легче будет жить на селе. Испокон века на земле выживала только община. Бирюком сложно прожить. Сейчас выход – это кооператив, который собирает людей одного духа. У меня, например, сосед шьет, я дою коз, третий открыл школу, куда даже из города приезжают записываться. Сообща можно наладить жизнь в деревне. Практически идеальный вариант, целая территория для настоящей жизни – это поселок единомышленников, совершенно разносторонних людей, единых в своей православной вере и разных по профессии: козоводы, пекари, столяры, педагоги, айтишники, пиарщики, художники… И внутри поселка есть точки роста, точки притяжения туристов, точки постоянного заработка. Пока не буду раскрывать конкретику. Но такой проект готов, он уникальный на сегодня и ждет своего часа.
Святая блаженная Матрона говорила, что мы от сохи ушли, к сохе и вернемся. Но мне кажется, эта история не про то, что благополучие останется в мегаполисе, а на селе будет скудное житие. Что, оставляя город, человек должен будет оставить и хорошие дороги, и красивую одежду, и капучино в бумажном стаканчике. Я думаю, что как раз наоборот. Жизнь на селе станет благоустроенней и проще.